Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные критерии оценки графических изображений.
Критерии оценки рисунков относятся к след.показателям: 1. нажим на карандаш – показатель психомоторного тонуса. – слабый нажим: астения, пассивность, депрессивность, субдепрессивность (с 4 лет); - сильный нажим: эмоц.напряженность, ригидность, импульсивность (с 4 лет); - сверхсильный нажим (карандаш рвет бумагу): коныликтность, гиперактивность, агрессивность, острое возбуждение, пограничное состояние; - нажим сильно варьирует: эмоц.лабильность (с 4 лет); - колебание нажима особенно сильны: эмоц.неустойчивость. 2. особенности линии. – штриховые линии: тревожность как черта личности; - множественные линии: тревога на момент исследования, стресс, иногда импульсивность; - эскизные линии: стремление контролировать себя, стремление контр. тревогу; - промахивающиеся линии (не попадающ.в прямую точку): импульсивность, органическое поражение мозга; - линии недовведенные до конца: астения, иногда импульсивность (с 5 лет); - искажение формы линии: орган.поражение мозга, иногда психич. заболевание (с 5 лет) 3. расположение рисунка на листе. – смещение вверх, но не в углу: повыш.самооценка или возможно компенсаторное, стремление к высоким достижениям; - смещение вниз6снижен.самооценка; - смещение в бок: иногда органич.пораж.мозга; - выходит за край листа: импульсивность, острая тревога, иногда погранич.невротич.состояние; - рис.в углу листа: иногда депрессия или субдепресся. 4. тщательность и детализированность. – больш.кол-во разнообразных деталей – демонстративность, творч.направленность; - повыш.тщательность, большое кол-во однотипных деталей: ригидность, тревожность, эпилептоидная акцентуация, орган.пораж.мозга; - малоекол-во деталей, схематичность: - астения, отрицат.отношение к обследованию, интроверт-ть, замкнутость, иногда депрессия или субдепрессия, шизоидная акцентуация, сниж.уровень умств.развития; - небрежность в рис.: импульсивность, отриц.отношение к обследованию, иногда органич.пораж.мозга; - тщательность и детализированность сильно варьируют: эмоц.лабильность, разное отношение к персонажам; - ув.числа и разнообразия деталей: полож.отношение к обследованию; - ув.числа однообразных деталей: напряж.отношение к обследованию; - бедность деталей, схематичность, небрежность: отриц.отнош. к обследованию.
5. дополнительные особенности рисунка. – стирание и дополн-е линий: тревога на момент обследования, стресс, неуверенность в себе, тревожность; - размашистая штриховка, выход за контур рис.: острая тревога, с 6 лет импульсивность; - особо тщательная штриховка: тревожность, неуверенность в себе, ригидность; - отклонение от вертикали: орган.пораж.мозга, иногда ощущение своей псих.неустойчивости, плохой приспособл-ти к жизни, наруш.умств.развития(с 5 лет); - наруш.симметрии:орган.пораж.мозга, импульсивность, острое состояние(с 5 лет); - в процессе рис.двигат-ые отклонения: орган.пораж.мозга, иногда псих.заболевание, интел.нарушения(с 4 лет); - распад формы, незаметный контур: интел.нарушения, психич.заболевания(с 5 лет), органис.пораж.мозга, пограничн.невотич.состояние; - не относящиеся к осн.сюжету линии и штрихи, заполняющие весь лист: импульсивность, острая тревога, пограничн.невротич.состояние; - грубые искажения формы и/или пропорции – интел.отклонения, наруш.социализации, орган.пораж.мозга, погранич.невротич.расстройство, психич.заболевания (с 5 лет) 6. Размер рисунка. – увелич.размер(рисунок занимает более 2/3 места, иногда весь лист): тревога на момент обследования, стресс, иногда импульсивность; - уменьш.размер(1/3 часть листа): депрессия, низкая самооценка. – размер рисунка сильно варьирует – эмоц. лабильность. 19. Особенности диагностико –разв. И диагност – коррекцион. Работы школ. Психолога в отличие от психолога-исследователя. Необход. Разл. ПД "научно-исслед." и "научно-практ." задача первой - установить определенные закономерности псих. Разв., цель второй - ответить на конкретный вопрос, выявить причину конкретного психолог. явл.или нарушения. При этом диагност. причин не является для практ. психолога самоцелью, она всегда подчинена главн. задаче - разработке рекомендаций по псих. Разв. Р-ка или коррекции этого разв. ПД в школе необход. для того, чтобы: 1) обеспечить контроль за динамикой псих. разв. детей, обуч.и воспит. в детск. учреждениях, чтобы исправление возможных отклон в разв нач как можно раньше; 2) дать возможн психологу определить программу дальнейш раб с р-ом с целью созд оптимал усл разв как для слабых, так и для сильных уч-ся, "подтягивания"; 3) установить направление продуктивного разв уч-ся, обнаруж особые способн.; 4) проверить, насколько эффективн оказ психопрофилакт работа, проводимая психологом; 5) провести сравнительный психологический анализ разл систем, подходов, методов воспи и обуч с целью выявл их разв эффекта и выработки соответ рекомен-ий; 6) выбрать наиболее актуальную для данной школы тематику психологического просвещения и т. д. Поэтому в рамках школ психолог службы речь не может идти отдельно о диагностике, отдельно о коррекц или разв. Они сущ в деят-ти школ психологов как единый по самой сути вид раб: диагност-коррекц, или диагност-развив. Глав назнач диагносв школ психолог службе - не сравн детей друг с другом (хотя это тоже очень важно), а глубокое проник. во внутр мир конкрет ребенка. Этапы осуще диагност-коррекц работы: 1) изучение практ запроса; 2) формулир психолог проблемы; 3) выдвиж гипотез о причинах наблюд явлений; 4) выбор методов исслед; 5) использ метода; 6) формулировка психолог диагноза, кот должна обязательно содержать и прогноз дальнейш разв р-ка, причем прогноз как бы в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевр проведено не будет; 7) разраб рекоменд, программы псн-хокоррекц или разв работы с уч-ся; 8) осущ этой прог-ммы; 9) контроль за ее выполнением.
20. Изучение практического запроса,формулировка психологической проблемы и выдвижение гипотезо причинах исслед явлений в ходе ПД Наиб распростр запросы к психологу со стороны учителей и родителей связаны с нежеланием некоторых уч-ов уч-ся, с низк успеваемотдел уч-ся по всем или каким-то определ уч предметам.Уч-ся обращ к психологу с просьбой помочь им овладеть опред умениями и навыками, развить свою память, стать внимательнее, сосредоточеннее на уроке, научить рационально распределять свое время и пр. много запросов поступает по личност проблемам уч-ся, таким, как тревожн(особ школтревож), разл рода комплексы, неувер в себе, трудности в повед, во взаимоотнош.с др людьми. К психологу приходят запросы о том, как составить программу воспит. работы с "трудными" классами (чаще всего с подрост), как раб с детьми из неблагополуч семей, как предупредить или преодолеть конфликт между уч-ся и учителями, родит и детьми, школьников между собой, как наладить контакт между школой и семьей в том или ином случае. Вообще, запросы возможны по самым различным поводам. Для опред точн запроса, для наполнения проблемы конкрет содерж треб провед спец беседы с чел, сделавшим запрос. Такая беседа имеет и дополнит знач -она служит для сбора первич информ об уч-ся, помогает прояснить его трудности перед взаимод с ним психолога. шк психолог может сделать запрос самому себе по поводу какого-либо конкрет школьника или гр уч-ся, если особен повед, -общения, учения привлекут его вним. На основе запроса или треб, идущ от практики, необход найти и сформулир психолог проблему. Это делается на осн изуч возможн более полной инф об ученике. Сбор инф обычно происх в п-се наблюд за р-ом на уроках, во время перемен, внеклас меропр, бесед с кл руковод, др учителями, родит, товарищ. Психолог обязат обращ к данным ведущегося им "личного дела" школ, в котором фиксир все рез-ты психолог обслед.В п-се ответа на практ запрос о причинах наруш в обуч, восп, разв уч-ся, о его потенциал возможн, о направле его интересов и т. д. психолог выдвиг ряд гипотез и в соответст с этим примен разл методы обследучащегося. Психолог на основании новых данных, дополнит сведений, рез-ов выполн школ того или иного задания, углуб знаний истор его разв должен в случае необход менять исход гипотезы и предполож и формулир новые. Гипотезы при этом обычно принимают более узкую направл, фиксируя основную, причину.
21. Выбор и использ. Методов ПД в раб психолога Выбор метода обслед - один из наиб сложн этапов диагност-коррекц раб психолога. Именно здесь специфика шк ПД проявл особ ярко, поскольку для науч-практ ПД важН явл быстрота и акцентир обслед на конкрет проблеме. Известно, что в психологии сущ 2 осн подхода к диагност индивид особ: количеств, основ на идее повторяемости, возмож измер, выявл статистич закономерн, и качеств, ориентир на индивида как на уникального, неповтор чел и осн на предпосылке о множеств детерминации психич явлений и многознач каждого получаемого психолог факта В психологической службе, пожалуй, как ни в какой другой области психологии, важно сочетание этих подходов, но главным при этом является качественная характеристика полученных данных. Тест методики облад целым рядом достоинств: хороший тест аккумулир в себе богатый клиниче опыт, накопленный в психологии и смежных дисциплинах, и дает четкий инструментарий в руки психолога. Проблема закл не столько в том, исполз или не использтесты, сколько в том, с какой целью они примен. недопустимо использ тесты для жесткого отбора, селекции учащихся, и др. дело, когда использ. этих методов направл. на то, чтобы с их помощью выявить психолог особенности, причины отдельных нарушений или недостатк с целью их коррек и содейств раз уч-ся. Методики, разраб в науч психологии, при использ практич психологом нужд в особой модификации, так как они не созд для изуч конкрет чел как целого, живущего в реал условиях. Кроме того, эти методики очень громоздки, длительны по процедуре провед и по обработ материала. При адапт зарубеж методов исслед личн необход новая, всесторон проверка теста на надежность и валидность на той популяции, для которой он адаптируется. применение одних и тех же стандарт, даже очень надежн методов, как правило, не дает возможн получить ответ на конкрет вопрос, поставлперед ними. Психолог должен владеть самыми разнообраз методами - как высокоформализованными (теста Векслера, MMPI, опросника Кэттелла, теста Амтхауэра и др.), так и низкоформализованными (наблюдение, беседа, проективные методы и пр.). Примен разл метод средства, психолог получает все более и более точную картину индивид особ чел в той мере, в какой это необход для выявл и психолог оценки решающ фактора разв. Экспресс-методики большей частью осн на качеств анализе высказываний, продуктов деят-ти, способов выполн заданий. В кач таких пд средств могут быть использ так наз функциональные пробы. В работе практ психолога роль функционал пробы могут играть эксперимент задания, способные актуализир умств операции, котпольз р-ок в своей жизнедеят, его мотивы, побужд ту или иную деят-ть.
22. Формулирование психологического диагноза и прогноза для разработки рекомендаций и программ психокоррекционной и развивающей работы Психол. диагноз явл. основной целью и конечным рез-том ПД. Цель диагно-ского процесса – ответить на психол. вопросы и подготовить фундамент для решения проблемы. Единственно научный путь построения психол. диагноза – квалификация данного этапа развития реб. в контексте этапов и закономерностей всего психол-кого онтогенеза, исследование механизмов формир. установленных трудностей. В центре психол. диагноза не должны оказываться негативные или болезненные проявления, он всегда должен иметь в виду сложную структуру личности. Значит. трудности в постановке диагноза м. б. связаны с недостаточно четким представлением психолога о границах своей проф. компетенции. Важно, чтобы в тех случаях, когда возникают сомнения в характере выявленных нарушений, психолог не пытался сам поставить диагноз, а рекомендовал родителям обратиться к соответ. специалистам. То же относ. и к проблеме соц-ных факторов, обусловивших ту или иную психол. хар-ку ребенка (напр., в случаях наркотич. завис.). Психол. диагноз должен ставиться психологом в строгом соответствии с проф. компетенцией и на том уровне, на кот. может осущ. конкретная психол.-пед. коррекция или другая психол. помощь. Формулировка диагноза должна содержать и психол. прогноз – предсказание на основе всех пройденных до сих пор этапов исследования пути и характера дальнейшего развития реб.. Прогноз должен учитывать: а) условия проведения с ребенком своевременной необходимой работы и б) условия отсутствия такой своевременной работы. Целостность процесса оказания психол. помощи отражает принцип единства диаг. и коррек. Качество постановки диагноза определяется не только качеством диаг. методики, но и проф. знаниями, способностями и навыками психодиагноста: умение интерпретировать, расшифровывать – основное условие для того, чтобы перед исследователем открылась осмысленная картина личности и поведения ребенка(Выготский). Заключ. этап работы – разраб. практич. рекомендаций. Развив. и психокорр. раб. — активное воздействие психолога на процесс формир. личности реб. Психолог разраб. и осущ.: • программы, направл. на формир. личности с учетом задач разв. реб. на кажд. возр. этапе; • программы коррекции, направл. на устранение отклонений в психич. разв.; • программы психол. помощи детям и подр., оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях. Психол. коррекц. осущ. когда отклонения и нарушения не явл. следствием органич. поражения ЦНС или психич. заболевания.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.011 с.) |