Конституционные основы статуса прокуратуры Российской Федерации и иных надзорно-контрольных и правоохранительных органов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные основы статуса прокуратуры Российской Федерации и иных надзорно-контрольных и правоохранительных органов



1. Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры РФ.

2. Принципы, задачи и функции органов прокуратуры.

3. Прокурорский надзор.

4. Порядок назначения и компетенция Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ и других прокуроров.

5. Органы военной прокуратуры.

6. Статус прокурорских работников.

7. Иные контрольно-надзорные и правоохранительные органы.

 

Нормативные правовые акты

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. с изм. и доп. «О прокуратуре Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года с изм. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1011.

Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ (в ред. от 30.06.03) «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст.167. 2002. № 28. 2003. № 27.

Закон Нижегородской области от 09 января 2004 года в ред. 26 октября 2006 года «Об Уполномоченном по правам человека в Нижегородской области» // Нижегородские новости, N 11(2943), 21.01.2004.

 

Литература

Бессарабов В. Место прокуратуры в государственном механизме современной России // Законность. 1999. № 10.

Бессарабов В. Постсоветская российская прокуратура // Журнал российского права. 2003. № 3.

Бессарабов В. Прокуратура Российской Федерации и состояние законности в стране // Журнал российского права. 2003. № 9.

Виноградов О. Прокуратура в системе органов государственной власти // Законность. 1997. № 4.

Елизаров А.Б. Роль и место прокурорского надзора в триаде властей // История государства и права. 2003. № 6.

Ковязина Ю. Основы возникновения и существования надзорной власти в России // Законность. 2002. № 1.

Ковязина Ю. Реформы XX века: стремление к преобразованию прокурорского надзора // Законность. 2002. № 10.

Костенко Н.И. Место прокуратуры в государственном механизме // Государство и право. 1995. №11.

Кулагин П. Прокуратура должна стать органом президентской власти // Законность. 2001. № 1.

Ломовский В. Какой власти принадлежит прокуратура? // РЮ. 2001. №9.

Мельников Н.В. Прокурорская власть // Государство и право. 2002. №2.

Мельников Н.В. Прокурорский надзор – самостоятельная форма осуществления прокурорской власти в России // Государство и право. 2003. № 5.

Розенфельд В.Г., Фролов А.В. О функциях и организации деятельности прокуратуры//Журнал российского права. 1998. №2.

Симученков Ю. Роль и функция прокуратуры // Законность. 2000. № 8.

Становление правового государства в Российской Федерации и функции прокуратуры // Государство и право. 1994. № 5.

Туйков В.И. Российская прокуратура в условиях становления правового государства // Правоведение. 1998. № 2.

Чуглазов Г. Прокуратура в системе органов государственной власти // Законность. 2003. № 2.

Конституционные основы

Местного самоуправления в Российской Федерации

1. Понятие, модели, правовая основа местного самоуправления.

2. Вопросы местного значения.

3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

4. Право граждан на осуществление местного самоуправления.

5. Органы и должностные лица местного самоуправления.

6. Территориальная организация местного самоуправления.

7. Экономическая основа местного самоуправления.

8. Гарантии местного самоуправления. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Нормативные правовые акты

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. с изм. и доп. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.

Федеральный закон от 26 ноября 1996 года «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»// Собрание законодательства РФ, 02.12.1996, N 49, ст. 5497.

Закон Нижегородской области от 6 мая 2005 г. «О наименованиях органов местного самоуправления и муниципальных образований в Нижегородской области»// Нижегородские новости, N 85(3257), 14.05.2005.

 

Литература

Бойцова Л.В., Бойцова В.В. Местное самоуправление как разновидность публичной власти // Юридический мир. 2003. № 4.

Борисов А.С. Ответственность местного самоуправления и ее виды // Государственная власть и местное самоуправление.2005. № 2.

Вагин И.С. О необходимости включения органов местного самоуправления в единую систему государственного управления//Государственная власть и местное самоуправление. 2002. № 3.

Ярошенко А.А. Местное самоуправления в системе власти в государстве // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. № 4.

Костюков А.Н. Принципы местного самоуправления // Местное право.2002. № 3-4.

Кочеткова Н.В. Соотношение государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. № 1.

Кочубей К. К вопросу о единстве органов государственной и муниципальной власти // Журнал российского права. 2000. № 12.

Местное самоуправление: новая законодательная основа. Слушания в Государственной Думе // Журнал российского права. 2003. № 6.

Незнамова Е.А. К вопросу о сущности местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. № 1.

Нудненко Л.А. К вопросу о субъектах непосредственной демократии в системе местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 2.

Нудненко Л.А. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления – институт конституционного права России // Вестн. Моск. ун-та. Сер.11.Право.2001. № 1.

Постовой Н.В. Основы местного самоуправления: понятие, общая характеристика // Местное право.2001. № 10-11.

Постовой Н.В. Представительные органы местного самоуправления // Местное право.2003. № 3-4.

Соловьев С.Г. Федеральное вмешательство (интервенция) в компетенцию местного самоуправления: механизм и правовые проблемы // Современное право.2005.№ 2.

Соломка Н.И. Модели взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления//Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 1.

Уваров А.А. Местное самоуправление и государственное управление в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. № 3.

Уваров А.А. Муниципальные и государственные органы власти: формы сотрудничества и взаимодействия // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. № 2.

Уваров А.А. О государственных полномочиях в компетенции органов местного самоуправления // Государство и право. 2002. № 10.

Уваров А.А. О разграничении и оптимизации компетенции муниципальных органов власти // Журнал российского права. 2002. № 1.

Уваров А.А. Система местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право.2002. № 2.

Хачатурян Б.Г. Дискуссионные вопросы российского местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 2.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Выявите все значения термина «местное самоуправление» на основании доктринальных источников и употребления в нормативно-правовых актах.

2. В соответствии с какими конституционными принципами строится система местного самоуправления в Российской Федерации?

3. В чем выражается самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий?

4. Как определяются вопросы местного значения?

5. Как соотносятся принципы и нормы Конституции РФ в отношении местного самоуправления и положения Европейской Хартии местного самоуправления?

6. Как проявляются права граждан на осуществление местного самоуправления в таких институтах муниципального права, как организационные и территориальные основы местного самоуправления?

7. Охарактеризуйте местное самоуправление с точки зрения осуществления им публичной власти. Какова позиция Конституционного Суда РФ по этому поводу?

8. Относится ли право на осуществление местного самоуправления к числу основных конституционных прав граждан?

9. Заполните таблицу «Основания и порядок государственного вмешательства в деятельность органов местного самоуправления»:

 

Виды нарушений Полномочия государственных органов Последствия
     

10. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления: выявите формы их взаимодействия.

 

Словарь

Поселение, сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, муниципальное образование, межселенная территория, вопросы местного значения, вопросы местного значения межпоселенческого характера, органы местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член выборного органа местного самоуправления, муниципальный правовой акт.

 

Методические рекомендации

по изучению дисциплины

Тема 1. Конституционное право как отрасль российского права, наука и учебная дисциплина. Роль конституционного права в общественной и государственной жизни

Конституционное право России является первой отраслью права и, соответственно, отраслевой наукой, которую изучают студенты на первом курсе очной формы обучения. При обсуждении первой темы важно уяснить, что конституционное право является фундаментальной, системообразующей отраслью публичного права, которая учреждает правовые основы устройства и функционирования публичной власти общества, а также принципы взаимоотношения государства, гражданского общества и личности путем установления индивидуальных и коллективных прав и свобод человека и гражданина. Во-первых, нужно обсудить название отрасли – конституционное или государственное право, показав, что спор об этом обусловлен не просто терминологическими различиями, а пониманием предмета отрасли и особенностями ее развития в нашей стране. Дискуссия о названии отрасли связана с пониманием предмета государственно-правового и конституционно-правового регулирования, их соотношением друг с другом. Суть вопроса состоит в том, могут ли быть включены в предмет регулирования данной отрасли те группы общественных отношений, которые не связаны напрямую с осуществлением государственной власти, то есть не являются властеотношениями. Такую группу общественных отношений в советском праве называли основами общественного строя.Однако в соответствии с господствующими сейчас представлениями о правовом государстве и гражданском обществе неприемлемо вмешательство государства в жизнь автономного гражданского общества путем установления его конституционных характеристик.

В настоящий момент признано, что оба термина – и конституционное, и государственное право – очень близки по значению, а спор в отношении их использования носит терминологический характер. В дореволюционной России использовалось понятие «государственное право», сейчас исследователи предпочитают использовать термин «конституционное» - в том числе как знак отказа от тоталитаризма и для усиления роли конституции в правовой системе, а также с целью подчеркнуть реальный, а не фиктивный характер и основного закона, и норм данной отрасли.

Предметом конституционного права являются важнейшие общественные отношения, которые отражают характер российского общества как государственно-организованного общества: форма правления и форма политико-территориального устройства, принципы организации и функционирования публичной (государственной и муниципальной) власти, отношения по поводу признания, закрепления и защиты прав и свобод человека и гражданина. Ряд ведущих ученых (М.В.Баглай, О.Е.Кутафин) выделяют в предмете конституционного права две группы отношений: 1) отношения по поводу организации и функционирования органов публичной власти (политические отношения, властеотношения), 2) отношения, имеющие основополагающий характер для других сфер общественной жизни, прежде всего отношения государства и личности, государства и гражданского общества.

Далее, важно показать место конституционного права в системе отраслей российского права, обсудить публичный характер отрасли. Публичный характер конституционного права обусловлен, во-первых, содержанием общественных отношений, составляющих предмет конституционно-правового регулирования, а, во-вторых, методами регулирования этих отношений. Тем не менее, есть позиции, показывающие присутствие элементов частноправового регулирования (С.В. Дорохин).

При рассмотрении вопроса о нормах конституционного права необходимо отметить особенности механизма реализации норм, структуры норм – отправных установлений, то есть норм-принципов, норм-целей, норм-задач и т.п., юридической силы норм, закрепляемых разными источниками конституционного права. Конституционно-правовые отношения, возникающие как результат реализации норм, также обладают рядом особенностей, в частности, многие из них представляют собой общие конституционно-правовые отношения, а также правовые состояния. Рассматривая понятие и виды субъектов конституционных отношений, нужно иметь в виду, что ряд субъектов – такие, как народ, государство – являются одновременно и участниками правоотношений, и субъектами правотворчества, то есть установления конституционно-правовых норм, регулирующих данные правоотношения.

Система конституционного права рассматривается с учетом постепенного оформления наиболее крупных конституционно-правовых институтов в подотрасли (парламентское право, избирательное право, конституционно-судебное право).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.019 с.)