Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Страдания богов (небожителей)

Поиск

 

Боги характеризуются как существа, имеющие спокойный, мирный нрав. У них красивая внешность, от тела исходит приятный аромат, на коже появляются цветы. Боги знают свою предыдущую и будущую жизнь, хотя и не могут увидеть много рождений. Большой достаток говорит об их заслугах, но они не беспокоятся о дальнейшем накоплении благих заслуг, и они у них быстро иссякают. У богов тоже есть страдания. Большинство богов по окончании жизни рождаются в низших мирах, хотя некоторые могут переродиться среди людей, полубогов и даже среди богов миров форм и бесформенности.

У богов мира желаний есть страдания двух видов:

1) необходимость войны с полубогами;

2) страдания смерти.

Всякая война есть страдание, поэтому понятны страдания богов из-за необходимости войны с полубогами. Опустим подробное описание этого вида страданий.

Страдания страха смерти. Перед смертью у них меняется цвет тела, увядают цветы на коже, тело начинает потеть (вообще боги остаются сухими даже в воде). Вследствие этого близкие избегают их.

У богов миров форм и бесформенности нет страданий, имеющихся у богов мира желаний, но, тем не менее, они смертны. До самой смерти они пребывают в блаженстве сосредоточенности, у них нет блаженства от пяти объектов чувственного восприятия.

Как же рождаются в Рупадхату и Арупадхату?

Рождение в Рупадхату — это результат видения порочности блаженства от пяти объектов чувственного восприятия и стремление к более тонкому блаженству. Некоторые иноверцы в стремлении достичь Нирваны в процессе созерцания достигают понимания ненужности и вреда чувственных удовольствий, уничтожают привязанности к ним и имеют очень сильную страсть к обретению блаженства сосредоточенности. Тем самым у них прекращается проявление клеш на грубом уровне, но они не уничтожаются до конца — остается семя (потенция) клеш (для того, чтобы с корнем уничтожить их, необходима мудрость постижения бессамостности). Таким образом, они достигают первой дхьяны[2], которая характеризуется более тонким блаженством по сравнению с блаженством пяти объектов чувственных восприятий. Оно (блаженство первой дхьяны) гораздо интенсивнее блаженства пяти объектов чувственного восприятия. Иноверцы характеризуют это состояние как достижение Нирваны. Однако, поскольку они не знают отсутствия самосущности индивида и дхарм, то не освобождаются от Сансары. Когда у них заканчиваются благие заслуги, они попадают в низшие миры. Это происходит из-за привязанности к блаженству сосредоточенности. Она становится преградой для дальнейшего духовного развития и по окончании благих заслуг часто существо может переродиться, например, в некое тупое создание. Из-за этого многие иноверцы отрицают существование Нирваны как таковой.

Все это есть прямое следствие непонимания всеохватывающего обуславливающего страдания. Отрицание существования Нирваны — это сильное неблагое деяние, ведущее к рождению в аду. Рождаясь в Рупадхату и Арупадхату, существо не постигает природу всеохватывающего обуславливающего страдания.

Другие иноверцы, увидев изъян блаженства сосредоточения в первой дхьяне, стремятся ко второй, к еще более тонкому уровню сосредоточения. Далее они могут устремиться и к третьей дхьяне. Таким образом, длительное пребывание в сосредоточении становится причиной еще более тонких ощущений блаженства, которые они переживают. В конце концов, они могут видеть порок в блаженстве дхьяны как таковой, и тогда создаются условия для перехода в мир Арупадхату.

В Арупадхату существуют четыре состояния:

1) самадхи бесконечного пространства;

2) самадхи беспредельного сознания;

3) созерцание небытия;

4) созерцание отсутствия различения и неразличения — верхушка Сансары.

И вот живое существо в круговороте Сансары доходит до самого высокого состояния в Сансаре — Арупадхату. В этом случае оно тоже находится в пределах Сансары. «Верхушка Сансары» — это не географическое положение, а состояние ума (сознания). В Рупадхату еще можно определять места пребывания живых существ. Там существуют земли, материки, куда приходят живые существа, накопившие заслуги для рождения в Рупадхату. Мир же бесформенности может быть вокруг нас везде. Для того чтобы родиться там, достаточно накопить карму и перейти в мир Арупадхату в том месте, где вы находитесь, не отправляясь куда-то далеко. Существо, понимающее порочность большинства клеш, находит рождение в Арупадхату. У него прекращается проявление грубых видов клеш, но оно не освобождается полностью от омраченных скандх, что и повергает его впоследствии в круговорот Сансары.

Многие иноверцы это и другие состояния блаженства дхьян видят как Нирвану. Это глубокое заблуждение. Буддисты в своей практике тщательно изучают состояние блаженства дхьян, но не для того, чтобы родиться в Рупадхату или Арупадхату, а в целях уничтожения клеш и прекращения сансарного существования. Омраченные приобретенные скандхи порождаются кармой и клешами, и в дальнейшем способствуют тому, чтобы накапливать карму и клеши.

«Совокупности тела (скандхи человека) приносят страдания», — проповедовал Будда. Без этой проповеди мы не смогли бы самостоятельно реализовать понимание того, что же такое страдание. Будда дал проповедь Четырех Истин Святых своим первым ученикам. Он дал подробное объяснение типов страданий, и только после этого Его последователи начали понимать природу всеохватывающего страдания обусловленности. Будда наставляет: «Страдание распознавайте, источник страдания уничтожайте». И поскольку основой всех страданий является всеохватывающее страдание обусловленности, то для нас важнее всего понять этот вид страдания, через распознавание его в нейтральном состоянии, которое хотя и не является страданием, но служит источником страдания.

Так завершается объяснение Истины страдания.

 

Упорядочение сущности пути, ведущего к Нирване

 

1. Размышления об источнике страдания и этапы вступления в Сансару.

2. Само осуществление упорядочения сущности пути, ведущего к Нирване.

 

Размышления об источнике страдания и этапы вступления в Сансару

 

Выясним, откуда появляются страдания сансарных существ? Они берут начало в источнике страданий: клешах и карме. В них — корень страданий, и они являются причиной погружения в Сансару.

Истина источник страдания рассматривается в трех разделах:

1. Возникновение клеш.

2. Накопление кармы из-за клеш.

3. Смерть и перерождения.

 

Возникновение клеш

 

Существа пребывают в Сансаре из-за наличия у них клеш и кармы. Из этих двух клеши являются главным фактором, обуславливающим сансарное существование, поскольку из-за них совершаются действия, вследствие которых формируется карма.

Возникновение клеш рассматривается в следующей последовательности:

1) распознавание клеш;

2) происхождение клеш;

3) причины клеш;

4) пороки клеш.

 

Распознавание клеш

 

Клеши делятся на: (1) коренные и (2) второстепенные. Рассмотрим коренные клеши.

Страсть возникает как желание обладать и не расставаться с приятными объектами чувственного восприятия: богатством, телом, едой, питьем и т.п. Из всех клеш человеку труднее всего уничтожить страсть. Так же, как с ткани легко стряхнуть пыль, но гораздо труднее удалить с нее жирные пятна, так и страсть, подобно жирным пятнам, уничтожить труднее, чем другие клеши. Гнев рождается временами и прекращается, когда подавляется его грубое проявление. Страсть всегда живет в человеке в виде желания посмотреть, потрогать, попробовать, съесть. Это чувство никогда не покидает человека. Мысль всегда находится вблизи желанных объектов чувственного восприятия, как будто ее арканом притянули к ним, поэтому аркан является символом страсти. Этот аркан очень крепко удерживает человека в Сансаре. Для освобождения от Сансары нужно осознать ее пороки, развить отречение, но все это не дает нам сделать страсть.

Противоядием от сильной страсти является созерцание неприятного. Например, чтобы уничтожить привязанность к красивым формам тела, нужно подолгу размышлять о человеческом теле, возникающем из семени и крови. Оно состоит из мяса, костей, кожи, крови, жира и т.п. К каждому из этих составляющих не может возникнуть страсть. Возникновение каждой составляющей тела нечистое. Или, например, многим нравится употреблять в пищу мясо. Нужно стараться избавиться от этой привязанности. Здесь полезно думать о том, что мясо становится продуктом питания за счет лишения жизни такого же живого существа, как и вы.

Такие размышления позволяют постепенно избавляться от страсти. Именно способность видеть отрицательные стороны и неприятные формы уменьшают ярко выраженную, грубую страсть.

Гнев — это очень грубая форма проявления сознания, выражающаяся в желании сделать зло, нанести вред живому и неживому. Гнев может возникать не только по отношению, например, к врагу — живому существу, но и по отношению к неживому. Человек, споткнувшись о камень, бывает готов разбить его на куски; ударившись о притолок, пытается разрубить его топором и так далее. При возникновении гнева человек теряет контроль над собой и способен превратиться в безумца. Страсть в приятном облике удерживает живых существ в Сансаре. Гнев же — это главное орудие и причина уничтожения благих заслуг и, соответственно, возможности достижения Нирваны. Это то, что повергает в низшие миры. Противоядием гневу является терпение.

Гордыня — это чувство превосходства, возникающее от обладания богатством, знаниями, нравственностью и т.п. Гордыня возникает даже от небольшого совершенства или даже от недостатка, ложно принятого за хорошее качество. Она поднимает человека в глазах самого себя на большую высоту, откуда все кажутся мелкими и ничтожными. Это большой порок, не позволяющий развиваться другим ценным качествам. Если себя поставить ниже других и искать у них достоинства, это в итоге, возвышает человека. Так же, как на вершине горы не вырастает сочная трава, так и у человека, вознесшегося от гордости на вершину самомнения, не вырастут добрые качества. Так же, как низменность богата растительностью, так и человек, не объятый гордыней, богат добродеяниями. Противоядием гордыни может служить нахождение у себя недостаточных знаний или совершенств.

Неведение — это корень всех клеш. Это то же самое, что невидение, незнание — это непонимание истинного положения вещей. Все виды незнания, непонимания выглядят похожими на неведение, но в том аспекте, в котором мы хотим его изучить, неведение — это незнание Четырех Истин Святых, Трех Драгоценностей, закона кармы.

Воззрение. Существует пять типов омраченных воззрений:

1) разрушительное воззрение. Разрушительное воззрение — это омраченное видение разрушающихся явлений как имеющих самосущность. Если рассматривать самого себя, то это признание самосущности «я» и исходящее из этого понятие «мое» и т.д.

Разрушительное воззрение является корнем всех пороков. Оно бывает двух видов: (1) приобретенное при жизни; (2) врожденное.

Врожденное разрушительное воззрение имеют все живые существа. Ведь у всех есть чувство «я», «мое» и т.п. Имеющееся изначально, с рождения, разрушительное воззрение не обнаруживает себя как изъян, а между тем оно является корнем всех клеш. т.е. существо, имеющее осознание «я», «мое», не видит в этом ничего порочного, хотя именно это воззрение и является корнем неведения. Явно оно проявляется как ответная реакция на раздражитель, когда существо ругают, хвалят, или если оно находится в стрессовом состоянии. Если имеется осознавание «я» и «мое», то, следовательно, имеются страсть и гнев.

Врожденное разрушительное воззрение в виде признания «я» как самосущего очень трудно отбросить, отбрасывание его означает уничтожение всеохватывающего страдания обусловленности.

Приобретенное при жизни разрушительное воззрение возникает на основе врожденного при следовании определенному философскому воззрению. Например, у атеиста, приверженца материалистической философии, имеется материалистическое мировоззрение как исключительно верное, возникшее в результате изучения и принятия материалистической философии, воззрения же других он воспринимает как ложные и низкие. Следуя воззрению ватсипутриев, человек через логические умозаключения утверждается во мнении, что «я» — самосуще и т.д. Так создается приобретенное разрушительное воззрение.

По определению понятия «разрушительное воззрение» у буддийских философов возникали споры. Асанга и Васубандху, представители школы йогачаров, утверждают, что разрушительное воззрение является следствием неведения. Это они доказывают на примере следующего рассуждения. Веревку, лежащую в темном помещении, можно ошибочно принять за змею. Это, по их утверждению, является следствием темноты. Здесь темнота символизирует неведение, ошибочное восприятие веревки как змеи — разрушительное воззрение. Отсюда следует, что разрушительное воззрение не есть неведение, а есть следствие неведения. Причина неверного восприятия (разрушительного воззрения) не в том, что ошибочно принимают веревку за змею, а в том, что мрак создает такую ошибочность.

Чандракирти и другие представители школы прасангиков-мадхьямиков утверждают, что разрушительное воззрение и неведение — суть одно и то же. Рассуждения при этом следующие. По определению прасангиков-мадхьямиков, неведение — это противоположная сторона знаний. Разрушительное воззрение признает существование «я» как самосущего в противоположность истинному утверждению о бессамости «я», а такое признание есть неведение, поэтому нет разницы между разрушительным воззрением и неведением. Мы же должны следовать утверждению Чандракирти.

Человек видит в темноте веревку и принимает ее за змею — здесь имеет место ведение, но неверное. Прасангики-мадхьямики утверждают, что неверное ведение также является неведением. Здесь дело не только в том, что тьма окутала веревку, но и в том, что у человека есть неверное распознавание.

Таким образом, разрушительное воззрение есть неведение. Неведение можно сравнивать с темнотой, но неведением является также цепляние за неверное мнение.

На основе самосущего «я», признаваемого разрушительным воззрением, создаются крайние воззрения.

2) крайние воззрения. Существуют два крайних воззрения. Это (1) признание неизменности самосущего «я», назовем этот вид крайних воззрений абсолютизирующим воззрением, и (2) полное отрицание «я» (нигилизм), назовем эти крайние воззрения отрицающим воззрением. Крайнее воззрение — это такое воззрение, когда существующее отрицается (2), а несуществующее утверждается (1).

Приверженцы позиции абсолютизирующего воззрения утверждают, что «я» есть нечто неизменное и истинное. Некоторые буддийские школы утверждают, что «я» невечно, но имеет самосущность. Несмотря на то, что здесь не говорится о вечности «я», это воззрение является крайним абсолютизирующим воззрением, так как признается самосущность «я» — утверждается несуществующее.

Приверженцы позиции отрицающего воззрения утверждают, что со смертью человека «я» исчезает бесследно и, соответственно, не признают перерождения. Здесь, в отличие от абсолютизирующего воззрения, отрицается то, что существует.

3) воззрения превосходства своей позиции. Человек, придерживающийся определенных воззрений, уверен в их правильности. Это характерно для всех имеющих воззрения. Например, человек, имеющий разрушительное воззрение, цепляясь за какое-нибудь из двух крайних воззрений, отрицает все остальные воззрения и утверждает истинность своих.

4) воззрение превосходства своих традиций и сводов нравственности. Некоторые иноверцы видят путь к достижению Нирваны в различных способах самоумерщвления, например, в самосожжении. Некоторые из них подолгу стоят на крыше дома, другие прыгают на трезубцы, протыкая себя насквозь. Таких людей трудно убедить в ложности их воззрений, потому что они считают их истинными. Приверженность к таким ложным философским традициям и есть воззрение превосходства своих традиций и своей нравственности.

5) ложные воззрения. К ним относятся такие воззрения, как отрицание Четырех Истин Святых, Трех Драгоценностей, теории кармы.

Сомнение бывает относительно всего, в частности, истинности Четырех Истин Святых, Трех Драгоценностей, теории кармы, существования Нирваны. Сомнение — это сильное препятствие на Пути. Его можно проиллюстрировать на следующем примере: человек должен был прийти в некую местность, но остановился на полпути, сомневаясь в верности выбранной дороги, которая вообще-то могла бы закончиться успешно. Так же можно поступить на Пути Спасения.

 

Происхождение клеш

 

Из двух видов разрушительного воззрения, приобретенного при жизни и врожденного, второй играет основную роль при формировании клеш. Врожденное разрушительное воззрение делится, в свою очередь, на два, которые условно назовем «я» (признание самосущего «я») и «мое» (цепляние за «я»). Воззрение «я» подобно потребителю. Воззрение «мое» определяет принадлежность к «я» различного: совокупностей тела, богатства, круга друзей и родственников, создает деление на своих и чужих. Вследствие этого создаются привязанность и страсть к «я» и «своему»; неприязнь и гнев к чужому, врагу; безразличие к нейтральным, не принадлежащим к друзьям или врагам. Чтобы сильнее обезопасить себя и противостоять чужому, «я» совершает неблагие деяния. Таким образом, корнем всех клеш является неведение-разрушительное воззрение, которое выражается в (1) признании «я» как самосущего и (2) цеплянии за «я».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.126.199 (0.01 с.)