Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировое соглашение как процедура, применяемая в деле о банкротстве. Правовые основы.

Поиск

Мировое соглашение - процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Полномочия представителя конкурсного кредитора и представителя уполномоченного органа на голосование по вопросу заключения мирового соглашения должны быть специально предусмотрены в его доверенности.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается должником - гражданином или руководителем должника - юридического лица, исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим.

Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц, которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением.
Мировое соглашение утверждается арбитражным судом.

Мировое соглашение вступает в силу для должника, конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, с даты его утверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении.

 

38. Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц

 

Новый закон, в отличие от ранее действовавшего закона, учитывает специфику

отдельных категорий должников и предусматривает связанные с этим особенности

применения к ним процедур банкротства. Речь идет о таких категориях должников

как должники-юридические лица: градообразующие, сельскохозяйственные, страховые

организации, банки и иные кредитные организации, профессиональные участники

рынка ценных бумаг, а также должники-граждане, включая индивидуальных предпринимателей

и крестьянские (фермерские) хозяйства. Рассмотрим особенности банкротства

некоторых категорий должников.

Банкротство градообразующих предприятий. Под градообразующими организациями в законе понимаются такие юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта (ст.132).

Определяя особенности банкротства градообразующих организаций, закон

учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в частности,

продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей

организации, соответствующего органа местного самоуправления. В таком же качестве

арбитражным судом могут быть привлечены к участию в деле и федеральные органы

исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта

Российской Федерации.

 

По ходатайству названных органов арбитражный суд сможет ввести внешнее

управление в отношении должника градообразующей организации даже в том случае,

когда собрание кредиторов проголосует за признание должника банкротом и открытие

конкурсного производства. Однако в этом случае, представляя ходатайство, соответствующие

органы должны будут дать поручительство по обязательствам должника и тем самым

взять на себя обязанность нести субсидиарную ответственность перед его кредиторами.

Кроме того, по ходатайству названных органов внешнее управление может

быть продлено арбитражным судом на срок не более года. Таким образом, общая

продолжительность внешнего управления, а стало быть и срок действия моратория

на удовлетворение требований кредиторов, может составить 2,5 года. В этот

период соответствующими органами может быть осуществлено финансовое оздоровление

градообразующей организации путем инвестирования в ее деятельность, трудоустройства

работников, создания новых рабочих мест. В исключительных случаях срок внешнего

управления может быть продлен на срок до 10 лет при условии, что должник и

его поручитель приступят к расчетам с кредиторами не позже, чем через 2,5

года после введения внешнего управления (ст.135).

Российская Федерация, субъект Российской Федерации либо муниципальное

образование в лице их уполномоченных органов могут в любое время до окончания

внешнего управления рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить иным способом

требования кредиторов по денежным обязательствам или обязательным платежам.

В процессе внешнего управления должником - градообразующей организацией

может быть осуществлена продажа предприятия как единого имущественного комплекса,

что позволит получить средства, необходимые для расчетов с кредиторами, не

прибегая к ликвидации должника, а также сохранить рабочие места. Причем

продажа предприятия будет производиться по конкурсу, обязательными условиями

которого являются сохранение рабочих мест для не менее чем 70% работников

предприятия, а также обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности

предприятия произвести переобучение или трудоустройство работников. Да и в

случае признания градообразующей организации банкротом конкурсный управляющий

для первых торгов должен будет предложить к продаже предприятие как единый

имущественный комплекс. И только в том случае, если на таких торгах не найдется

покупатель, конкурсный управляющий получит возможность продавать отдельные

активы предприятия.

Положения о банкротстве градообразующей организации будут применяться

также и к иным организациям, численность работников которых превышает пять

тысяч человек.

Банкротство сельскохозяйственных организаций имеет отличительные особенности,

продиктованные, во-первых, особым характером их деятельности, которая, как

правило, связана с использованием земельных участков (преимущественно сельскохозяйственного

назначения) и, во-вторых, сезонным характером их работы.

В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)"

сельскохозяйственными организациями признаются юридические лица, основным

видом деятельности которых является выращивание (производство, переработка)

сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации такой продукции

составляет не менее 50 % общей суммы выручки (ст.139).

Суть первого специального правила, регулирующего банкротство сельскохозяйственной

организации, заключается в том, что при продаже объектов недвижимости обанкротившейся

организации преимущественным правом их приобретения наделяются иные сельскохозяйственные

организации или крестьянские (фермерские) хозяйства

Второе специальное правило состоит в увеличении срока внешнего управления

сельскохозяйственной организацией с учетом сезонного характера ее работы и

необходимости дождаться окончания соответствующего периода сельскохозяйственных

работ. Принимая во внимание также возможные сроки реализации выращенной (произведенной)

продукции, законодатель считает возможным увеличить срок внешнего управления

до 1 года и 9 месяцев. Кроме того, если в период внешнего управления имели

место стихийные бедствия, эпизоотии и т.п., срок внешнего управления сельскохозяйственной

организацией - должником может быть увеличен арбитражным судом еще на один

год. Таким образом, максимальный срок внешнего управления может достигать

2 лет и 9 месяцев (общий максимальный срок - 1,5 года).

В остальном процедуры несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных

организаций должны осуществляться по общим правилам.

Банкротство банков и иных кредитных организаций будет осуществляться

в соответствии со специальным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)

кредитных организаций"

 

Все специальные правила в отношении банков и иных кредитных организаций,

содержащиеся в данном Законе, сводятся к положению о том, что коммерческий

банк и иное кредитное учреждение (в качестве должника), их кредиторы, а также

прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства

по делу о несостоятельности (банкротстве) банка или иного кредитного учреждения

только после отзыва его лицензии на совершение банковских операций Центральным

Банком Российской Федерации (ст.11).

Отсутствие специальной регламентации процедур несостоятельности (банкротства)

банков и иных кредитных организаций представляется одним из самых серьезных

пробелов законодательства в сфере имущественного оборота. Применение же к

данным правоотношениям практически в полном объеме норм Закона Российской

Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" порождало массу

трудноразрешимых проблем в практике арбитражных судов.

Страховой организацией (страховщиком) признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации

В настоящее время, Министерство финансов РФ является лицом, участвующим в арбитражном процессе при рассмотрении дела о банкротстве страховой организации в дополнение к перечню лиц, изложенному в ст.35 Закона о банкротстве.

В ходе внешнего управления управляющий вправе осуществить продажу имущественного комплекса (предприятия) должника страховой организации по правилам, предусмотренным Законом о банкротстве. При этом следует учитывать, что продажа предприятия будет производиться только на закрытых торгах, т.к. покупателем имущественного комплекса страховой организации должника может выступать только страховая организация, имеющая лицензию на осуществления соответствующего вида страхования и обладает достаточными активами для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования. В ходе конкурсного производства обязательным условием закрытых торгов является согласие покупателя принять на себя договоры страхования, по которым страховой случай не наступил до момента признания страховой организации банкротом.

Принятие арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства влечет прекращение заключенных страховой организацией договоров страхования, по которым не наступил страховой случай и, следовательно, не возникло обязательство по уплате суммы страхового возмещения.

 

 

39) Признаки несостоятельности (банкротства) могут иметь как субъекты, у которых имеется перспектива восстановления платежеспособности, так и субъекты, которые практически прекратили свою деятельность, находятся в процессе ликвидации, а также те, местонахождение которых неизвестно. В этом случае в целях более быстрого исключения таких субъектов из имущественного оборота применяются упрощенные процедуры банкротства.

Названные процедуры применяются в отношении ликвидируемого и отсутствующего должника. Институт упрощенных процедур банкротства является неотъемлемой частью системы законодательства о банкротстве, которое прошло большой системы законодательства о банкротстве, которое прошло большой путь развития.

Законодательство о несостоятельности (банкротстве), как и в целом институт несостоятельности в России, в настоящее время переживает процесс своего воссоздания. Было время, когда право разрешало казнить несостоятельного должника. Банкрота приравнивали к вору, надевали на него ошейник и помещали у позорного столба. Несостоятельность ассоциировалась с позором. Интересно, что Наполеон сравнивал несостоятельного должника с капитаном, покинувшим корабль, а факт несостоятельности рассматривал как преступление. И пусть от законов XII Таблиц, разрешавших кредитору разрубать несостоятельного должника на части, нас отделяют столетия и внимание законодателя с тела неспособного платить должника перешло на его имущество, отношение к проблеме банкротства как наисерьезнейшей, наиострейшей, требующей гибкого, продуманного, эффективного правового регулирования, сохранилось и сегодня[1].

В дореволюционной России была создана целая система норм о банкротстве, которые образовывали конкурсное право. Гражданско-правовое регулирование банкротства оказалось делом достаточно сложным. На отработку норм уходили без преувеличения столетия. Вехами развития конкурсного права явились «Банкротский Устав» от 15 декабря 1740 г., «Устав о банкротах» от 19 декабря 1800 г., «Устав о торговой несостоятельности» от 23 июня 1832 г.

«Законодательство о банкротстве в России было трудно не только создавать, но и применять. По свидетельству известного российского цивилиста Г.Ф.Шершеневича, многие статьи были построены настолько сложно, что затрудняли не только торговых лиц, но и опытных юристов.»[2]

Изучение истории, обращение к российским традициям гражданско-правового регулирования банкротства представляется мне делом необходимым. Современный этап развития гражданского права, в том числе проблема гражданско-правового регулирования банкротства, - это не что иное, как новый виток развития того механизма, который закладывался в России на протяжении XVIII и XIX столетий.

Результаты исследования правового регулирования несостоятельности (банкротства) до 1917 года свидетельствуют о его весьма высоком уровне даже по сравнению с современными ему зарубежными аналогами, о понимании целей и задач несостоятельности, как одного из институтов рыночной экономики.

На протяжении уже не одного столетия законодательство о несостоятельности и соответствующая правовая система занимают центральное место в деловой жизни каждой страны. От их качества зависит решение о выдаче и получении кредитов, решение о принятии коммерческих рисков, решение о погашении долгов и других обязательств, решение о возможности совершения должником действий, направленных на обман кредиторов, решение о достижении компромисса по требованиям. Способность предприятия правильно определить, как закон и суд расценят ту или иную ситуацию, является самым эффективным путем предотвращения споров и направлением сторон действовать так, как решил бы в данной ситуации суд.

С 1917 года по 1992 год в России институт несостоятельности (банкротства) не существовал. Гражданское право в советский период своего развития утратило все дореволюционные традиции правового регулирования несостоятельности (банкротства) должника. Экономические реформы, проводимые в нашей стране с конца 80-х годов, привели к необходимости восстановления института несостоятельности (банкротства), являющегося обязательным элементом рыночной экономики.

В 90-х годах, после долгих лет забвения, в России начался процесс возрождения правового регулирования имущественных отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) должника.

Первый законодательный акт о банкротстве Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»[3] был принят Верховным Советом Российской Федерации 19 ноября 1992 года и введен в действие с 1 марта 1993 года.

Статья 2 данного закона определяла типы применяемых к должнику процедур:

· реорганизационные;

· ликвидационные;

· мировое соглашение.

Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника и санацию.

К ликвидационным процедурам относятся:

· принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда;

· добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

Ликвидация предприятия-должника осуществляется в процессе конкурсного производства.

Как видно из содержания приведенной нормы, первый закон о банкротстве не предусматривал упрощенных процедур банкротства.

Первые попытки практического применения данного законодательного акта выявили его несовершенство, многочисленные пробелы в регулировании. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» представлял собой непродуманную попытку объединить элементы несостоятельности, действующие в разных странах, только эклектическим образом. Российский закон не устанавливал достаточного регулирования механизма реализации процедуры банкротства. В то же время понятие и признаки банкротства, закрепленные в законе, не отвечали современным представлениям о рыночной экономике, так как основывались на принципе неплатежеспособности, от которого давно отказались зарубежные законодательства.

Отмеченные обстоятельства послужили основанием для реформирования российского законодательства о несостоятельности (банкротстве).

С 1 марта 1998 года был введен в действие новый Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)»[4]. Во исполнение вновь принятого Федерального закона Правительством Российской Федерации был принят ряд постановлений, детально регламентирующих процедуры несостоятельности (банкротства) юридических лиц.

В данном законе уже имелась глава X, регламентирующая порядок осуществления упрощенных процедур банкротства. Она включала два параграфа:

· § 1. Особенности банкротства ликвидируемого должника

· § 2. Банкротство отсутствующего должника

Федеральный Закон о банкротстве (несостоятельности) предприятий 1998 года уже более отвечал потребностям общества, он неоднократно изменялся и дополнялся вплоть до 2002 года.

И, наконец, 27 сентября 2002 года Государственной Думой был принят, новый Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)», который был опубликован в «Российской газете» за № 127-ФЗ. В данном Федеральном Законе более детально проработаны вопросы, которые возникают при банкротстве предприятий, уделено внимание более детальной регламентации процесса банкротства с целью избежать злоупотреблений в этой сфере, которые возникали за счёт пробелов в прежнем законодательстве.

Данный закон также включает глава XI, регламентирующую порядок осуществления упрощенных процедур банкротства. Она включает, как и предыдущий закон о банкротстве два параграфа:

· § 1. Особенности банкротства ликвидируемого должника

· § 2. Банкротство отсутствующего должника

Содержание, статей, регламентирующих порядок упрощенных процедур банкротства не претерпело изменений, т.к. основной причиной принятия действующего закона о банкротстве было предотвращение возможности осуществления рейдерских процедур. Предприятия же, банкротство которых осуществляется по упрощенным процедурам, интереса для рейдеров не представляют. При этом, при принятии действующего закона о банкротстве отсутствовали какие-либо объективные причины изменения норм, регламентирующих порядок упрощенных процедур банкротства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.238.67 (0.012 с.)