Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Конституционные основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Конституция Российской Федерации О статусе лиц, получивших политическое убежище

Поиск

Приступая к изучению темы, нужно выяснить легальное понятие и виды иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Основа правового регулирования данного вопроса – Федеральный закон от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который устанавливает для иностранцев такой же конституционный статус, какой имеют граждане Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

Наиболее полная и объективная классификация дается В.Ф. Цепелевым (Уголовная ответственность иностранных граждан. М., 1992. С. 6.), который всю совокупность находящихся в стране иностранцев классифицирует следующим образом.

1. По характеру правовой связи с государством гражданства (подданства) выделяются иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды).

2. По степени подчиненности юрисдикции государства пребывания различаются:

а) иностранцы, полностью подчиненные юрисдикции принимающего государства, в частности: иностранные граждане, не обладающие какими-либо иммунитетами и привилегиями; лица без гражданства; политические эмигранты; журналисты. Причем журналисты выделены в силу их особого социально-правового положения с учетом Хельсинских соглашений и других нормативно-правовых документов;

б) иностранные граждане, освобожденные от юрисдикции государства пребывания. Среди них: лица, обладающие полным иммунитетом; лица, обладающие иммунитетом частично в силу многосторонних соглашений; лица, обладающие иммунитетом частично на основе двусторонних соглашений с зарубежными странами.

3. По длительности пребывания иностранцев в стране можно выделить:

а) кратковременно пребывающие в стране: иностранные граждане, следующие транзитом; иностранные туристы; члены зарубежных делегаций, приехавшие в порядке научно-технического, культурно-спортивного обмена; члены делегаций зарубежных общественных организаций; члены экипажей торговых и пассажирских судов, самолетов гражданской авиации; члены бригад международных поездов;

б) длительно пребывающие в стране: иностранные учащиеся, студенты, практиканты и стажеры; иностранные специалисты и рабочие, прибывшие по межправительственным соглашениям; представители иностранных фирм, авиакомпаний и контор (бюро) по туризму; лица, приезжающие по частным делам, иностранные журналисты;

в) постоянно проживающие в стране иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство и прописку, как правило работающие на предприятиях, в учреждениях и организациях. Сюда могут быть отнесены и эмигранты, получившие убежище в стране.

4. По цели пребывания иностранные граждане делятся на:

а) прибывших по служебным делам с целью осуществления дипломатических или консульских функций, политических, деловых и культурных связей, работы по межправительственным соглашениям, журналистских поручений, на учебу, стажировку, практику и т.д.;

б) прибывших по общественным делам;

в) прибывших по частным (личным) делам в качестве туристов, по приглашениям родственников, знакомых и т.п.;

г) следующих транзитом через территорию бывшего СССР.

Студентам надлежит изучить классификацию, данную в федеральном законе о гражданстве и сравнить ее с вышеприведенной. Закон выделяет три категории в зависимости от времени проживания на территории РФ: временно пребывающие, временно проживающие, постоянно проживающие. Иностранные граждане, относящиеся к разным категориям, обладают разным объемом прав и обязанностей.

Далее, в рамках этой темы необходимо остановиться на статусе иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших политическое убежище. Их конституционный статус базируется на положении ст. 63 Конституции, согласно которому выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (бездействия), не признаваемые в Российской Федерации преступлением, Конституцией РФ не допускается.

Статус беженцев и вынужденных переселенцев. Легальные определения данных лиц содержатся в федеральных законах, осуществляющих специальное правовое регулирование статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Нужно обратить внимание, что, помимо прочих признаков, эти категории лиц различаются наличием или отсутствием российского гражданства. Беженец - это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Вынужденный переселенец - гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

 

Тема 9. Конституционные права и свободы

Гражданина

Изучая конституционно-правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина, следует дать определение прав и свобод, установить разницу между ними, соотнести права и свободы с обязанностями. Стоит обратить внимание на расположение главы о правах и свободах в Конституции РФ и на то, что изменена она может быть только в порядке пересмотра. При этом надо отметить, что регулирование и защита прав и свобод относятся к вопросам исключительного ведения Российской Федерации (пункт «в» ст. 71 Конституции РФ), а защита прав и свобод человека и гражданина, а также защита прав национальных меньшинств – к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «б» ч.1 ст. 72).

Необходимо рассмотреть проблему отражения в Конституции неотъемлемых прав человека, закрытый или открытый характер конституционного регулирования прав и свобод. В этой связи необходимо определить понятие естественных, позитивных и надпозитивных прав.

Российская модель основ правового положения личности закрепляет основные параметры прав и свобод человека: основные права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17); защита прав и свобод человека – обязанность государства; в России не должны издаваться законы, отменяющие права и свободы человека, ограничение прав и свобод возможно только в соответствии с ч.3 ст. 55 Конституции РФ, то есть только федеральным законом и в целях обеспечения общих интересов и благ, кроме того, ряд прав вообще не подлежит ограничению); перечень прав и свобод должен соответствовать международно-правовым стандартам (ст. 17, 55); права и свободы предоставляются в равной мере всем и каждому (ст. 19); конституционные нормы о правах и свободах являются непосредственно действующими (ст. 18); осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц (ст. 17).

Рассматривая виды прав и свобод, нужно уметь привести различные классификации прав и свобод, построенные по разным критериям. Традиционная характеристика прав и свобод – личные, политические, экономические, социальные, духовно-культурные – связана со сферой общественных отношений, ими затрагиваемой. По способу реализации права и свободы могут быть индивидуальными и коллективными. Необходимо рассмотреть проблемы, связанные с реализацией коллективных конституционных прав.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.211 (0.01 с.)