Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности стимульного материала и условий проведения проективных методик.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стим. материалом происходит его структурирование, в ходе кот. личность проецирует особенности своего внутр. мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д. В разработке и использовании проективных методов, особенно на ранних этапах, полагалось, что неструктурированные стимулы способствуют в наибольшей степени проявлению инд-го в восприятии. Иссл-ия показывают, что рез-ты, получаемые с пом. проективных методик, зависимы от используемой стимуляции. Известно немало работ, показывающих, что наиболее часто встречающиеся ответы на роршаховские таблицы, а также сходные темы в рассказах по картинкам ТАТ обусловлены прежде всего особенностями стимуляции и не имеют личностного значения. Проблема взаимосвязи «стимул-интерпретация» далека от своего окончательного решения. Тем более важны любые данные, проясняющие эту взаимосвязь, обобщающие полученные в разных работах результаты. Такое обобщение реализовано в постулатах, сформулированных Д. Кэнни: 1. обоснование положения о зависимости ответов испытуемого от используемой модели стимула. 3 модели стимулов: а)основана на относительной частоте реакций испытуемого на стимул (напр., методика Роршаха, ТАТ). б)в основе относительная частота специфичных ответов - исследователь выбирает стимулы для измерения четко определенной черты личности и, оценивая результаты, просто подсчитывает, сколько раз проявляется в ответах искомая характеристика; в)построена на общей однородности стимулов со ступенчато изменяющейся структурой - стимулы располагаются в порядке возрастания вероятности проявления в ответе определенной черты личности. 2. Для обоснованных сравнений между отдельными обследуемыми (или группами) необходимо исходить из постоянства функционального стимула для всех испытуемых. 3. Проекция является функцией воспринимаемого сходства. Ряд экспериментов показывает, что если стимул воспринимается испытуемым как сходный с ним, то ему будет приписано собственное аффективное состояние. Когда сходство не обнаруживается, возникает дополнительная проекция. 4. Резко выделяющиеся особенности стимула приводят к перцептивному дисфункционированию. Примером таких стимулов могут служить яркие краски, некоторые фигуры. 5. Наличии зависимости между диффузными стимулами и состоянием беспокойства обследуемых. Имеются эмпирические данные, позволяющие говорить о том, что восприятие неструктурированного серого поля может вызвать состояние тревоги. 6. Если мы исключим влияние разного культурного уровня, то отклоняющиеся от «перцептивных требований» стимула ответы испытуемых — показатели наиболее существенных личностных характеристик. Если стимул вызывает множество различных толкований, то исследователь будет поставлен перед проблемой критерия «отклоняющегося» ответа. 7. При возрастании воспринимаемого испытуемым подобия между припоминаемыми ситуациями, насыщенными тревогой, и их стимульной репрезентацией в проективном материале возрастает и степень тревожности. 8. Наличие определенной зависимости между побуждениями испытуемого и стимулами, содержание которых связано с этими побуждениями. Наиболее важный методический вывод, сделанный автором постулатов из анализа исследований, осуществленных в этом направлении, — это то, что демонстрирование испытуемому высокоструктурированных стимулов, насыщенных элементами того или иного побуждения, является наилучшим способом дифференциации лиц на тех, у кого это побуждение выражено сильно или слабо. 9. Уровень активации связан с неопределенностью стимула. Д.Кэнни делает вывод о том, что неопределенность стимула положительно коррелирует с факторами «силы» и «активности» и отрицательно — с фактором «оценки». Получается, что неопределенность повышает активацию, высокий уровень которой нежелателен.
Проекция как психологический феномен. Общ. оценка проек-ых методик истор. связана с обсуж-ем т. н. проблемы проекции. Л. Фрэнк ввел термин «проекция», не определив его психологического содержания. Подразумевалось, что благодаря неопределенности стимульного материала личность «проецируется» на него, как на экран. Подобное толкование механизма проекции не удовлетворяло исследователей. Первые интерпретации проекции (от лат. - выбрасывание) как феномена возникли в концепции Фрейда. Однако фрейдовское понятие «проекции» не отличалось однозначностью, что сразу же породило ряд трудностей при попытках интерпретировать проективные методики с позиций психоанализа. Впервые термин «проекция» в его псих. значении был использован Фрейдом для объяснения патологических симптомов паранойи в 1896 г., а затем при разборе «случая Шребера» в 1911 г. Проекция рассматривалась Фрейдом как механизм защиты против неосознаваемых асоциальных влечений. Наряду с концепцией защитной проекции, входящей в состав различных патолог-их состояний, Фрейд вводит понятие проекции как нормального псих. процесса - первичный процесс «уподобления» окружающей реальности собственному внутр. Миру (напр., дет. или религ.-мифологическое мировосприятие). Т.о., проекцией Фрейд наз-ет 2 явления, в основе кот. лежат процесс самозащиты и процесс «самоуподобления». Их объединяет неосознаваемость. Понимание проекции в качестве защитного механизма было названо «классической проекцией». Д.Холмс, подводя итоги многочисленным исследованиям, предлагает выделить два «измерения» проекции. Первое — что проецируется (наличие-отсутствие проецируемой черты), второе — осознание проецируемого. Со временем проекция стала столь расхожим термином, что отличить ее от явлений идентификации, переноса стало трудно. Например, говорят о проекции в психотерапевтической ситуации, когда на врача «переносятся» чувства, предназначенные другому лицу; называют проекцией своеобразное отождествление художника со своим творением, а также «сопереживание» при восприятии художественных произведений; проекцией объясняют существование расовых и этнических предрассудков.
Виды проекции 1.классическая защитная проекция Фрейда находит подтверждение во многих клинич. наблюдениях; 2.атрибутивная проекция - приписывание собственных мотивов, чувств и поступков др. людям; 3.аутистическая проекция – детерминированность восприятия потребностями воспринимающего; 4.рациональная проекция - приписывание ответственности за собственные неудачи внешним обстоятельствам или др. людям. Исходя из психоаналитической концепции, симилятивная проекция выполняет защитные ф-ии, препятствуя осознанию того факта, что субъект в действительности обладает какой-то нежелательной чертой. Проекция, названная в честь «Панглосса» и «Кассандры», может рассматриваться как вариант защитного механизма «реактивное образование». Что касается черт, наличие которых субъект осознаёт, то их интенсивное изучение шло в русле проблемы межличностного восприятия. Экспериментальное подтверждение находит прежде всего атрибутивная проекция - приписывание др. людям имеющейся у субъекта и осознаваемой им черты. Р. Кеттелл считал этот вид проекции наивным умозаключением, основанным на недостатке опыта: люди склонны воспринимать других по аналогии с собой. Комплиментарная проекция предполагает проекцию черт, дополнительных к тем, кот. субъект обладает в действительности. Напр., если чел. ощущает страх, то он склонен др. воспринимать как угрожающих; в этом случае приписываемая черта служит причинным объяснением собственного состояния. Что касается других видов проекции, то их экспериментальное изучение применительно к проективным тестам не дало однозначных рез-ов.
ВИДЫ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ (лат projectio — выбрасывание вперед) — со вокупность методик, направл. на исслед.личности и разраб. в рамках проективного диагност. подхода Понятие проекции для обозначении этих методик было впервые использов.нт Л.Франком. Различают следующие группы П. м.: 1) конститутивные — структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (см. Роршаха тест); 2) конструктивные — создание из оформленных деталей осмысленного целого (см. Мира тест); 3) интерпретативные — истолкование какого-либо события, ситуации (см. Тематической апперцепции тест); 4) катартические — осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (см. Психодрама)-, 5) экспрессивные — рисование на свободную или заданную тему (см. «Дом- дерево—человек» тест)\ 6) импрессивные — предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (см. Люшера цвета выбора тест); 7) аддитивные — завершение предложения, рассказа, истории (см. «Завершения предложения методики»).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.189.25 (0.009 с.) |