Общая характеристика рынка информационных услуг и продуктов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика рынка информационных услуг и продуктов



Под рынком информационных услуг и продуктов принято по­нимать совокупность экономических, правовых и организацион­ных отношений по торговле между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями). Рынок характеризуется опре­деленной номенклатурой предлагаемых услуг и продуктов, а так­же условиями и механизмами их предоставления и ценами. Формирование устойчивого и относительно обособленного мирового и национального рынка в информационной сфере началось в середине 1950-х гг. В настоящее время этот рынок получил значительное развитие, однако на нем наряду с недав­но появившимися услугами и продуктами сохраняется большая часть традиционных услуг и продуктов. До середины 1960-х гг. основными поставщиками на этом рынке выступали службы новостей и агентства прессы, а также информационные службы банков, работающих на коммерческой основе. Кроме того, ак­тивно развивались информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государствен­ных учреждений и учебных заведений. Услуги включали новости, распространяемые по телеграфным каналам, информационные издания, распространяемые по подписке, библиотечное обслужи­вание и копирование первоисточников. С начала 1960-х гг. параллельно с рынком традиционных информационных услуг начал формироваться рынок услуг элек­тронной обработки и передачи данных. С середины 1960-х до середины 1970-х гг. важным видом услуг на рынке информации стали базы данных, содержащие вначале библиографическую, фактографическую и справочную научно-техническую инфор­мацию, а в дальнейшем — все в большей степени торгово-эко­номическую, статистическую и профессиональную информацию. В рамках информационного рынка специалистами ЮНЕСКО выделены три основных сектора:

• информация — деятельность по подготовке и продаже ин­формации;

• информационные услуги — деятельность по обработке и рас­пространению информации;

• средства обработки информации — производство оборудо­вания, необходимого для подготовки и распространения инфор­мации и информационных услуг.

В секторе рынка средств обработки информации, в свою очередь, можно выделить:

• рынок технических средств обработки информации, к ко­торым относится оборудование, необходимое для функциони­рования индустрии информации (средства вычислительной тех­ники, оборудование связи, множительная и полиграфическая техника и др.);

• рынок программных средств промышленно-производ­ственного назначения (программные изделия, которые имеют материальный носитель, являются творческим, авторским про­дуктом и используются как инструмент для решения задач пользователей);

• рынок услуг, направленных на поддержание функциони­рования предприятий сетевой экономики

Все эти классификации не абсолютны и довольно условны. Например, персональный компьютер, относящийся к техничес­ким средствам обработки информации, может быть продуктом потребления конечного пользователя для решения своих задач с использованием программных продуктов.

Что касается деятельности по подготовке информации, то традиционно выделяют три обособленных сегмента.

1. Деловая информация:

• биржевая и финансовая информация о котировке ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и ка­питалов, инвестициях, ценах и т.п., предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями, банками;

• экономическая и статистическая (демографическая, соци­альная) информация в виде рядов динамики, прогнозных моде­лей и оценок, предоставляемая государственными службами, а также компаниями, занятыми соответствующими исследовани­ями, с разработками и консалтингом;

• деловые новости в области экономики, бизнеса, предо­ставляемые специальными государственными или частными службами.

• Коммерческая информация о деятельности компаний, фирм, предприятий, направлениях работы и связях, сделках, руководителях, предоставляемая как самими фирмами, так и организациями, специализирующимися на маркетинге, консалтинге и т.п.;

2. Информация для специалистов:

• профессиональная информация (специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, инженеров, преподавателей и т.п.);

• научно-техническая информация (документы, библиогра­фия, реферативные сборники, справочная информация и дан­ные в области фундаментальных и прикладных естественных, общественных и технических наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности);

• первоисточники, доступ к которым осуществляется через библиотеки и специальные службы (предоставляются в виде фотокопий и микрокопий и т.п.).

3. Массовая потребительская информация:

• новости и литература (информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии);

• потребительская и развлекательная информация, ориентированная на домашнее использование, которая охватывает общие и местные новости, сводки погоды, расписание транспорта, предложения по обмену, услугам (путешествия, аренда дачи, прокат товаров и т.п.).

С появлением информационных продуктов и услуг в экономике России сформировался соответствующий российский информационный рынок (ИР),характеризующийся своим особенностями, проблемами и тенденциями развития и оказывающий существенное и постоянно растущее воздействие на общеэкономическую ситуацию.

В составе российского ИР можно выделить следующие основные сектора:

• рынок информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

• рынок информационных продуктов и услуг;

• рынок программных продуктов;

• рынок телекоммуникаций и средств связи;

• рынок средств информатизации (ЭВМ различных типов
периферийное оборудование, оргтехника, комплектующие
принадлежности).

На информационном рынке информационные и телекоммуникационные технологии могут выступать в различном качестве:

• как товар — продукты потребления различных субъекта рыночных отношений;

• как средство производства товаров и услуг — производственные ресурсы предприятий различной отраслевой принадлежности;

• как основа для слияния различных сфер производства потребления продуктов и услуг;

• как один из системообразующих элементов информационного пространства, являющегося основой для развития национальной информационной инфраструктуры.

Подсек­тор информационного рынка представляется прибыльным ви­дом бизнеса и может быть условно подразделен на пять направ­лений:

1) рассылка вопросников пользователям;

2) работа непосредственно с потребителями через организа­цию специальных встреч с пользователями для выявления не­обходимости разработки и внедрения новых программных про­дуктов. В Западной Европе с начала 1980-х гг. в рамках развития информационного рынка осуществлялся целый комплекс рек­ламных, пропагандистских и маркетинговых мероприятий, орга­низовывались специальные выставки и группы пропаганды воз­можностей диалогового доступа;

3) высокоспециализированный сектор рынка, прежде всего ориентированный на деловую сферу, который имеет потенциал роста, так как пока не пришел к насыщению;

4) сектор рынка услуг для обеспечения управленческих ре­шений, который представляется наиболее обещающим для раз­вития, поскольку способствует переходу от обработки инфор­мации внутри организации к использованию внешних систем, предлагающих более привлекательный набор услуг;

5) домашний рынок представляется самым значительным и может стать экономически эффективным, слившись с новым сектором услуг - электронных сделок (платежей, банковских операций, покупок).

Российский информационный рынок имеет свои характер­ные особенности, существенно отличающие его от зарубежных информационных рынков:

• отсутствие стабильности;

• неоднородность информационного рынка в разрезе реги­онов страны;

• слабая развитость сектора личного потребления;

• отказ государства от функционирования на информационном рынке в качестве производителя;

• низкая информационно- правовая культура общества в целом;

• недостаточное развитие и неэффективность информационной инфраструктуры;

• отставание в области информационных технологий и средств вычислительной техники;

• недостаточная финансовая поддержка научных исследований в области информатизации.

Однако в настоящее время российский рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг - один из наиболее динамично развивающихся секторов российского рынка. Сегодня все программно- техническое обеспечение процессов информатизации и развития телекоммуникаций представлено на российском информационном рынке, причем все новейшие средства и технологии появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.175.15 (0.009 с.)