Этапы обработки рассказов ТАТ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы обработки рассказов ТАТ.



1. Анализ содержания рассказа начинается с нахождения “героя”, т. е. персонажа, с которым испытуемый идентифицирует себя. Обычно это то действующее лицо, в котором автор наиболее заинтересован, чьи чувства и мысли изображены наиболее подробно. Признаками идентификации с героем считаются: эмоциональная насыщенность повествования, прямое обращение к собственному опыту, употребление прямой речи и др.

2. Следующий этап анализа рассказа состоит в определении важнейших характеристик героя — его стремлений, желаний, чувств, черт характера.

3. С целью нахождения доминирующих потребностей по пятибалльной системе, получают оценку все “переменные” каждого рассказа, т. е. все “потребности” героя и все “давления” среды.

4.Составл. список потребностей и соответствующих им давлений.

При интерпретации данных ТАТ Мюррей исходит из предположения о прямой идентификации испытуемого с героем, и, следовательно, черты героя (потребности, эмоции) представляют те или иные тенденции самого испытуемого. Они могут обусловливаться его прошлым или являться антиципацией будущего; могут быть актуальны в настоящий момент или, напротив, заторможены. Согласно Меррею, содержание “тем” составляет: 1) то, что испытуемый реально совершает; 2) то, к чему он стремится; 3) то, что им никогда не осознается, и проявляется только в фантазиях и сновидениях; 4) то, что он испытывает в данный момент; 5) то, каким он представляет себе будущее. Во всех случаях, однако, в рассказах ТАТ отражаются не объективные жизненные обстоятельства, а то, как они воспринимаются самим испытуемым.Рез-ом интерпр. Станов. Своеобразн. портрет героя.

 

 

44,46. Детский вариант тематического апперцептивного теста (CAT): общие сведения о на­значении теста и теоретическом конструкте.Надежность и валидность

CAT- автор Л.Беллак

Назначение:Методика была предназначена для детей 3—10 лет. С помощью данной методики можно выявить:ведущие потребности и мотивы,особенности восприятия и отношения ребенка к родителям, особенности взаимоотношений ребенка с сиблингами,содержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих потребностей ребенка,особенности защитных механизмов как способов разрешения внутренних конфликтов,агрессивные фантазии, страхи, фобии, тревоги, связанные с ситуациями фрустрации,динамические и структурные особенности поведения ребенка среди сверстников. Теоретический конструкт: для детей этого возраста легче идентифицироваться с животными, чем с человеческими фигурами. Поэтоме на рисунках жиотные выплн.чел.действия.

Сравнительные исслед. не обнаружили существенных различий между результатами по "звериной" и "чел." формам теста. Замена звериных фигур человеческими снижает степень неоднозначности изображений. И тест должен даваться не как тест,а как игра.

Сведений о валидеости-противоречивы,надежности-нет!

 

 

45. Детский вариант тематического апперцептивного теста (CAT): общие сведения о процедуре проведения и регистрации данных.

Проведение тестирования: Исследование проводится индивидуально, позиционируя не как тест, а как игру. После установления контакта с ребенком, ему предъявляют картинки. Можно сказать: " Мы собираемся поиграть в игру. Ты будешь рассказывать истории о картинках, которые я тебе дам. Расскажи, что происходит, что животные делают сейчас." В подходящий момент ребенка можно спросить о том, что было в рассказе до показанного момента и что случится после. Возможно, придется ободрить ребенка, что-то подсказать ему; прерывать его не запрещается. Конечно же, подсказки не должны носить внушающий характер. Все ответы записываются буквально и позже анализируются. Следует записывать также все комментарии и действия ребенка, имеющие отношения к рассказу.
После того, как составлены все рассказы, можно вернуться к каждому из них для уточнения отдельных моментов. Если ребенок не может сосредоточиться на исследовании, было бы неплохо попытаться сделать это позднее, но не откладывая надолго после предъявления теста.
Лучше держать все картинки за пределами взгляда ребенка, т.к. маленькие дети имеют тенденцию играть со всеми картинками сразу, выбирать их случайно для рассказывания историй.
Картинки были пронумерованы и упорядочены в определенной последовательности по определенным соображениям, поэтому следует показывать их в определенном порядке. Если ребенок беспокойный, можно уменьшить тест до тех нескольких картинок, которые освещают специфические проблемы.

В ходе разрешаются побуждающие вопросы: Расскажи о животном? Что было перед этим? Что делают? О чем разговаривают? Можно поощрять, можно прерывать, можно помогать (так это или так? Это или это?)
Главное подсказкой не подводить на определенную тему, соблюдать последовательность.(Интерпритация как в ТАТ)

 

 

Метод Рошарха

Методика разработана Германом Рошархом. Применяется для исследования личности и ее личностных нарушений. Он отметил связь между фантазио-подобной продукцией и типом личности.

Стимульный материал состоит из 10 табличек с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями — «пятнами». Каждая таблица представляет собой копию с оригинала, полученного при складывании пополам листа бумаги с нанесенным на нее чернильным пятном. Каждая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций. Картинки предъявляются с 1й и заканчивая 10й,можно рассматривать в любом положении, но изменение положения фиксируется. Время ответов не ограничивается, но фиксируется. Фиксиру­ются восклицания, мимика, поведение испытуемого и все замечания эксперимента­тора. Никаких предварительных сведений о цели эксперимента сообщать не рекомендуется важно, чтобы испытуемый чувствовал себя как можно более непринужденно. подчеркнуть, что испытуемый может давать любые ответы, ни один из которых не будет оцениваться как правильный или ошибочный. Инструкция: «Что бы это могло быть? На что это похоже?». Если испыт. даёт много толкований, то останавливаем после 8-10 ответов. Если после предъявления картинки возникает пауза, то через 1 мин. можно повторить вопрос. Если в течении 2 мин. испытуемый молчит, то надо предложить следующую картинку. Обследование взрослого, здорового человека занимает 20-30 минут, затем опрос. Цель— уточнение ответов. Опрос ориентирован на вы­явление того, как испытуемый пришел к формулировке того или иного ответа, где, на каких деталях фиксируется его внимание, почему выбран именно этот образ. При формулировке следует избегать прямых или наводящих вопросов. Каждый ответ испытуемого формализуется в определённых категориях: 1) локализация (вся картинка или отдельный участок) указывает на способ подхода к познанию объектов и явлений окружающей действительности, стремление охватить ситуацию во всей сложности, взаимозависимости ее компонентов или интерес к частному, специфическому, конкретному.; 2) детерминанта(форма, движение, цвет, оттенки); 3) определение уровня формы; 4) содержание- заключается в отнесении ответа к одной из категорий классификации; 5) оценка оригинальности и популярности ответа.

Основная цель - установление связи между ответом и элементом пятна, а также формализация ответа для последующих операций анализа и интерпретации.

Ответом считают высказывание, соответствующее целой кляксе или ее частям. Различают основные ответы (спонтанные) и дополнительные (полученные во время опроса).

Определение пределов чувствительности- экспериментатор сознательно оказывает давление на испытуемого, чтобы вызвать те реакции, которых тот избегает. Обычно просят выбрать самую приятную таблицу, затем самую неприятную: привлекают внимание испытуемого к тем особенностям пятна, которые игнорировались им при спонтанных высказываниях, наконец. предлагают образцы возможных интерпретаций, отличных от тех, которые дает сам испытуемый.

Тест основан на предположении, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности.

48.Тест "Рисунок семьи"

Проективн методика для оценки внутрисемейных отношен.

Схема проведен. и интерпретац. Рез-тов разработана Вульфом. В рис-ке анализ-ся:

а) последов-ть рисования чл. Семьи, их пространствен. Расположен.;

б) отлич. в формах и пропорц. фигур;

В рисунках (по Л. Корману) анализируют:

а) графическое качество;

б) формальную структуру(располож. Чл. семьи).

в) содержание(анал. Смысла рис-ка)

Захаро­вым предлож. вариант, состоящ. из 2 за­даний. Для выполнен. 1-го –реб. нужно нарис-ть в 4 "комнатах", расположенных "на 2 этажах" по одному из чл. семьи, включ. себя.. Обращ. Вниман. на размещен. Чл. семьи по этажам и кто из них находится с реб. (т. е. эмоционально более близок). 2-е задан. - выполнен. рис-ка в свободной форме без к-либо дополнит. инструкций.

Показана надеж-ть по внутр. соглас-ти, ретестов. над-ть. Валид-ть устанавл-лась на основе кореляц. С показат. «Опросн. Род-го отношен.»

 

49. Тест "Дом-Дерево-Человек"

Проективн. методика исслед. личности была предложена Буком. Тест пред­назначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.

Обследуемому предлаг. нарисовать дом, дер. и чел. Затем проводится опрос.

Кажд. Рис. -своеобразн. автопортрет, детали кот. имеют личностн. знач. По рис-м можно судить об аффективн. сфере личности, потребностях, ур. Психосекс-го развит. и т. д.

"Д-Д-Ч" возмож­ноиспользов. Для определ ур интеллект-го развит.

Зарубежн. Исслед. считают необходим. допол­нит. Изуч. Валид-ти т. "Д-Д-Ч" как инструмента измерен. Интел-го развит. и личн-х особен.

Др. способом интерпретац. может быть порядок, в ко­т. Выполн-ся рис. дома, дер. и чел. Если пер­в. нарисовано дер., значит, основн. для чел. — жизнен. энергия. Если перв. Рис.дом, то на 1-м месте безопасность, успех или, наоборот, пренебрежен. этими по­нятиями.

 

50. Тест «Несуществующее животное»

Проективн. методика, направлен.х на исслед..

Методика была предложена М.З. Друкаревич.

Испытуемому предлагают придумать и нарис. Несуществующ. Животн., дать ему ранее не существовавшее имя. Процедура обследован. не стандартизирована (использ. Разн. Размер. листы бумаги для рисования, в одних случаях рис.к выполн-ся цветными карандаш., в др. - одним цветом). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. тест «НЖ» направлен на диагностику личностных особен., иногда ее творческих потенций.

Показана удовлетворит. валидн. конвергентная методики путем установлен. связи м/д рез-ми, получен. с ее помощ., и дан. др. личностных методик на материале обследован. пациентов психиатрич. клиники и лиц, проходящих профотбор в штат МВД. Валидность подтверждена при дифференциации больн. Невроз. и здор.

Тест «Н.Ж.» - одна из наибол. Популярн. Рисуночн. методик и широко использ. психол. при обследов. детей и взросл., больн. и здор., дан. Кот. позвол. выдвинуть некотор. гипотезы об особен. личности.

 

51,53 Восьмицветовой тест М.Люшера:общ. сведения о назначен. Теста теоретич. конструкте.Валидность и надежность

(ЛЮШЕРА ЦВЕТА ВЫБОРА ТЕСТ) — проективная методика иссле­дования личности.

Теоретический конструкт: Основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов, опубликована М. Люшером в 1948 г. Тест чувствителен даже к малейшим изменениям актуального состояния и может быть исполь­зован для изучения личностных особенностей.

Назначение: Методика выявляет не только осознанное, субъективное отноше­ние испытуемого к цветовым эталонам, но в основном его неосознанные реакции. Методика лаконична и проста, как в проведении, так и в интерпрета­ции, выявляет наиболее непосредственные и неподвластные сознанию проявления индивидуально-личностных свойств, при этом полученные данные демонстр. тип реагиров.на средовые возд., степень подвла­стности или сопротивл. этим воздействиям с помощью свойственных данному индивиду способов защиты.

Данные о валидности и надежно­сти Л.ц. в.т. неоднозначны. В отеч. иссле­д. изуч. валидность Л.ц.в. Исслед.связи между выбором цвета и эмоциональным состоянием.

 

52. Психодиаг-ка с помощ. 8-цвет-го набора теста Люшера: общ. сведен. о процед. провед. и интерпретац. данных.

Стимульный материал Л. ц. в. т. состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бу­маги квадратов со стороной 28 мм. Полный набор состоит из 73 квадратов 25 различных цветов и оттенков. Обычно используется неполный набор из 8 цветных квадратов

Процедура обследо­вания (для 8-ми цветов):одновремен­ное предъявление всех цветных квадратов на белом фоне и просьба выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого. Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, тре­тий и четвертый — предпочитаемыми, пятый и шестой — нейтральными, а седьмой и восьмой — вызывающими антипатию, негативное отношение. Через 2-3 мин выбор цветов испытуемым повторяется, при этом ему необходимо пояснить, что он не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто впервые.Первый выбор характеризует желаемое состояние, второй - действительное. Основными цветами счи­таются (в порядке присвоенного им номера) си­ний, зеленый, красный, желтый: 1) синий - символизирует спокойствие, удовлетворенность;2) сине-зеленый - чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;3) оранжево-красный - символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;4 ) светло-желтый - активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые 5 позиций.

а дополнит. —5) фиол.,6)коричн.,7) черный, 8)се­рый (нулевой). Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения.

Психологич. Интерпретац. по­лучен-го ряда субъективного предпочте­ния цвета опирается:на пред­положение о том, что каждому цвету присуще определенное символич.значение,. счи­т., что ряд цветового предпочтения отражает индивид-е особенности обследуемого. При этом функцион. значимость имеет позиция, занимаемая конкретным цветом.Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди дополнительных - со сферой бессознательного.В разработанной Люшером теорию личности есть два основных психологиче­ских измерения: активность-пассивность и гетерономность-автономность. Эти из­мерения, определяющие значения цветов, представлены автором в виде схемы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.112.69 (0.021 с.)