Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стандартизация шкал: шкала стенов, шкала станайнов. стандартная IQ↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Стандартизация шкал: шкала стенов, шкала станайнов. стандартная IQ Стандартизация шкалы - линейное преобразование масштаба нормальной шкалы в стандартную шкалу. Чтобы удобнее было определять положение клиента относительно выборки стандартизации индивидуальный результат, получ. при подсчете сырых баллов, необходимо преобразовать. Это связано с тем, что норм.шкалой пользоваться на практике неудобно. Примером нелинейно преобразованной в стандартную шкалу является и шкала станайнов (англ, standart nine — стандартная девятка), где оценки принимают значения от 1 до 9, а М = 5, сигма = 2. Vi = 5 + 2 Zi 1 2 3 4 5 6 7 8 9 - шкала станайнов, где значение от 3 до 7 является нормой. М Первичные показатели легко преобразуются в станайны. Для этого испытуемых ранжируют по возрастанию результатов и из них образуют группы с числом лиц, пропорциональным определенным частотам оценок в нормальном распределении тестовых результатов. При трансформации оценок в шкалу стэнов (от англ. Standart ten — стандартная десятка) проводится аналогичная процедура. С той лишь разницей, что в основании этой шкалы лежат десять стандартных интервалов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10, где значения от 4 до 7 - норма М 5,5 Vi = 5,5 + 2 Zi Этой шкалой пользоваться не так удобно, поэтому ее используют гораздо реже, чем станайны. Стандартная десятка используется в тесте Р. Кеттела. IQ-показатель стандартный — вид оценок шкальных. IQ-n. с. выступает в качестве эталонного при разработке системы оценок и интерпретации результатов в современных тестах интеллекта. В стандартиз. виде IQ-n. с. представляет собой шкалу оценок со средним значением 100 и стандартным отклонением 16. Выбор значения стандартного отклонения связан со стремлением приблизить шкалу IQ-п. с. к оценкам относительного IQ, используемого в Станфорд-Бине умственного развития шкале. Эта методика является одной из наиболее распространенных. Значения IQ, соответствующие различным градациям интеллектуального развития, приняты в качестве эталона для интерпретации и классификации результатов. Так, значения IQ-n. с. в пределах 40-70 единиц соответствуют разным степеням умственной отсталости, 90-109 — «норме», 120-129 —высокому уровню интеллектуального развития. Наряду с такими известными тестами, как Векслера интеллекта измерения шкалы, Векслера памяти шкала, Равена прогресс. матрицы, IQ-n. с. в кач-ве шкальной оценки прим. и во многих др. методиках психодиагностики. IQ-n. с. — первый уровень анализа данных, получаемых с помощью тестов интеллекта.
5 Репрезентативность как критерий качества теста и правила ее обеспечения при конструировании и адаптации тестов. Репрезентативность —психометрическое свойство теста. Понимание смысла этого требования к тесту помогает правильно учитывать ограничения в сфере применения теста. Проверка репрезентативности тестовых норм осуществляется с помощью анализа так называемого распределения частот тестовых баллов. Одним из простейших методов является проверка нормальности этого распределения. Более сложный и универсальный подход предполагает сравнение двух распределений, построенных для двух случайных половин выборки стандартизации. Если два этих распределения оказываются практически тождественными, то можно говорить о репрезентативности тестовых норм. Для обеспечения репрезентативности выборки данных необходимо учесть ряд обязательных для любого исследования условий. Среди них важнейшими являются следующие: а) каждая единица генеральной совокупности должна иметь равную вероятность попадания в выборку; б) выборка переменных производится независимо от изучаемого признака; в) отбор производится из однородных совокупностей; г) число единиц в выборке должно быть достаточно большим; д) выборка и генеральная совокупность должны быть по возможности статистически однородны (х (выб) – х (ген) → 0), показатели вариации при увеличении числа наблюдений сближаются между собой: . Статистическое определение репрезентативности в практической психодиагностике необходимо для установления репрезентативности норм психометрического теста, а также обоснованности выборки, на которых проводится стандартизация методик. В широком понимании репрезентативность связана с комплексом характеристик валидности методики.
Виды проекции 1.классическая защитная проекция Фрейда находит подтверждение во многих клинич. наблюдениях; 2.атрибутивная проекция - приписывание собственных мотивов, чувств и поступков др. людям; 3.аутистическая проекция – детерминированность восприятия потребностями воспринимающего; 4.рациональная проекция - приписывание ответственности за собственные неудачи внешним обстоятельствам или др. людям. Исходя из психоаналитической концепции, симилятивная проекция выполняет защитные ф-ии, препятствуя осознанию того факта, что субъект в действительности обладает какой-то нежелательной чертой. Проекция, названная в честь «Панглосса» и «Кассандры», может рассматриваться как вариант защитного механизма «реактивное образование». Что касается черт, наличие которых субъект осознаёт, то их интенсивное изучение шло в русле проблемы межличностного восприятия. Экспериментальное подтверждение находит прежде всего атрибутивная проекция - приписывание др. людям имеющейся у субъекта и осознаваемой им черты. Р. Кеттелл считал этот вид проекции наивным умозаключением, основанным на недостатке опыта: люди склонны воспринимать других по аналогии с собой. Комплиментарная проекция предполагает проекцию черт, дополнительных к тем, кот. субъект обладает в действительности. Напр., если чел. ощущает страх, то он склонен др. воспринимать как угрожающих; в этом случае приписываемая черта служит причинным объяснением собственного состояния. Что касается других видов проекции, то их экспериментальное изучение применительно к проективным тестам не дало однозначных рез-ов.
ВИДЫ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ (лат projectio — выбрасывание вперед) — со вокупность методик, направл. на исслед.личности и разраб. в рамках проективного диагност. подхода Понятие проекции для обозначении этих методик было впервые использов.нт Л.Франком. Различают следующие группы П. м.: 1) конститутивные — структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (см. Роршаха тест); 2) конструктивные — создание из оформленных деталей осмысленного целого (см. Мира тест); 3) интерпретативные — истолкование какого-либо события, ситуации (см. Тематической апперцепции тест); 4) катартические — осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (см. Психодрама)-, 5) экспрессивные — рисование на свободную или заданную тему (см. «Дом- дерево—человек» тест)\ 6) импрессивные — предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (см. Люшера цвета выбора тест); 7) аддитивные — завершение предложения, рассказа, истории (см. «Завершения предложения методики»).
Принцип конфиденциальности 1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента. 2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям. 3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным. 4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности. 5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом. 6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста*). 7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации. Принцип компетентности 1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности. 2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом. Принцип ответственности 1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность. 2. Проводя исследования, психолог заботится прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред. 3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством. 4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях. 5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности. 6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны. 7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства. Метод Рошарха Методика разработана Германом Рошархом. Применяется для исследования личности и ее личностных нарушений. Он отметил связь между фантазио-подобной продукцией и типом личности. Стимульный материал состоит из 10 табличек с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями — «пятнами». Каждая таблица представляет собой копию с оригинала, полученного при складывании пополам листа бумаги с нанесенным на нее чернильным пятном. Каждая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций. Картинки предъявляются с 1й и заканчивая 10й,можно рассматривать в любом положении, но изменение положения фиксируется. Время ответов не ограничивается, но фиксируется. Фиксируются восклицания, мимика, поведение испытуемого и все замечания экспериментатора. Никаких предварительных сведений о цели эксперимента сообщать не рекомендуется важно, чтобы испытуемый чувствовал себя как можно более непринужденно. подчеркнуть, что испытуемый может давать любые ответы, ни один из которых не будет оцениваться как правильный или ошибочный. Инструкция: «Что бы это могло быть? На что это похоже?». Если испыт. даёт много толкований, то останавливаем после 8-10 ответов. Если после предъявления картинки возникает пауза, то через 1 мин. можно повторить вопрос. Если в течении 2 мин. испытуемый молчит, то надо предложить следующую картинку. Обследование взрослого, здорового человека занимает 20-30 минут, затем опрос. Цель— уточнение ответов. Опрос ориентирован на выявление того, как испытуемый пришел к формулировке того или иного ответа, где, на каких деталях фиксируется его внимание, почему выбран именно этот образ. При формулировке следует избегать прямых или наводящих вопросов. Каждый ответ испытуемого формализуется в определённых категориях: 1) локализация (вся картинка или отдельный участок) указывает на способ подхода к познанию объектов и явлений окружающей действительности, стремление охватить ситуацию во всей сложности, взаимозависимости ее компонентов или интерес к частному, специфическому, конкретному.; 2) детерминанта(форма, движение, цвет, оттенки); 3) определение уровня формы; 4) содержание- заключается в отнесении ответа к одной из категорий классификации; 5) оценка оригинальности и популярности ответа. Основная цель - установление связи между ответом и элементом пятна, а также формализация ответа для последующих операций анализа и интерпретации. Ответом считают высказывание, соответствующее целой кляксе или ее частям. Различают основные ответы (спонтанные) и дополнительные (полученные во время опроса). Определение пределов чувствительности- экспериментатор сознательно оказывает давление на испытуемого, чтобы вызвать те реакции, которых тот избегает. Обычно просят выбрать самую приятную таблицу, затем самую неприятную: привлекают внимание испытуемого к тем особенностям пятна, которые игнорировались им при спонтанных высказываниях, наконец. предлагают образцы возможных интерпретаций, отличных от тех, которые дает сам испытуемый. Тест основан на предположении, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности. 48.Тест "Рисунок семьи" Проективн методика для оценки внутрисемейных отношен. Схема проведен. и интерпретац. Рез-тов разработана Вульфом. В рис-ке анализ-ся: а) последов-ть рисования чл. Семьи, их пространствен. Расположен.; б) отлич. в формах и пропорц. фигур; В рисунках (по Л. Корману) анализируют: а) графическое качество; б) формальную структуру(располож. Чл. семьи). в) содержание(анал. Смысла рис-ка) Захаровым предлож. вариант, состоящ. из 2 заданий. Для выполнен. 1-го –реб. нужно нарис-ть в 4 "комнатах", расположенных "на 2 этажах" по одному из чл. семьи, включ. себя.. Обращ. Вниман. на размещен. Чл. семьи по этажам и кто из них находится с реб. (т. е. эмоционально более близок). 2-е задан. - выполнен. рис-ка в свободной форме без к-либо дополнит. инструкций. Показана надеж-ть по внутр. соглас-ти, ретестов. над-ть. Валид-ть устанавл-лась на основе кореляц. С показат. «Опросн. Род-го отношен.»
49. Тест "Дом-Дерево-Человек" Проективн. методика исслед. личности была предложена Буком. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. Обследуемому предлаг. нарисовать дом, дер. и чел. Затем проводится опрос. Кажд. Рис. -своеобразн. автопортрет, детали кот. имеют личностн. знач. По рис-м можно судить об аффективн. сфере личности, потребностях, ур. Психосекс-го развит. и т. д. "Д-Д-Ч" возможноиспользов. Для определ ур интеллект-го развит. Зарубежн. Исслед. считают необходим. дополнит. Изуч. Валид-ти т. "Д-Д-Ч" как инструмента измерен. Интел-го развит. и личн-х особен. Др. способом интерпретац. может быть порядок, в кот. Выполн-ся рис. дома, дер. и чел. Если перв. нарисовано дер., значит, основн. для чел. — жизнен. энергия. Если перв. Рис.дом, то на 1-м месте безопасность, успех или, наоборот, пренебрежен. этими понятиями.
50. Тест «Несуществующее животное» Проективн. методика, направлен.х на исслед.. Методика была предложена М.З. Друкаревич. Испытуемому предлагают придумать и нарис. Несуществующ. Животн., дать ему ранее не существовавшее имя. Процедура обследован. не стандартизирована (использ. Разн. Размер. листы бумаги для рисования, в одних случаях рис.к выполн-ся цветными карандаш., в др. - одним цветом). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. тест «НЖ» направлен на диагностику личностных особен., иногда ее творческих потенций. Показана удовлетворит. валидн. конвергентная методики путем установлен. связи м/д рез-ми, получен. с ее помощ., и дан. др. личностных методик на материале обследован. пациентов психиатрич. клиники и лиц, проходящих профотбор в штат МВД. Валидность подтверждена при дифференциации больн. Невроз. и здор. Тест «Н.Ж.» - одна из наибол. Популярн. Рисуночн. методик и широко использ. психол. при обследов. детей и взросл., больн. и здор., дан. Кот. позвол. выдвинуть некотор. гипотезы об особен. личности.
51,53 Восьмицветовой тест М.Люшера:общ. сведения о назначен. Теста теоретич. конструкте.Валидность и надежность (ЛЮШЕРА ЦВЕТА ВЫБОРА ТЕСТ) — проективная методика исследования личности. Теоретический конструкт: Основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов, опубликована М. Люшером в 1948 г. Тест чувствителен даже к малейшим изменениям актуального состояния и может быть использован для изучения личностных особенностей. Назначение: Методика выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но в основном его неосознанные реакции. Методика лаконична и проста, как в проведении, так и в интерпретации, выявляет наиболее непосредственные и неподвластные сознанию проявления индивидуально-личностных свойств, при этом полученные данные демонстр. тип реагиров.на средовые возд., степень подвластности или сопротивл. этим воздействиям с помощью свойственных данному индивиду способов защиты. Данные о валидности и надежности Л.ц. в.т. неоднозначны. В отеч. исслед. изуч. валидность Л.ц.в. Исслед.связи между выбором цвета и эмоциональным состоянием.
52. Психодиаг-ка с помощ. 8-цвет-го набора теста Люшера: общ. сведен. о процед. провед. и интерпретац. данных. Стимульный материал Л. ц. в. т. состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной 28 мм. Полный набор состоит из 73 квадратов 25 различных цветов и оттенков. Обычно используется неполный набор из 8 цветных квадратов Процедура обследования (для 8-ми цветов):одновременное предъявление всех цветных квадратов на белом фоне и просьба выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого. Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый — предпочитаемыми, пятый и шестой — нейтральными, а седьмой и восьмой — вызывающими антипатию, негативное отношение. Через 2-3 мин выбор цветов испытуемым повторяется, при этом ему необходимо пояснить, что он не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто впервые.Первый выбор характеризует желаемое состояние, второй - действительное. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера) синий, зеленый, красный, желтый: 1) синий - символизирует спокойствие, удовлетворенность;2) сине-зеленый - чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;3) оранжево-красный - символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;4 ) светло-желтый - активность, стремление к общению, экспансивность, веселость. При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые 5 позиций. а дополнит. —5) фиол.,6)коричн.,7) черный, 8)серый (нулевой). Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Психологич. Интерпретац. получен-го ряда субъективного предпочтения цвета опирается:на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символич.значение,. счит., что ряд цветового предпочтения отражает индивид-е особенности обследуемого. При этом функцион. значимость имеет позиция, занимаемая конкретным цветом.Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди дополнительных - со сферой бессознательного.В разработанной Люшером теорию личности есть два основных психологических измерения: активность-пассивность и гетерономность-автономность. Эти измерения, определяющие значения цветов, представлены автором в виде схемы:
Стандартизация шкал: шкала стенов, шкала станайнов. стандартная IQ Стандартизация шкалы - линейное преобразование масштаба нормальной шкалы в стандартную шкалу. Чтобы удобнее было определять положение клиента относительно выборки стандартизации индивидуальный результат, получ. при подсчете сырых баллов, необходимо преобразовать. Это связано с тем, что норм.шкалой пользоваться на практике неудобно. Примером нелинейно преобразованной в стандартную шкалу является и шкала станайнов (англ, standart nine — стандартная девятка), где оценки принимают значения от 1 до 9, а М = 5, сигма = 2. Vi = 5 + 2 Zi 1 2 3 4 5 6 7 8 9 - шкала станайнов, где значение от 3 до 7 является нормой. М Первичные показатели легко преобразуются в станайны. Для этого испытуемых ранжируют по возрастанию результатов и из них образуют группы с числом лиц, пропорциональным определенным частотам оценок в нормальном распределении тестовых результатов. При трансформации оценок в шкалу стэнов (от англ. Standart ten — стандартная десятка) проводится аналогичная процедура. С той лишь разницей, что в основании этой шкалы лежат десять стандартных интервалов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10, где значения от 4 до 7 - норма М 5,5 Vi = 5,5 + 2 Zi Этой шкалой пользоваться не так удобно, поэтому ее используют гораздо реже, чем станайны. Стандартная десятка используется в тесте Р. Кеттела. IQ-показатель стандартный — вид оценок шкальных. IQ-n. с. выступает в качестве эталонного при разработке системы оценок и интерпретации результатов в современных тестах интеллекта. В стандартиз. виде IQ-n. с. представляет собой шкалу оценок со средним значением 100 и стандартным отклонением 16. Выбор значения стандартного отклонения связан со стремлением приблизить шкалу IQ-п. с. к оценкам относительного IQ, используемого в Станфорд-Бине умственного развития шкале. Эта методика является одной из наиболее распространенных. Значения IQ, соответствующие различным градациям интеллектуального развития, приняты в качестве эталона для интерпретации и классификации результатов. Так, значения IQ-n. с. в пределах 40-70 единиц соответствуют разным степеням умственной отсталости, 90-109 — «норме», 120-129 —высокому уровню интеллектуального развития. Наряду с такими известными тестами, как Векслера интеллекта измерения шкалы, Векслера памяти шкала, Равена прогресс. матрицы, IQ-n. с. в кач-ве шкальной оценки прим. и во многих др. методиках психодиагностики. IQ-n. с. — первый уровень анализа данных, получаемых с помощью тестов интеллекта.
5 Репрезентативность как критерий качества теста и правила ее обеспечения при конструировании и адаптации тестов. Репрезентативность —психометрическое свойство теста. Понимание смысла этого требования к тесту помогает правильно учитывать ограничения в сфере применения теста. Проверка репрезентативности тестовых норм осуществляется с помощью анализа так называемого распределения частот тестовых баллов. Одним из простейших методов является проверка нормальности этого распределения. Более сложный и универсальный подход предполагает сравнение двух распределений, построенных для двух случайных половин выборки стандартизации. Если два этих распределения оказываются практически тождественными, то можно говорить о репрезентативности тестовых норм. Для обеспечения репрезентативности выборки данных необходимо учесть ряд обязательных для любого исследования условий. Среди них важнейшими являются следующие: а) каждая единица генеральной совокупности должна иметь равную вероятность попадания в выборку; б) выборка переменных производится независимо от изучаемого признака; в) отбор производится из однородных совокупностей; г) число единиц в выборке должно быть достаточно большим; д) выборка и генеральная совокупность должны быть по возможности статистически однородны (х (выб) – х (ген) → 0), показатели вариации при увеличении числа наблюдений сближаются между собой: . Статистическое определение репрезентативности в практической психодиагностике необходимо для установления репрезентативности норм психометрического теста, а также обоснованности выборки, на которых проводится стандартизация методик. В широком понимании репрезентативность связана с комплексом характеристик валидности методики.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 6662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.134 (0.01 с.) |