Предыстория проективной техники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предыстория проективной техники



Проективная техника

 

v В основе - стремление человека истолковывать явления окружающей действительности во взаимосвязи со своими желаниями, потребностями, чувствами.

v Давно было известно что личность писателя, художника всегда в той или иной степени присутствует в его произведениях.

Предыстория проективной техники

v Ф. Гальтон первым убеждается в Ц том, что так называемые свободные ассоциации таковыми не являются, а определяются прошлым опытом личности.

 

v Позднее К. Г. Юнг, создает тест, позволяющий актуализировать нередко скрытые переживания, 100 слов-ассоциаций

 

В конце XIX — начале XX в, стремясь исследовать воображение, Ф, Е. Рыбаков в России. А. Вине во Франции, а также другие психологи экспериментировали с аморфными цветными и монохромными чернильными пятнами, которые, как и облака, напоминали людей, животных, разные события жизни.

В этом же ряду стоят и работы, в которых фантазия стимулировалась специально подобранными сюжетными картинками. Психологам и психиатрам было хорошо известно, что рассказы их подопечных по «пятнам», сюжетным картинкам дают возможность судить о потребностях, интересах личности, патологии испытуемых

 

Первая проективная методика

 

· Та, которая основывалась на соответствующей теоретической концепции — психологической концепции проекции, появилась в 1938г., принадлежит американскому психологу Г. Мюррею, - тест тематической апперцепции (ТАТ).

 

· Ранее появившиеся методики, а к ним относится и опубликованный в 1922 г. тест Г Роршаха, позже были осмыслены с позиций проективного подхода.

 

Понятие проекции

· От латинского-выбрасывание. Как психологическое понятие появляется впервые в психоанализе и принадлежит З.Фрейду.

· Проекция (наряду с вытеснением рационализацией, суб-лимацией и.д.р) рассматривались как один из защитных механизмов

· Например: враждебность о которой у себя ничего не знаешь и так же впредь не хочешь знать, переносится из внутреннего восприятия во внешний мир и при этом отнимается от самого себя и приписывается другим.

· Понимание проекции в качестве защитного механизма было названо «классической проекцией»

 

· Проекция, не привязанная к сфере бессознательного, вечно конфликтующего с сознанием, а понятая как человеческая особенность, без которой нет собственного видения предметов и явлений окружающей действительности - «атрибутивной проекцией».

 

· Люди воспринимаются как живые лишь тогда, когда на них проецируются вполне определенные, хорошо осознанные переживания и способности.

 

· Такое понимание проекции - наделение собственными мотивами, потребностями, чувствами других людей, а соответственно и понимание их поступков -основывается как на многовековых донаучных наблюдениях, так и на экспериментальных исследованиях, а поэтому учеными полагается в качестве единственно обоснованного.

 

· «Аутической проекцией» - явление, в основе которого лежит детерминированность восприятия актуальными потребностями человека

· Этот феномен был обнаружен в ходе демонстрации обследуемым на экране расфокусированных изображений разных объектов Оказалось, что изображения пищи ранее распознаются голодными, чем сытыми, это и было названо «аутизмом» Дальнейшие исследования позволили установить, что происходит не только снижение порога узнавания, но и проецирование потребностей.

· Если в случае классической проекции речь идет о приписывании неосонаваемых черт и особенностей, тех. которые вытеснены, то в близкой ей рационализированной проекции субъект осведомлен относительно нежелательных (неодобряемых) собственных черт личности или поведения, но всегда находит им оправдание.

· Подтверждением существования рационализированной проекции может быть исследование, в котором студенты описывали присущие им черты личности Эти же черты личности студентов были оценены экспертами. Обнаружилась достаточно тесная связь (г= 0.62) между самоописанием и объективной оценкой некоторых отрицательных черт, например недисциплинированности Студенты, отдавая себе отчет в собственном поведении, прибегали к рационализации, полагая, что «все так делают»

Конструктивные

 

v Испытуемому предлагается какой-либо аморфный материал, которому он должен придать смысл

v Примером. методика Роршаха, состоящая из 10 таблиц, на которых изображены симметричные одноцветные и полихромные изображения —пятна,

 

v Обследуемому задается только один вопрос:

 

v Что это может быть, на что это похоже?»

 

v Полагается, что в процессе интерпретации изображений, придания им смысла, испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления и ожидания на тестовый материал

 

v Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его.

 

v Сценотест, состоит из миниатюрных человеческих фигур, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни Испытуемые, обычно дети и подростки, создают разные сцены из своей жизни (или заданные им экспериментатором), а по определенным особенностям этих сцен и рассказа о них делаются выводы как о личности их создателя, так и о специфике социального окружения.

Интерпретативные

Ø Необходимо истолковать, интерпретировать событие, ситуацию Тест тематической апперцепции - иллюстрация этого вида методик

 

Ø Испытуемому предлагаются таблицы-картины. на которых изображены относительно неопределенные ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию

 

Ø В ходе обследования испытуемым составляется небольшой рассказ, в котором необходимо указать, что привело к изображенной ситуации, что происходит в настоящее время о чем думают, что чувствуют действующие лица чем эта ситуация завершится Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность раскрытия внутреннего мире обследуемого, 1 его чувств, интересов и побуждений

 

Катартические

 

 

Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например, психодрама в виде импровизированного театрального представления позволяет субъекту не только аффективно отреагировать (игровой катарсис), а тем самым добиться терапевтического эффекта, но и дает исследователю возможность обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию

Рефрактивные

Личностные особенности, скрытые мотивы исследователь стремится диагностировать по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации, например речь, почерк.

 

Экспрессивные

Ø Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например методика «Дом-дерево— человек».

 

Ø Предлагается нарисовать дом, дерево и человека. По рисунку делают выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях.

 

Ипрессивные

Ø Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы

Ø Например, тест Люшера, из 8 цветных карточки (неполный набор) Предъявляются все карточки с просьбой выбрать наиболее приятную Процедура повторяется с оставшимися карточками до тех пор. пока в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности.

Ø Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета В качестве стимулов могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.

Аддитивные

Ø В этих методиках от обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Например, предлагается серия незаконченных предложений типа: «Будущее кажется мне...»,«Думаю, что настоящий друг...».

Ø Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иных поступков до отношения клоповому воспитанию молодежи.

 

Психические состояния

• Временная динамическая характеристика психической деятельности человека

 

• Н.Д. Левитов: состояния, относящиеся к познавательной деятельности, эмоциям и воле

 

Чем?

· Определения пригодности в экстремальных ситуациях

· Оценка надежности в сложных и опасных ситуациях

· Предотвращение срывов

· Выработка рекомендаций по коррекции состояний

 

Трудности диагностики

 

· Многоуровневость, большое число и разнообразие факторов.

· Рассматривая состояния как сложную системную реакцию человека на воздействие, психодиагносты разрабатывают разные методы их оценки. Обычно выделяют 3 группы:

 

· Физиологические

 

· Поведенческие

 

· Субъективные

 

· Другая классификация - физиологические и психологические

 

Психологические методы

v Функциональные пробы

v Опросники

v Будущее - за комплексным подходом

 

Проективная техника

 

v В основе - стремление человека истолковывать явления окружающей действительности во взаимосвязи со своими желаниями, потребностями, чувствами.

v Давно было известно что личность писателя, художника всегда в той или иной степени присутствует в его произведениях.

Предыстория проективной техники

v Ф. Гальтон первым убеждается в Ц том, что так называемые свободные ассоциации таковыми не являются, а определяются прошлым опытом личности.

 

v Позднее К. Г. Юнг, создает тест, позволяющий актуализировать нередко скрытые переживания, 100 слов-ассоциаций

 

В конце XIX — начале XX в, стремясь исследовать воображение, Ф, Е. Рыбаков в России. А. Вине во Франции, а также другие психологи экспериментировали с аморфными цветными и монохромными чернильными пятнами, которые, как и облака, напоминали людей, животных, разные события жизни.

В этом же ряду стоят и работы, в которых фантазия стимулировалась специально подобранными сюжетными картинками. Психологам и психиатрам было хорошо известно, что рассказы их подопечных по «пятнам», сюжетным картинкам дают возможность судить о потребностях, интересах личности, патологии испытуемых

 

Первая проективная методика

 

· Та, которая основывалась на соответствующей теоретической концепции — психологической концепции проекции, появилась в 1938г., принадлежит американскому психологу Г. Мюррею, - тест тематической апперцепции (ТАТ).

 

· Ранее появившиеся методики, а к ним относится и опубликованный в 1922 г. тест Г Роршаха, позже были осмыслены с позиций проективного подхода.

 

Понятие проекции

· От латинского-выбрасывание. Как психологическое понятие появляется впервые в психоанализе и принадлежит З.Фрейду.

· Проекция (наряду с вытеснением рационализацией, суб-лимацией и.д.р) рассматривались как один из защитных механизмов

· Например: враждебность о которой у себя ничего не знаешь и так же впредь не хочешь знать, переносится из внутреннего восприятия во внешний мир и при этом отнимается от самого себя и приписывается другим.

· Понимание проекции в качестве защитного механизма было названо «классической проекцией»

 

· Проекция, не привязанная к сфере бессознательного, вечно конфликтующего с сознанием, а понятая как человеческая особенность, без которой нет собственного видения предметов и явлений окружающей действительности - «атрибутивной проекцией».

 

· Люди воспринимаются как живые лишь тогда, когда на них проецируются вполне определенные, хорошо осознанные переживания и способности.

 

· Такое понимание проекции - наделение собственными мотивами, потребностями, чувствами других людей, а соответственно и понимание их поступков -основывается как на многовековых донаучных наблюдениях, так и на экспериментальных исследованиях, а поэтому учеными полагается в качестве единственно обоснованного.

 

· «Аутической проекцией» - явление, в основе которого лежит детерминированность восприятия актуальными потребностями человека

· Этот феномен был обнаружен в ходе демонстрации обследуемым на экране расфокусированных изображений разных объектов Оказалось, что изображения пищи ранее распознаются голодными, чем сытыми, это и было названо «аутизмом» Дальнейшие исследования позволили установить, что происходит не только снижение порога узнавания, но и проецирование потребностей.

· Если в случае классической проекции речь идет о приписывании неосонаваемых черт и особенностей, тех. которые вытеснены, то в близкой ей рационализированной проекции субъект осведомлен относительно нежелательных (неодобряемых) собственных черт личности или поведения, но всегда находит им оправдание.

· Подтверждением существования рационализированной проекции может быть исследование, в котором студенты описывали присущие им черты личности Эти же черты личности студентов были оценены экспертами. Обнаружилась достаточно тесная связь (г= 0.62) между самоописанием и объективной оценкой некоторых отрицательных черт, например недисциплинированности Студенты, отдавая себе отчет в собственном поведении, прибегали к рационализации, полагая, что «все так делают»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.241.10 (0.026 с.)