ТОП 10:

Билет 1. Конституционное право как отрасль: понятие, предмет, методы, система, место в системе российского права.



Билет 1. Конституционное право как отрасль: понятие, предмет, методы, система, место в системе российского права.

Понятие«конституционное право» многозначно. Это и отрасль права, и наука, и учебная дисциплина. Являясь отраслью публичного права, конституционное право занимает особое место в системе российского права, что определяется его предметом и содержанием.

Конституционное право – отрасль права, которую составляют правовые нормы, учреждающие определенную систему государственной власти в целях охраны основных прав и свобод человека. Это система правовых норм, регулирующих основы взаимоотношений человека и государства, устройства государства и организации государственной власти путем закрепления в Конституции и конституционном законодательстве основ конституционного строя, правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, организации системы государственной власти и местного самоуправления.

Существует 2 подхода к определению предмета конституционного права:

1) Предмет определяется широко. В его содержание включаются как установления конституции, так и законов и подзаконных нормативных правовых актов.

2) Сужение предмета конституционного права. Определяется содержанием Конституции.

 

Методы:

Основной метод воздействия конституционного права на общественные отношения – метод учреждения, т.е. утверждения конституционных ценностей (конст.установления обладают верховенством, высшей юр.силой)

Существуют также следующие методы:

1) Убеждение (воздействует на поведение субъектов

2) Поощрение (установление дополнительных льгот, поощрений для субъектов конституционного права)

3) Принуждение (институт конституционно-правовой ответственности)

4) Дозволение (разрешение субъекту действовать по своему усмотрению)

5) Запрещение (не дозволяется совершение субъектами каких либо действий)

6) Обязывающий метод (регламентирует обязанность субъекта в чем либо)

Билет 2. Место и роль конституционного права в системе российского права. Система отрасли конституционного права.

Система конституционного права представляет собой его внутреннюю структуру, состоящую из институтов, регулирующих однородные общественные отношения.

Система конституционного права как правило определяется структурой конституции.

1) Основы конституционного строя 2) основы правового положения человека и гражданина 3) федеративное устройство 4) избирательное право 5) федеральное собрание РФ 6) президент 7) правительство РФ 8) высшие органы гос власти субъектов 9) местное самоуправление

Место в российском праве:

Конституционное право имеет публично-правовую природу и над отраслевой характер. Оно является вершиной российского права. Конституционное право включает установления материального и процессуального характера.

Такая роль конституционного права обусловлена, во первых, характером и значением общественных отношений, которые оно регулирует, т.е. самим его предметом и содержанием; во-вторых, верховенством и высшей юридической силой конституции в системе источников (форм) российского права; в третьих, тем, что конституционные установления являются исходными, определяющими для всех отраслей российского права.

Билет 3. Наука конституционного права России: понятие, предмет, методология, источники.

Наука конституционного права – совокупность знаний о конституционном праве.

Предмет науки – конституционно-правовые нормы и регулируемые ими правоотношения.

Задачи науки:

1) Выявление проблем в практике реализации конституционного права

2) Разработка определений, понятий, которыми пользуется конституционное право на данном этапе

3) Выдвижение предположений по дальнейшему совершенствованию норм конституционного права

4) Пропаганда положений конституции

 

Источники науки:

1) НПА

2) Политические и правовые учения социологов, философов и юристов

3) Документы политических партий, программы и уставы, решения, съездов, конференций

4) Практика, реализация конст-прав норм, строй

5) Труды ученых

 

Методология– совокупность способов и методов познания.

1) Исторический.

2) Статистический (использование статистических данных для характеристики институтов)

3) Сравнительный

4) Социологический

5) Систематический

6) Метод моделирования процессов (создание модели, которая была бы аналогична изучаемому предмету)

7) Метод кибернетики (наука об управлении сложными динамическими процессами в обществе)

 

Билет 4. Разработка, принятие и вступление в силу К 1993 года

 

Верховный Совет решил принимать новую конституцию на Съезде народных депутатов, назначив дату его созыва на 17 ноября 1993г. Конституционная комиссия, созданная Съездом народных депутатов, подготовила проект новой конституции, и Верховный Совет одобрил его.

 

Президент в силу избрания его народом приобрел равнозначную с парламентов легитимность, более того, усилил ее в результате августовских событий 1991г. Противостояние нарастало, и

Президент отверг путь диалога со Съездом народных депутатов и Верховным Советом.

 

Инициативу в подготовке нового проекта конституции проявил Президент, и весь процесс дальнейшей его разработки находился под его полным контролем. В результате появился президентский проект конституции, для согласования которого с проектом, подготовленным работавшей тогда Конституционной комиссией и одобренным Верховным Советом, в мае 1993г. Президентом было созвано Конституционное совещание, призванное выразить отношение общества к вопросу о том, какая конституция нужна России.

 

На Конституционном совещании обсуждался проект конституции, внесенный Президентом РФ. Одновременно рассматривался проект конституции, подготовленный Конституционной Комиссией. В результате длительной работы – с июня по октябрь 1993г. – был выработан новый проект конституции. В целях обеспечения легитимности новой конституции Президент предложил вынести ее на всенародное голосование, что стало возможным по результатам референдума 25 апреля 1993г., поддержавшего данную инициативу.

 

Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Новая демократическая Россия, осознавая себя частью мирового сообщества, взяла твердый курс на уважение и признание общепризнанных принципов и норм международного права, европейских стандартов в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, плюралистической демократии и правового государства.

 

Конституционные поправки.

Порядок принятия поправок к главам 3 - 8 Конституции РФ устанавливается статьями 108, 134, 136 Конституции РФ и Федеральным законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" (1998). Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в форме Закона РФ о поправке к конституции РФ (далее - закон). Под поправкой понимается любое изменение конституционного текста, одним законом охватываются взаимосвязанные изменения. Субъекты инициативы предложения о принятии поправки к Конституции РФ установлены статьёй 134 Конституции РФ и рассмотрены в первом пункте. Поправки к главам 3 - 8 Конституции РФ принимаются Федеральным собрании в том же порядке, который предусмотрен для принятия федеральных конституционных законов. Предложения о поправках к Конституции РФ вносятся в Государственную Думу в виде проекта закона. Поступившее предложение рассматривается соответствующим комитетом Государственной Думы. Проект закона рассматривается Государственной Думой в трёх чтениях. Проект закона считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов. Одобренный проект закона в течение пяти дней направляется в Совет Федерации и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трёх четвертей от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации в течение пяти дней опубликовывает уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения палатами Федерального Собрания, и направляет закон в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для его рассмотрения. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ обязаны рассмотреть закон в течение года со дня его принятия. Соответствующие постановления направляются в течение четырнадцати дней в Совет Федерации. Совет Федерации ведёт учёт данных о рассмотрении закона и на очередном заседании после истечения срока рассмотрения устанавливает результаты этого рассмотрения. Президент РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение семи дней вправе обжаловать постановление Совета Федерации в Верховный Суд РФ, немедленно известив Президента РФ и Совет Федерации. Верховный Суд рассматривает такие дела в порядке гражданского судопроизводства. Одобренный законодательными (представительными) органами субъектов РФ закон в течение семи дней после установления итогов рассмотрения, а в случае подачи жалобы - после вступления в силу решения Верховного Суда РФ или после повторного рассмотрения направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и опубликования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает закон и осуществляет его официальное опубликование с указанием дат одобрения палатами Федерального Собрания, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, даты подписания и регистрационного номера. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, если иная дата не установлена самим законом. Президент РФ в течение месяца со дня вступления в силу закона вносит принятую поправку в текст Конституции РФ и осуществляет её официальное опубликования с внесёнными поправками и указанием даты их вступления в силу. Предложение о поправке к Конституции РФ, не получившей одобрение двух третей законодательных (представительных) органов субъектов РФ, может быть повторно внесено не ранее, чем через год после установления результатов рассмотрения.

Билет 35. Право на жизнь, достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность. Содержание и проблемы реализации.

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции не раскрывается. Это - естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и проч.

Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера: надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т.д.

Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.

Однако до настоящего времени государство сохраняло за собой право при определенных условиях принудительно лишить человека жизни, подвергнув его смертной казни, хотя такое право противоречило международным обязательствам России.

В силу чрезвычайности такой меры условия применения смертной казни оговариваются непосредственно в Конституции. В соответствии с ч. 2 ст. 20 смертная казнь сохраняется временно. Впредь до ее отмены она может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры; назначается только за особо тяжкие преступления против жизни; связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

В Уголовном кодексе эта мера предусмотрена только применительно к единичным составам преступления (вместо 28 в прежнем УК). Значительно расширена практика помилования осужденных к смертной казни. Для приведения приговора в исполнение требуется целый ряд условий, в том числе Указ Президента об отказе в помиловании осужденного (включая и тех лиц, которые отказались от подачи ходатайства о помиловании). В настоящее время фактически установлен мораторий на приведение в исполнение смертной казни.

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности(ст. 21 Конституции).

Уважение достоинства личности - неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства.

Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Уважение личности, ее достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, уважительное к ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях, особую уважительность к лицам преклонного возраста, к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

Включение нормы об уважении достоинства человека в Конституцию свидетельствует о том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур. Однако жизнь показывает, что эта конституционная норма еще очень слабо реализуется практически.

Отсутствие уважения к достоинству человека является преградой на пути его самоутверждения как личности, выявления его творческих, интеллектуальных способностей.

Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права, закрепленные в ст. 22 - 25 Конституции: право на свободу и личную неприкосновенность. Неприкосновенность личности (ст. 22) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения. Основания к аресту регламентированы уголовно-процессуальным и другим законодательством, предусматривающим развернутую систему гарантий от неосновательного ареста, от нарушения прав человека при аресте.

Билет 36. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Право на неприкосновенность жилища. Содержание и проблемы реализации.

Гарантия неприкосновенности жилища (ст. 25) означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допускается, и круг уполномоченных на то органов.

Предусмотрены различные формы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь граждан, за разглашение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Только в строго определенных законом случаях в связи с расследованием уголовных дел и при наличии судебного решения могут быть наложен арест на корреспонденцию и произведена выемка ее из почтово-телеграфных учреждений.

В новых аспектах стоят проблемы охраны тайны различного рода межличностных и деловых общений в связи с широким развитием сети Интернета, расширением его возможностей, электронной связи. Такого рода формы пока еще не имеют должной защиты, и правомерно поднимается вопрос о необходимости разработки соответствующих законодательных актов, лицензировании сайтов в Интернете.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни (ст. 24).

Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Билет 37. Право определять и указывать свою национальную принадлежность. Право на пользование родным языком, на выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Право свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства. Право выезжать за пределы РФ и въезжать в РФ. Содержание и проблемы реализации.

К личным правам и свободам относится право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26 Конституции).

Конституционное закрепление этого права вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.

Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26). В официальных анкетах не допускается вопрос о национальности. Как известно, в прошлом печально знаменитая графа пятая в анкетах выполняла далеко не просто познавательную функцию.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г., к числу сведений, вносимых в паспорт, не отнесено указание на национальность, не связанное с необходимой и отражаемой в паспорте идентификацией человека.

 

Новым в конституционном закреплении личных прав и свобод является включение такой важной формы свободы личности, как свобода передвижения.

В ч. 1 ст. 27 указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически.

Так, существовавшая с 1932 г. прописка и ее строго регламентируемые правила, отсутствие в течение длительного времени паспортов у колхозников, рынка жилья приводили к тому, что фактически человек не мог свободно решать вопрос о своем месте жительства.

В настоящее время сделаны важные шаги к устранению правовых препятствий для реализации этого права. На основе конституционной нормы принят Закон РФ от 25 июня 1993 г. о праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Закон закрепил отмену прописки и ввел регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства в ее пределах. При этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией.

Однако для претворения в жизнь данного Закона пока отсутствуют все необходимые условия. Его реализации препятствуют жилищные проблемы, социальная нестабильность в стране, безработица и другие условия.

Закон устанавливает и определенные ограничения на свободу передвижения и выбора места жительства. Они касаются местностей, в которых существует особый режим (пограничная полоса, закрытые военные городки и административно-территориальные образования, зоны экологического бедствия, территории, где введено чрезвычайное или военное положение, территории и населенные пункты, опасные для проживания в связи с инфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями и отравлениями людей).

Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее (ч. 2 ст. 27).

Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г. <*> по своему содержанию соответствует общепринятым международным стандартам, относящимся к данному вопросу.

 

Так, в Международном пакте о гражданских и политических правах записано: "Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную; никто не может быть произвольно лишен права на въезд в собственную страну" (ст. 12).

В советском государстве многие десятилетия был фактически запрещен инициативный выезд граждан за границу. Какая-либо законодательная регламентация в этой области отсутствовала.

На границах СССР был возведен "железный занавес". В последние годы существования Союза ССР положение несколько изменилось. Был разрешен выезд советских граждан на постоянное место жительства в Израиль. Однако правило о необходимости получить выездную визу, в которой могло быть отказано без какого-либо объяснения, привело к появлению достаточно многочисленной категории граждан, названных "отказниками".

Принятый в 1996 г. Федеральный закон обеспечивает свободу граждан выезжать за пределы России и возвращаться в свою страну.

Выезд, естественно, связан с согласием той страны, в которую намерен прибыть гражданин, и потому требуется въездная виза последней.

Право гражданина России на выезд из своей страны может быть временно ограничено только в случаях, прямо оговоренных в Федеральном законе. Это ограничение может быть осуществлено, если гражданин:

1) имел допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, и заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд, при условии, что срок ограничения не должен превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица с названными сведениями - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу - до окончания этих служб;

3) задержан в качестве подозреваемого или привлечен в качестве обвиняемого в совершении преступления - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

4) осужден за совершение преступления - до отбытия наказания или освобождения от него;

5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

6) сообщил о себе заведомо ложные сведения - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.

Основными документами, по которым граждане осуществляют въезд и выезд, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка.

Федеральный закон определяет порядок въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, а также порядок транзитного проезда указанных лиц через территорию Российской Федерации.

Билет 38.Свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и слова. Содержание и проблемы реализации.

Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со ст. 28 Конституции каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Основополагающей гарантией указанных свобод является светский характер государства, закрепляемый в качестве основы конституционного строя Российской Федерации (ст. 14 Конституции). Как отмечалось выше, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Наличие в многонациональной России различных конфессий, религиозных верований делает эту конституционную норму особенно значимой для человека. Она обеспечивает свободу выбора религиозных верований или атеистических убеждений, не стесненную никакими внешними, посторонними мотивами.

В Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" предусмотрена широкая система гарантий реализации принадлежащей каждому свободы совести.

Закон дополнительно включил право менять религиозные и иные убеждения, что является правовой гарантией от преследования единоверцами лица, вышедшего из состава религиозного объединения.

Правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России.

Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации человека в зависимости от отношения к религии не допускается. Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах.

Федеральный закон предусматривает право граждан создавать религиозные группы и религиозные организации при условии, что их цели и действия не противоречат закону.

Свободе выбора религиозных или атеистических воззрений содействует и светский характер образования в государственных и муниципальных учебных заведениях. Оно не преследует цели формирования того или иного отношения человека к религии. Преподавание вероучений может осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозных объединениях.

Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции).

Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться.

Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

В условиях тоталитарного режима эта естественная и, казалось бы, не могущая быть ущемленной свобода человека нарушалась различными способами. Среди них - общая установка на недопустимость именно инакомыслия, отрицание права человека иметь мысли и мнения, идущие вразрез с господствующей идеологией, отторгающие так называемые ценности социализма.

К формам нарушения свободы мысли относилось и имевшее широкое распространение понуждение людей (зачастую носившее массовый характер) высказывать мнения, не соответствующие их мыслям и убеждениям.

Мысль не свободна, если она не может быть высказана без неблагоприятных или опасных для человека последствий.

Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Свобода слова означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Однако, свобода слова не безгранична. В соответствии с Конституцией не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29). Свобода слова означает также и недопустимость принуждения к выражению своих мнений и убеждений или к отказу от них. Гарантии названных в ст. 29 Конституции прав и свобод конкретизируются в Законе "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. с последующими изменениями <*>, в котором предусматривается, что учредителем средств массовой информации может быть любой гражданин России, достигший 18-летнего возраста, кроме лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, и душевнобольных граждан, признанных судом недееспособными. Это право подлежит судебной защите.

Билет 39. Право граждан РФ на объединение. Право на публичные манифестации. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Содержание и проблемы реализации.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право - важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеют значение и как канал укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, необходимой для решения текущих вопросов общественной жизни.

Обращения граждан в зависимости от содержания облекаются в форму заявления, либо жалобы, либо предложения. Наибольшее распространение в практике получили заявления (с требованиями об удовлетворении каких-либо прав, предоставлении льгот, услуг и т.п.), а также жалобы (о нарушениях прав граждан с требованием их восстановления). Обращения по общественно значимым вопросам принято именовать предложениями (или петициями).

Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.

Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов.

Принятие или вступление гражданина в члены объединения осуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в его уставе.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30 Конституции).

Гражданин, как член общественного объединения, обладает всеми правами и несет все обязанности, предусмотренные его уставом. Член объединения вправе участвовать в решении всех общих вопросов его деятельности, избирать и быть избранным в его руководящие органы. Гражданин может состоять членом нескольких общественных объединений. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Порядок их образования, регистрации уставов устанавливается законодательством.

Для создания общественного объединения не требуется предварительное разрешение органов государственной власти и органов местного самоуправления. Нужна инициатива не менее трех физических лиц (кроме политических партий и профсоюзов). В качестве учредителей могут выступать как физические, так и юридические лица, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на которых принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Учредителями не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления. Государственная регистрация общественных объединений осуществляется Министерством юстиции и соответствующими органами в субъектах Федерации. Регистрация не является обязательной, но составляет необходимое условие для признания объединения юридическим лицом. Отказ в регистрации должен быть дан в письменной форме с указанием конкретных положений законодательства, послуживших его мотивом, и может быть обжалован в суд. Отказ по мотивам нецелесообразности создания объединения не допускается.

Учитывая разнообразный характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные объединения, Федеральный закон предусматривает пять различных организационно-правовых форм их функционирования. К ним относятся: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Отличительной чертой общественной организации является наличие членства. Во всех других формах оно не предусмотрено, и состоящие в них именуются участниками. Основное различие заключается в том, что членство оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами. Для участника такое условие в качестве обязательного не требуется. Перед объединением каждой организационно-правовой формы стоят те цели, в интересах которых оно создается.

Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Выполняя функции, предусмотренные их уставами, они действуют в рамках Конституции РФ и текущего законодательства.

Взаимоотношения государства и общественных объединений строятся на основе взаимного невмешательства в их деятельность, кроме случаев, предусмотренных законом. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач. Молодежным и детским организациям государство оказывает материальную и финансовую поддержку.

Министерство юстиции как государственный орган, зарегистрировавший устав общественного объединения, осуществляет контроль за соответствием деятельности объединения его уставу. Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов.

Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции). Это право в последние годы широко используется гражданами Российской Федерации.

Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций предусматривалась всеми советскими конституциями, однако ее реализация сводилась к строго регулируемым, парадным мероприятиям. Какие-либо акции подобного рода, не инициированные соответствующими органами КПСС, жестко пресекались. Об этом ярко свидетельствуют расстрел мирной демонстрации в Новочеркасске в 60-х годах, длительное время скрывавшийся от общественности, аресты пикетирующих по поводу вторжения советских войск в Чехословакию и др.

В таких условиях не было необходимости в законодательном регулировании массовых акций. Только в 1988 г. был впервые принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР". Он предусмотрел разрешительный порядок их проведения "в целях укрепления и развития социалистического строя". Заявления уполномоченных лиц должны были подаваться в письменной форме за 10 дней в исполком. Последний не позднее чем через пять дней выносил решение о разрешении или отказе. Отказ мог быть обжалован в вышестоящий исполком.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.016 с.)