Загрязнение вод и морской среды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Загрязнение вод и морской среды.



Комментарий к статье 250 УК РФ

1. Загрязнение вод способно причинить существенный вред здоровью людей, природной среде, ее животному миру и рыбным запасам, сельскому и лесному хозяйству, подорвать экологическую безопасность населения.

2. Предмет преступления - воды рек, озер, прудов, водохранилищ, каналов, подземные воды, ледники, источники питьевого водоснабжения.

Сравнительный анализ комментируемой статьи и ст. 252 УК позволяет сделать вывод, что не являются предметом рассматриваемого преступления воды внутренних морей и территориальные воды РФ.

Хранилища воды, не имеющие экологического значения (отстойники, бассейны, резервуары, колодцы и т.п.), не относятся к предмету рассматриваемого преступления. Их загрязнение, отравление, истощение в зависимости от характера деяния могут образовывать состав диверсии (ст. 281 УК), преступления против жизни и здоровья (см. гл. 16 УК), нарушения санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК), нарушения правил охраны труда (ст. 143 УК).

За пределами допустимых водным и санитарным законодательством уровней загрязнение становится опасным и влечет уголовную либо административную ответственность.

3. С объективной стороны преступление состоит в загрязнении или засорении, т.е. в сбросе или поступлении иным способом в водные объекты, а также в образовании в них вредных веществ, предметов, взвешенных частиц, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Истощение вод означает устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод (ст. 1 Водного кодекса).

Под иным изменением природных свойств вод понимается любое другое изменение их физических, химических или биологических свойств. Различают также тепловое загрязнение, т.е. изменение теплового режима вод, угрожающее развитию и существованию многих видов рыб и иных организмов. При определении степени загрязнения, засорения или истощения водного источника необходима ссылка на соответствующие нормативы.

Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов утвержден указанным при рассмотрении ст. 247 УК Постановлением Правительства РФ от 03.08.92 N 545, а также Постановлением Правительства РФ от 19.12.96 N 1504 "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты" <*>. Экологическое нормирование осуществляется также на основе Федерального закона "О техническом регулировании", Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 <**>, Санитарных правил в лесах Российской Федерации, утвержденных Приказом Рослесхоза от 15.01.98 N 10 (в ред. от 24.12.98) <***>, и других нормативных актов.

Пленум ВС РФ в п. 9 Постановления от 05.11.98 N 14 разъяснил, что по комментируемой статье должны квалифицироваться эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями и устройствами, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, совершение иных действий, повлекших загрязнение водоемов и водных источников и причинивших существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.

4. Обязательный признак состава преступления - наличие указанного в законе вреда.

Вопрос о признании вреда существенным решается в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела. При этом, в частности, следует учитывать: количество погибшей рыбы (включая молодь) или других водных животных, растительности, лесных деревьев, сельскохозяйственной продукции (посевов, насаждений, скота и птицы), экологическую значимость водоема (питьевой источник, место отдыха, нерестовое место, обиталище водоплавающих, особо охраняемый природный объект или территория и т.п.), стоимость утраченного или поврежденного в денежном выражении или по соответствующим таксам, площадь распространения загрязняющих веществ.

О вреде здоровью людей - см. коммент. к ст. 246.

Массовая гибель рыбы - это отравление ее в больших количествах, как правило, на значительных площадях.

Массовой следует признавать гибель нескольких десятков голов крупного рогатого скота, водоплавающей птицы, пушных зверей, гибель популяции водных живых организмов и т.п.

Размер вреда природной среде определяется в соответствии с установленными методиками и таксами <*>.

О понятии заповедника и заказника см. коммент. к ст. 262.

Загрязнение вод этих природных объектов предусмотрено в комментируемой статье в качестве квалифицирующего признака состава преступления. Данная норма выступает специальной по отношению к ст. 262 УК, поэтому дополнительной квалификации по ст. 262 УК не требуется.

Если загрязнением вод причинен существенный ущерб иным, помимо заповедников и заказников, особо охраняемым природным территориям и объектам, содеянное надлежит квалифицировать по совокупности комментируемой статьи и ст. 262 УК.

О понятии зон экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций см. коммент. к ст. 247.

5. Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 комментируемой статьи, характеризуется умыслом или неосторожностью, а ч. 3 этой статьи - только неосторожностью.

6. Субъектом преступления могут быть как лицо, использующее свое служебное положение, так и иные лица. Лица, использующие свое служебное положение при совершении преступления, при наличии признаков его состава отвечают по комментируемой статье и ст. 201 или 285 УК по совокупности.

7. Если отравление водоемов производится с целью незаконной добычи водных животных, содеянное следует квалифицировать по совокупности комментируемой статьи и ст. 256 УК.

Комментарий к статье 252 УК РФ

1. Преступление посягает на экологическую безопасность, поскольку может причинить вред здоровью людей, повлечь их гибель, уничтожить либо повредить морскую фауну и флору, лишить граждан возможности пользоваться морскими зонами отдыха и другими правомерными видами пользования морской средой.

2. Правовую базу, обеспечивающую безопасные условия пользования морскими водами, образует ряд международных актов, ратифицированных СССР и Россией, и законодательство РФ. Основными из них являются Женевская конвенция об открытом море 1958 г., Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., Федеральный закон от 31.07.98 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (в ред. от 11.11.2003) <*>.

3. Местом совершения преступления является морская среда: внутренние моря РФ, территориальное море, открытое море.

4. Предмет преступления - воды моря, животный и растительный мир, рекреационные зоны, объекты природной среды.

Понятия внутренних морских вод и территориального моря определены ст. 14, 15 Водного кодекса.

В ст. 34, 37, 38 Федерального закона от 30.11.95 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (в ред. от 11.11.2003) <*> определяется порядок захоронения отходов и других материалов на шельфе. Защита и сохранение морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря регламентируются также ст. 32 - 38 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

К внутренним морским водам относятся внутренние моря, морские воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов и проливов, ограниченные пределами, определенными системой отсчета, указанной в ст. 14 Водного кодекса.

Территориальные воды РФ включают прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива. В отдельных случаях ширина территориальных вод устанавливается международными договорами.

Открытое море - это часть морского пространства, на которую не распространяется юрисдикция никакого государства. Режим плавания судов, проведения научных изысканий, рыболовства и других видов пользования определяется международным правом.

5. В качестве источников загрязнения комментируемая статья называет береговые источники, транспортные средства, возведенные в море сооружения.

Береговые источники - это промышленные, сельскохозяйственные, коммунальные, портовые и иные предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и любые другие источники загрязнения, находящиеся на суше.

Если из находящегося на суше источника загрязнена река, впадающая в море, и как следствие - воды моря, содеянное надлежит квалифицировать по ст. 250 УК и комментируемой статье по совокупности.

Под транспортными средствами понимается любое морское транспортное самоходное или буксируемое (баржа) средство (грузовое, пассажирское, военное, научно-исследовательское и иное); другие плавучие средства - технические передвижные устройства, предназначенные для выполнения отдельных видов морских и иных работ (бурильные установки, подъемные краны, плавучие доки, гидронасосы, землечерпальные машины и т.д.); воздушные суда (летательные аппараты любого типа и назначения, пролетающие над морскими водами либо совершающие на них посадку).

Под искусственно возведенными в море сооружениями имеются в виду стационарные технические устройства, предназначенные для работ в море (платформы, буровые установки), а также причалы, маяки и т.п.

Ответственность за загрязнение вод открытого моря распространяется только на российские суда и иные указанные в законе технические объекты и сооружения.

6. Объективная сторона преступного загрязнения морской среды выражается в действии (незаконный сброс или захоронение загрязняющих веществ с перечисленных в законе источников) или бездействии (непринятие мер по предотвращению сброса загрязняющих веществ).

О понятии загрязнения см. в коммент. к ст. 250.

7. Преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, считается оконченным с момента загрязнения морской среды. Состав - формальный.

Преступления, предусмотренные ч. 2 и 3 этой статьи, содержат материальные составы и окончены с момента наступления указанных в них последствий. Между деяниями и наступившими последствиями необходимо установить наличие причинной связи.

8. Под существенным понимается причинение среднего или тяжкого вреда здоровью человека. Под иным существенным вредом, о котором говорится в ч. 2 комментируемой статьи, имеется в виду массовая гибель рыбы или иных живых ресурсов вод, такое загрязнение зон отдыха, мест обитания и разведения животных, которое делает невозможным без существенных затрат на восстановление качества природной среды их дальнейшее использование. Оценивая размер вреда, необходимо учитывать стойкость загрязнения, вид загрязняющего вещества, площадь загрязнения, количество погибших живых организмов, ценность загрязненных участков в экологическом отношении (заповедник, заказник, нерестовое место), объем материальных затрат, необходимых для ликвидации последствий загрязнения, и т.п.

О методиках подсчета ущерба, применяющихся при оценке вреда, см. в коммент. к ст. 250.

9. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, предполагает умысел или неосторожность, а субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 этой статьи, - неосторожность по отношению к последствиям.

10. Субъектом преступления могут быть капитаны и другие члены российского или находящегося в водах РФ иностранного судна, иного плавучего средства либо работники платформ, иных искусственно сооруженных в море конструкций, в чьи служебные обязанности входило недопущение сбросов в море вредных веществ; командиры воздушных судов, а также работники береговых предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и иные лица, по чьей вине произошло загрязнение морской среды. Ответственность законом предусмотрена с 16 лет.

 

76. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов.

Комментарий к статье 256 УК РФ

1. Преступление посягает на общественные отношения по рациональному использованию и охране водных живых ресурсов.

2. Предмет преступления - рыбы, другие водные животные, а также промысловые морские растения (например, "морская капуста" - ламинария). К водным животным относятся морские млекопитающие (моржи, тюлени, нерпы, дельфины и др.), ракообразные (раки, крабы, креветки и др.), моллюски (кальмары, осьминоги, гребешки, мидии, устрицы и др.), иглокожие (трепанги, морские ежи, морские звезды и др.), кишечнополостные водные организмы. Водоплавающие птицы, а также водоплавающие пушные звери (выдра, ондатра, речной бобр, нутрия, выхухоль, белые медведи и др.) к водным животным не относятся. Их незаконная добыча квалифицируется как незаконная охота.

3. Предмет посягательства по ч. 2 комментируемой статьи - морские котики и морские бобры (иное название - каланы, морские выдры, камчатские бобры).

4. Предмет преступления образуют только водные животные, находящиеся в природной среде в естественном состоянии. Рыба или иные водные животные, выращиваемые рыбозаводами, рыбхозами, колхозами и иными хозяйствующими субъектами в специально устроенных или приспособленных водоемах, рыба, добытая этими организациями или хотя бы и находящаяся еще в сетях и иных ловчих устройствах, может быть предметом хищения чужого имущества, так как в этих случаях предмет посягательства обособлен трудом добытчика от естественной природной среды и приобрел качество товара (п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.98 N 14).

5. С объективной стороны преступление выражается в незаконной добыче. Незаконной признается добыча без разрешения, в запретное время, в недозволенных местах или недозволенными орудиями, приемами и способами.

Содержание этих признаков в законе не раскрыто, поскольку диспозиция комментируемой статьи имеет бланкетный характер. Для установления признаков преступления необходимо обратиться к нормативным актам, регулирующим порядок добычи рыбы и других водных животных, а также морских промысловых растений.

6. Основными нормативными актами являются: Конвенция о биологическом разнообразии (ратифицирована Федеральным Собранием РФ Федеральным законом от 17.02.95 N 16-ФЗ <1>); Федеральные законы "Об охране окружающей среды", "О животном мире"; Правила охраны и промысла морских млекопитающих от 11.07.75 <2>; Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.01.97 N 13 <3>; Положение о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.09.95 N 967 (в ред. от 03.10.2002) <4>, и Положение о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.09.95 N 968 (в ред. от 03.10.2002) <5>. К таким нормативным актам также относятся: Постановление Верховного Совета РФ от 04.11.92 N 3799-1 "О ратификации Конвенции о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана" <6>; Постановление Правительства РФ от 18.07.96 N 852 "О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира" <7>; акты субъектов РФ, Госкомрыболовства России, МПР России, другие, помимо перечисленных, неотмененные акты бывшего СССР, не противоречащие действующему законодательству РФ.

7. Преступление считается оконченным с момента начала добычи независимо от того, была ли фактически добыта рыба или иные водные животные либо нет. При этом для того, чтобы признать деяние преступным, необходимо установить, что оно было незаконным и содержит хотя бы один из признаков, указанных в комментируемой статье.

Исключение составляет незаконная добыча водных животных и растений, повлекшая причинение крупного ущерба. Здесь состав преступления - материальный, следовательно, между действием и его последствиями необходимо установить причинную связь.

Разграничение преступления и административно наказуемого проступка (ч. 2 ст. 8.17, ч. 2 ст. 8.37 КоАП) следует проводить с учетом признаков преступления, указанного в комментируемой статье. При их отсутствии содеянное образует состав административного проступка.

8. Добыча производится без надлежащего разрешения, когда она осуществляется без лицензии на право лова рыбы или добычи морского зверя, договора на отвод рыбопромыслового участка или водоема либо участка для добычи морских растений.

Добычей без разрешения считается лов: с просроченным разрешением; не тем лицом, которому оно выдано; рыбы и иных животных, запрещенных к вылову, либо сверх количества, указанного в разрешительном документе.

Добыча в запретное время выражается в том, что она производится тогда, когда всякое рыболовство или добывание животных и растений запрещено, или в сроки, запрещенные для добычи определенных видов и в конкретных водоемах.

К недозволенным местам относятся прежде всего заповедники, заказники, лежбища морского зверя, охранные зоны.

Недозволенными являются орудия, способы, приемы массового истребления водных животных.

9. Местами совершения преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, являются только воды, входящие в территорию РФ (см. коммент. к ст. 250, 252).

Добыча рыбы и иных морских животных в водах открытого моря регулируется нормами международного права.

За ведение незаконного промысла рыбы или иных водных животных в исключительной экономической зоне РФ ответственность предусмотрена ст. 253 УК.

Местами совершения преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, являются открытое море, а также запретные зоны, отведенные для размножения и обитания котиков и морских бобров (специальные заповедники, лежбища морского зверя и т.п.).

Правилами охраны и промысла морских млекопитающих промысел котиков ограничен, а каланов запрещен повсеместно.

В тех случаях, когда котики и морские бобры незаконно добываются в пределах территории РФ, имеет место конкуренция общей (ч. 1 комментируемой статьи) и специальной (ч. 2 комментируемой статьи) норм и применяется последняя. Если эти животные добываются в открытом море, то конкуренции норм не будет, поскольку действие ч. 2 комментируемой статьи распространяется на эти районы, а ч. 1 комментируемой статьи - не распространяется.

10. При решении вопроса, является ли ущерб крупным, судам необходимо исходить из стоимости, экологической ценности, количества добытого, поврежденного или уничтоженного, а также размера вреда, нанесенного растительному и животному миру (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.98 N 14). В денежном выражении крупный ущерб может быть выражен таксовой стоимостью, например, двух осетров, двухсот штук воблы, восьмисот устриц, одного моржа или дельфина.

Как показывает обобщение судебной практики, экологический вред, как правило, не учитывается. Суды исходят в основном из стоимостного и количественного критериев, что искажает истинные размеры причиненного природной среде ущерба и квалификацию содеянного.

Стоимость рыб и других водных животных определяется по специальным таксам, независимо от возраста и веса водных обитателей. Таксы периодически пересматриваются. Действующими являются утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.05.94 N 515 (в ред. от 26.09.2000) <*> таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов.

11. Под использованием самоходного транспортного плавающего средства понимается использование его как орудия в процессе лова рыбы, добычи зверя, заготовки промысловых морских растений, а не как исключительно в качестве средства доставки добытого, перевозки браконьеров к назначенному месту.

Пленум ВС РФ в п. 19 Постановления от 05.11.98 N 14 разъяснил, что орудия, с помощью которых совершался вылов рыбы, отстрел зверей, порубка деревьев и т.д., а также использовавшиеся при этом транспортные, в том числе плавучие, средства, принадлежащие виновным, рассматриваются как вещественные доказательства и могут быть конфискованы в случае умышленного использования их самим осужденным либо его соучастниками в качестве орудия совершения преступления (ст. 81, 115 УПК).

12. Способы массового истребления ведут к уничтожению водных животных и растений в больших количествах, их калечению, гибельно действуют на всю биофауну, зачастую небезопасны они и для людей. К способам массового истребления относятся: применение электротока, химических веществ, включая яды, взрывчатых веществ; лов рыбы гоном, багрением, при помощи бряцал и ботания, с применением огнестрельного или пневматического оружия, сетями (в некоторых регионах Российской Федерации их применение разрешено); заграждение протоков или добыча промысловыми организациями морского зверя на плаву огнестрельным оружием; применение крючковой снасти типа перемета, ахана и др.

13. О понятии заповедника, заказника, зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайной экологической ситуации см. в коммент. к ст. 247, 250, 262.

14. С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Среди мотивов совершения преступления преобладают корыстные (более 50%).

15. Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет. Действия работников органов рыбоохраны, промысловых и рыбохозяйственных организаций, органов власти, использующих свое служебное положение для занятия незаконной добычей животных и растений вод, надлежит квалифицировать только по ч. 3 комментируемой статьи (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.98 N 14).

О понятии группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. в коммент. к ст. 35.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.043 с.)