Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предыстория проективной техники↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Проективная техника
v В основе - стремление человека истолковывать явления окружающей действительности во взаимосвязи со своими желаниями, потребностями, чувствами. v Давно было известно что личность писателя, художника всегда в той или иной степени присутствует в его произведениях. Предыстория проективной техники v Ф. Гальтон первым убеждается в Ц том, что так называемые свободные ассоциации таковыми не являются, а определяются прошлым опытом личности.
v Позднее К. Г. Юнг, создает тест, позволяющий актуализировать нередко скрытые переживания, 100 слов-ассоциаций
В конце XIX — начале XX в, стремясь исследовать воображение, Ф, Е. Рыбаков в России. А. Вине во Франции, а также другие психологи экспериментировали с аморфными цветными и монохромными чернильными пятнами, которые, как и облака, напоминали людей, животных, разные события жизни. В этом же ряду стоят и работы, в которых фантазия стимулировалась специально подобранными сюжетными картинками. Психологам и психиатрам было хорошо известно, что рассказы их подопечных по «пятнам», сюжетным картинкам дают возможность судить о потребностях, интересах личности, патологии испытуемых
Первая проективная методика
· Та, которая основывалась на соответствующей теоретической концепции — психологической концепции проекции, появилась в 1938г., принадлежит американскому психологу Г. Мюррею, - тест тематической апперцепции (ТАТ).
· Ранее появившиеся методики, а к ним относится и опубликованный в 1922 г. тест Г Роршаха, позже были осмыслены с позиций проективного подхода.
Понятие проекции · От латинского-выбрасывание. Как психологическое понятие появляется впервые в психоанализе и принадлежит З.Фрейду. · Проекция (наряду с вытеснением рационализацией, суб-лимацией и.д.р) рассматривались как один из защитных механизмов · Например: враждебность о которой у себя ничего не знаешь и так же впредь не хочешь знать, переносится из внутреннего восприятия во внешний мир и при этом отнимается от самого себя и приписывается другим. · Понимание проекции в качестве защитного механизма было названо «классической проекцией»
· Проекция, не привязанная к сфере бессознательного, вечно конфликтующего с сознанием, а понятая как человеческая особенность, без которой нет собственного видения предметов и явлений окружающей действительности - «атрибутивной проекцией».
· Люди воспринимаются как живые лишь тогда, когда на них проецируются вполне определенные, хорошо осознанные переживания и способности.
· Такое понимание проекции - наделение собственными мотивами, потребностями, чувствами других людей, а соответственно и понимание их поступков -основывается как на многовековых донаучных наблюдениях, так и на экспериментальных исследованиях, а поэтому учеными полагается в качестве единственно обоснованного.
· «Аутической проекцией» - явление, в основе которого лежит детерминированность восприятия актуальными потребностями человека · Этот феномен был обнаружен в ходе демонстрации обследуемым на экране расфокусированных изображений разных объектов Оказалось, что изображения пищи ранее распознаются голодными, чем сытыми, это и было названо «аутизмом» Дальнейшие исследования позволили установить, что происходит не только снижение порога узнавания, но и проецирование потребностей. · Если в случае классической проекции речь идет о приписывании неосонаваемых черт и особенностей, тех. которые вытеснены, то в близкой ей рационализированной проекции субъект осведомлен относительно нежелательных (неодобряемых) собственных черт личности или поведения, но всегда находит им оправдание. · Подтверждением существования рационализированной проекции может быть исследование, в котором студенты описывали присущие им черты личности Эти же черты личности студентов были оценены экспертами. Обнаружилась достаточно тесная связь (г= 0.62) между самоописанием и объективной оценкой некоторых отрицательных черт, например недисциплинированности Студенты, отдавая себе отчет в собственном поведении, прибегали к рационализации, полагая, что «все так делают» Конструктивные
v Испытуемому предлагается какой-либо аморфный материал, которому он должен придать смысл v Примером. методика Роршаха, состоящая из 10 таблиц, на которых изображены симметричные одноцветные и полихромные изображения —пятна,
v Обследуемому задается только один вопрос:
v Что это может быть, на что это похоже?»
v Полагается, что в процессе интерпретации изображений, придания им смысла, испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления и ожидания на тестовый материал
v Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его.
v Сценотест, состоит из миниатюрных человеческих фигур, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни Испытуемые, обычно дети и подростки, создают разные сцены из своей жизни (или заданные им экспериментатором), а по определенным особенностям этих сцен и рассказа о них делаются выводы как о личности их создателя, так и о специфике социального окружения. Интерпретативные Ø Необходимо истолковать, интерпретировать событие, ситуацию Тест тематической апперцепции - иллюстрация этого вида методик
Ø Испытуемому предлагаются таблицы-картины. на которых изображены относительно неопределенные ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию
Ø В ходе обследования испытуемым составляется небольшой рассказ, в котором необходимо указать, что привело к изображенной ситуации, что происходит в настоящее время о чем думают, что чувствуют действующие лица чем эта ситуация завершится Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность раскрытия внутреннего мире обследуемого, 1 его чувств, интересов и побуждений
Катартические
Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например, психодрама в виде импровизированного театрального представления позволяет субъекту не только аффективно отреагировать (игровой катарсис), а тем самым добиться терапевтического эффекта, но и дает исследователю возможность обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию Рефрактивные Личностные особенности, скрытые мотивы исследователь стремится диагностировать по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации, например речь, почерк.
Экспрессивные Ø Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например методика «Дом-дерево— человек».
Ø Предлагается нарисовать дом, дерево и человека. По рисунку делают выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях.
Ипрессивные Ø Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы Ø Например, тест Люшера, из 8 цветных карточки (неполный набор) Предъявляются все карточки с просьбой выбрать наиболее приятную Процедура повторяется с оставшимися карточками до тех пор. пока в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Ø Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета В качестве стимулов могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы. Аддитивные Ø В этих методиках от обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Например, предлагается серия незаконченных предложений типа: «Будущее кажется мне...»,«Думаю, что настоящий друг...». Ø Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иных поступков до отношения клоповому воспитанию молодежи.
Психические состояния • Временная динамическая характеристика психической деятельности человека
• Н.Д. Левитов: состояния, относящиеся к познавательной деятельности, эмоциям и воле
Чем? · Определения пригодности в экстремальных ситуациях · Оценка надежности в сложных и опасных ситуациях · Предотвращение срывов · Выработка рекомендаций по коррекции состояний
Трудности диагностики
· Многоуровневость, большое число и разнообразие факторов. · Рассматривая состояния как сложную системную реакцию человека на воздействие, психодиагносты разрабатывают разные методы их оценки. Обычно выделяют 3 группы:
· Физиологические
· Поведенческие
· Субъективные
· Другая классификация - физиологические и психологические
Психологические методы v Функциональные пробы v Опросники v Будущее - за комплексным подходом
Проективная техника
v В основе - стремление человека истолковывать явления окружающей действительности во взаимосвязи со своими желаниями, потребностями, чувствами. v Давно было известно что личность писателя, художника всегда в той или иной степени присутствует в его произведениях. Предыстория проективной техники v Ф. Гальтон первым убеждается в Ц том, что так называемые свободные ассоциации таковыми не являются, а определяются прошлым опытом личности.
v Позднее К. Г. Юнг, создает тест, позволяющий актуализировать нередко скрытые переживания, 100 слов-ассоциаций
В конце XIX — начале XX в, стремясь исследовать воображение, Ф, Е. Рыбаков в России. А. Вине во Франции, а также другие психологи экспериментировали с аморфными цветными и монохромными чернильными пятнами, которые, как и облака, напоминали людей, животных, разные события жизни. В этом же ряду стоят и работы, в которых фантазия стимулировалась специально подобранными сюжетными картинками. Психологам и психиатрам было хорошо известно, что рассказы их подопечных по «пятнам», сюжетным картинкам дают возможность судить о потребностях, интересах личности, патологии испытуемых
Первая проективная методика
· Та, которая основывалась на соответствующей теоретической концепции — психологической концепции проекции, появилась в 1938г., принадлежит американскому психологу Г. Мюррею, - тест тематической апперцепции (ТАТ).
· Ранее появившиеся методики, а к ним относится и опубликованный в 1922 г. тест Г Роршаха, позже были осмыслены с позиций проективного подхода.
Понятие проекции · От латинского-выбрасывание. Как психологическое понятие появляется впервые в психоанализе и принадлежит З.Фрейду. · Проекция (наряду с вытеснением рационализацией, суб-лимацией и.д.р) рассматривались как один из защитных механизмов · Например: враждебность о которой у себя ничего не знаешь и так же впредь не хочешь знать, переносится из внутреннего восприятия во внешний мир и при этом отнимается от самого себя и приписывается другим. · Понимание проекции в качестве защитного механизма было названо «классической проекцией»
· Проекция, не привязанная к сфере бессознательного, вечно конфликтующего с сознанием, а понятая как человеческая особенность, без которой нет собственного видения предметов и явлений окружающей действительности - «атрибутивной проекцией».
· Люди воспринимаются как живые лишь тогда, когда на них проецируются вполне определенные, хорошо осознанные переживания и способности.
· Такое понимание проекции - наделение собственными мотивами, потребностями, чувствами других людей, а соответственно и понимание их поступков -основывается как на многовековых донаучных наблюдениях, так и на экспериментальных исследованиях, а поэтому учеными полагается в качестве единственно обоснованного.
· «Аутической проекцией» - явление, в основе которого лежит детерминированность восприятия актуальными потребностями человека · Этот феномен был обнаружен в ходе демонстрации обследуемым на экране расфокусированных изображений разных объектов Оказалось, что изображения пищи ранее распознаются голодными, чем сытыми, это и было названо «аутизмом» Дальнейшие исследования позволили установить, что происходит не только снижение порога узнавания, но и проецирование потребностей. · Если в случае классической проекции речь идет о приписывании неосонаваемых черт и особенностей, тех. которые вытеснены, то в близкой ей рационализированной проекции субъект осведомлен относительно нежелательных (неодобряемых) собственных черт личности или поведения, но всегда находит им оправдание. · Подтверждением существования рационализированной проекции может быть исследование, в котором студенты описывали присущие им черты личности Эти же черты личности студентов были оценены экспертами. Обнаружилась достаточно тесная связь (г= 0.62) между самоописанием и объективной оценкой некоторых отрицательных черт, например недисциплинированности Студенты, отдавая себе отчет в собственном поведении, прибегали к рационализации, полагая, что «все так делают»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.178.16 (0.007 с.) |