Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модульная единица 1.3 Инфекция и иммунитет↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Модульная единица 1.3 Инфекция и иммунитет
ЗАНЯТИЕ 1.3.1 Инфекция. Врожденный иммунитет
Цель занятия: изучить роль микро- и макроорганизма в развитии инфекционного процесса; условия возникновения инфекционного процесса; свойства возбудителей. Изучить виды и формы иммунитета, врожденный иммунитет.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
• механические барьеры; • физико-химическая защита (рН среды, ферментативная активность лизоцима, пепсина и др.); • клеточные факторы защиты (фагоцитоз, фагоцитирующие клетки и их незавершенный фагоцитоз; • гуморальные неспецифические факторы защиты (система комплемента, лизоцим и др.). 6. Иммунобиологическое значение интерферонов. Их получение, использование.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: определять факторы патогенности (вирулентность) микробов; дать оценку значимости факторов врожденный иммунитет.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ: анализом медицинской информации; методами анализа и оценки показателей врожденного иммунитета. Работа № 1. Методы определения факторов патогенности и вирулентности микроорганизмов (на примере золотистого стафилококка) Цель: изучить методы определения факторов патогенности и вирулентности золотистого стафилококка.
Самостоятельная работа:
а) регистрировать результат плазмокоагулазной активности золотистого стафилококка при посеве в цитратную плазму крови. Сделать вывод. «О» - посев S. aureus в цитратную кроличью плазму крови. «К» - цитратная кроличья плазма
«К» «O» Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ б) регистрировать результат фибринолитической активности золотистого стафилококка при посеве на свернутую сыворотку. Сделать вывод. «К» - свернутая сыворотка «О» - посев культуры в свернутую сыворотку
«К» «О» Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ в) зарегистрировать результаты опыта по выявлению лецитиназной активности у золотистого стафилококка при посеве на желточно-солевой агар (ЖСА).
Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ г) регистрировать результат опыта по выявлению гемолитической активности у золотистого стафилококка при посеве на кровяной агар. Сделать вывод.
Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Работа № 2. Экспериментальное заражение животных
Цель: ознакомиться с техникой заражения животных (фильм).
Самостоятельная работа: используя теоретическую справку и учебный фильм, ответить на вопросы: 1) значение экспериментального заражения животных в диагностике____________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
2) отбор животных для экспериментального заражения _______________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
3) подготовка животного _________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
4) способы заражения животного __________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ Подпись преподавателя _________________________________________________ Самостоятельная работа во внеурочное время Нарисовать схему «Этапы развития стафилококковой инфекции и с учетом факторов патогенности возбудителя». Теоретическая справка Механизмы, пути и факторы передачи инфекции при различных формах инфекционных болезней (по Л.В. Громашевскому)
К работе № 1 Свойства возбудителей Патогенность - это видовой признак, определяющий способность определенного вида микроорганизмов вызывать инфекционный процесс у определенного вида макроорганизма. Вирулентность - фенотипический признак микроорганизма, мера патогенности Факторы патогенности I. Адгезии и колонизации. Адгезия - это пусковой момент инфекции. Адгезия обусловлена чувствительностью микроба к рецепторам клеток хозяина и органотропностью (комплементарное взаимодействие макромолекул на поверхности микроба с рецепторами эукариотической клетки). Адгезины - структуры микроба (макромолекулы) ответственные за прилипание, т.е. связывание с клетками хозяина. Адгезины: - Гр+ бактерий - основные белки (они активируют транслокацию микроба вглубь эпителиальной клетки) и тейхоевые кислоты клеточной стенки; - Гр- бактерий - белки наружной мембраны, ЛПС и фимбрии (пили первого или общего типа); - капсульных бактерий – капсула; - микоплазм - макромолекулы, входящие в состав выростов цитоплазматической мембраны; - вирусов - специфические структуры белковой или полисахаридной природы. Колонизация зависит как от дозы микробов, так и количества рецепторов для них на поверхности клеток макроорганизма. При отсутствии адгезинов и комплементарных рецепторов инфекционный процесс не развивается.
III. Факторы персистенции Персистенция - длительное переживание возбудителя в организме
Методики выявления: а) плазмокоагулазной активности бактерий Посев выделенной культуры бактерий проводят в разведённую физ. раствором 1:4 стерильную цитратную плазму крови. Пробирки ставят в термостат при 37°С на 2 - 5 часов. При наличии у выделенной культуры фермента плазмокоагулазы происходит коагуляция плазмы, а при отсутствии данного фермента жидкость будет прозрачной. б) фибринолитической активности бактерий Продлив время пребывания пробирок в термостате, можно наблюдать растворение сгустка, что свидетельствует о наличии фибринолитической способности изучаемого штамма. в) лецитиназной активности бактерий Лецитиназная активность проявляется при посеве на агар с яичным желтком в образовании вокруг колоний характерного помутнения с радужным венчиком. г) гемолитической активности бактерий Гемолитическая активность проявляется при посеве на кровяной агар образованием вокруг колоний зоны просветления. К работе № 2 Работа № 6. Фагоцитоз
Цель: Микроскопировать готовые препараты-мазки стафилококка и гонококка. Зарисовать в тетради картину фагоцитоза микроорганизмов. Выявить отличительные особенности завершенного (№ 1) и незавершенного (№ 2) фагоцитоза в препаратах-мазках. Сделать вывод. Самостоятельная работа во внеурочное время Схема классификации препаратов: Название Классификационное положение Получение Применение Способ применения Интерферон лейкоцитарный Гриппферон Полиоксидоний Пирогенал Тактивин Теоретическая справка К работе № 3 Бактерицидная функция кожи
Важным фактором неспецифической резистентности является функция кожи как механического барьера для внедрения паразита. Отторжение верхних слоев эпидермиса, секреты сальных и потовых желез способствуют их удалению с поверхности кожи. Существенную роль в элиминации микробов с поверхности кожи играют различные микробоцидные субстанции (молочные и жирные кислоты и др.), обеспечивающие ее «самоочищение». Поэтому различные микроорганизмы, не являющиеся ее постоянными обитателями, не могут в течение продолжительного времени сохраняться на коже. Бактерицидность кожных секретов зависит от их кислотности. К работе № 4 К работе № 5 К работе № 6 Фагоцитоз Фагоцитоз (от греч. phagos - пожираю, cytos - клетка), открытый и изученный И.И. Мечниковым, является одним из основных мощных факторов, обеспечивающих резистентность организма, защиту от инородных веществ, в том числе микробов. Это наиболее древняя форма иммунной защиты. Механизм фагоцитоза состоит в поглощении, переваривании, инактивации инородных для организма веществ специализированными клетками - фагоцитами. Фагоцитарная реакция осуществляется поэтапно. При завершенном фагоцитозе, заканчивающемся разрушением микроба, различают 4 стадии: 1) приближение фагоцита к объекту (положительный хемотаксис) обусловлено наличием специфических рецепторов на мембране фагоцита; 2) прилипание (адгезия) также осуществляется за счет соответствующих рецепторов; 3) поглощение (эндоцитоз, захват) - основная физиологическая функция фагоцитов. Захват крупных частиц происходит за счет обтекания их псевдоподиями без участия специфических рецепторов (фагоцитоз). Бактерии, дрожжеподобные грибы и др. микроорганизмы захватываются посредством рецепторов фагоцитов, распознающих углеводные компоненты поверхностной структуры микроорганизмов (пиноцитоз). В результате захвата образуется фагоцитарная вакуоль - фагосома; 4) переваривание - слияние фагосомы с лизосомой и разрушение микроорганизмов лизосомальными ферментами. Если микробные антигены разрушаются частично, вслед за фагоцитозом начинается антителообразование. Незавершенный фагоцитоз отличается отсутствием последней стадии - переваривания. Многие вирулентные бактерии часто не погибают и могут длительно находиться внутри фагоцита и даже размножаться внутри них, вызывая их гибель. Выживание микроорганизмов внутри фагоцитов обеспечивают следующие механизмы: 1) одни патогенные агенты способны препятствовать слиянию лизосом с фагосомами (токсоплазмы, микобактерии туберкулеза); 2) другие обладают устойчивостью к действию лизосомальных ферментов за счет наличия микрокапсул (гонококки, стрептококк А); 3) третьи после эндоцитоза покидают фагосому, избегая действия микробоцидных факторов и могут длительно находиться в цитоплазме фагоцитов (риккетсии).
к самостоятельной работе Иммуномодуляторы (ИМ) n Иммуномодулирующая терапия - важный метод неспецифической коррекции дисфункций иммунной системы n ИМ – лекарственные препараты, которые в терапевтических дозах восстанавливают нарушенные функции иммунной системы n Цель при выборе ИМ – воздействие на те звенья иммунитета, которые нарушаются при внедрении конкретного возбудителя инфекции.
Модульная единица 1.3 Инфекция и иммунитет
ЗАНЯТИЕ 1.3.1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.156.102 (0.01 с.) |