ТОП 10:

Тема 1. Определение экологии как науки, краткая история её становления.



Основные задачи и методы (1 ч.)

Вопросы лекции

1.1 Экология как наука, её содержание и основные разделы.

1.2 Цель, задачи и методы изучения экологии.

1.3 Краткая история развития экологии.

1.4 Понятие – устойчивое развитие, модель устойчивого общества.

1.5 Место и роль экологии в решении современных экономических и политических проблем.

1.6 Значение экологического образования.

 

Вопросы СРСП (1 ч.)

1.1 Что такое экология?

1.2 В чем состоят функциональные различия и задачи теоретической и прикладной экологии?

1.3 Этапы исторического развития экологии как науки. Роль отечественных ученых в её становлении и развитии.

1.4 Политика устойчивого развития, международное сотрудничество по обеспечению развития устойчивого общества.

1.5 Что такое природоохранная деятельность и каковы её основные виды?

1.6 Почему необходимо каждому члену общества, в том числе и инженерно -техническим работникам, экологическая культура и экологическое образование?

 

Вопросы и задания для СРС

1.1 Выпишите основные понятия, рассмотренные на лекции.

1.2 Заполните таблицу из трех столбцов (имена-годы жизни-известные труды) с указанием ученых: Гораций, К. Линней, Ж. Бюффон, С.П. Крашенников, И.И. Лепехин, П.С. Паллас, Ж.Б. Ламарк, К.Ф. Рулье, Н.А. Северцов, А. Гумбольдт, А. Брем, Ж.А. Фарб, Э. Геккель, Ч. Дарвин, К. Мебиус, А. Тенсли, В.В. Докучаев, В.И. Вернадский, Н.Ф. Реймерс.

1.3 Подготовить мини-сообщение, например:

Тема: В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере.

Тема: В.В. Докучаев – создатель учения о почвах.

Тема: Развитие экологического образования в Казахстане.

1.4 Назовите ученых, занимающихся исследованиями и развитием экологической науки в Казахстане?

1.5 Заполните схему: связь экологии с другими науками.

1.6Заполните схему, отражающую систему экологических наук.

Тема 2: Экология особи - аутэкология. Лимитирующие факторы.

Вопросы лекции (1 ч.)

2.1 Понятие о среде обитания и экологических факторах, их классификация.

2.2 Основные представления об адаптациях организмов.

2.3 Лимитирующие факторы.

2.4 Закон минимума Ю Либиха, закон толерантности Шелфорда.

2.5 Стенобионты и эврибионты.

2.6 Значение физических и химических факторов среды в жизни организмов. Экологические индикаторы.

 

Вопросы СРСП (1 ч.)

2.1 Что такое среда обитания? Какие среды заселены организмами?

2.2 Понятие об экологических факторах.

2.3 Как называют совокупность факторов неорганической среды? Дайте характеристику этим факторам.

2.4 Как называют совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других?

2.5 В чем заключаются внутривидовые и межвидовые взаимоотношения?

2.6 Адаптационные процессы, значение при этом периодических и непериодических факторов.

2.7 Что понимают под эдафическими факторами?

2.8 Как называются экологические факторы, ограничивающие развитие организма? Законы минимума Ю.Либиха и толерантности В. Шелфорда.

2.9 В чем существо совокупного и изолированного действия экологических факторов? Закон В.Р. Вильямса.

2.10 Что понимается под диапазоном толерантности организма?

2.11 Как влияет температура на жизнь растений и животных? Общий закон биологической стойкости.

2.12 Какое значение имеют вода и свет для жизни на земле?

 

Вопросы и задания для СРС

2.1 Подробно рассмотрите среды обитания и дайте им характеристику.

2.2 В виде таблицы покажите классификацию экологических факторов.

2.3 Рассмотрите закономерности влияния факторов окружающей среды на организмы.

2.4 Постройте графическую зависимость результата действия экологического фактора от его интенсивности.

2.5 На какие тенденции оказывают наибольшее влияние экологические факторы городской среды?

2.6 Какие экологические факторы приводят к акселерации, нарушению биоритмов и аллергизации населения?

2.7 Как называются вещества, вызывающие онкологические заболевания?

2.8 Что такое гигиена и гигиенические нормативы

 

ТЕМА 3: Экология популяций­ - демэкология. Динамика популяций, кривые выживания (1ч.)

Вопросы лекции

3.1 Понятие о популяции. Статические показатели популяций: численность и биомасса популяции.

3.2 Пространственная структура популяций: случайная, равномерная и групповая. Гомеостаз популяций.

3.3 Динамические характеристики популяции: рождаемость, скорость роста, смертность.

3.4 Динамика роста численности популяции. Кривые выживания, экспоненциальный рост, биотический потенциал.

3.5 Экологические стратегии выживания. Регуляция плотности популяции.

3.6 Понятие экологической ниши. Взаимодействия популяций в биоценозах.

 

Вопросы СРСП (1 ч.)

3.1 Каково место популяций в биоте Земли?

3.2 Что отражают статические показатели популяций?

3.3 Почему толерантность популяции к факторам среды значительно шире, чем у особи, и каково экологическое значение этого явления?

3.4 Что отражают динамические показатели популяций?

3.5 Что понимается под продолжительностью жизни вида?<Демографические таблицы>.

3.6 Что такое численность и плотность популяции?

3.7 В чем отличия двух основных моделей роста популяции J-образной и S-образной кривой кривых роста?

3.8 Опишите основные три типа кривых выживаемости.

3.9 Что понимают под гомеостазом популяции?

3.10 Что такое экологическая ниша?

3.11 Перечислите основные типы взаимоотношений между популяциями.

3.12 Какой закон открыл Г.Гаузе?

3.13 В чем причина конкурентной борьбы за экологическую нишу?

3.14Почему дифференциация ниш ведет к снижению конкуренции?

Вопросы и задания для СРС

3.1 Дайте сравнительную характеристику J-образной и S-образной кривых роста.

3.2 В зависимости от величины ареала и характера распространения различают космополитов, убиквистов и эндемиков. Выпишите в рабочую тетрадь данные термины и найдите их значение по словарю- справочнику.

3.3 Начертите схему, отражающую различные взаимоотношения организмов разных популяций.

3.4 Сравните характерные особенности r- К – видов.

3.5Представьте схему гомеостаза в популяции животных.

ТЕМА 4: Экология сообществ - синэкология. Экологические системы

Вопросы лекции (1ч.)

4.1 Понятие о биоценозе, биогеоценозе, экосистеме.

4.2 Видовая и пространственная структура биоценоза. Природные сообщества.

4.3 Экосистемы. Структура экосистем: трофическая структура и энергетика экосистемы.

4.4 Экологические пирамиды. Устойчивость экосистем.

4.5 Гомеостаз, экологическая сукцессия и климакс экосистемы.

4.6 Отличие экосистем от других сложных систем.

 

Вопросы СРСП (1ч.)

4.1 Что понимается под экосистемой, биоценозом, биогеоценозом?

4.2 Пищевые взаимоотношения организмов и трофическая структура экосистемы.

4.3 Какие трофические системы являются проводниками энергетических потоков в экосистемах?

4.4 Какое экологическое значение имеют продуцирование и разложение в природе?

4.5 Как отражается трофическая структура экосистем экологическими пирамидами численности? биомассы? продукции?

4.6 Что такое сукцессия и причины ее возникновения?

4.7 Кто ввел понятия экосистема, биоценоз, биогеоценоз?

 

Вопросы и задания для СРС

4.1 Дополните предложения: Различают два типа пищевых цепей.

4.2 Цепи выедания (или пастбищные) – пищевые цепи… .Например,…Цепи разложения (или детритные) – пищевые цепи … Например,…

4.3 Рассмотрите пирамиды чисел, биомасс и энергии, представляющие упрощенную экосистему: люцерна-телята-мальчик 12 лет.

4.4 Какие экосистемы обладают самой высокой и самой низкой биомассой и продуктивностью?

4.5 Разделите природные экосистемы на три группы и проведите классификацию для каждой из групп.

4.6 По словарю-справочнику выпишите следующие понятия: чапараль, апвеллинг, эстуарии, экотоны, саванны, планктон, нектон, бентос, агроэкосистемы, урбоэкосистемы , селитебные зоны, рекреационные зоны.

4.7 Опишите биологический круговорот веществ в экосистемах.

 

 

Тема 5. Биосфера и её ресурсы (1 ч.)

Вопросы лекции

5.1 Учение о биосфере. Состав и границы биосферы. Круговорот веществ в природе.

5.2 Биогеохимические циклы наиболее важных биогенных веществ.

5.3 Учение В.И. Вернадского о биосфере.

5.4 Биоразнообразие биосферы как результат её эволюции.

5.5 Ноосфера как новая стадия эволюции биосферы.

 

Вопросы СРСП (1 ч.)

5.1 Что такое биосфера и чем она отличается от других оболочек Земли?

5.2 Что понимал В.И.Вернадский под живым веществом и какие биохимические принципы лежат в основе биогенной миграции?

5.3 Как происходит большой круговорот веществ и воды в природе?

5.4 В чем особенности биогеохимических циклов основных биогенных элементов?

5.5 Каковы важнейшие аспекты учения В.И.Вернадского о биосфере?

5.6 Как формировалась кислородная атмосфера Земли?

Как отражается на развитии жизни на Земле нарушение равновесия О2 /СО2 ?

5.7 В чем состоит значение для биосферы сопряжённой эволюции (коэволюции) и группового отбора?

5.8 Что такое ноосфера и почему возникло это понятие?

5.9 Кто ввел понятия: биосфера и ноосфера?

 

Вопросы и задания для СРС

5.1 Рассмотрите круговорот воды в природе: составьте схему;

5.2 Дайте расшифровку понятий – транспирация, сублимация, конденсация, загрязнение воды, примеси, чистая вода и дистиллированная вода; каковы запасы пресной воды?

5.3 Рассмотрите круговорот кислорода в природе: процесс фотосинтеза; составьте схему; объясните термины: аэробиосфера, гидробиосфера, террабиосфера и литобиосфера; аллотропия кислорода.

5.4 Рассмотрите влияние серы на природу: составьте схему; дайте расшифровку понятия – кислотные дожди; влияние кислотных дождей на живые организмы.

5.5 Рассмотрите круговорот углерода в природе, его влияние на окружающую среду

5.6 Рассмотрите круговорот азота и фосфора в природе.

 

 

Тема 6. Экологические основы охраны окружающей природной среды и природопользование (1 ч.)

 

Вопросы лекции

6.1 Основные принципы охраны окружающей природной среды и рационального природопользования.

6.2 Классификация природных ресурсов.

6.3 Направления инженерной защиты окружающей среды.

 

Вопросы СРСП (1 ч.)

6.1 Какой смысл вкладывается в понятие “охрана окружающей природной среды”?

6.2 Что понимают под “экологической безопасностью”?

6.3 Каковы наиболее общие принципы и правила охраны окружающей природной среды?

6.4 В чем разница между природными ресурсами и природными условиями?

6.5 Что такое природно- ресурсный потенциал?

6.6 В чем причины неопределенности прогнозов момента исчерпаемости того или иного природного ресурса?

6.7 Рассмотрите классификацию природных ресурсов.

 

Вопросы и задания для СРС

6.1 Рассмотрите карту своего района. Где и какие меры охраны природы должны применяться в вашем районе в первую очередь?

6.2 Как используются поверхностные воды вашего района?

6.3 Установите, какие полезные ископаемые добываются в вашем районе.

6.4 Выясните, какие рыбы водятся в водоемах вашего района.

6.5 Укажите два основных пути рационального природопользования в обрабатывающей промышленности

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.244.18 (0.012 с.)