Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сетевая экономика: проблемы и особенности развития

Поиск

Иным в информационном обществе становится и содержание труда. Рабочие места, на которых автоматизированы все операции и для ко­торых может быть создан алгоритм, требуют умения ориентировать­ся в потоке информации, сравнивать варианты и принимать нестан­дартные решения. Это умение зависит от уровня развития личности, общей культуры человека. Интеллектуальный капитал становится главным конкурентным преимуществом фирм.

Информационная экономика нуждается в творчески мыслящих, квалифицированных и универсальных работниках, способных быст­ро перестраиваться, совмещать исследовательские, управленческие и исполнительные функции, оперативно принимать решения соот­ветственно изменениям в производстве, сведения о которых достав­ляются с помощью новых средств связи и обработки информации;

Все большая часть рабочих занята не изготовлением стандартных массовых материальных благ (таких, как добыча сырья и топлива, производство продуктов основной химии, металлов, базовых про­дуктов питания), а оказанием информационных, инновационных, инженерных и ком­мерческих услуг, разработкой и мелкосерийным производством.

Системы электронных платежей и управления банковскими счетами по интернету, электронные магазины, торговые площадки и представительства хозяйствующих субъектов в Сети являются сегодня основой функционирования сетевой экономики или Интернет-экономики.
В настоящий момент сетевая экономика в России находится на стадии активного формирования и становления. Причем, что немаловажно, регионы принимают активное участие в сетевом бизнесе. Так, Новосибирская область - первый в России регион, где начала действовать система электронных закупок для государственных нужд. Практически в это же время Челябинская область победила в открытом конкурсе Минэкономразвития РФ на право одной из первых в стране участвовать в построении электронной системы госзакупок. Предполагается, что созданное в области решение сможет стать типовым для других регионов.
Согласно отчету Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) в I квартале 2004 года обороты электронных торгов в России превысили млрд., что на 0 млн. больше, чем за весь 2003 год. "Виновником" такого резкого роста рынка электронной торговли стал именно сектор государственных закупок: их объем составил 5 млн. Для сравнения в 2003 г. этот показатель составлял 1 млн.
По словам исполнительного директора НАУЭТ А.Никольского, в основном на увеличение объемов торгов повлиял запуск электронной системы госзакупок в Санкт-Петербурге. В 2003 году она только тестировалась. За этот квартал через нее было заключено контрактов на рекордную сумму - 17,3 млрд. руб., что составляет более 90% от объема всех государственных закупок по стране в целом.
Всего электронные системы госзакупок сейчас работают в шести регионах, на 2-м месте - торговля в Новосибирской области, объем которой составляет только 3,5% от торгов в Санкт-Петербурге. Государство, как правило, интересуют закупки строительных материалов, медицинских препаратов, оборудования и топлива. В стадии разработки сейчас находятся еще 15 систем госзакупок, в том числе в Московской области, что может существенно увеличить объемы торгов за весь год. В результате государство получит значительный экономический эффект, который, по различным оценкам, составит от 70 млрд. руб. до 150 млрд. руб.
В ближайшие несколько лет России предстоит перейти к организации государственных закупок с использованием современных информационных Интернет - технологий.
Происходит сдвиг в профессиональной структуре рабочей силы в сторону увеличения доли работников универсальных профессий высококвалифицированного труда в сфере информационных, дистри- бьютерских, управленческих, инженерных услуг. Уже в 1980-е годы свыше 53% новых рабочих мест в США было создано в сфере управ­ления, информационных услуг и торговли.

В связи с этим увеличивается роль творческого труда, требующего умения ориентироваться в потоке информации, концептуально мыс­лить при зачастую неполной и противоречивой информации. Проис­ходит изменение в системе материальной мотивации труда — она на­правлена прежде всего на стимулирование образования и повышение квалификации.

Структура Интернет-экономики условно может быть представле­на в виде четырех уровней, взаимодополняющих друг друга.

I уровень — инфраструктура Интернета. Он состоит из компаний, представляющих среду для работы в Сети: телекоммуникационные компании, интернет-провайдеры, производители компьютерной тех­ники и т. д.

II уровень — прикладная инфраструктура — включает производство программного обеспечения и предоставление услуг, необходимых для начала web-трансакций. Сюда же можно отнести компа­нии, специализирующиеся на консультационной on-line-деятельности, дизайнерские компании порталов, web-сайтов и электронных площа­док для ведения бизнеса в Сети.

III уровень — посредники. Существует определенный слой компа­ний, чей бизнес базируется на получении прибыли от рекламы, ко­миссионных за подписку изданий и рассылку новостей, совершение сделок от имени клиентов и т. д. Некоторые из этих компаний пре­доставляют только информационные услуги, другие являются также посредниками.

IV уровень включает компании, которые ведут бизнес в Сети по­средством коммерческих трансакций и последующего физического перемещения товаров.

Возникают новые отрасли, такие как электронная индустрия раз­влечений, персонализированное обеспечение информацией; форми­руются отрасли обработки и поставки информации, дистанционного обслуживания и консультирования и др.

Наибольшие перспективы в интернет-экономике имеют фирмы, оказывающие весь комплекс информационных услуг. Так, корпора­ция «Дан энд брадстрит» (Dun & Bradstreet) имеет банк данных о 25 млн фирм и их товаров во всем мире. Ее программным обеспече­нием и консультационными услугами пользуются более миллиона компаний по всему миру. Это позволяет им выбрать наилучшие рын­ки сбыта для своей продукции, а также ассортимент программного обеспечения, наиболее приемлемые условия соглашения с местными потребителями, каналы сбыта и т. д.

Представительства корпорации имеются во многих странах, в том числе в России и странах СНГ. Они предоставляют глобальные ин­формационные банки данных. Это позволяет:

♦ определить потенциальные рынки сбыта продукции и рассчитать их возможную эффективность с учетом числа потенциальных по­требителей, цен и издержек в соответствующих сегментах рынка;

♦ найти конкретных зарубежных партнеров, уточнить их запросы и условия заключения контрактов;

♦ представить бизнес-предложения потенциальным покупателям, а также поставщикам с описанием продукции, цен, условий по­ставки, спецификациями и т. д.;

♦ определить финансовое состояние потенциальных партнеров и риск задержки оплаты за поставленный товар или услугу;

♦ обучить персонал по самому широкому спектру областей бизнеса с учетом особенностей налогового, таможенного и других о$,дас-тей законодательства в соответствующих странах.

При описании закономерностей формирования интернет-эконо­мики следует особо подчеркнуть роль государства. В «новой эконо­мике», особенно на начальном этапе, именно государство становится крупнейшим инвестором высокотехнологичных отраслей и инфраструктуры: планы перехода к информационному обществу и интернет- экономике не могут быть реализованы без огромных вложений в телекоммуникационную отрасль, в развитие широкополосных сетей передачи данных, компьютеризацию в целях обеспечения досту­па к Интернету всех государственных, образовательных, культурных;: медицинских и других учреждений.

Однако наряду с бесспорными преимуществами развития интер­нет-экономики и информационного сервиса есть в них и ряд отрица­тельных побочных эффектов, нерешенных проблем. Прежде всего эти проблемы связаны с тем, что число пользователей и количество пе­редаваемой информации опережают развитие сетевых технологий и идеологий. Возникает также острая проблема подготовки соответст­вующих кадров.

К другим проблемам относятся безопасность и конфиденциальность информации, т. е. защита передаваемой информации, проблемы интеллектуальной собственности и охраны авторских прав, коммер­ческая деятельность в Интернете. Опасность представляет и неконтролируемый рост количества информации: горы посланий, сообще­ний, деловых предложений, диаграмм, графиков и т. д. затрудняют обработку и анализ информации, необходимой для принятия реше­ний.

Все более важной проблемой становится защита Интернета от недобросовестной коммерции, вмешательства в личную жизнь, не­законного копирования компьютерных программ, от взломщиков (хакеров), распространителей клеветы и порнографии, наркодельцов и террористов.

Возникают проблемы и в военной сфере. Интернет позволяет разру­шать информационную систему противника, дезорганизовывать связь, управление войсками, вооружением, вводить ложную или разруши­тельную информацию.

На международном уровне активно обсуждаются методы борьбы с киберпреступностью. Ряд стран настаивает на усилении роли госу­дарства в регулировании Интернета.

Интернет-экономика создает условия для ужесточения конкурен­ции, резко обостряющей различия в уровне жизни в развитых и раз­вивающихся странах. Максимальный эффект получают страны с вы­соким уровнем развития оff-line -экономики, телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры. Это усиливает неравенство в ми­ровой экономике. В то же время интернет-экономика усиливает от­крытость национальных экономик любой страны, а значит, и их уяз­вимость со стороны внешних факторов.

Очевидно, что глобальная информационная сеть не может быть собственностью частных лиц и отдельных государств. Она нуждает­ся в межгосударственном регулировании.

Влияние государства на Интернет пока еще несоизмеримо со сте­пенью его воздействия на все стороны жизни не только отдельных государств, но и всего мирового сообщества. Регулирование Интер­нет-экономики, которое призвано стать межгосударственным, должно осуществляться в виде попыток воздействия на позитивные и нега­тивные процессы и результаты информатизации- от налогообложе­ния этого вида деятельности, создания систем национальной безо­пасности в связи с угрозой ее подрыва с помощью интернет-пиратов и контроля за информационными потоками до необходимости госу­дарственного регулирования образования, повышения его качества на всех уровнях подготовки: школьной, вузовской и послевузовской.

В настоящее время уже существуют предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. От­ставание нашей страны в информационной сфере от развитых стран на фоне ее тяжелого социально-экономического положения заставля­ет тщательно продумывать необходимые программы по вхождению России в мировое информационное сообщество. Возникает необходимость сформулировать принципы общегосударственной информа­ционной политики, определить на ее основе перспективы правового обеспечения построения информационного общества и развития ин­тернет-экономики. Интенсивное развитие российского Интернета требует совершенствования законодательства в сфере правоотношения субъектов при использовании подобных сетей, особенно право­вого регулирования электронной коммерции.

В условиях высоких темпов роста мировой экономики успешное развитие России зависит, в частности, от умения интегрироваться в мировой процесс формирования интернет-экономики. В этой своде в качестве наиболее перспективных для России отраслей интернет- экономики выделяют следующие:

1. Реклама в Интернете. Основные компании, специализирующиеся в этой области, — технологические корпорации, а также крупные компании рынка потребительских товаров.

2. Финансовые услуги.

3. Развитие интернет-банкинга, брокерских серверов и платных фи­нансово-консультационных систем.

4. Построение электронных торговых площадок.

5. Развитие поддерживающих сервисов. На российском рынке су­ществует неудовлетворенный спрос на разработки программного обеспечения и поддержку интернет-бизнеса. Эту функцию в ин­тернет-экономике выполняют сервис-провайдеры, компании-раз­работчики и поставщики оборудования.

Важность развития этих направлений в процессе становления ин­формационного общества в России определяется уже имеющимся в стране потенциалом.

Итак, появление и развитие интернет-экономики дает нашей стра­не уникальный шанс отказаться от модели ликвидации отставания и перейти к модели равноправной конкуренции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.60 (0.009 с.)