Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Силлабус рассмотрен и одобрен Научно-методическим советом института, протокол № 82 от 04 июля 2012 г.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Учебная программа для студента (СИЛЛАБУС)по дисциплине «Экология и устойчивое развитие» для специальностей: 5В020700 «Переводческое дело», 5В011900 «Иностранный язык: два иностранных языка», 5В050900 «Финансы», 5В030100 «Юриспруденция», 5В010300 «Педагогика и психология», 5В010200 «Педагогика и методика начального обучения».
АСТАНА 2012 Силлабус составлен на основании государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан по специальности 5В020700 «Переводческое дело», 5В011900 «Иностранный язык: два иностранных языка», 5В050900 «Финансы», 5В030100 «Юриспруденция», 5В010300 «Педагогика и психология», 5В010200 «Педагогика и методика начального обучения» (1 курс) (бакалавриат); (утвержден приказом Министерства образования и науки РК от 23.12.2005 г. №779) и типовой учебной программы курса «Экология и устойчивое развитие» (приказ №541 Министерства образования и науки РК от 10.07.2005 Астана)
Силлабус подготовила –к.п.н., Сагиндикова Г.М.
Силлабус обсужден на заседании кафедры педагогики, протокол №1 от 3 сенттября 2012г. Силлабус рассмотрен и одобрен Научно-методическим советом института, протокол № 82 от 04 июля 2012 г.
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Сарсекеев Б.С. Учебная программа для студента (SYLLABUS) по дисциплине «ЭКОЛОГИЯ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ» Евразийский гуманитарный институт Кафедра «Педагогики» г. Астана, Жумабаева 3. Сагиндикова Гульнара Махмудовна, кпн, кафедры педагогики. Публикации – 25.Читаемые курсы – Экология и устойчивое развитие, ОБЖ, КСЕ, Формирование экологической культуры детей младшего школьного возраста, Методика преподавания «Окружающего мира», Основы естествознания. Телефон: 56-23-32 Факс: 8(7172)56-19-33 E-mail: sagindikova q@mail. ru Контактные часы (OFFICE-HOUR): по расписанию консультаций СРСП Время: занятия проводятся согласно утверждённому расписанию. Кредиты – 2, первый семестр.
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
Краткое описание дисциплины. Данная дисциплина представляет собой общетеоретические основы комплексной, промежуточной науки, которая включает и естественные, и общественные, и технические аспекты. Предлагаемый курс «Экологии и устойчивого развития» представляет собой базовый объём знаний об основных закономерностях взаимодействия в системе «биосфера-общество- техногенная среда» и формирование представлений об экологических подходах к решению природоохранных проблем, а также получение навыков, умений, представлений при рассмотрении правовых основ экологической безопасности. Дисциплина изучается в течение семестра, объёмом 2 кредита. Цель учебного курса дисциплины «Экология и устойчивое развитие» - изучение основных закономерностей взаимодействия в системе «биосфера- общество - техногенная среда» и формирования представлений об экологических подходах к решению природоохранных проблем.
Задачи учебного курса: - Рассмотрение общих закономерностей взаимодействия живых организмов и среды обитания; - Анализ круга проблем, связанных с антропогенным (техногенным) воздействием на окружающую среду; - Фрмирование представлений, элементарных умений и навыков в сфере природоохранной деятельности; - Рассмотрение правовых основ экологической безопасности. После окончания курса студенты должны Уметь: - экологически мыслить, - принимать правильное решение многообразных проблем охраны окружающей среды и рационального природопользования, - согласовывать комплексные международные программы с планами национального и регионального развития социально-экономической сферы, - хорошо ориентироваться в вопросах экономики, политики, социологии, учитывая также и законы экологии, - основные тенденции развития современного общества направить на экологизацию общественного сознания, - проводить экологическую политику, которая обеспечивала бы гармонию между человеком и природой. Знать: - основные понятия и законы экологии, - основные закономерности взаимодействия компонентов биосферы и последствий вмешательства хозяйственной деятельности человека, - правовой механизм управления природопользованием для успешного функционирования системы правовой охраны окружающей среды. Владеть: - Основами экологической этики, связанной с экологически корректным обращением человека с природой,, - Основами управления рационального использования природных ресурсов,. - Основами знаний в области общей экологии и охраны окружающей среды. Пререквизиты дисциплины: для изучения курса «Экология и устойчивое развитие» студентам необходимы знания следующих дисциплин: «Биология», «Химия», «География», «Физика», «Математика» и другие.
Постреквизиты дисциплины: знания по данной дисциплине необходимы для изучения: «Концепции современного естествознания», «Психология», «Философия», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Экономика», «Культурология», «Правоведение».
Информация по оценке знаний Изучение дисциплины завершается письменным экзаменом, который охватывает весь пройденный материал. Обязательным условием для допуска к экзамену является выполнение всех предусмотренных заданий в программе. По темам лекционного курса запланированы 2 контрольные работы в виде тестов. При выставлении итоговой оценки учитываются баллы, набранные по результатам 2-х рубежных контролей.
Критерии оценки Итоговая оценка включает: - рейтинговый контроль – 40 %. - Экзамен - 60%. Итоговая оценка подсчитывается по формуле U = [(P1 + P2) / 2] ´ 0,4 + E ´ 0,6 Где Р1- цифровой эквивалент оценки первого рейтинга; Р2- цифровой эквивалент оценки второго рейтинга; Е - цифровой эквивалент оценки на экзамене. Учебные достижения, то есть знания, умения, навыки и компетенции студентов по всем видам контроля оцениваются по много балльной буквенной системе, соответствующей оценкам традиционной системы. Буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах определяются по процентному содержанию правильных ответов, согласно, ниже приведенной таблице:
Требования: Обязательное посещение лекционных занятий (10% от итогового балла), посещение семинарских занятий и активное участие в обсуждении (10%), выполнение заданий СРСП (10%). Предусмотрены четыре рубежных контроля: 1 – в виде тестирования (30 %); 2 - в виде письменной работы (30 %); 3 – в виде тестирования (30 %); 4 – в виде тестирования (30 %). Выполнение указанных требований обеспечат допуск к экзамену. Дисциплина изучается в течение одного семестра, объемом 2 кредита (15 лекционных часов, 15 аудиторных часов практических занятий и 30 аудиторных часов самостоятельной работы с преподавателем, включая СРС). Политика и процедуры · Работы следует сдавать в указанные сроки. Крайний срок сдачи всех заданий за 3 дня до начала экзаменационной сессии. Студенты, не сдавшие все задания, не допускаются к экзамену. Повторения темы и отработка пройденных материалов по каждому учебному занятию обязательны. Степень освоения учебного материала проверяется тестовыми заданиями. Тестирование студентов будет проводиться без предупреждения. · Домашние задания и задания СРС выполнять в установленный срок, в случае невыполнения итоговая оценка будет снижаться. · Посещение всех аудиторных занятий является обязательным, в случае пропуска занятия отрабатываются в определенное преподавателем время, причем за каждое пропущенное занятие по 2 дополнительных задания, соответствующих теме лекций. · Студенты, набравшие менее 60% по итогам рейтингового контроля, корригируют свои баллы посредством дополнительного зачетного задания, охватывающего весь пройденный материал. При этом набранные баллы выставляются по минимальному уровню.
II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ III. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ Вопросы лекции 1.1 Экология как наука, её содержание и основные разделы. 1.2 Цель, задачи и методы изучения экологии. 1.3 Краткая история развития экологии. 1.4 Понятие – устойчивое развитие, модель устойчивого общества. 1.5 Место и роль экологии в решении современных экономических и политических проблем. 1.6 Значение экологического образования.
Вопросы СРСП (1 ч.) 1.1 Что такое экология? 1.2 В чем состоят функциональные различия и задачи теоретической и прикладной экологии? 1.3 Этапы исторического развития экологии как науки. Роль отечественных ученых в её становлении и развитии. 1.4 Политика устойчивого развития, международное сотрудничество по обеспечению развития устойчивого общества. 1.5 Что такое природоохранная деятельность и каковы её основные виды? 1.6 Почему необходимо каждому члену общества, в том числе и инженерно -техническим работникам, экологическая культура и экологическое образование?
Вопросы и задания для СРС 1.1 Выпишите основные понятия, рассмотренные на лекции. 1.2 Заполните таблицу из трех столбцов (имена-годы жизни-известные труды) с указанием ученых: Гораций, К. Линней, Ж. Бюффон, С.П. Крашенников, И.И. Лепехин, П.С. Паллас, Ж.Б. Ламарк, К.Ф. Рулье, Н.А. Северцов, А. Гумбольдт, А. Брем, Ж.А. Фарб, Э. Геккель, Ч. Дарвин, К. Мебиус, А. Тенсли, В.В. Докучаев, В.И. Вернадский, Н.Ф. Реймерс. 1.3 Подготовить мини-сообщение, например: Тема: В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Тема: В.В. Докучаев – создатель учения о почвах. Тема: Развитие экологического образования в Казахстане. 1.4 Назовите ученых, занимающихся исследованиями и развитием экологической науки в Казахстане? 1.5 Заполните схему: связь экологии с другими науками. 1.6 Заполните схему, отражающую систему экологических наук. Вопросы лекции (1 ч.) 2.1 Понятие о среде обитания и экологических факторах, их классификация. 2.2 Основные представления об адаптациях организмов. 2.3 Лимитирующие факторы. 2.4 Закон минимума Ю Либиха, закон толерантности Шелфорда. 2.5 Стенобионты и эврибионты. 2.6 Значение физических и химических факторов среды в жизни организмов. Экологические индикаторы.
Вопросы СРСП (1 ч.) 2.1 Что такое среда обитания? Какие среды заселены организмами? 2.2 Понятие об экологических факторах. 2.3 Как называют совокупность факторов неорганической среды? Дайте характеристику этим факторам. 2.4 Как называют совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других? 2.5 В чем заключаются внутривидовые и межвидовые взаимоотношения? 2.6 Адаптационные процессы, значение при этом периодических и непериодических факторов. 2.7 Что понимают под эдафическими факторами? 2.8 Как называются экологические факторы, ограничивающие развитие организма? Законы минимума Ю.Либиха и толерантности В. Шелфорда. 2.9 В чем существо совокупного и изолированного действия экологических факторов? Закон В.Р. Вильямса. 2.10 Что понимается под диапазоном толерантности организма? 2.11 Как влияет температура на жизнь растений и животных? Общий закон биологической стойкости. 2.12 Какое значение имеют вода и свет для жизни на земле?
Вопросы и задания для СРС 2.1 Подробно рассмотрите среды обитания и дайте им характеристику. 2.2 В виде таблицы покажите классификацию экологических факторов. 2.3 Рассмотрите закономерности влияния факторов окружающей среды на организмы. 2.4 Постройте графическую зависимость результата действия экологического фактора от его интенсивности. 2.5 На какие тенденции оказывают наибольшее влияние экологические факторы городской среды? 2.6 Какие экологические факторы приводят к акселерации, нарушению биоритмов и аллергизации населения? 2.7 Как называются вещества, вызывающие онкологические заболевания? 2.8 Что такое гигиена и гигиенические нормативы
ТЕМА 3: Экология популяций - демэкология. Динамика популяций, кривые выживания (1ч.) Вопросы лекции 3.1 Понятие о популяции. Статические показатели популяций: численность и биомасса популяции. 3.2 Пространственная структура популяций: случайная, равномерная и групповая. Гомеостаз популяций. 3.3 Динамические характеристики популяции: рождаемость, скорость роста, смертность. 3.4 Динамика роста численности популяции. Кривые выживания, экспоненциальный рост, биотический потенциал. 3.5 Экологические стратегии выживания. Регуляция плотности популяции. 3.6 Понятие экологической ниши. Взаимодействия популяций в биоценозах.
Вопросы СРСП (1 ч.) 3.1 Каково место популяций в биоте Земли? 3.2 Что отражают статические показатели популяций? 3.3 Почему толерантность популяции к факторам среды значительно шире, чем у особи, и каково экологическое значение этого явления? 3.4 Что отражают динамические показатели популяций? 3.5 Что понимается под продолжительностью жизни вида?<Демографические таблицы>. 3.6 Что такое численность и плотность популяции? 3.7 В чем отличия двух основных моделей роста популяции J-образной и S-образной кривой кривых роста? 3.8 Опишите основные три типа кривых выживаемости. 3.9 Что понимают под гомеостазом популяции? 3.10 Что такое экологическая ниша? 3.11 Перечислите основные типы взаимоотношений между популяциями. 3.12 Какой закон открыл Г.Гаузе? 3.13 В чем причина конкурентной борьбы за экологическую нишу? 3.14 Почему дифференциация ниш ведет к снижению конкуренции? Вопросы и задания для СРС 3.1 Дайте сравнительную характеристику J-образной и S-образной кривых роста. 3.2 В зависимости от величины ареала и характера распространения различают космополитов, убиквистов и эндемиков. Выпишите в рабочую тетрадь данные термины и найдите их значение по словарю- справочнику. 3.3 Начертите схему, отражающую различные взаимоотношения организмов разных популяций. 3.4 Сравните характерные особенности r- К – видов. 3.5 Представьте схему гомеостаза в популяции животных. Вопросы лекции (1ч.) 4.1 Понятие о биоценозе, биогеоценозе, экосистеме. 4.2 Видовая и пространственная структура биоценоза. Природные сообщества. 4.3 Экосистемы. Структура экосистем: трофическая структура и энергетика экосистемы. 4.4 Экологические пирамиды. Устойчивость экосистем. 4.5 Гомеостаз, экологическая сукцессия и климакс экосистемы. 4.6 Отличие экосистем от других сложных систем.
Вопросы СРСП (1ч.) 4.1 Что понимается под экосистемой, биоценозом, биогеоценозом? 4.2 Пищевые взаимоотношения организмов и трофическая структура экосистемы. 4.3 Какие трофические системы являются проводниками энергетических потоков в экосистемах? 4.4 Какое экологическое значение имеют продуцирование и разложение в природе? 4.5 Как отражается трофическая структура экосистем экологическими пирамидами численности? биомассы? продукции? 4.6 Что такое сукцессия и причины ее возникновения? 4.7 Кто ввел понятия экосистема, биоценоз, биогеоценоз?
Вопросы и задания для СРС 4.1 Дополните предложения: Различают два типа пищевых цепей. 4.2 Цепи выедания (или пастбищные) – пищевые цепи….Например,…Цепи разложения (или детритные) – пищевые цепи … Например,… 4.3 Рассмотрите пирамиды чисел, биомасс и энергии, представляющие упрощенную экосистему: люцерна-телята-мальчик 12 лет. 4.4 Какие экосистемы обладают самой высокой и самой низкой биомассой и продуктивностью? 4.5 Разделите природные экосистемы на три группы и проведите классификацию для каждой из групп. 4.6 По словарю-справочнику выпишите следующие понятия: чапараль, апвеллинг, эстуарии, экотоны, саванны, планктон, нектон, бентос, агроэкосистемы, урбоэкосистемы, селитебные зоны, рекреационные зоны. 4.7 Опишите биологический круговорот веществ в экосистемах.
Вопросы лекции 5.1 Учение о биосфере. Состав и границы биосферы. Круговорот веществ в природе. 5.2 Биогеохимические циклы наиболее важных биогенных веществ. 5.3 Учение В.И. Вернадского о биосфере. 5.4 Биоразнообразие биосферы как результат её эволюции. 5.5 Ноосфера как новая стадия эволюции биосферы.
Вопросы СРСП (1 ч.) 5.1 Что такое биосфера и чем она отличается от других оболочек Земли? 5.2 Что понимал В.И.Вернадский под живым веществом и какие биохимические принципы лежат в основе биогенной миграции? 5.3 Как происходит большой круговорот веществ и воды в природе? 5.4 В чем особенности биогеохимических циклов основных биогенных элементов? 5.5 Каковы важнейшие аспекты учения В.И.Вернадского о биосфере? 5.6 Как формировалась кислородная атмосфера Земли? Как отражается на развитии жизни на Земле нарушение равновесия О2 /СО2? 5.7 В чем состоит значение для биосферы сопряжённой эволюции (коэволюции) и группового отбора? 5.8 Что такое ноосфера и почему возникло это понятие? 5.9 Кто ввел понятия: биосфера и ноосфера?
Вопросы и задания для СРС 5.1 Рассмотрите круговорот воды в природе: составьте схему; 5.2 Дайте расшифровку понятий – транспирация, сублимация, конденсация, загрязнение воды, примеси, чистая вода и дистиллированная вода; каковы запасы пресной воды? 5.3 Рассмотрите круговорот кислорода в природе: процесс фотосинтеза; составьте схему; объясните термины: аэробиосфера, гидробиосфера, террабиосфера и литобиосфера; аллотропия кислорода. 5.4 Рассмотрите влияние серы на природу: составьте схему; дайте расшифровку понятия – кислотные дожди; влияние кислотных дождей на живые организмы. 5.5 Рассмотрите круговорот углерода в природе, его влияние на окружающую среду 5.6 Рассмотрите круговорот азота и фосфора в природе.
Тема 6. Экологические основы охраны окружающей природной среды и природопользование (1 ч.)
Вопросы лекции 6.1 Основные принципы охраны окружающей природной среды и рационального природопользования. 6.2 Классификация природных ресурсов. 6.3 Направления инженерной защиты окружающей среды.
Вопросы СРСП (1 ч.) 6.1 Какой смысл вкладывается в понятие “охрана окружающей природной среды”? 6.2 Что понимают под “экологической безопасностью”? 6.3 Каковы наиболее общие принципы и правила охраны окружающей природной среды? 6.4 В чем разница между природными ресурсами и природными условиями? 6.5 Что такое природно- ресурсный потенциал? 6.6 В чем причины неопределенности прогнозов момента исчерпаемости того или иного природного ресурса? 6.7 Рассмотрите классификацию природных ресурсов.
Вопросы и задания для СРС 6.1 Рассмотрите карту своего района. Где и какие меры охраны природы должны применяться в вашем районе в первую очередь? 6.2 Как используются поверхностные воды вашего района? 6.3 Установите, какие полезные ископаемые добываются в вашем районе. 6.4 Выясните, какие рыбы водятся в водоемах вашего района. 6.5 Укажите два основных пути рационального природопользования в обрабатывающей промышленности
Вопросы лекции (1 ч.) 7.1 Понятие экологического кризиса. Причины и основные тенденции. 7.2 Понятие загрязнение. Загрязнение атмосферы. 7.3 Парниковый эффект. 7.4 Озоновый экран и причины его нарушения. Кислотные дожди. 7.5 Загрязнение гидросферы. Антропогенные воздействия на почву, опустынивание.
Вопросы СРСП (1 ч.) 7.1 Почему охрана природного воздуха считается ключевой проблемой оздоровления окружающей природной среды? 7.2 Назовите главные загрязнители (поллютанты) атмосферного воздуха. 7.3 Какими процессами объясняется эффект общего потепления климата на Земле? 7.4 Каковы предполагаемые последствия парникового эффекта? 7.5 Объясните механизм разрушения озонового слоя Земли. 7.6 Каковы основные причины возникновения кислотных осадков? 7.7 Что такое экологический кризис и в чем опасность последствий его проявления? 7.8 В чем проявляется загрязнение подземных и поверхностных вод, каковы их главные загрязнители? 7.9 Каковы экологические последствия загрязнения морских экосистем? 7.10 Что такое деградация почв и её причины?
Вопросы и задания для СРС 7.1 Выпишите законы взаимодействия общества и природы Ю.Н. Куражковского; 7.2 Законы экологии Б.Коммонера. 7.3 Одна из классификаций загрязнений, основанная на системном подходе, сделана Г.В. Стадницким и А.И. Родионовым. Авторы делят загрязнение на ингредиентное, параметрическое, биоценотическое и стациально-деструкционное. Дайте определения данным понятиям. 7.4 Назовите основные виды загрязнения подземных вод. 7.5 Что понимают под истощением вод? 7.6 Почему если эрозию можно назвать недугом ландшафта, то опустынивание – его смерть? 7.7 Охарактеризуйте функции леса в биосфере.
Вопросы лекции 8.1 Загрязнения среды отходами производства и потребления. 8.2 Биологическое загрязнение, шумовое воздействие, воздействие электромагнитных полей и излучений. 8.3 Воздействия оружия массового уничтожения и техногенных экологических катастроф.
Вопросы СРСП (1 ч.) 8.1 На какие виды классифицируются отходы производства и потребления? 8.2 Назовите основные источники антропогенного шума. 8.3 Какие территории относят к зонам чрезвычайной экологической опасности? 8.4 Что называют биологическим загрязнением? 8.5 Опасно ли для человека и биоты воздействие электромагнитных полей и излучений?
Вопросы и задания для СРС 4.1 Выполните письменно: 1) Твердые бытовые отходы(ТБО)- это …К ним относятся пластмасса, … 2) Жидкие бытовые отходы - …3) Газообразные -…4) Промышленные отходы (ОП) – это …Они бывают …5)Опасные отходы – это …6)Радиоактивные отходы – это … 4.2 Что такое диоксины? 4.3 Расшифруйте аббревиатуру – МАГАТЭ. 4.4 Различите понятия: звук, инфразвук, ультразвук гиперзвук. Основные источники шума. 4.5 К основным источникам биологического воздействия относятся … 4.6 Какие явления получили название – магнитных бурь? 4.7 Расшифруйте аббревиатуру – ЛЭП. Что происходит с человеком в результате неблагоприятного воздействия электромагнитного поля?
Вопросы лекции 9.1Экологизация технологических процессов. 9.2Очистка газовых выбросов от вредных примесей. 9.3Рассеивание газовых выбросов в атмосфере. 9.4Устройство санитарно-защитных зон, архитектурно- планировочные мероприятия.
Вопросы СРСП (1 ч.) 9.1Охарактеризуйте основные методы пылегазоочистки. 9.2Перечислите способы очистки промышленных выбросов. 9.3Что мы относим к СЗЗ? 9.4Что включают в себя архитектурно-планировочные мероприятия?
Вопросы и задания для СРС 9.1 Рассмотрите состав атмосферы. 9.2 Что является источником свободного кислорода в атмосфере? 9.3 Какие изменения могут произойти в природе в случае увеличения в атмосфере объема углекислого газа?
Вопросы лекции 10.1 Способы очистки сточных вод. 10.2 Способы защиты поверхностных вод. 10.3 Борьба с загрязнением подземных вод.
Вопросы СРСП (1 ч.) 10.1 В чем суть оборотного водоснабжения? 10.2 Что такое зоны санитарной охраны (ЗСО)? 10.3 Каким образом очищают сточные воды? Назовите метод, который является завершающим в системах очистки сточных вод. 10.4 Как предотвращают истощение запасов пресных подземных вод? Вопросы и задания для СРС 10.1 Гидросфера – это … 10.2 Источники загрязнения воды: … 10.3 Причины загрязнения водных систем: … 10.4 Источники загрязнения подземных вод: …
Вопросы лекции 11.1 Способы защиты почв от загрязнения. 11.2 Охрана и рациональное использование недр. 11.3 Защита массивов горных пород. Вопросы СРСП (1 ч.) 11.1 Как защищают почвы от эрозии и заболачивания, загрязнения и вторичного засоления? 11.2 Что вы знаете об очагах беспестицидного земледелия? 11.3 Какие экологические принципы положены в основу рационального использования недр? 11.4 Что такое рекультивация земель? 11.5 В чем заключается стратегическая линия защиты и рационального использования оползневых, селевых, закарстованных и других массивов горных пород? Вопросы и задания для СРС 11.1 Напишите полное предложение: неправильное освоение земель снижает __________________, ведет к опустыниванию. 11.2 Регионы Причины непригодности земельных ресурсов. 11.3 Раскройте значение следующих терминов: азотфиксация – это…, -аммонификсация – это … 11.4 Каковы пути улучшения природных пастбищ и земель сельскохозяйственного назначения? Вопросы лекции 12.1 Сохранение и востановление растительности. 12.2 Охрана и использование животного мира. 12.3 Красная книга. 12.4 Особо охраняемые природные территории. Вопросы СРСП (1 ч.) 12.1 Как сохраняют численность и популяционно-видовой состав растений? 12.2 При соблюдении каких принципов промысел и охота становятся активной формой охраны животных и способствует оздоровлению их популяций? 12.3 Что означает включение видов животных или растений в Красную книгу? Вопросы и задания для СРС 12.1 Дополните предложение: в Казахстане: ______государственных заповедников,___________ национальных парков,________ ботанических,________зоологических садов,________ геоботанических резервата. 12.2 В Казахстане обитают _________видов млекопитающих, ___________птиц,___________земноводных,_____________рыб. 12.3 Каковы причины сокращения лесных площадей? 12.4 Выпишите редкие и лекарственные растения: 12.5 Назовите ядовитое растение, произрастающее в Казахстане 12.6 Назовите растение, произрастающее в Казахстане, которое оказывает сильное воздействие на организм человека. Вопросы лекции 13.1 Цели и задачи мониторинга. 13.2 Виды мониторинга. 13.3 Экологический контроль и общественное экологическое движение. Вопросы СРСП (1 ч.) 13.1 Мониторинг окружающей среды, его основные ступени и блоки. 13.2 Что понимается под государственным экологическим контролем? 13.3 Что такое экологически паспорт предприятия? 13.4 Что такое экологический риск?
Вопросы и задания для СРС 13.1 Как разделяют мониторинг по системе академика И.Б. Герасимова? 13.2 Какова задача биологического мониторинга? 13.3 Геоэкологический мониторинг – это 13.4 Биоэкологический мониторинг –это
Тема 14. Биоразнообразие и устойчивое развитие (1ч) Вопросы лекции 14.1 Социально-экологический кризис и устойчивое развитие. 14.2 Модель устойчивого общества. 14.3 Международное сотрудничество по обеспечению устойчивого развития. 14.4 Биоразнообразие.
Вопросы СРСП (1 ч.) 14.1 Что понимается под биоразнообразием? 14.2 Почему видовое разнообразие является основой биологического разнообразия в живой природе? 14.3 Каковы причины резкого снижения биоразнообразия в природе в настоящее время? 14.4 Охарактеризуйте функции леса биосфере. 14.5 К каким экологическим последствиям приводит антропогенное воздействие на биотические сообщества? 14.6 В чем смысл модели устойчивого развития общества? Пути ее реализации в Казахстане. Вопросы и задания для СРС 14.1 Проведите работу по определению биоразнообразия в Казахстане. 14.2 Дополните предложение: природное биоразнообразие – генетический ресурс человека, который следует сохранять в заповедниках, зоопарках, … 14.3 Сколько в Казахстане заповедников? 14.4 Охарактеризуйте следующие международные объекты охраны природной среды: Космос, Мировой океан, Антарктиду и атмосферный воздух. 14.5 Рассмотрите международные договоры, соглашения, конвенции и государственные инициативы по международному сотрудничеству. Тема 15. Факторы, влияющие на экологическое сознание. Значение экологического образования. (1 ч.) Вопросы лекции 15.1 Экологическое сознание (антропоцентризм, экоцентризм, биоцентризм). 15.2 Экологическое образование. 15.3 Экологическое воспитание. 15.4 Экологическая культура. Вопросы СРСП (1 ч.) 15.1 Государственная программа «Образование». 15.2 Закон «Об охране окружающей среды» от15 июля 1997г. 15.3 Закон «Об особо охраняемых природных территориях». 15.4 Концепция экологической безопасности на 2004-2015 годы. 15.5 Концепция экологического образования. 15.6 Экологический кодекс РК 09.01.2007. Вопросы и задания для СРС 15.1 Рассмотрите международные договоры, соглашения, конвенции и государственные инициативы по международному сотрудничеству. 15.2 Напишите мини-сообщение на тему: «История развития экологического образования». 15.3 Виды экологического образования. 15.4 Какова роль экологического образования в решении экологических проблем? 15.5 Пути осуществления экологического образования. 15.6 Выпишите определение – экологическое образование – (из различных источников, например: Концепция экологического образования). 15.7 Значение экологического образования, воспитания и культуры …
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 1. Предмет и задачи экологии. Структура экологии. Место и роль экологии в решении современных экономических и политических проблем (1час). 2.Среда обитания и экологические факторы: основные представления об адаптациях организмов, лимитирующие факторы(1час). 3. Популяции: кривые выживания, регуляция плотности популяций(1час). 4. Экосистемы: видовая и пространственная структура биоценоза, биогеоценозы. Принцип конкурентного исключения Г.Ф. Гаузе, уравнение Вольтерра-Лотки. Концепция биогеоценоза. Понятие экологической ниши, системный подход и моделирование в экологии(1час). 5. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биоразнообразие биосферы как результат её эволюции. Ноосфера как новая стадия эволюции биосферы. Этапы химической и биологической эволюции Земли, эры и периоды.(1час). 6. Климат – ведущий фактор формирования основных экосистем Земли (1час). 7. Поток энергии и круговорот химических элементов в экосистеме. Круговорот углерода, азота, кислорода и других химических элементов, круговорот воды(1час). 8.Классификация природных ресурсов и проблема обеспеченности ими человечества. Концепция антропогенного воздействия как мощного геологического и геохимического фактора(1 час). 9. Первобытное общество и природа. Гоминиды(1час). 10.Экологические проблемы древних цивилизаций. Античные, средневековые и западно-европейские цивилизации (1час). 11. Демографический взрыв и его последствия. Урбаэкология(1час). 12. Загрязнения среды отходами производства и потребления. Биологическое загрязнение, шумовое воздействие, воздействие электромагнитных полей и излучений. Воздействия оружия массового уничтожения и техногенных экологических катастроф. Военно-промышленный комплекс и среда обитания(1час). 13.Модель устойчивого общества, его признаки и принципы функционирования. Деятельность международных организаций по научной разработке теории устойчивого развития(1час). 14. Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. Гигиена и здоровье человека. Экология и здоровье человека. Нормирование качества окружающей среды. 15. Экономические стимулы охраны природы и рационального природопользования(1час). ВОПРОСЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 1. Предмет и задачи экологии. 2. Уровни организации жизни на Земле. 3. Организм и среда обитания. 4. Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные. 5. Лимитирующие факторы; закон минимума Ю Либиха, закон толерантности В. Шелфорда. 6. Основные наземные биомы. 7. Водные сообщества. 8. Понятие о популяции. Статические показатели популяций: численность и биомасса популяции. 9. Пространственная структура популяций: случайная, равномерная и групповая. Гомеостаз популяций. 10. Динамические характеристики популяции: рождаемость, скорость роста, смертность. Динамика роста численности популяции. 11. Понятие экологической ниши. Взаимодействия популяций в биоценозах. 12. Кривые выживания, экспоненциальный рост, биотический потенциал. 13. Экологические стратегии выживания. Регуляция плотности популяции. 14. Понятие о биосфере и ноосфере. В.И. Вернадский-основоположник учения о биосфере. 15. Поток энергии и круговорот химических элементов в экосистемах. 16. Пищевые цепи и трофические уровни, пищевые сети. 17. Функциональные группы организмов: продуценты, консументы и редуценты. 18. Экологические пирамиды 19. Глобальные экологические проблемы. 20. Природные ресурсы и их классификация. 21. Рациональное природопользование. 22. Загрязнение окружающей среды. Классификация загрязняющих природу веществ. 23. Загрязнение гидросферы. 24. Загрязнение атмосферы. Источники загрязнения и их воздействие на организм человека. 25. Парниковый эффект. 26. Озоновый экран и причины его нарушения. Кислотные дожди. 27. Антропогенные воздействия на почву, опустынивание. 28. Загрязнение среды опасными отходами. 29. Шумовое воздействие. 30. Биологическое загрязнение. 31. Воздействие электромагнитных полей и излучений и другие виды экстремальных воздействий. 32. Сокращение биоразнообразия. 33. Демографический взрыв и его последствия, ресурсный кризис, изменение генофонда. Урбаэкология. 34. Военно-промышленный комплекс и среда обитания. Международное антиядерное движение. 35. Виды мониторинга. 36. Экологический контроль и общественное экологическое движение. 37. Социально-экологический кризис и устойчивое развитие. 38. Модель устойчивого общества. 39. Международное сотрудничество по обеспечению устойчивого развития. 40. Экологическое сознание (антропоцентризм, э
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.133 (0.011 с.) |