Л. Франк. 3 принципа проективного исследования личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Л. Франк. 3 принципа проективного исследования личности



 

• 1 Направленность на уникальное в структуре или организации личности В отличие от традиционных психометрических процедур, личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей, или черт

 

• 2 Личность изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта

 

• 3 Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида» Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности - «проективная гипотеза».

 

Принципы проектного исследования личности

 

 

ü Стимулы в проективных методиках не бывают строго однозначными, а допускают различную интерпретацию. Стимул приобретает смысл не просто в силу его объективного содержания, а прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым

 

ü Л. Франк не рассматривает проективные методики как замену уже известным психометрическим. Назначение этих методик — исследование «идиоматичной» внутренней сферы, которая может быть рассмотрена как способ организации жизненного опыта. Проективные методики дополняют психометрические, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования

 

Общими для всех проективных методик являются следующие признаки:

1. Неопределенность, неоднозначность использованных стимулов

2.Отсутствие ограничения в выборе ответа

3. Отсутствие ответов испытуемых как правильных и неправильных

Л.Франк первым разработал классификацию методики.

 

Конструктивные

 

v Испытуемому предлагается какой-либо аморфный материал, которому он должен придать смысл

v Примером. методика Роршаха, состоящая из 10 таблиц, на которых изображены симметричные одноцветные и полихромные изображения —пятна,

 

v Обследуемому задается только один вопрос:

 

v Что это может быть, на что это похоже?»

 

v Полагается, что в процессе интерпретации изображений, придания им смысла, испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления и ожидания на тестовый материал

 

v Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его.

 

v Сценотест, состоит из миниатюрных человеческих фигур, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни Испытуемые, обычно дети и подростки, создают разные сцены из своей жизни (или заданные им экспериментатором), а по определенным особенностям этих сцен и рассказа о них делаются выводы как о личности их создателя, так и о специфике социального окружения.

Интерпретативные

Ø Необходимо истолковать, интерпретировать событие, ситуацию Тест тематической апперцепции - иллюстрация этого вида методик

 

Ø Испытуемому предлагаются таблицы-картины. на которых изображены относительно неопределенные ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию

 

Ø В ходе обследования испытуемым составляется небольшой рассказ, в котором необходимо указать, что привело к изображенной ситуации, что происходит в настоящее время о чем думают, что чувствуют действующие лица чем эта ситуация завершится Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность раскрытия внутреннего мире обследуемого, 1 его чувств, интересов и побуждений

 

Катартические

 

 

Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например, психодрама в виде импровизированного театрального представления позволяет субъекту не только аффективно отреагировать (игровой катарсис), а тем самым добиться терапевтического эффекта, но и дает исследователю возможность обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию

Рефрактивные

Личностные особенности, скрытые мотивы исследователь стремится диагностировать по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации, например речь, почерк.

 

Экспрессивные

Ø Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например методика «Дом-дерево— человек».

 

Ø Предлагается нарисовать дом, дерево и человека. По рисунку делают выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях.

 

Ипрессивные

Ø Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы

Ø Например, тест Люшера, из 8 цветных карточки (неполный набор) Предъявляются все карточки с просьбой выбрать наиболее приятную Процедура повторяется с оставшимися карточками до тех пор. пока в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности.

Ø Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета В качестве стимулов могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.

Аддитивные

Ø В этих методиках от обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Например, предлагается серия незаконченных предложений типа: «Будущее кажется мне...»,«Думаю, что настоящий друг...».

Ø Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иных поступков до отношения клоповому воспитанию молодежи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.009 с.)