Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Глобальное загрязнение атмосферы, почвы и мирового океана

Поиск

Вопросы лекции (1 ч.)

7.1 Понятие экологического кризиса. Причины и основные тенденции.

7.2 Понятие загрязнение. Загрязнение атмосферы.

7.3 Парниковый эффект.

7.4 Озоновый экран и причины его нарушения. Кислотные дожди.

7.5 Загрязнение гидросферы. Антропогенные воздействия на почву, опустынивание.

 

 

Вопросы СРСП (1 ч.)

7.1 Почему охрана природного воздуха считается ключевой проблемой оздоровления окружающей природной среды?

7.2 Назовите главные загрязнители (поллютанты) атмосферного воздуха.

7.3 Какими процессами объясняется эффект общего потепления климата на Земле?

7.4 Каковы предполагаемые последствия парникового эффекта?

7.5 Объясните механизм разрушения озонового слоя Земли.

7.6 Каковы основные причины возникновения кислотных осадков?

7.7 Что такое экологический кризис и в чем опасность последствий его проявления?

7.8 В чем проявляется загрязнение подземных и поверхностных вод, каковы их главные загрязнители?

7.9 Каковы экологические последствия загрязнения морских экосистем?

7.10 Что такое деградация почв и её причины?

 

Вопросы и задания для СРС

7.1 Выпишите законы взаимодействия общества и природы Ю.Н. Куражковского;

7.2 Законы экологии Б.Коммонера.

7.3 Одна из классификаций загрязнений, основанная на системном подходе, сделана Г.В. Стадницким и А.И. Родионовым. Авторы делят загрязнение на ингредиентное, параметрическое, биоценотическое и стациально-деструкционное. Дайте определения данным понятиям.

7.4 Назовите основные виды загрязнения подземных вод.

7.5 Что понимают под истощением вод?

7.6 Почему если эрозию можно назвать недугом ландшафта, то опустынивание – его смерть?

7.7 Охарактеризуйте функции леса в биосфере.

 

Тема 8. Особые виды воздействия и экстремальные воздействия на биосферу (1 ч.)

Вопросы лекции

8.1 Загрязнения среды отходами производства и потребления.

8.2 Биологическое загрязнение, шумовое воздействие, воздействие электромагнитных полей и излучений.

8.3 Воздействия оружия массового уничтожения и техногенных экологических катастроф.

 

Вопросы СРСП (1 ч.)

8.1 На какие виды классифицируются отходы производства и потребления?

8.2 Назовите основные источники антропогенного шума.

8.3 Какие территории относят к зонам чрезвычайной экологической опасности?

8.4 Что называют биологическим загрязнением?

8.5 Опасно ли для человека и биоты воздействие электромагнитных полей и излучений?

 

Вопросы и задания для СРС

4.1 Выполните письменно: 1) Твердые бытовые отходы(ТБО)- это …К ним относятся пластмасса, … 2) Жидкие бытовые отходы - …3) Газообразные -…4) Промышленные отходы (ОП) – это …Они бывают …5)Опасные отходы – это …6)Радиоактивные отходы – это …

4.2 Что такое диоксины?

4.3 Расшифруйте аббревиатуру – МАГАТЭ.

4.4 Различите понятия: звук, инфразвук, ультразвук гиперзвук. Основные источники шума.

4.5 К основным источникам биологического воздействия относятся …

4.6 Какие явления получили название – магнитных бурь?

4.7 Расшифруйте аббревиатуру – ЛЭП. Что происходит с человеком в результате неблагоприятного воздействия электромагнитного поля?

 

 

Тема 9. Защита воздушного бассейна от загрязнений (1 ч.)

Вопросы лекции

9.1Экологизация технологических процессов.

9.2Очистка газовых выбросов от вредных примесей.

9.3Рассеивание газовых выбросов в атмосфере.

9.4Устройство санитарно-защитных зон, архитектурно- планировочные мероприятия.

 

Вопросы СРСП (1 ч.)

9.1Охарактеризуйте основные методы пылегазоочистки.

9.2Перечислите способы очистки промышленных выбросов.

9.3Что мы относим к СЗЗ?

9.4Что включают в себя архитектурно-планировочные мероприятия?

 

Вопросы и задания для СРС

9.1 Рассмотрите состав атмосферы.

9.2 Что является источником свободного кислорода в атмосфере?

9.3 Какие изменения могут произойти в природе в случае увеличения в атмосфере объема углекислого газа?

 

Тема 10. Защита гидросферы от загрязнений (1 ч.)

Вопросы лекции

10.1 Способы очистки сточных вод.

10.2 Способы защиты поверхностных вод.

10.3 Борьба с загрязнением подземных вод.

 

Вопросы СРСП (1 ч.)

10.1 В чем суть оборотного водоснабжения?

10.2 Что такое зоны санитарной охраны (ЗСО)?

10.3 Каким образом очищают сточные воды? Назовите метод, который является завершающим в системах очистки сточных вод.

10.4 Как предотвращают истощение запасов пресных подземных вод?

Вопросы и задания для СРС

10.1 Гидросфера – это …

10.2 Источники загрязнения воды: …

10.3 Причины загрязнения водных систем: …

10.4 Источники загрязнения подземных вод: …

 

Тема 11. Защита почв и недр (1 ч.)

Вопросы лекции

11.1 Способы защиты почв от загрязнения.

11.2 Охрана и рациональное использование недр.

11.3 Защита массивов горных пород.

Вопросы СРСП (1 ч.)

11.1 Как защищают почвы от эрозии и заболачивания, загрязнения и вторичного засоления?

11.2 Что вы знаете об очагах беспестицидного земледелия?

11.3 Какие экологические принципы положены в основу рационального использования недр?

11.4 Что такое рекультивация земель?

11.5 В чем заключается стратегическая линия защиты и рационального использования оползневых, селевых, закарстованных и других массивов горных пород?

Вопросы и задания для СРС

11.1 Напишите полное предложение: неправильное освоение земель снижает __________________, ведет к опустыниванию.

11.2 Регионы Причины непригодности земельных ресурсов.

11.3 Раскройте значение следующих терминов: азотфиксация – это…, -аммонификсация – это …

11.4 Каковы пути улучшения природных пастбищ и земель сельскохозяйственного назначения?

Тема 12. Защита растительного и животного мира (1 ч.)

Вопросы лекции

12.1 Сохранение и востановление растительности.

12.2 Охрана и использование животного мира.

12.3 Красная книга.

12.4 Особо охраняемые природные территории.

Вопросы СРСП (1 ч.)

12.1 Как сохраняют численность и популяционно-видовой состав растений?

12.2 При соблюдении каких принципов промысел и охота становятся активной формой охраны животных и способствует оздоровлению их популяций?

12.3 Что означает включение видов животных или растений в Красную книгу?

Вопросы и задания для СРС

12.1 Дополните предложение: в Казахстане: ______государственных заповедников,___________ национальных парков,________ ботанических,________зоологических садов,________ геоботанических резервата.

12.2 В Казахстане обитают _________видов млекопитающих, ___________птиц,___________земноводных,_____________рыб.

12.3 Каковы причины сокращения лесных площадей?

12.4 Выпишите редкие и лекарственные растения:

12.5 Назовите ядовитое растение, произрастающее в Казахстане

12.6 Назовите растение, произрастающее в Казахстане, которое оказывает сильное воздействие на организм человека.

Тема 13. Мониторинг окружающей природной среды. Экологический контроль (1 ч.)

Вопросы лекции

13.1 Цели и задачи мониторинга.

13.2 Виды мониторинга.

13.3 Экологический контроль и общественное экологическое движение.

Вопросы СРСП (1 ч.)

13.1 Мониторинг окружающей среды, его основные ступени и блоки.

13.2 Что понимается под государственным экологическим контролем?

13.3 Что такое экологически паспорт предприятия?

13.4 Что такое экологический риск?

 

Вопросы и задания для СРС

13.1 Как разделяют мониторинг по системе академика И.Б. Герасимова?

13.2 Какова задача биологического мониторинга?

13.3 Геоэкологический мониторинг – это

13.4 Биоэкологический мониторинг –это

 

Тема 14. Биоразнообразие и устойчивое развитие (1ч) Вопросы лекции

14.1 Социально-экологический кризис и устойчивое развитие.

14.2 Модель устойчивого общества.

14.3 Международное сотрудничество по обеспечению устойчивого развития.

14.4 Биоразнообразие.

 

Вопросы СРСП (1 ч.)

14.1 Что понимается под биоразнообразием?

14.2 Почему видовое разнообразие является основой биологического разнообразия в живой природе?

14.3 Каковы причины резкого снижения биоразнообразия в природе в настоящее время?

14.4 Охарактеризуйте функции леса биосфере.

14.5 К каким экологическим последствиям приводит антропогенное воздействие на биотические сообщества?

14.6 В чем смысл модели устойчивого развития общества? Пути ее реализации в Казахстане.

Вопросы и задания для СРС

14.1 Проведите работу по определению биоразнообразия в Казахстане.

14.2 Дополните предложение: природное биоразнообразие – генетический ресурс человека, который следует сохранять в заповедниках, зоопарках, …

14.3 Сколько в Казахстане заповедников?

14.4 Охарактеризуйте следующие международные объекты охраны природной среды: Космос, Мировой океан, Антарктиду и атмосферный воздух.

14.5 Рассмотрите международные договоры, соглашения, конвенции и государственные инициативы по международному сотрудничеству.

Тема 15. Факторы, влияющие на экологическое сознание. Значение экологического образования. (1 ч.)

Вопросы лекции

15.1 Экологическое сознание (антропоцентризм, экоцентризм, биоцентризм).

15.2 Экологическое образование.

15.3 Экологическое воспитание.

15.4 Экологическая культура.

Вопросы СРСП (1 ч.)

15.1 Государственная программа «Образование».

15.2 Закон «Об охране окружающей среды» от15 июля 1997г.

15.3 Закон «Об особо охраняемых природных территориях».

15.4 Концепция экологической безопасности на 2004-2015 годы.

15.5 Концепция экологического образования.

15.6 Экологический кодекс РК 09.01.2007.

Вопросы и задания для СРС

15.1 Рассмотрите международные договоры, соглашения, конвенции и государственные инициативы по международному сотрудничеству.

15.2 Напишите мини-сообщение на тему: «История развития экологического образования».

15.3 Виды экологического образования.

15.4 Какова роль экологического образования в решении экологических проблем?

15.5 Пути осуществления экологического образования.

15.6 Выпишите определение – экологическое образование – (из различных источников, например: Концепция экологического образования).

15.7 Значение экологического образования, воспитания и культуры …

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

1. Предмет и задачи экологии. Структура экологии. Место и роль экологии в решении современных экономических и политических проблем (1час).

2.Среда обитания и экологические факторы: основные представления об адаптациях организмов, лимитирующие факторы(1час).

3. Популяции: кривые выживания, регуляция плотности популяций(1час).

4. Экосистемы: видовая и пространственная структура биоценоза, биогеоценозы. Принцип конкурентного исключения Г.Ф. Гаузе, уравнение Вольтерра-Лотки. Концепция биогеоценоза.

Понятие экологической ниши, системный подход и моделирование в экологии(1час).

5. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биоразнообразие биосферы как результат её эволюции. Ноосфера как новая стадия эволюции биосферы.

Этапы химической и биологической эволюции Земли, эры и периоды.(1час).

6. Климат – ведущий фактор формирования основных экосистем Земли (1час).

7. Поток энергии и круговорот химических элементов в экосистеме. Круговорот углерода, азота, кислорода и других химических элементов, круговорот воды(1час).

8.Классификация природных ресурсов и проблема обеспеченности ими человечества. Концепция антропогенного воздействия как мощного геологического и геохимического фактора(1 час).

9. Первобытное общество и природа. Гоминиды(1час).

10.Экологические проблемы древних цивилизаций. Античные, средневековые и западно-европейские цивилизации (1час).

11. Демографический взрыв и его последствия. Урбаэкология(1час).

12. Загрязнения среды отходами производства и потребления. Биологическое загрязнение, шумовое воздействие, воздействие электромагнитных полей и излучений. Воздействия оружия массового уничтожения и техногенных экологических катастроф.

Военно-промышленный комплекс и среда обитания(1час).

13.Модель устойчивого общества, его признаки и принципы функционирования. Деятельность международных организаций по научной разработке теории устойчивого развития(1час).

14. Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. Гигиена и здоровье человека.

Экология и здоровье человека. Нормирование качества окружающей среды.

15. Экономические стимулы охраны природы и рационального природопользования(1час).

ВОПРОСЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

1. Предмет и задачи экологии.

2. Уровни организации жизни на Земле.

3. Организм и среда обитания.

4. Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные.

5. Лимитирующие факторы; закон минимума Ю Либиха, закон толерантности В. Шелфорда.

6. Основные наземные биомы.

7. Водные сообщества.

8. Понятие о популяции. Статические показатели популяций: численность и биомасса популяции.

9. Пространственная структура популяций: случайная, равномерная и групповая. Гомеостаз популяций.

10. Динамические характеристики популяции: рождаемость, скорость роста, смертность. Динамика роста численности популяции.

11. Понятие экологической ниши. Взаимодействия популяций в биоценозах.

12. Кривые выживания, экспоненциальный рост, биотический потенциал.

13. Экологические стратегии выживания. Регуляция плотности популяции.

14. Понятие о биосфере и ноосфере. В.И. Вернадский-основоположник учения о биосфере.

15. Поток энергии и круговорот химических элементов в экосистемах.

16. Пищевые цепи и трофические уровни, пищевые сети.

17. Функциональные группы организмов: продуценты, консументы и редуценты.

18. Экологические пирамиды

19. Глобальные экологические проблемы.

20. Природные ресурсы и их классификация.

21. Рациональное природопользование.

22. Загрязнение окружающей среды. Классификация загрязняющих природу веществ.

23. Загрязнение гидросферы.

24. Загрязнение атмосферы. Источники загрязнения и их воздействие на организм человека.

25. Парниковый эффект.

26. Озоновый экран и причины его нарушения. Кислотные дожди.

27. Антропогенные воздействия на почву, опустынивание.

28. Загрязнение среды опасными отходами.

29. Шумовое воздействие.

30. Биологическое загрязнение.

31. Воздействие электромагнитных полей и излучений и другие виды экстремальных воздействий.

32. Сокращение биоразнообразия.

33. Демографический взрыв и его последствия, ресурсный кризис, изменение генофонда. Урбаэкология.

34. Военно-промышленный комплекс и среда обитания. Международное антиядерное движение.

35. Виды мониторинга.

36. Экологический контроль и общественное экологическое движение.

37. Социально-экологический кризис и устойчивое развитие.

38. Модель устойчивого общества.

39. Международное сотрудничество по обеспечению устойчивого развития.

40. Экологическое сознание (антропоцентризм, экоцентризм, биоцентризм).

41. Экологическое образование.

42. Экологическое воспитание.

43. Экологическая культура.

44. Законы, указы, Постановления Правительства – в области охраны окружающей среды.

45. Экологические проблемы Казахстана.

Темы рубежного контроля

Семестр

Первый рубежный контроль

1.Определение экологии как науки, краткая история её становления, основные задачи и методы (1 час).

2.Экология особи - аутэкология. Лимитирующие факторы (1час).

3.Экология популяций­ - демэкология. Динамика популяций, кривые выживания.(1час).

4. Экология сообществ - синэкология. Экологические системы(1час).

5. Биосфера и её ресурсы. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере (1час).

6.Экологические основы охраны окружающей природной среды и природопользование(1 час).

7. Глобальное загрязнение атмосферы, почвы и мирового океана.(1час).

 

Второй рубежный контроль

 

8. Особые виды воздействия и экстремальные воздействия на биосферу (1час).. 9. Защита воздушного бассейна от загрязнений(1 час).

10.Защита гидросферы от загрязнений(1 час).

11.Защита почв и недр(1час).

12.Защита растительного и животного мира(1 час).

13.Мониторинг окружающей природной среды. Экологический контроль (1час).

14. Биоразнообразие и устойчивое развитие (1час).

15.Факторы, влияющие на экологическое сознание. Значение экологического образования(1 час).

 

 

IV. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ И СДАЧИ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Виды работ Цель и содержание Задания Рекомен Дуемая Литература Продол жительность выпол нения Форма контроля Срок Сдачи
  Реферат Цель:- экологизация сознания студентов. Становление и раз- витие экологии.     3 недели     4-ая неделя
  Реферат Основы общей экологии   недели   7-ая неделя
  Рубежный контроль       коллоквиум 8-ая неделя
  Реферат Биосфера и её ресурсы   недели   9-ая неделя
  Реферат Охрана природы   недели   11-ая неделя
  Рубежный контроль       коллоквиум 14-ая неделя
  Итоговый Контроль       тестирование 15-ая неделя

 

Примечание: Темы рефератов по вышеуказанным разделам и

рекомендуемая литература нижеприведены в данном силлабусе.

График выполнения и сдачи задания выдается в начале семестра. Он содержит:

- перечень и виды заданий (составление терминологического словаря, логической схемы базы знаний, домашние задания, практические задания и др.);

- рекомендуемая литература;

- сроки выполнения;

- форму контроля.

ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ

1 Роль природы в становлении и развитии человеческого общества.

2 Природные ресурсы и рациональное природопользование.

3 Причины загрязнения окружающей среды, его социально-экономические и экологические последствия.

4 Охрана окружающей среды в разных странах и роль международного сотрудничества.

5 Рост производства и нагрузки на окружающую среду.

6 Характеристика природных ресурсов Земли: литосферы, атмосферы и гидросферы и их использование для развития производства.

7 Леса, запасы древесины. Экономические ресурсы леса.

8 Водные ресурсы (ограниченность ресурсов пресной воды, рост производства и загрязнение водоемов, ущерб от загрязнения воды).

9 Атмосфера и ее загрязнение.

10 Недра Земли и запасы полезных ископаемых в различных странах.

11 Планирование и управление в области природопользования и законы об охране окружающей среды.

12 Экономические стимулы охраны природы и рационального природопользования.

13 Урбанизация и ее влияние на природные ресурсы.

14 Заповедные территории как одна из форм охраны природы.

15 Красная книга.

16 Научно-технический прогресс и загрязнение окружающей среды.

17 Мониторинг и организация контроля за состоянием природной среды.

18 Генетические последствия загрязнения окружающей среды.

19 Экологические проблемы Казахстана.

20 Аральский кризис: причины и следствия.

21 Социально-экологический кризис и устойчивое развитие.

22 Модель устойчивого общества, его признаки и принципы функционирования.

23 Военно-промышленный комплекс и среда обитания.

24 Международное антиядерное движение.

25 Роль неправительственных организаций (НПО) в решении экологических проблем.

26 Демографический взрыв и его последствия.

27 Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.

28 Экологический мониторинг.

29 Законы, указы. Постановления Правительства – в области охраны окружающей среды.

30 Проблемы Байконура.

ГЛОССАРИЙ

№ п/п Новые понятия Содержание
     
  Экология раздел биологической науки (биоэкология) о взаимоотноше­ниях между организмами и средой обитания
  Жизнь активное, идущее с затратой полученной извне энергии, под­держание (за счет постоянного обмена веществ и энергии с ок­ружающей средой) и матричное воспроизведение специфиче­ской и упорядоченной структуры
  Экологическая ниша область многомерного пространства (гиперпространство) ба­зовых, ортогональных переменных, в совокупности отобра­жающих ресурсы и условия среды, соответствующая устойчи­вому существованию вида, популяции, организма
  Организм (по В.И.Вернадскому) система, замкнутая по структуре, иерархически организованная, неравновесная, самоорганизующаяся, открытая по обменам ве­ществом и энергией
  Вид совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особен­ностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое по­томство
  Популяция форма существования вида, совокупность особей одного вида, имеющих общий генофонд и населяющих определенное про­странство с относительно однородными условиями обитания
  Сообщество совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых видов в пределах естественно ограниченного жизнепригодного про­странства
  Биогеоценоз устойчивая, саморегулирующаяся, пространственно ограничен­ная природная система, в которой функционально взаимосвяза­ны живые организмы и окружающая их абиотическая среда
  Экологическая система (экосистема) сообщество живых организмов и среды обитания, составляющее единое целое на основе пищевых связей и способов получения энергии. Термин ввел Э.Тэнсли в 1935 г.
  Биосфера или экосфера одна из оболочек (сфер) Земли, состав и энергетика которой в существенных своих чертах определены работой живого веще­ства; биосфера включает всю ту наружную область планеты Земля (тропосферу, гидросферу, литосферу), в которой не толь­ко существует жизнь (витасфсра), но которая в той или иной степени видоизменена или сформирована жизнью; верхней гра­ницей биосферы является озоновый экран (слой)
  Ноосфера сфера разума - этап эволюции биосферы, который характеризу­ется ведущей ролью разумной и сознательной деятельности че­ловеческого общества в развитии биосферы
  Аут(о)экология раздел экологии, изучающий взаимоотношения отдельного ор­ганизма со средой обитания
  Экология популяций раздел экологии, который изучает естественные группировки особей одного вида, т.е. популяций (условия, при которых фор­мируются популяции, внутрипопуляционные группировки и их взаимоотношения, организацию (структуру), динамику числен­ности популяции)
  Сннэкология раздел экологии, изучающий сообщества растений, животных, микроорганизмов и их отношения со средой обитания
  Закон незаменимости биосферы биосфера - это единственная система, обеспечивающая устойчи­вость среды обитания при любых возникающих возмущениях  
  Закон биогенной миграции атомов В.Вернадского миграция химических элементов на земной поверхности и в биосфере в целом осуществляется при непосредственном участии живого ве- щества - биогенная миграция
  Закон физико-химического единства живого вещества   Обшебиосферный закон живое вещество физико-химически едино; при всей разнокачественности живых организмов они настолько физико-химически сходны,что вредное для одних не безразлично для других (например, загрязнители)   что вредное для одних не безразлично для других (например, загрязнители)
  Принцип Реди   живое происходит только от живого, между живым и неживым веществом существует непроходимая граница, хотя и имеется постоянное взаимодействие  
  Закон единства 'организм-среда'   жизнь развивается в результате постоянного обмена веществом и информацией на базе потока энергии в совокупном единстве среды и населяющих се организмов
  Закон однонаправлен-ности потока энергии   Энергия, получаемая сообществом и усваиваемая продуцентами, рассеивается или вместе с их биомассой передается консументам, а затем редуцентам с падением потока на каждом трофическом уровне; поскольку в обратный поток (от редуцентов к продуцентам) поступает ничтожное количество изначально вовлеченной энергии (максимум 0,35%)говорить о «круговороте энергии» нельзя; существует лишь круговорот веществ, поддерживаемый потоком энергии   ничтожное ском уровне; поскольку в обратный поток (от редуцентов кпродуцентам) поступает ничтожное количество изначально во­ влеченной энергии (максимум 0,35%) говорить о "круговороте энергии" нельзя; существует лишь круговорот веществ, поддер­ живаемый потоком энергии
  Закон (правило)10 процентов Р.Линдемана Среднемаксимальный переход с одного трофического уровня экологической пирамиды на другой 10% энергии (или вещества в энергетическом выражении), как правило, не ведет к неблаго­ приятным последствиям для экосистемы и теряющего энергию трофического уровня
  Закон необратимости эволюции Л.Долло организм (популяция, вид) не может вернуться к прежнему со­стоянию, уже осуществленному в ряду его предков, даже вер­нувшись в среду их обитания
  Закон толерантности (В.Шелфор-да) лимитирующим фактором процветания организма (вида) может быть как минимум, так и максимум экологического воздейст­вия, диапазон между которыми определяет величину выносли­вости (толерантности) организма к данному фактору
  Закон оптимума любой экологический фактор имеет определенные пределы по­ложительного влияния на живые организмы
  Закон ограничивающего фактора (закон минимума Ю.Либиха) наиболее значим тот фактор, который больше всего отклоняет­ся от оптимальных для организма значений; от него зависит в данный момент выживание особей; веществом, присутствую­щим в минимуме управляется рост
  Закон (принцип) исключения Гаузе два вида не могут существовать в одной и той же местности, ес­ли их экологические потребности идентичны, т.е. если они за­нимают одну и ту же экологическую нишу
  "Законы" экологии Б.Коммоннера 1) все связано со всем; 2) все должно куда-то деваться; 3) природа "знает" лучше; 4) ничто не дается даром
  Экологические факторы отдельные свойства или элементы среды, воздействующие на организмы
  Биотические факторы формы воздействия живых существ друг на друга
  Абиотические факторы все свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы: к ним относятся физические и хи­мические факторы
  Антропогенные факторы формы деятельности человеческого общества, которые приводят к изменению природы как среды обитания других видов или непосредственно сказываются на их жизни
  Экологическая валентность пределы выносливости между критическими точками, за пределами которых существование уже невозможно
  Экологическая толерантность способность организма переносить отклонения экологических факторов от оптимальных для себя; область устойчивого суще­ствования вида и/или реализации какой-либо его функции по отношению к конкретному фактору среды или их сочетанию
  Биосфера (по В.И. Вернадскому) область планеты, в которой существует или когда-либо сущест­вовала жизнь и которая постоянно подвергается или подверга­лась воздействию живых организмов
  Живое (вещество) (по В.И.Вернадскому) совокупность всех живых организмов, в данный момент сущест­вующих, численно выраженная в элементарном химическом со­ставе, весе, энергии; связано с окружающей средой биогенным потоком атомов: своим дыханием, питанием и размножением
  Саморегуляция в экосистеме (биогеоценозе) способность к восстановлению внутреннего равновесия после какого-либо природного или антропогенного воздействия
  Цепь трофическая (пищевая цепь, пень питания) взаимоотношения между организмами, через которые в экоси­стеме происходит трансформация вещества и энергии; группы особей, связанные друг с другом отношением "пища - потреби­тель" (т.е. цепь, в которой каждое предыдущее звено служит пищей для последующего)
  Экологическая сукцессня смена одних видов другими за некоторый период времени
  Клнмаксное сообщество устойчивое, самовозобновляющееся и находящееся в равнове­сии со средой сообщество
  Экосистемный метод . метод, в центре внимания которого находится поток энергии и круговорот веществ между биотическим и абиотическим ком­понентами экосферы

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

1. Экологический кризис – это:

A) изменение условий жизни организмов.

B) нарушение равновесия между природой и обществом.

C) необратимый процесс.

D) деградация природной среды.

E) увеличение ПДК отдельных химических элементов.

 

2. Экологическое поражение – это:

A) локальное нарушение условий среды

B) деградация природной среды.

C) природные катастрофы и стихийные бедствия.

D) антропогенные катастрофы.

E) все выше перечисленное.

 

3. Кризисами, протяженными во времени являются:

A) Чернобыльская катастрофа и взрыв на химическом комбинате в Бхопале.

B) Аральский кризис и проблема полигонов.

C) Аварии на химических производствах в Уфе и в Базеле.

D) Атомные взрывы в Хиросиме и Нагасаки.

E) Вооруженные конфликты в Чечне и Югославии.

 

4. Программа по охране окружающей среды (ЮНЕП) принята в:

A) 1950 году.

B) 1990 году.

C) 1972 году.

D) 2000 году.

E) 1942 году.

 

5. Экологическая безопасность это:

A) состояние защищенности от экологической опасности.

B) охрана отдельных объектов природопользования.

C) угнетение человека самим собой.

D) законодательная охрана экосферы.

E) все выше перечисленное.

 

6. «Гринпис» – это

A) международное движение «зеленых»

B) Российская политическая партия

C) Декларация РИО по окружающей среде и развитию

D) Название конвенции о биоразнообразии Земли

E) Гейдельбергская организация видных ученых

 

7. Кризисными зонами являются:

A) территории хронического нарушения качества окружающей среды.

B) территории размещения интенсивного сельского хозяйства.

C) антропогенное загрязнения атмосферного воздуха на территории.

D) дефекты в функционально планировочной структуре какого – нибудь промышленного центра.

E) все выше перечисленное.

 

8. Концепция устойчивого развития подготовлена:

A) на Стокгольмской конференции в 1972 году.

B) Международной комиссией по Окружающей Среде и Развитию (МКОСР).

C) неправительственной организацией «Римский клуб».

D) не разработана.

E) нет правильного ответа.

 

9. Мониторинг окружающей среды:

A) фактические и возможные убытки народного хозяйства, связанные с загрязнением окружающей среды

B) совокупность всех форм эксплуатации природы

C) оплачиваемое разрешение на выброс определенного количества вредных веществ.

D) любое изменение природных условий.

E) наблюдение за состоянием окружающей среды и предупреждение о критических ситуациях.

 

10. С 1945 года по 1996 годы США, СССР, Англия, Франция и Китай произвели в наземном пространстве ядерных взрывов более

A) 90.

B) 250.

C) 400.

D) 500.

E) 1000.

 

11. Природными катастрофами называют:

A) оползни и отвалы.

B) эпидемии и пожары.

C) взрывы и извержения вулканов

D) ураганы и землетрясения.

E) все выше перечисленное.

 

12. Оболочка Земли, населенная живыми организмами называется:

A) биосферой.

B) атмосферой.

C) экосферой.

D) социосферой.

E) ноосферой.

 

13. Термин экология был введен:

A) Аристотелем.

B) Ч. Дарвином.

C) Э. Геккелем.

D) В.И. Вернадским.

E) Ю. Одумом.

 

14. Экология – наука о:

A) влиянии загрязнений на окружающую среду.

B) влиянии загрязнений на здоровье человека.

C) влиянии деятельности человека на окружающую среду.

D) взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой обитания.

E) закономерностях действия абиотических факторов.

 

15. Популяция, которая занимает в составе биоценоза определенное положение называется:

A) жизненной формой.

B) экологической нишей.

C) экотипом.

D) ареалом.

E) биотипом.

 

 

16. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы называется:

A) протокооперацией.

B) паратизмом.

C) комменсализмом.

D) аменсализмом.

E) хищничеством.

 

17. Стадия развития биосферы, когда разумная деятельность человека становится главным фактором развития, называется:

A) антропосферой.

B) техносферой.

C) ноосферой.

D) социосферой.

E) экосферой.

 

18. Основную массу живого вещества биосферы составляют:

A) животные.

B) бактерии.

C) растения.

D) планктон.

E) грибы.

 

19. Любые условия среды, на которые живые организмы реагируют приспособительными реакциями называют фактором:

A) эволюционным.

B) физиологическим.

C) экологическим.

D) эдафическим.

E) экосистемным.

 

20. Согласно правилу пирамиды чисел общее число особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:

A) уменьшается.

B) увеличивается.

C) остается неизменным.

D) изменяется циклически.

E) увеличивается в арифметической прогрессии.

21. Основными продуцентами биомассы являются:

A) одноклеточные



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.26 (0.012 с.)