Конституционный статус Правительства Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционный статус Правительства Российской Федерации



1. Положение Правительства Российской Федерации в системе органов государственной власти.

2. Понятие, состав Правительства Российской Федерации. Конституционные процедуры формирования Правительства РФ и его отставки.

3. Компетенция Правительства Российской Федерации.

4. Организационно-правовые формы деятельности Правительства Российской Федерации.

5. Взаимодействие Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации.

6. Акты Правительства Российской Федерации.

 

 

Нормативные правовые акты

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. с изм. и доп. «О Правительстве Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, N 51, ст. 5712.

Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. в ред. от 24.09.2007 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»// Собрание законодательства РФ, N 11, 15.03.2004, ст. 945.

Указ Президента РФ от 24.09.2007 N 1274 в ред. от 06.12.2007 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, 01.10.2007, N 40, ст. 4717.

Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 в ред. от 31.07.2007 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и о Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 07.06.2004, N 23, ст. 2313.

 

Литература

Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. №3.

Граждан В.Д. Теория управления: Учебное пособие. М., 2004.

Игнатюк Н.А. Как используются понятия «система» и «структура» федеральных органов власти в конституционном законодательстве // Журнал российского права. 1999. № 9.

Исполнительная власть в Российской Федерации: Проблемы развития/ Отв. ред. Бачило И.Л. М., 1998.

Керимов А.Д. Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право. 2001. № 9,10.

Минашкин А.В. Коллегиальность и единоначалие в деятельности высшего органа исполнительной власти России // Законодательство и экономика.2002. № 4.

Надеев Р.К. Структура федеральных органов исполнительной власти. Нужна система // Журнал российского права. 1999. № 3/4.

Полянский И. Исполнительная власть (некоторые вопросы конституционно-правовой регламентации) // Право и жизнь. 1998. № 16.

Рыбаков А.В., Татаров А.М. Исполнительная власть как фактор развития российского общества // Власть. 2002. № 12.

Рыжов В.С. Природа исполнительной власти в Российской Федерации // Право и политика. 2002. № 1.

Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма): Пер. с венг. М., 2001.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Охарактеризуйте конституционно-правовое положение Правительства в системе органов государственной власти.

2. В чем заключается коллизия между нормами Конституции и Федерального конституционного закона о правительстве в отношении статуса этого органа?

3. В чем различие понятий «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти? Оцените позицию Конституционного Суда по этому вопросу (Постановление от 27 января 1999 года). Внес ли Указ Президента от 9 марта 2004 года с изм. и доп. какие-либо уточнения в понимание этих терминов?

4. Имеются ли правовые основания полагать, что Правительство РФ должно формироваться на партийной основе?

5. Сравните положение правительства в России и Франции. Насколько свободны главы государств в назначении членов правительства с учетом мнения парламентского большинства?

6. Раскройте содержание институтов недоверия Правительству РФ и отказа в доверии.

7. В каких формах Правительство РФ участвует в законотворческой деятельности?

8. В чем состоит обязательный характер актов Правительства РФ? Как соотносятся акты Правительства и Президента? Прокомментируйте положение ч. 6. ст. 76 Конституции РФ с учетом юридической силы актов Правительства РФ для органов исполнительной власти субъектов РФ.

Конституционный статус органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации

1. Общие принципы организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации: конституционные основы. «Федеральная схема власти».

2. Федеральные основы статуса органов законодательной власти субъектов РФ. 3. Особенности статуса органов законодательной власти республик в составе Российской Федерации.

4. Особенности статуса органов законодательной власти иных субъектов Российской Федерации.

5. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации: основы правового статуса.

6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

7. Законодательное Собрание и законодательство Нижегородской области. 8. Губернатор и органы исполнительной власти Нижегородской области.

 

Нормативные правовые акты

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 04.07.03) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. 1999. № 41. Ст. 5005. 2000. № 31. Ст. 3205. 2001. № 7. Ст. 608. 2002. № 19. № 30. № 20. 2003. № 27 (ч. 2).

Закон Нижегородской области от 25 ноября 2005 г. «О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области»// Нижегородские новости, N 221(3393), 29.11.2005.

Закон Нижегородской области от 3 октября 2007 года «О Правительстве Нижегородской области»// Нижегородские новости, N 184(3836), 04.10.2007.

Структура органов исполнительной власти Нижегородской области: Утв. Указом Губернатора Нижегородской области от 24 октября 2007 г. // Нижегородская правда, N 129(24860), 03.11.2007.

 

Официальные акты высших судебных органов

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 25. Ст. 2728.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 15. Ст. 1497.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2002 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 16. Ст. 1601.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 сентября 2002 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18 и статьи 30.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 108 Конституции Республики Татарстан, статьи 67 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) и части 3 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) «О выборах Президента Республики Саха (Якутия)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2909.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. № 1-П по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 5. Ст. 708.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 г. № 3-П по делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 4. Ст.532.

Постановление Конституционного Суда РФ от 10 января 1996 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 4. Ст.409.

Литература

Астафичев П.А. Проблемы правового регулирования организации государственной власти в субъектах Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. №6.

Гельман В.Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики // Полис. 1998. № 1.

Губернаторство в России: история, современность и перспективы: («круглый стол») // Вестн. Моск. ун–та. Сер.12. Полит. науки. 1996. № 3.

Игнатов В.Г. Соотношение органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления // ЖРП. 1998. № 1.

Краюшкина С.В. Исполнительная власть в регионах: десять лет реформ // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 2.

Кузьмин А.С., Мелвин Н. Дж., Нечаев В.Д. Региональные политические режимы в постсоветской России: опыт типологизации // Полис. 2002. № 3.

Лысенко В.Н., Лысенко Л.М. Институт губернаторства в истории и современной России: некоторые общие и отличительные черты // Государство и право. 1998. № 5.

Медвецкий О.М. Двухпалатные парламенты России: современность и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 3.

Макарова Т.Б. Об административно-правовом статусе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление, 2006, № 5.

Тайбаков А.А., Титов И.В. Некоторые проблемы совершенствования конституционного законодательства в субъекте Российской Федерации//Государство и право. 2002. № 9.

Толстошеев В. В. Региональное право России: проблемы становления и развития // Государство и право. 1998. № 11.

Федулова М. Итоги структурирования региональной исполнительной власти // Власть. 2000. № 5.

Чертков А.Н. Совершенствование федерального законодательства об организации государственной власти субъектов Российской Федерации // Право и политика. 2004. № 3.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Сравните особенности статусов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и депутатов законодательных (представительных) органов субъекта Федерации.

2. Каким образом замещается должность главы субъекта РФ? Проанализируйте Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 года № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан» и определите аргументы в пользу конституционности рассматриваемых положений закона.

5. Как реализуется принцип разделения государственной власти в субъекте Российской Федерации?

6. Опишите принципы взаимодействия законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти в субъекте Российской Федерации (на примере Нижегородской области).

7. Что такое федеральный судебный контроль? Вправе ли суды объявлять законы субъектов недействительными, то есть утрачивающими силу с момента принятия?

8. Проанализируйте Постановление Конституционного суда РФ от 21 июня 1996 года по делу о проверке конституционности Закона Республики Башкортостан о выборах депутатов Государственного Собрания и Постановление Конституционного суда по делу о проверке конституционности Закона Чувашской Республики РФ от 26 августа 1994 года о выборах депутатов Государственного Совета. Какие проблемы стали предметом рассмотрения Суда? Какие нарушения федерального законодательства усмотрел Суд в указанных республиканских актах?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.014 с.)