Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Всеохватывающее страдание обусловленностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Этот вид страдания является основой двух предыдущих видов страданий. Само название говорит о том, что данному виду страданий подвержены все живущие в шести мирах Сансары: от верхушки Сансары до ада нестерпимых мучений. Все, имеющие омраченные скандхи, подвержены ему. Существо может находиться в одном из трех состояний: страдания, блаженства или в нейтральном. Всеохватывающее страдание обусловленности имеется в любом состоянии: и тогда, когда существо осознает свои страдания (испытывает страдание страданий), и тогда, когда ему кажется, что оно пребывает в блаженстве (испытывает страдание изменчивости), и тогда, когда оно не страдает и не пребывает в блаженстве, то есть когда существо находится в нейтральном состоянии. Для того чтобы понять, что такое всеохватывающее обуславливающее страдание, нужно узнать (определить) этот вид страдания в нейтральном состоянии. Утверждается, что этот вид страдания обусловлен тем, что каждое сансарное существо «одето» в соответствующие одежды омраченных скандх. Люди «одеты» в омраченные скандхи людей; животные — животных; боги — богов и пр. Поскольку существа ни на миг не разлучаются со скандхами, то и всеохватывающее страдание обусловленности имеется у них всегда. В нейтральном состоянии не присутствует явное страдание или блаженство, но поскольку у индивида имеются омраченные скандхи, в любой момент может возникнуть страдание. Так как это нейтральное состояние является результатом кармы и клеш, то оно и порождает либо омраченное блаженство, либо явное страдание, и потому оно по сути своей порочно. Поэтому говорят, что все имеющие омрачения, то есть обладающие омраченными скандхами, в сущности страдают. Необходимо развивать отречение от Сансары именно через понимание присутствия всеохватывающего страдания обусловленности в нейтральном состоянии. Обычно люди в омраченном счастье не видят страданий, они принимают его за истинное счастье. Непостоянство, ненужность его могут видеть люди, занимающиеся практикой Дхармы — буддисты. Но не только буддисты, но и иноверцы, занимающиеся глубокими созерцательными практиками, могут увидеть в омраченном счастье страдания. Увидев это, они отбрасывают стремление к нему, и, медитативно развив более тонкие ощущения, прекращают действия грубых клеш, и следующее рождение они могут найти в мире богов (небожителей). Как правило, в отличие от буддийских практиков, иноверцы не видят страдания в нейтральном состоянии. Это, конечно, очень сильное заблуждение.
Итак, неизбежным следствием пребывания в Сансаре является страдание. Слова «Сансара» и «страдание» являются синонимами.
Размышления о частных страданиях Сансары
Всё феноменальное делится на три мира: желаний (санскр. Камадхату), форм (санскр. Рупадхату), бесформенный (санскр. Арупадхату). Мир желаний — Камадхату — составляют миры адов, претов, животных, людей, полубогов и шесть видов богов. К мирам форм и бесформенному относятся остальные виды богов. Будда Майтрея дает Учение среди богов мира желаний. Мы, люди, относимся к миру желаний, так как имеем привязанность к пяти приятным объектам чувственного восприятия так же, как и все обитатели Камадхату. В сознании обитателей Камадхату приятные объекты чувственных восприятий делятся на хорошие, более хорошие и самые хорошие, и они пользуются ими. С другой стороны, в Сансаре есть шесть миров, которые разделяются на благие и неблагие. Страдания неблагих миров были рассмотрены выше — на этапе совершенствования низшей личности. Рассмотрим страдания людей, полубогов и богов.
Страдания людей
Мы уже говорили о том, что одним из самых счастливых и выгодных является человеческое рождение, и сейчас у всех нас оно есть. Именно потому, что мы имеем его, можем сказать, что в человеческом рождении нет постоянного, ничем непоколебимого счастья, наоборот, у людей достаточно много проблем и страданий. У людей имеются восемь видов страданий: (1) рождения; (2) старения; (3) болезни; (4) смерти; (5) от разлуки с приятным; (6) от встречи с неприятным; (7) ненахождения нужного; (8) нахождения ненужного. Все это является проявлениями Сансары, и они (проявления Сансары) имеют место везде. 1. Страдания рождения. Хотя никто не может засвидетельствовать, но говорится, что с момента вхождения сознания в материнское тело начинаются страдания нового человека, пока еще зародыша. Формирование каждого по отдельности органа и конечностей вызывает боль. Процесс родов очень болезнен для матери, но еще более мучителен для ребенка, хотя об этом он не может сказать. С самого момента появления на свет ребенок испытывает страшные страдания: заворачивание в пеленки приносит ему жестокие боли, так как мягкая ткань, в которую заворачивают ребенка подобна поверхности с колючками и гвоздями, и так во всем — любой контакт с внешним миром приносит новорожденному очень сильные страдания. Есть Сутра «Вступление в чрево», в которой описываются страдания рождения, и интересующиеся могут прочесть ее.
Для того чтобы прочувствовать страдания новорожденного, нужно представить самого себя на его месте — только так приходит не только понимание того, что ребенок страдает, но и настоящее осознание этого вида страданий. 2. Страдания старости. С самого рождения человек начинает стареть. Прожив до сорока-пятидесяти лет без болезней, к шестидесяти годам почти каждый человек начинает испытывать страдания от болезней. С возрастом у человека приходят в упадок тело, силы, способности, органы чувств и прочее. Миларепа говорил, что для старого человека процесс вставания подобен вытаскиванию из почвы глубоко забитого кола. Обычная ходьба для старика так же тяжела, как для охотника подкрадывание к птице; его опускание на сидение подобно выпаданию тяжелого камня из рук. Миларепа также говорил, что кожа старика — это сплошные морщины, кости его отовсюду торчат, он становится глухим, немым, слепым, глупым и очень потерянным в огромном мире. Хорошо, что старость приходит постепенно, иначе человек решился бы сразу на самоубийство или помешался бы, и люди больше признавали бы в ней (старости) нечистого духа, а не естественный процесс. 3. Страдания болезни. Они понятны каждому из нас. Когда человек заболевает, подвергается опасности его здоровье, создаются невыносимые условия для жизни: боль, жар, холод, потеря аппетита, немощь. Все это может прийти внезапно в любой момент. 4. Страдания смерти. Никто не желает умирать, само упоминание о смерти нас страшит. Когда человек умирает, ему приходится расставаться со своими близкими, друзьями, богатством и таким ценным для него телом. Из-за этого человек сильно страдает. Он также страдает от сильной физической боли. Те, которые расстаются с умирающим, тоже страдают. Против этого ничего невозможно предпринять, так как смерть наступает в силу кармы и клеш. 5. Страдания разлуки с приятным. Здесь отличие от предыдущих видов страданий заключается в том, что страдания болезни, смерти, старости испытываются только во время их прихода, а рассматриваемый вид страданий может иметь место в течение жизни в любое время. Например, это такие страдания, как пропажа денег, магнитофона, машины, одежды и т.д. 6. Страдания встречи с неприятным. Встреча с врагами или попадание в неприятные ситуации и тому подобные нежелательные явления составляют данный вид страданий. 7. Страдания ненахождения нужного. Человек испытывает страдания неисполненных желаний, когда он предпринимает много усилий для достижения поставленной цели, с ней связывает много надежд и не добивается желаемого результата. Человек ищет необходимое и не может найти; делая все для достижения счастья, не достигает его. 8. Страдания нахождения ненужного. То, чего он хочет избежать, неминуемо приходит (старость, смерть); стараясь избежать страданий, получает их. Человек, занимаясь какой-нибудь деятельностью для достижения счастья, на самом деле очень изощренно приходит к страданию.
Таковы человеческие страдания. Они имеются не только у людей, но и у всех живых существ. Однако перечисленные виды страданий относятся именно к человеческим, потому что для живых существ, находящихся в низших мирах, эти страдания не так велики по сравнению со страданиями, обусловленными рождением в низших мирах.
Страдания полубогов (асуров)
По своему рождению они близки к богам, но имеют меньше удовольствий, всегда пребывают в зависти, постоянно враждуют с ними, за что и получили название «полубоги». Они постоянно терпят поражения в войнах с богами, боятся их, поэтому для них характерно страдание от вражды — это главный вид их страданий. Их еще называют «небоги» — так же, как отдельных людей называют «нелюди». Не следует думать, что они всегда находятся в блаженстве. Несмотря на то, что обладают телом и богатством гораздо лучшим, чем у людей, полубоги тоже находятся в оковах страданий.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.205.123 (0.012 с.) |