Основные обязанности в конституционном статусе граждан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные обязанности в конституционном статусе граждан



1. Понятие конституционных обязанностей. Система основных обязанностей граждан.

2. Основные обязанности граждан в сфере публичных отношений и их гарантии.

3. Основные обязанности граждан в сфере частных отношений и их гарантии.

4. Решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам основных обязанностей граждан Российской Федерации.

 

Нормативные правовые акты

Федеральный закон от 10 января 2002 г. с изм. и доп. «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133.

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. с изм. и доп. «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, N 13, ст. 1475.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. с изм. и доп. «Об альтернативной гражданской службе» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3030.

Федеральный закон от 25.06.2002 (ред. от 08.11.2007) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 01.07.2002, N 26, ст. 2519.

Литература

Ем В.С. К вопросу о понятии, содержании и сущности правовых обязанностей // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1981. № 1.

Масленников В.А. Конституционные обязанности граждан СССР: сущность и проблемы реализации // Советское государство и право. 1983. №6.

Панченко А., Миронов Н. Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» и защита прав человека // Правозащитник. 2002. № 4.

 

Конституционные гарантии реализации и охраны (защиты) прав, свобод и обязанностей граждан

1. Понятие и виды гарантий прав и свобод.

2. Органы и средства защиты прав и свобод.

3. Пределы осуществления прав и свобод. Ограничения прав и свобод. Ограничения прав и свобод в режимах военного и чрезвычайного положений.

 

Нормативные правовые акты

Всеобщая декларация прав человека: Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // Российская газета, 1995, 5 апреля.

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. с изм. и доп. «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ, 04.06.2001, N 23, ст. 2277.

Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. «О военном положении» // Собрание законодательства РФ, 04.02.2002, N 5, ст. 375.

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.03.1997, N 9, ст. 1011.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. с изм. и доп. «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1930.

Литература

Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. М.,1996.

Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Право и власть. 2002. № 2.

Волкова Н.С. Общественная безопасность и законодательство о правах человека // Журнал российского права. 2005. № 2.

Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М.,1998.

Дженис М., Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека. (Практика и комментарии). М.,1997.

Калашников С.В. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества//Государство и право. 2002. № 10.

Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека // Государство и право. 1994. № 10.

Крусс В.И. Актуальные аспекты проблемы злоупотребления правами и свободами человека//Государство и право. 2002. № 7.

Лапаева В.В. Конституция РФ об основаниях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина // Законодательство и экономика. 2005. № 1.

Общая теория прав человека. М.,1996.

Права человека. Учебник. М.,1999.

Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека и гражданина по российскому законодательству и международному праву // Государство и право. 1998. №№ 7,8,10; 1999. № 3.

Реализация прав граждан в условиях развитого социализма / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1983.

Самович Ю.В. О соотношении российского законодательства в области защиты прав человека с основными международными стандартами // Московский журнал международного права. 2000. № 3.

Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом государстве. М.,1987.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. В чем заключается проблема обеспечения права на объединение и недопущение создания экстремистских, террористических, националистических организаций? Какие ограничения здесь допустимы?

2. Составьте таблицу «Основания приостановления деятельности и ликвидации общественных объединений» на основании норм федеральных законов «Об общественных объединениях», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О политических партиях», «О противодействии экстремистской деятельности».

3. Право избирать и быть избранным как основное политическое право, по мнению многих специалистов, нарушается некоторыми действующими правовыми актами, например, изменениями законодательства, определяющими косвенные выборы глав субъектов федерации вместо существовавших ранее прямых; устанавливающими полностью пропорциональную систему выборов Государственной Думы, отменяющими институт отзыва и т. п. Как вы можете оценить этот довод?

Конституционные основы федеративного устройства России

1. Принципы федеративного устройства России. Федерализм.

2. Этапы развития российского федерализма.

3. Природа федерации. Конституционный характер федерации в России.

4. Разграничение полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

5. Принципы федеративного устройства и федеральные округа.

6. Федеральное вмешательство: понятие, цели, формы. Полномочия Президента РФ как гаранта Конституции в отношении сохранения единства и территориальной целостности федерации.

7. Структура федерации. Изменение состава субъектов федерации. Порядок принятия в состав Российской Федерации или образования в ее составе нового субъекта.

8. Конституционный статус субъектов федерации в области международных отношений.

9. Решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам федеративного устройства.

Нормативные правовые акты

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ст. 4916.

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3336.

Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74 (в ред. от 21.03.02) «О национально-культурной автономии» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. 2002. № 12.

Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 2. Ст.231.0

Официальные акты высших судебных органов

Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. по делу о толковании, содержащегося в ч.4 ст.66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области // Собрание законодательства РФ. 1997. № 29. Ст. 3581.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 г. по делу о проверке конституционности Указов Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики» и от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, N 33, ст. 3424, 28.08.1995, N 35; Вестник Конституционного Суда РФ, N 5, 1995.

 

Литература

Андриченко Л.В., Домрин А.Н., Сивицкий В.А., Чертков А.Н. Законодательное регулирование временного осуществления полномочий органов публичной власти другого уровня: основания и пределы // Журнал российского права. 2005. № 3.

Афанасьев М. Российская Федерация: слабое государство и «президентская вертикаль» //Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2002. № 4.

Буков В.А., Жильцов Н.А., Кулешов С.В., Сарычева И.А. Совершенствование государственного устройства Российской Федерации на современном этапе: правовой аспект//Правовая политика и правовая жизнь. 2002. № 2.

Вагизов Р.Г. Реальный федерализм как фактор стабилизации российского общества // Московский журнал международного права. 1999. № 1.

Варламова Н.В., Скурко Е.В. Российская Федерации и её субъекты: проблема укрепления государственности // Государство и право. 2001. № 7.

Вишняков В.Г. Конституционное регулирование федеративных отношений // Государство и право. 1998. № 12.

Добрынин Н. М. Федерализм. Историко-методологические аспекты. Новосибирск, 2005.

Зиновьев А.В. Проблемы федеративного устройства России // Правоведение. 1997. № 3.

Златопольский Д.Л. Возрождение федеративного государства: проблема государственного суверенитета // Вестн. Моск. ун–та. Сер. 11. Право. 1995. №2.

Его же. Государственное единство Российской Федерации: некоторые аспекты проблемы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Право. 1994. № 3.

Иванов В.В. Вопросы теории государственного устройства//Журнал российского права. 2002. № 1.

Его же. Новые подходы к теории территориального устройства и федеративная система России // Правоведение. 2002. № 3.

Иванов В.Н. Российский федерализм // Социологические исследования (Социс). 1998. № 1.

Карманов А.Ю. Дом на песке, или несколько мыслей об основах российского федерализма // Журнал российского права. 2001. № 4.

Клименко Б.М. Суверенитет правового государства // Московский журнал международного права. 2000. № 3.

Козырев А.А. Проблемы соотношения государственного суверенитета Российской Федерации и государственной власти её субъектов // Право и политика. 2003. № 3; 2003. № 5.

Крылов Б.С. Российский федерализм – гарантия демократии и прав человека // Журнал российского права. 2000. №1.

Его же. Федерализм и его будущее // Журнал российского права. 1998. №1.

Ливеровский А.А. Исторические и правовые особенности субъектного состава РФ // Правоведение. 2001. № 1.

Лысенко В.Н. Развитие федерации и Конституция России // Государство и право. 1997. № 8.

Михайлов В. Этапы становления новых федеративных отношений в Российской Федерации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Полит. науки. 1998. № 1.

Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. М.,1998.

Морозова Л.А. Национальные аспекты развития российской государственности // Государство и право. 1995. № 12.

Таведов Г.Т. Современные федерации и их субъекты // Социально-политический журнал. 1997. № 1.

Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм // Государство и право. 1996. № 10.

Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Учеб.- практ. пос. М., 1998.

Фарукшин М. Х. Федерализм. Теоретические и прикладные аспекты. М., 2004.

Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994. №№ 8-9.

Эбзеев Б.С., Карапетян Л.М. Российский федерализм: равноправие и ассиметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. 1995. № 3.

Разграничение предметов ведения и полномочий

Биджева С.Ю. Особенности договорного разграничения предметов ведения и полномочий в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. № 2.

Ее же. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. № 1.

Вагин И.С. Разграничение компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 5.

Глигич-Золотарёва М.В. Разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти: зарубежный опыт // Журнал российского права. 2003. № 4.

Евдокимов В.Б. О договорах и соглашениях между органами государственной власти Российской Федерации и её субъектов // Современное право. 2002. № 3.

Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2002. № 5.

Кокотов А.Н. Разграничение и согласование полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и их органов государственной власти // Журнал российского права. 2002. № 8.

Мамаев Р.Б. Состояние и перспективы законодательного обеспечения института разграничения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами // Право и политика. 2004. № 9.

Марку Ж. Распределение властных полномочий в Российской Федерации в свете существующей практики федеративных государств – членов Совета Европы // Журнал российского права. 2002. № 9,10.

Некрасов С.И. Российский федерализм и некоторые проблемы разделения властных полномочий по вертикали // Журнал российского права. 1999. №10.

Тадевосян Э.В. О моделировании теории федерализма и проблеме асимметричных федераций // Государство и право. 1997. №8.

Черепанов В.А. О договорном регулировании федеративных отношений // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 1.

Его же. О принципах разделения государственной власти между Российской Федерации и ее субъектами // Журнал российского права. 2003. № 9.

Умнова И.А. Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов как предмет конституционного регулирования // Журнал российского права. 1999. № 11.

Чертков А.Н. Место и роль законов субъектов Российской Федерации в системе законодательного регулирования в сфере совместного ведения // Журнал российского права. 2005. № 5.

Его же. Проблема договорных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами // Право и политика. 2004. № 5.

Его же. Четкость и единообразие конституционно-правовых понятий и разграничение компетенции // Журнал российского права. 2004. № 2.

Чиркин В.Е. Предметы ведения Федерации и её субъектов: разграничение, сотрудничество, субсидиарность//Государство и право. 2002. № 5.

Федеральное вмешательство

Авакьян С.А., Арбузкин А.М., Аринин А.М. Федеральное вмешательство: концепция и проект федерального закона // Вестн. Моск. ун–та. Сер.11. Право. 2000. № 6.

Айдарова И. Основания применения мер федерального вмешательства // Право и жизнь. 2002. № 47.

Барциц И.Н. Институт федерального вмешательства: потребность в разработке и система мер // Государство и право. 2001. № 5.

Гошуляк В.В. Становление института федерального вмешательства в Российской Федерации // Право и образование. 2001. № 2.

Кондрашев А.А. Конституционно-правовые способы федерального принуждения: проблемы теории и реализации в Конституции Российской Федерации // Государство и право. 2000. № 2.

Ливеровский А.А. Федеральное вмешательство // Журнал российского права. 2002. № 9.

Чиркин В. Федеральное принуждение: Россия и зарубежный опыт // Власть. 2000. № 6.

Анненкова В.Г. Конституционные основы единства правового пространства Российской Федерации //Государственная власть и местное самоуправление, 2004, N 6;

Кузьмин Э.Л. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права, 2006, N 3.
Безруков А.В. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов в условиях федеративных преобразований в России //Государственная власть и местное самоуправление, 2005, N 9;

Биджева С.Ю. Особенности договорного разграничения предметов ведения и полномочий в российской Федерации //Государственная власть и местное самоуправление, N 2, 2002;

Биджева С.Ю. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации //Государственная власть и местное самоуправление, N 1, 2002

Шумский В.Н. Юридическая сила актов высших органов Содружества Независимых Государств // Журнал российского права, 2006, N 7

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.Определите различия между понятиями «федеральное вмешательство» и «федеральное присутствие» (см.: Лексин В.Н. Об институциональных аспектах федеративных отношений //Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 3; Станских С., Фогельклу А. Проблемы реформирования федеративных отношений в современной России //Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 11)

2. Составьте таблицу «Развитие федерации в России», включив в нее нормативно-правовые акты, оформившие отдельные этапы становления федеративных отношений, а также решения Конституционного Суда РФ, способствовавшие формированию доктрины федерализма:

Время принятия акта Наименование акта Содержание Пояснения
       

3. Профессор М. В. Баглай считает, что создание федеральных округов не затрагивает конституционных основ федерализма и не ущемляет конституционно-правовой статус субъектов РФ. Полномочный представитель Президента не наделен властными полномочиями, он обеспечивает реализацию Президентом своих конституционных полномочий. Проанализируйте Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. с изм. и доп. и определите характер функций и полномочий полномочного представителя Президента РФ.

4. В чем различия между конституциями республик и уставами других субъектов?

5. Сравните нормы Федерального закона от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» и Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» и укажите, какие соглашения (договоры) и в каком порядке могут заключать субъекты федерации с зарубежными государствами?

6. 15 марта 1996 г. Государственная Дума приняла Постановление, подтвердившее юридическую силу результатов референдума о сохранении СССР, а также признала утратившим силу Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О денонсации Договора об образовании СССР». Таким образом, Государственная Дума сделала попытку реконструировать СССР и денонсировать Договор о создании СНГ от 8 декабря 1991 года. Дайте юридический анализ решений Государственной Думы.

7. Какой смысл вкладывает Конституция в формулировку «изменение статуса субъекта»? Включает ли оно изменение наименования субъекта? Происходит ли изменение статуса при образовании в Российской Федерации нового субъекта?

8. Какие способы предусмотрел Федеральный конституционный закон для образования нового субъекта? Могут ли образоваться, например, на территории Омской области, две новых области?

 

Словарь

Форма государственного устройства, федерация, федерализм, конфедерация, унитарное государство, федеративный договор, субъект федерации, территория Российской Федерации, территория субъекта федерации, внутренние воды, прилежащая зона, континентальный шельф, недра, исключительная экономическая зона, федеральный округ, федеральная интервенция.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.063 с.)