Особенности стимульного материала и условий проведения проективных методик.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности стимульного материала и условий проведения проективных методик.



Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стим. материалом происходит его структурирование, в ходе кот. личность проецирует особенности своего внутр. мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д.

В разработке и использовании проективных методов, особенно на ранних этапах, полагалось, что неструктурированные стимулы способствуют в наибольшей степени проявлению инд-го в восприятии. Иссл-ия показывают, что рез-ты, получаемые с пом. проективных методик, зависимы от используемой стимуляции. Известно немало работ, показывающих, что наиболее часто встречающиеся ответы на роршаховские таблицы, а также сходные темы в рассказах по картинкам ТАТ обусловлены прежде всего особенностями стимуляции и не имеют личностного значения.

Проблема взаимосвязи «стимул-интерпретация» далека от своего окончательного решения. Тем более важны любые данные, проясняющие эту взаимосвязь, обобщающие полученные в разных работах результаты. Такое обобщение реализовано в постулатах, сформулированных Д. Кэнни:

1.обоснование положения о зависимости ответов испытуемого от используемой модели стимула. 3 модели стимулов: а)основана на относительной частоте реакций испытуемого на стимул (напр., методика Роршаха, ТАТ). б)в основе относительная частота специфичных ответов - исследователь выбирает стимулы для измерения четко определенной черты личности и, оценивая результаты, просто подсчитывает, сколько раз проявляется в ответах искомая характеристика; в)построена на общей однородности стимулов со ступенчато изменяющейся структурой - стимулы располагаются в порядке возрастания вероятности проявления в ответе определенной черты личности.

2. Для обоснованных сравнений между отдельными обследуемыми (или группами) необходимо исходить из постоянства функционального стимула для всех испытуемых.

3.Проекция является функцией воспринимаемого сходства. Ряд экспериментов показывает, что если стимул воспринимается испытуемым как сходный с ним, то ему будет приписано собственное аффективное состояние. Когда сходство не обнаруживается, возникает дополнительная проекция.

4.Резко выделяющиеся особенности стимула приводят к перцептивному дисфункционированию. Примером таких стимулов могут служить яркие краски, некоторые фигуры.

5.Наличии зависимости между диффузными стимулами и состоянием беспокойства обследуемых. Имеются эмпирические данные, позволяющие говорить о том, что восприятие неструктурированного серого поля может вызвать состояние тревоги.

6.Если мы исключим влияние разного культурного уровня, то отклоняющиеся от «перцептивных требований» стимула ответы испытуемых — показатели наиболее существенных личностных характеристик. Если стимул вызывает множество различных толкований, то исследователь будет поставлен перед проблемой критерия «отклоняющегося» ответа.

7.При возрастании воспринимаемого испытуемым подобия между припоминаемыми ситуациями, насыщенными тревогой, и их стимульной репрезентацией в проективном материале возрастает и степень тревожности.

8. Наличие определенной зависимости между побуждениями испытуемого и стимулами, содержание которых связано с этими побуждениями. Наиболее важный методический вывод, сделанный автором постулатов из анализа исследований, осуществленных в этом направлении, — это то, что демонстрирование испытуемому высокоструктурированных стимулов, насыщенных элементами того или иного побуждения, является наилучшим способом дифференциации лиц на тех, у кого это побуждение выражено сильно или слабо.

9.Уровень активации связан с неопределенностью стимула. Д.Кэнни делает вывод о том, что неопределенность стимула положительно коррелирует с факторами «силы» и «активности» и отрицательно — с фактором «оценки». Получается, что неопределенность повышает активацию, высокий уровень которой нежелателен.

 

Проекция как психологический феномен.

Общ. оценка проек-ых методик истор. связана с обсуж-ем т. н. про­блемы проекции. Л. Фрэнк ввел термин «проекция», не определив его психологического содержания. Подразумевалось, что благодаря неопределенности стимульного материала личность «про­ецируется» на него, как на экран. Подобное толкование механизма проекции не удовлет­воряло исследователей.

Первые интерпретации про­екции (от лат. - выбрасывание) как феномена возникли в концепции Фрейда. Однако фрейдовское понятие «проекции» не отличалось однозначностью, что сразу же породило ряд трудно­стей при попытках интерпретировать проективные методики с пози­ций психоанализа. Впервые термин «проекция» в его псих. значении был использован Фрейдом для объяснения патологических симптомов паранойи в 1896 г., а затем при разборе «случая Шребера» в 1911 г. Проекция рассматривалась Фрейдом как механизм защиты против неосознаваемых асоциальных влечений. Наряду с концепцией защитной проекции, входящей в состав различных патолог-их состояний, Фрейд вводит понятие проекции как нормального псих. процесса - первичный процесс «уподобления» окружающей реальности собственному внутр. Миру (на­пр., дет. или религ.-мифологическое мировосприятие). Т.о., проекцией Фрейд наз-ет 2 явления, в основе кот. лежат процесс самозащиты и процесс «самоуподобления». Их объединяет неосознаваемость. Понимание проекции в качестве защитного механизма было названо «классической проекцией».

Д.Холмс, подводя итоги многочисленным исследованиям, предлагает выделить два «измерения» проекции. Первое — что проецируется (наличие-отсутствие проецируемой черты), второе — осознание проецируемого.

Со временем проекция стала столь расхожим термином, что отличить ее от явлений идентификации, переноса стало трудно. Например, говорят о проекции в пси­хотерапевтической ситуации, когда на врача «переносятся» чувства, предназначенные другому лицу; называют проекцией своеобразное отождествление художника со своим творением, а также «сопереживание» при восприятии художе­ственных произведений; проекцией объясняют существование расо­вых и этнических предрассудков.

 

Виды проекции

1.классическая защитная проекция Фрейда находит подтверждение во многих клинич. наблюдениях; 2.атрибутивная проекция - приписывание собственных мотивов, чувств и поступков др. лю­дям; 3.аутистическая проекция – детерминированность восприятия потребнос­тями воспринимающего; 4.рациональная проекция - приписывание ответственности за собственные не­удачи внешним обстоятельствам или др. людям.

Исходя из психоаналитической концеп­ции, симилятивная проекция выполняет защитные ф-ии, препят­ствуя осознанию того факта, что субъект в действительности облада­ет какой-то нежелательной чертой. Проекция, назван­ная в честь «Панглосса» и «Кассандры», может рассматриваться как вариант защитного механизма «реактивное образование». Что каса­ется черт, наличие которых субъект осознаёт, то их интенсивное изу­чение шло в русле проблемы межличностного восприятия. Экспери­ментальное подтверждение находит прежде всего атрибутивная про­екция - приписывание др. людям имеющейся у субъекта и осоз­наваемой им черты. Р. Кеттелл считал этот вид проекции наивным умозаключением, основанным на недостатке опыта: люди склонны воспринимать других по аналогии с собой. Комплиментарная проекция предполагает проекцию черт, дополнительных к тем, кот. субъект обладает в действительности. Напр., если чел. ощущает страх, то он склонен др. воспринимать как уг­рожающих; в этом случае приписываемая черта служит причинным объяснением собственного состояния. Что касается других видов проекции, то их экспериментальное изучение применительно к проективным тестам не дало однозначных рез-ов.

 

 

ВИДЫ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ (лат projectio — выбрасывание вперед) — со вокупность методик, направл. на исслед.личности и разраб. в рамках проективного диагност. подхода Понятие проекции для обозначении этих методик было впервые использов.нт Л.Франком. Различают следующие группы П. м.:

1) конститутивные — структурирова­ние, оформление стимулов, придание им смысла (см. Роршаха тест);

2) конструктивные — создание из оформ­ленных деталей осмысленного целого (см. Мира тест);

3) интерпретативные — истолкование какого-либо события, ситуации (см. Те­матической апперцепции тест);

4) катартические — осуществление иг­ровой деятельности в специально ор­ганизованных условиях (см. Психо­драма)-,

5) экспрессивные — рисование на сво­бодную или заданную тему (см. «Дом- дерево—человек» тест)\

6) импрессивные — предпочтение од­них стимулов (как наиболее желатель­ных) другим (см. Люшера цвета вы­бора тест);

7) аддитивные — завершение предло­жения, рассказа, истории (см. «Завер­шения предложения методики»).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.118.166 (0.01 с.)