Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Конституционные основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Конституция Российской Федерации О статусе лиц, получивших политическое убежищеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Приступая к изучению темы, нужно выяснить легальное понятие и виды иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Основа правового регулирования данного вопроса – Федеральный закон от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который устанавливает для иностранцев такой же конституционный статус, какой имеют граждане Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Наиболее полная и объективная классификация дается В.Ф. Цепелевым (Уголовная ответственность иностранных граждан. М., 1992. С. 6.), который всю совокупность находящихся в стране иностранцев классифицирует следующим образом. 1. По характеру правовой связи с государством гражданства (подданства) выделяются иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды). 2. По степени подчиненности юрисдикции государства пребывания различаются: а) иностранцы, полностью подчиненные юрисдикции принимающего государства, в частности: иностранные граждане, не обладающие какими-либо иммунитетами и привилегиями; лица без гражданства; политические эмигранты; журналисты. Причем журналисты выделены в силу их особого социально-правового положения с учетом Хельсинских соглашений и других нормативно-правовых документов; б) иностранные граждане, освобожденные от юрисдикции государства пребывания. Среди них: лица, обладающие полным иммунитетом; лица, обладающие иммунитетом частично в силу многосторонних соглашений; лица, обладающие иммунитетом частично на основе двусторонних соглашений с зарубежными странами. 3. По длительности пребывания иностранцев в стране можно выделить: а) кратковременно пребывающие в стране: иностранные граждане, следующие транзитом; иностранные туристы; члены зарубежных делегаций, приехавшие в порядке научно-технического, культурно-спортивного обмена; члены делегаций зарубежных общественных организаций; члены экипажей торговых и пассажирских судов, самолетов гражданской авиации; члены бригад международных поездов; б) длительно пребывающие в стране: иностранные учащиеся, студенты, практиканты и стажеры; иностранные специалисты и рабочие, прибывшие по межправительственным соглашениям; представители иностранных фирм, авиакомпаний и контор (бюро) по туризму; лица, приезжающие по частным делам, иностранные журналисты; в) постоянно проживающие в стране иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство и прописку, как правило работающие на предприятиях, в учреждениях и организациях. Сюда могут быть отнесены и эмигранты, получившие убежище в стране. 4. По цели пребывания иностранные граждане делятся на: а) прибывших по служебным делам с целью осуществления дипломатических или консульских функций, политических, деловых и культурных связей, работы по межправительственным соглашениям, журналистских поручений, на учебу, стажировку, практику и т.д.; б) прибывших по общественным делам; в) прибывших по частным (личным) делам в качестве туристов, по приглашениям родственников, знакомых и т.п.; г) следующих транзитом через территорию бывшего СССР. Студентам надлежит изучить классификацию, данную в федеральном законе о гражданстве и сравнить ее с вышеприведенной. Закон выделяет три категории в зависимости от времени проживания на территории РФ: временно пребывающие, временно проживающие, постоянно проживающие. Иностранные граждане, относящиеся к разным категориям, обладают разным объемом прав и обязанностей. Далее, в рамках этой темы необходимо остановиться на статусе иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших политическое убежище. Их конституционный статус базируется на положении ст. 63 Конституции, согласно которому выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (бездействия), не признаваемые в Российской Федерации преступлением, Конституцией РФ не допускается. Статус беженцев и вынужденных переселенцев. Легальные определения данных лиц содержатся в федеральных законах, осуществляющих специальное правовое регулирование статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Нужно обратить внимание, что, помимо прочих признаков, эти категории лиц различаются наличием или отсутствием российского гражданства. Беженец - это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Вынужденный переселенец - гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Тема 9. Конституционные права и свободы Гражданина Изучая конституционно-правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина, следует дать определение прав и свобод, установить разницу между ними, соотнести права и свободы с обязанностями. Стоит обратить внимание на расположение главы о правах и свободах в Конституции РФ и на то, что изменена она может быть только в порядке пересмотра. При этом надо отметить, что регулирование и защита прав и свобод относятся к вопросам исключительного ведения Российской Федерации (пункт «в» ст. 71 Конституции РФ), а защита прав и свобод человека и гражданина, а также защита прав национальных меньшинств – к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «б» ч.1 ст. 72). Необходимо рассмотреть проблему отражения в Конституции неотъемлемых прав человека, закрытый или открытый характер конституционного регулирования прав и свобод. В этой связи необходимо определить понятие естественных, позитивных и надпозитивных прав. Российская модель основ правового положения личности закрепляет основные параметры прав и свобод человека: основные права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17); защита прав и свобод человека – обязанность государства; в России не должны издаваться законы, отменяющие права и свободы человека, ограничение прав и свобод возможно только в соответствии с ч.3 ст. 55 Конституции РФ, то есть только федеральным законом и в целях обеспечения общих интересов и благ, кроме того, ряд прав вообще не подлежит ограничению); перечень прав и свобод должен соответствовать международно-правовым стандартам (ст. 17, 55); права и свободы предоставляются в равной мере всем и каждому (ст. 19); конституционные нормы о правах и свободах являются непосредственно действующими (ст. 18); осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц (ст. 17). Рассматривая виды прав и свобод, нужно уметь привести различные классификации прав и свобод, построенные по разным критериям. Традиционная характеристика прав и свобод – личные, политические, экономические, социальные, духовно-культурные – связана со сферой общественных отношений, ими затрагиваемой. По способу реализации права и свободы могут быть индивидуальными и коллективными. Необходимо рассмотреть проблемы, связанные с реализацией коллективных конституционных прав.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.211 (0.01 с.) |