Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 17. Конституционный статус Президента Российской Федерации

Поиск

Цели занятия состоят в ознакомлении со статусом и функциями главы государства. Институт главы государства занимает одно из центральных мест в конституционном праве, поскольку глава государства занимает высшее положение в системе государственных органов любого государства. Правовой статус главы государства, формальный и фактический, зависит от конституционно-правовой модели формы правления. Студентам необходимо определить эти отличия в статусе главы государства на примерах правового положения Президента Российской Федерации.

Институт президентства в России появился вслед за учреждением должности Президента СССР. Первый Президент России был избран 12 июня 1991 года. Согласно Конституции Российской Федерации, Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Важнейшая функция главы государства состоит в том, что в установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Сильная власть российского Президента обусловлена тем, что Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, которые затем реализует Правительство России и другие органы исполнительной власти.

При изучении порядка избрания Президента России необходимо учитывать, что российская модель предусматривает прямые всенародные выборы главы государства, порядок проведения которых регулируется специальным федеральным законом.

Полномочия Президента могут быть прекращены срочно (в связи с истечением конституционного срока полномочий) или досрочно. Основаниями досрочного прекращения полномочий является отрешение от должности, отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. Следует подробно изучить правовой порядок прекращения полномочий главы государства по всем приведенным основаниям. Нужно обратить внимание на то, что временно исполняющий полномочия Президента Председатель Правительства РФ не вправе осуществлять некоторые конституционные полномочия Президента.

Среди функций президента важно остановиться на его праве отклонять принятые парламентом и направленные ему для подписания законы – праве вето, а также праве возвращать законопроект без рассмотрения в случае наличия у Президента оснований думать, что нарушены конституционные процедуры его принятия. Это право не упоминается Конституцией России, оно установлено Конституционным Судом РФ путем толкования.

Тема 18. Конституционный статус Федерального Собрания Российской Федерации

 

Цели занятия - познакомиться с понятиями парламентского права как подотрасли конституционного права России, представляющей собой систему норм права, регулирующих статус и порядок деятельности парламента как высшего законодательного и представительного органа государственной власти.

Предметом изучения должно стать понятие парламентаризма и политико-правовая природа парламента. Под парламентаризмом обычно понимают два аспекта:

1. Парламентаризм – это система идей, взглядов о роли и месте парламента в системе государственной власти, о ценности представительного правления для любого демократического государства.

2. Парламентаризм – это такая система управления государством, при которой парламент является основным органом в системе государственной власти, существует разделение законодательного, исполнительного труда, и парламентарии осуществляют свою деятельность на профессиональных началах.

Парламент отвечает идеям конституционализма. Представительство народа ярче всего выражено в парламенте. Задачи парламента – обеспечить связь между гражданами и властью. Отсюда вытекают свойства парламента:

1) Парламент занимает определенное место в системе органов государственной власти.

2) Этот орган профессиональный и постоянно действующий. Федеральное Собрание России работает в системе сессий (январь-июль, сентябрь-декабрь).

3) Статус парламентария характеризуется свободным депутатским мандатом. Члены парламента в своей деятельности прямо не связаны с волей избирателей. Они осуществляют свою деятельность в соответствии с законом. Избиратели не имеют права их отозвать. В советское время существовал императивный мандат, который означал жесткую связь избирателя с депутатом и был основан на наказах избирателей депутату и на праве отзыва депутата избирателями.

4) Особая процедура рассмотрения вопроса в парламенте.

Нужно уметь проанализировать функции федерального парламента – законодательную, представительную, контрольную.

При изучении структуры и состава парламента следует обратить внимание на принцип бикамерализма, то есть двухпалатного устройства парламента. Обычно наличие двух палат связывают с федеративным устройством государства. Надо выяснить, являются ли палаты равноправными или определяются по принципу «верхней» и «нижней» палаты и чем это обусловлено. В России верхняя палата Федерального Собрания представляет собой орган представительства интересов субъектов федерации, о чем говорит порядок ее формирования, изменявшийся неоднократно. Необходимо изучить нормы о порядке формирования Совета Федерации и подумать над вопросом о целесообразности формирования его посредством прямых выборов.

Рассмотреть структуру палат Федерального Собрания. Особенное внимание следует обратить на соотношение структурной организации палат парламента и его партийной организации, то есть разделения депутатов на фракции согласно партийной принадлежности. Объединения членов парламента по партийной принадлежности в российском парламенте приобретает форму фракции. Стоит обратить внимание на то, что в России отсутствует такая разновидность депутатского объединения, как оппозиция - правовой институт развитого демократического государства. Парламентская (или более широко – политическая оппозиция) получает легальное закрепление в праве ряда стран (например, Великобритании) и является субъектом конституционно-правовых отношений с кругом гарантированных прав и обязанностей. Разделение членов парламента на фракции важно учитывать также при голосовании. Необходимо прояснить, каковы правила голосования в палатах парламента с точки зрения обязанности депутатов придерживаться единой позиции своей фракции.

При рассмотрении функций и компетенции Государственной Думы и Совета Федерации важно учитывать классификацию законодательных органов на парламенты с абсолютно неограниченной, абсолютно ограниченной и относительно ограниченной компетенцией. Вид компетенции зависит от того, насколько широкий круг вопросов могут принимать парламенты к своему ведению и принимать по нему законы, не ограничены ли правомочия общегосударственного органа законодательной власти полномочиями других органов, в частности, исполнительной власти, главы государства, законодательных (представительных) органов субъектов федерации. Можно подумать над вопросом, имеется ли в России делегированное законодательство.

Изучить контрольную функцию парламента, виды парламентского контроля - политический, выражающийся в институте политической ответственности правительства перед парламентом в парламентских и полупрезидентских республиках, а такжеконтроль, производимый в порядке назначения и избрания органов и должностных лиц; и финансовый, осуществляемый специальными органами парламента (либо при парламенте); контроль в процессе отрешения от должности главы государства.

Предметом изучения должно стать также понятиепарламентских процедур, которое включает в себя как законодательный процесс, так и иные процедуры.Обратите внимание на стадии принятия закона, виды и методы голосования. К числу иных (не законодательных) парламентских процедур относятся: отрешение главы государства от должности, вотум недоверия правительству, парламентские слушания, парламентские и депутатские запросы, парламентские расследования.

В вопросе о статусе члена парламента наиболее важно понятие иммунитета и ответственности парламентария. Последний понимается в значении неответственности депутата за свои высказывания и деятельность, осуществляемую в качестве члена парламента, а также вознаграждения за работу. Следует также рассмотреть теоретический вопрос о природе депутатского мандата – свободного, полусвободного или императивного.

 

Тема 19. Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации

Основная функция Федерального Собрания России – создание законов, то есть законодательство. Однако парламент РФ – не единственный орган, осуществляющий эту функцию. Нужно уметь назвать иных субъектов законодательного процесса и показать их роль в нем в сравнении с ролью палат парламента. Кроме того, надо иметь в виду, что органы законодательной власти субъектов федерации также осуществляют процесс законодательствования по предметам ведения субъектов федерации и по предметам собственного ведения и не находятся в каком-либо подчинении Федеральному Собранию РФ.

Закон – основной акт парламента, доминирующий источник права в правовом государстве. Именно в правовой форме закона должны быть урегулированы важнейшие общественные отношения. Закон обладает высшей юридической силой, принимается в особом порядке.

Вспоминая источники конституционного права, нужно определить виды законов, принимаемых в Российской Федерации, различия между ними, в том числе по порядку принятия. Закон о поправке принимается федеральным парламентом в порядке принятия федерального конституционного закона в случае внесения изменений в главы с 3 по 8 Конституции РФ и подлежит одобрению 2/3 законодательных органов субъектов федерации в течение года.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ. К их числу относятся: чрезвычайное положение (ст. 56); принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта (ст. 65); изменение статуса субъекта Российской Федерации (ст. 66); описание и порядок официального использования Государственных флага, герба и гимна Российской Федерации (ст. 70); референдум (ст. 84); режим военного положения (ст. 87); введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ст. 88); порядок деятельности Правительства РФ (ст. 114); установление судебной системы Российской Федерации (ст. 118); установление полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128); созыв Конституционного Собрания (ст. 135). Федеральные конституционные законы принимаются в усложненном порядке – для их одобрения требуется не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и ¾ членов Совета Федерации, кроме того, Президент РФ не имеет права наложить вето на эту группу законов.

Законодательный процесс представляет собой ряд последовательных стадий: законодательная инициатива, рассмотрение и принятие законов Государственной Думой, одобрение Советом Федерации, подписание и обнародование Президентом РФ. Нужно уметь подробно рассказать о совершаемых действиях на каждой стадии принятия закона.

Специально следует обратить внимание на истолкование Конституционным Судом РФ противоречия между ч.3 ст. 105 и ст. 106 Конституции, а также процедуру преодоления разногласий обеих палат по принимаемому законопроекту.

Необходимо изучить роль Правительства РФ в законодательном процессе и подумать над вопросом, как установленные Конституцией и развитые в федеральном конституционном законе «О Правительстве РФ» формы его участия в законодательстве могут влиять на взаимоотношения парламента и правительства в системе разделения властей.

Особенно следует остановиться на полномочиях Президента РФ в законодательном процессе. Право вето (от лат. veto - запрещаю) - право «негативного» контроля - одна из прерогатив Президента в законодательном процессе. Оно означает юридическую возможность главы государства оценивать качество закона, его соответствие общественным ожиданиям, совершенство юридической формы (О.Е.Кутафин). Право Президента РФ наложить вето действует в течение 14 дней с момента поступления федерального закона. Если в течение этого времени Президент не определит своей позиции по данному закону, то он должен, по смыслу ст. 107 Конституции РФ, быть передан для официального опубликования. Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г., разъясняя порядок применения Президентом РФ своего права вето, указал, что решение главы государства об отклонении закона, заявленное по истечении 14-дневного срока, не имеет значения вето и не порождает предусмотренных Конституцией РФ соответствующих юридических последствий. Если Президент использует право вето, т.е. отклоняет закон, то в течение 14 дней он направляет его для повторного рассмотрения палатами Федерального Собрания. Кроме того, Конституционный Суд в указанном постановлении утвердил наличие у Президента еще одного важного полномочия – право возвращать закон без рассмотрения, не являющееся правом вето. Суд отметил следующее.

Из Конституции Российской Федерации не следует, что Президент Российской Федерации может возвращать в палаты Федерального Собрания федеральные законы, принятые с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и предусмотренных ею условий и процедур, без рассмотрения, а значит, и без мотивов отклонения. В то же время в случае нарушения установленного Конституцией Российской Федерации порядка принятия федерального закона, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона, Президент Российской Федерации вправе в силу части 2 статьи 80 и части 1 статьи 107 Конституции Российской Федерации вернуть его в соответствующую палату, указав на конкретные нарушения названных конституционных требований. При этом такой закон не может считаться "принятым федеральным законом" в смысле части 1 статьи 107 Конституции Российской Федерации, а его возвращение в палаты Федерального Собрания - отклонением в смысле части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации, поскольку установленные Конституцией Российской Федерации требования к принятию федерального закона и предусмотренные ею условия и процедуры носят безусловный характер и не могут меняться по усмотрению участников законодательного процесса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.188 (0.011 с.)