Республика Сейшельские Острова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Республика Сейшельские Острова



 

Государственное устройство

Правовая система

Судебная система. Органы контроля

 

Государство на островах Сейшельского архипелага в западной части Индийского океана, у восточного побережья Африки.

Территория - 405 кв.км. Столица - г. Виктория.

Население - 80 тыс. чел. (1998 г.); сейшельцы (креолы), африканцы-банту, индийцы, китайцы и др.

Официальные языки - английский, французский, креольский.

Религия - католицизм.

Необитаемые Сейшельские острова были открыты португальцами в начале XVI в. В XVIII в. они были захвачены Францией, а в 1794 г. Англией и в 1814 г. по Парижскому договору официально перешли в ее владение. В 1976 г. провозглашена независимость в составе Содружества, возглавляемого Великобританией.

 

Государственное устройство

 

Сейшелы - унитарное государство. Административно-территориальное деление отсутствует.

Действует Конституция, одобренная на референдуме 18 июня 1993 г. с последующими изменениями. По форме правления Сейшельские Острова президентская республика. Политический режим демократический. Многопартийность восстановлена в 1991 г.

Законодательная власть принадлежит однопалатному Национальному собранию (34 депутата; 25 избираются всеобщим голосованием, 9 назначаются президентом).

Глава государства и правительства - Президент, избираемый на всеобщих прямых выборах сроком на 5 лет. Никто не может быть избран на пост Президента более 3 раз подряд.

Исполнительная власть осуществляется Президентом и правительством (Кабинетом). Президент назначает с одобрения парламента членов Кабинета и председательствует на заседаниях последнего. Национальное собрание может резолюцией, одобренной голосами не меньше чем 2/3 членов, вынести вотум недоверия любому министру, что влечет отставку этого министра.

 

Правовая система

 

Правовая система Сейшельских Островов носит смешанный характер: гражданское право здесь главным образом французского происхождения, а конституционное, уголовное, уголовно-процессуальное, трудовое и некоторые институты торгового права основаны на английских моделях.

Французские ГК и Торговый кодекс были введены французскими поселенцами соответственно в 1808 и 1809 гг. После 1814 г. на островах параллельно вводились английские законодательные акты в сфере частного права. В 1975 г. на Сейшелах принят новый ГК, который содержит ряд существенных изменений, явившихся следствием "примирения" параллельных норм французского и английского права, а также учитывающих последние достижения цивилистической науки и практики ряда западных стран. В частности, жены были уравнены в правах с мужьями, а незаконнорожденные дети - с законнорожденными.

В 1976 г. был принят и новый Торговый кодекс, также воспринявший многие положения английского общего права. Последнее господствует теперь в регулировании коммерческой купли-продажи, компаний, банкротства, морской торговли. Источниками торгового права являются также Закон о компаниях 1972 г., Закон об авторском праве 1982 г., Декрет о товарных знаках 1977 г., Закон 1994 г. о международных предпринимательских компаниях.

В области гражданского судопроизводства формально продолжает действовать французский ГПК, однако на практике он заменен сейшельским кодексом, основанным на английском общем праве.

Конституция и Закон о трудовых отношениях 1993 г. закрепляют право на объединение в профсоюзы, коллективные переговоры и на забастовку. Смертная казнь, которая (после отмены ее в 1976 г. за убийство) могла быть назначена только за измену, была отменена в 1993 г.

Уголовный процесс основан на состязательной модели. Ни одно лицо не может быть задержано или арестовано без санкции суда более чем на 24 часа. Предусмотрено освобождение до суда под зало г. Суд присяжных рассматривает дела об убийстве и измене.

 

Судебная система. Органы контроля

 

Судебная система состоит из мировых судей, Магистратского суда, Верховного суда и Апелляционного суда (высшая судебная инстанция).

Верховный суд имеет первоначальную юрисдикцию в вопросах, касающихся применения, нарушения или толкования Конституции. В этом случае он заседает в составе не менее двух судей и именуется Конституционным судом. Верховный суд также рассматривает по первой инстанции наиболее важные уголовные и гражданские дела.

Судьи Апелляционного и Верховного судов назначаются Президентом Республики из кандидатов, предложенных Органом по конституционным назначениям (Constitutional Appointments Authority). Почти все профессиональные судьи являются гражданами других государств - членов Британского Содружества. Согласно Конституции иностранные судьи назначаются на 7-летний срок, судьи-сейшельцы занимают свои должности до возраста 70 лет.

Орган по конституционным назначениям состоит из трех членов: Президент Республики и Лидер Оппозиции назначают по одному члену, а эти двое, в свою очередь, избирают третьего - Председателя.

Ответственность за уголовное преследование несет генеральный атторней, который также является главным юридическим советником правительства.

Контроль за соблюдением прав человека осуществляет Омбудсман.

Высшим органом финансового контроля является генеральный аудитор.

Генеральный атторней, Омбудсман и Генеральный аудитор назначаются Президентом сроком на 7 лет из кандидатов, предложенных Органом по конституционным назначениям.

 

Сенегал

Республика Сенегал

 

Государственное устройство

Правовая система

Общая характеристика

Гражданское и смежные с ним отрасли права

Уголовное право и процесс

Судебная система. Органы контроля

Литература

 

Государство в Западной Африке.

Территория - 196,7 тыс. кв.км. Столица - г. Дакар.

Население - 10,05 млн. чел. (1999 г.), представители различных африканских народностей.

Официальный язык - французский.

Религия - около 90% населения исповедуют ислам.

На территории современного Сенегала задолго до появления европейцев существовали государства с крупными городами. В X-XII вв. арабские купцы принесли в страну ислам. С конца XIX в. Сенегалфранцузская колония, с 1958 г. - самоуправляющаяся республика в составе Французского сообщества. В 1960 г. Сенегал провозглашен независимой республикой.

 

Государственное устройство

 

Сенегал - унитарное государство. Административно-территориальное деление - 10 областей.

Действует Конституция 1963 г. (с последующими поправками). В качестве образца при ее разработке послужила французская конституция 1958 г. По форме правления Сенегал - президентская республика. Политический режим - либеральный. В Сенегале существует многопартийная система; действуют 19 легальных политических партий. Социалистическая партия Сенегала (СПС) является правящей с 1960 г.

Законодательная власть принадлежит Национальному собранию (однопалатный парламент - 140 депутатов), срок полномочий - пять лет. Половина членов парламента избирается прямыми всеобщими выборами по пропорциональной системе представительства, другая половина - по мажоритарной системе.

В соответствии с французской доктриной "рационализированного парламентаризма" Конституция ограничивает законодательные полномочия парламента строго определенным кругом вопросов. За рамками законодательной компетенции парламента Президент осуществляет "регламентарную власть". Собрание может делегировать свои законодательные полномочия Правительству.

Законы, квалифицируемые Конституцией как органические, принимаются и изменяются абсолютным большинством голосов членов, составляющих Национальное собрание. Президент Республики промульгирует закон в течение 15 дней после передачи ему окончательно принятого закона. Закон, переданный по просьбе Президента на вторичное чтение, может считаться принятым, если за него проголосовало 3/5 членов Национального собрания.

Национальное собрание вправе выносить вотум недоверия Правительству. Оно наделено и некоторыми формами контроля за его деятельностью: устные и письменные вопросы с дебатами и без них, расследовательские комиссии.

Глава государства - Президент, избираемый на основе всеобщего прямого голосования сроком на 7 лет. Статус президента Сенегала во многом похож на статус главы бывшей метрополии. Он определяет политику Нации, которую правительство проводит под руководством Премьер-министра (этот пост был восстановлен в 1991 г.).

Президент назначает и смещает Премьер-министра, а по его предложению- министров; обращается с посланием к нации; возглавляет вооруженные силы; вправе объявлять (путем издания декрета) осадное и чрезвычайное положение. Конституция наделяет Президента правом принимать при этом неограниченные меры, за исключением реформы Конституции. Президент обладает и другими обычными полномочиями главы государства (право вето, помилования и т.д.).

Важным полномочием Президента является право распустить Национальное собрание, если оно приняло резолюцию порицания Правительству, что не мешает Президенту самому сместить Правительство и назначить нового Премьер-министра, пользующегося доверием Собрания.

Осуществление ряда полномочий Президента требует контрасигнования (например, назначение гражданских должностных лиц, осуществление президентом законодательной инициативы).

Ведение текущих дел поручено Правительству, которое ответственно перед Президентом. Правительство не имеет собственных полномочий: оно осуществляет те полномочия, которые делегирует Премьер-министру или отдельным министрам Президент.

 

Правовая система

 

Общая характеристика

 

Правовая система Сенегала носит смешанный характер. Все современные отрасли законодательства, начиная с конституционного, основаны на французском (т.е. романо-германском) праве. Вопросы личного статуса и ряд других регулируются обычным правом.

Начавшееся с X в. проникновение на территорию нынешнего Сенегала ислама не носило столь глубокого характера, чтобы заменить обычное право мусульманским. Произошла лишь частичная исламизация некоторых обычно-правовых норм. Введенное европейскими колонизаторами французское право также не смогло вытеснить обычное право из повседневной жизни африканского населения.

Окончательный баланс обычного и современного права в стране сложился уже после провозглашения независимости. Сенегал стал одним из немногих африканских государств, в которых новые кодифицированные законодательные акты, основанные в той или иной мере на традиционном праве, частично заменили французское законодательство. Здесь были приняты Общая часть Кодекса гражданских и торговых обязательств 1963 г. и Семейный кодекс 1972 г.

Основу нынешней правовой системы Сенегала образует Конституция 1963 г. Построенная по французскому образцу, она открывается главами "О государстве и суверенитете", о правах и свободах граждан, приводя почти весь их классический список. Она провозглашает политические, социально-экономические и личные права и свободы: всеобщее и равное избирательное право, равенство перед законом, равноправие мужчин и женщин, свободу мнения, образования ассоциаций и обществ, свободу передвижения и т.д. В след за Конституцией в иерархии законодательных актов следуют органические и обычные законы парламента, акты регламентарной власти Президента. Конституция предусматривает возможность делегирования Президенту законодательных полномочий Национального собрания. Последний в этом случае может законодательствовать путем издания ордонансов.

Статья 79 Конституции 1963 г. закрепляет приоритет ратифицированных международных договоров по отношению к закону.

Ордонанс от 3 сентября 1960 г. уравнял по юридической ценности и силе норму обычного права с нормой закона. Правовой обычай в Сенегале существует как в писаной, так и устной форме. Некоторые обычаи были исламизированы, и при их применении суды иногда обращаются к доктринальным источникам мусульманского права. В некоторых районах Сенегала обычаи испытали влияние христианской религии. Закон устанавливает определенные пределы сферы действия обычного права, в частности перечисляя отношения, к которым оно может применяться.

 

Гражданское и смежные с ним

Отрасли права

 

Гражданское и семейное право Сенегала в наибольшей степени демонстрируют смешанный характер его правовой системы.

Еще до полного завоевания страны Франция ввела в Сенегале Гражданский (1830) и Торговый (1850) кодексы, представлявшие собой аналогичные французские акты с модификациями, сделанными для колоний.

После достижения независимости в 1963 г. Сенегал предпринял значительные усилия по замене права бывшей метрополии новым кодифицированным законодательством, широко использующим положения традиционного права. Важнейшим из таких актов стал Обязательственный кодекс Сенегала 1963 г. (Code des obligations civiles et cornmerciales du Senegal), подготовленный Комиссией по кодификации права, в которую входило около 20 человек - сенегалезцев и французов (члены Национальной ассамблеи, профессора Дакарского и Парижского университетов, адвокаты и т.д.). Общий план кодекса включал: 1) Общую часть, 2) специальные договоры, 3) торговые общества, 4) торговые векселя, чеки, 5) гарантии и обеспечение кредита. Однако в 1963 г. была утверждена только Общая часть Обязательственного кодекса.

При составлении сенегальского кодекса использовались главным образом источники французского права и прежде всего Гражданский и Торговый кодексы; были учтены работы юристов, изданные после принятия наполеоновского кодекса, и подготовительные материалы по пересмотру указанных кодексов. Имеются также заимствования из итальянского ГК 1942 г. и эфиопского ГК, составленного Рене Давидом в 1960 г. Сенегальский кодекс начал с упрощения французского права. Статьи французского ГК, которые ранее не действовали в Сенегале, а также отличались излишней сложностью, не были включены в кодекс. Характерной чертой сенегальского кодекса является устранение различий между гражданскими и торговыми договорами. Однако слияние гражданского и торгового права привело к преобладанию концепций последнего.

Стремясь обеспечить применение кодекса, сенегальский законодатель предусмотрел "договоры неграмотных" (более половины населения). Кодекс не требует письменной формы, за исключением важных юридических актов.

Дальнейшая работа над кодексом растянулась на многие годы. В 1966 г. принята часть о специальных договорах, в 1976 г. - о защите кредитора (вопросы обеспечения обязательств и банкротства), в 1985 г. - о торговых обществах и товариществах.

В 1972 г. принят Семейный кодекс. Его целью являлась унификация сенегальского права в вопросах личного статуса (в узком смысле), семейно-брачных отношениях и наследования. Кодекс 1972 г. был призван исключить конфликты между традиционным и современным правом, а также между разнообразными нормами, относящимися к личному статусу.

854 статьи Семейного кодекса регулируют право лиц, брак, усыновление, кровное родство и родство из брака, недееспособность, семейное имущество, наследование, дарение. Большое число положений кодекса заимствовано из французского права. Это касается, в частности, положений об именах, месте жительства, безвестном отсутствии, недееспособности несовершеннолетних, дарения, завещаний. По остальным вопросам, где расхождения между обычным и современным правом слишком велики, сенегалезцам предоставляется возможность выбора между ними. Например, можно выбрать форму заключения брака, режим супружеского имущества, порядок развода, систему наследования по закону и т.д. В соответствии с обычным правом распространено многоженство.

Гражданский процессуальный кодекс Сенегала 1964 г. основывается на французских принципах и повторяет структуру ГПК Франции 1806 г. Однако кодекс Сенегала регулирует производство и по административным, налоговым, избирательным спорам, находящимся во Франции за пределами гражданской процедуры.

В области трудового права в Сенегале, как и в ряде других франкоязычных стран Тропической Африки, был принят (в 1961 г.) Трудовой кодекс, основанный на французском Кодексе о труде 1952 г. Он действует с рядом последующих изменений (1977, 1980, 1983 гг. и др.). Закон гарантирует право на объединение в профсоюзы, ведение коллективных переговоров и забастовку (последнее с некоторыми ограничениями). Эти права в целом соблюдаются.

 

Уголовное право и процесс

 

Уголовное право Сенегала следует французской модели. Национальный УК республики был принят в 1965 г. Им установлены три категории наказуемых акций: преступление, проступок и нарушение. Преступления караются уголовными наказаниями, проступки - исправительными, а нарушения полицейскими. Как и в УК Франции 1810 г., в ст.6 УК Сенегала уголовные наказания, в свою очередь, подразделяются на две группы: 1) мучительные и позорящие, 2) позорящие. Мучительными и позорящими наказаниями являются: смертная казнь, пожизненные каторжные работы, каторжные работы на срок от 5 до 20 лет и уголовное заточение от 5 до 20 лет (ст.7). Наказанием только позорящим считается лишение всех прав, т.е. гражданская деградация (ст.8). Исправительные наказания - тюремное заключение на срок от 1 месяца до 10 лет, временное лишение некоторых политических, гражданских и семейных прав, а также штраф (ст.9). Полицейские наказания (тюремное заключение от 1 дня до 1 месяца, штраф и специальная конфискация) предусмотрены Кодексом нарушений Сенегала 1965 г. (ст.1).

По Уголовному кодексу смертная казнь является обязательной мерой наказания за ряд преступлений, в том числе за преднамеренное убийство, отравление, акты варварства, захват заложников, шпионаж и государственную измену. Однако этот вид наказания не применяется на практике. После достижения независимости в 1960 г. имели место только две смертные казни (в 1967 г.).

Уголовный процесс Сенегала также основан в целом на французской модели. Действует УПК 1965 г. (с последующими изменениями). Он устанавливает, что по общему правилу для ареста необходим судебный ордер. В то же время закон уполномочивает полицию производить задержания подозреваемых на довольно продолжительное время (48 часов своей властью и 72 часа - с санкции прокурора; по делам о государственных преступлениях эти сроки удваиваются). Прокурор принимает решение о передаче дела следственному судье, который открывает расследование. Освобождение под залог применяется редко. Задержанный имеет право на встречу с адвокатом с момента предъявления обвинения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.034 с.)