Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ремесленные цехи и их роль в жизни средневекового городаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Производственную основу средневекового города составляли ремесла и «ручные» промыслы. Ремесленник, подобно крестьянину, был мелким производителем, который владел орудиями производства, самостоятельно вел свое хозяйство, основанное преимущественно на личном труде. Но в отличие от крестьянина специалист-ремесленник, во-первых, с самого начала был товаропроизводителем, вел товарное хозяйство. Во-вторых, он не столь нуждался в земле как средстве непосредственного производства. Поэтому городское ремесло развивалось, совершенствовалось несравненно быстрее, нежели сельское хозяйство и ремесло деревенское, домашнее. Примечательно также, что в городском ремесле внеэкономическое принуждение в виде личной зависимости работника не было необходимостью и быстро исчезло. Здесь имели место другие виды внеэкономического принуждения, связанные с цеховой организацией ремесла и корпоративно-сословным, феодальным в своей основе характером городского строя (принуждение и регламентация со стороны цехов и города и т.д.). Это принуждение исходило уже от самих горожан. Характерной особенностью ремесла и других видов деятельности во многих средневековых городах Западной Европы была корпоративная организация: объединение лиц определенных профессий в пределах каждого города в особые союзы — цехи, гильдии, братства. Ремесленные цехи появились почти одновременно с самими городами: в Италии - уже в X в., во Франции, Англии, Германии - с XI – нач. XII в., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных грамот от королей и других сеньоров, составление и запись цеховых уставов) происходило, как правило, позднее. Цехи возникали потому, что городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции «чужаков» - неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей - мастеров. Такая конкуренция была опасна в условиях весьма узкого тогдашнего рынка, незначительного спроса. Поэтому главной функцией цехов стало утверждение монополии на данный вид ремесла. В Германии она называлась цеховое принуждение. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей ремесленных изделий. Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества. Каждый из цеховых мастеров был непосредственным работником и одновременно собственником средств производства. Он трудился в своей мастерской, со своими инструментами и сырьем. Как правило, ремесло передавалось по наследству: ведь многие поколения ремесленников работали при помощи тех же инструментов и приемов, что и их прадеды. Выделявшиеся новые специальности оформлялись в отдельные цехи. Во многих городах постепенно возникли десятки, а в наиболее крупных — даже сотни цехов. Цеховому ремесленнику обычно помогала в работе его семья, один или два подмастерья и несколько учеников. Но членом цеха являлся только мастер, владелец мастерской. И одной из важных функций цеха было регулирование отношений мастеров с подмастерьями и учениками. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать членом цеха. Первоначально каждый ученик со временем мог стать подмастерьем, а подмастерье — мастером. Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство: следил, чтобы каждый мастер выпускал продукцию определенного вида и качества. Регламентация производства служила и другим целям: чтобы производство членов цеха сохраняло мелкий характер, чтобы никто из них не вытеснял другого мастера с рынка, выпуская больше продукции или удешевляя ее. С этой целью цеховые уставы нормировали число подмастерьев и учеников, которых мог держать у себя мастер, запрещали работу в ночное время и по праздникам, ограничивали число станков и сырья в каждой мастерской, регулировали цены на ремесленные изделия и т. д. Цеховая организация создавала наиболее благоприятные условия для развития производительных сил, товарного городского производства. В рамках цехового строя было возможно дальнейшее углубление общественного разделения труда в форме выделения новых ремесленных цехов, расширения ассортимента и повышения качества производимых товаров, совершенствования навыков ремесленного труда. Поэтому примерно до конца XIV в. цехи в Западной Европе играли прогрессивную роль. Они охраняли ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов, в условиях узости тогдашнего рынка обеспечивали существование городских мелких производителей, смягчая конкуренцию между ними и ограждая их от конкуренции различных чужаков. Цеховая организация охватывала все стороны жизни ремесленника. Цехи объединяли горожан для борьбы с феодальными сеньорами, а затем с господством патрициата. Цех участвовал в охране города и выступал как отдельное боевое подразделение. Каждый цех имел своего святого патрона. Цех был также организацией взаимопомощи, обеспечивая поддержку нуждавшимся мастерам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца. Цеховая система в Европе, однако, не была универсальной. В ряде стран она не получила распространения и не везде достигла завершенной формы. Наряду с ней во многих городах Северной Европы, на юге Франции, в некоторых других странах и областях существовало так называемое свободное ремесло.
Франция в XIII-XV вв. Начало Французскому королевству положил Верденский договор 843 г. Центр политической жизни королевства традиционно находился на С-В страны. С кон. Х в. королевский двор чаще всего задерживался в Париже. С кон. IX в. династия Каролингов правила номинально. Реальная власть была в руках влиятельных северофранцузских феодалов, обычно графы Парижские из рода Робертинов. С пресечением в 987 г. династии Каролингов – Гуго Капет. Произошло падение авторитета королевской власти. Со 2 пол. XI в. французские короли начинают укреплять власть в своих землях, собирать земли вокруг своего домена (территория, на кот. сеньор обладает полнотой власти). Утвердили принцип наследственности власти, традиция выборов короля уходила в прошлое. Капетингов поддерживали города, мелкие феодалы, часть духовенства. XII в. – династический брак Людовика VII (1137-1180) и Алиеноры, герцогини Аквитанской => присоединить территории. Развод. Деятельность Филиппа II Августа (1180-1223) и особенно Людовика IX (1226-1270) способствовала политическому укреплению центральной власти. Королевские чиновники – легисты – внедрились во все провинции и образовали на местах как бы ячейки госуд. аппарата. Королевские суды приобрели значительный авторитет. Основа общегосударственного аппарата управления – центральный органы: Королевский совет – верховный орган управления; Парижский парламент (верховный суд) и финансовое ведомство – Палата счетов. Наиболее крупные реформы – Людовик IX: запрещены судебные поединки; возможность подать апелляцию в королевский суд; наиболее важные дела – королевский суд; запрет на частные войны, «40 дней короля» (апелляция к королю в случае конфликта); единая монетная система. В 1-ой трети XIV в. экономика Франции продолжала интенсивно развиваться. Широкое распространение денежной ренты и личная свобода крестьянства укрепили его наследственные владельческие права на цензиву, ставшую в XIV в. господствующей формой держания. В кон. XIII – нач. XIV вв. оформилась сословная монархии. Основание: централизация страны, усиление власти короля. Усиление королевской власти при Филиппе IV Красивом (1285-1314) привело к конфликту с папством (облагал налогом церковные земли). В 1305 г. под давлением Филиппа IV папой был избран французский прелат под именем Климента V. В 1309 г. он перенес свой двор в город Авиньон на Роне, где папы пробыли до 1378 г. (Авиньонское пленение пап). При Филиппе IV во Франции оформилось сословное представительство – Генеральные штаты (1302): духовенство, дворянство и горожане. Заседали отдельно, 3 палаты. Впервые 2 палаты депутаты, как правило, приглашались лично королем. В 3 заседали богатые и влиятельные горожане, кот. чаще назначались городским советом. Генеральные штаты не превратились в постоянный орган, назначение места и сроков собрания оставалось за королем, который не был подотчетен. Основная функция: вопросы о субсидиях (помощь). Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание 1357—58, Жакерия 1358) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной. Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, кот. сумел завоевать английский парламент. В кон. XIV века Генеральные штаты созывались всё реже. С кон. XV в. институт Генеральных штатов пришёл в упадок в связи с начавшимся развитием абсолютизма, в течение 1484—1560 гг. они вообще не созывались. 1358 – Жакерия – крестьянское антифеодальное выступление. Причины: экономическая разруха, вызванная Столетней войной на территории Франции, налоговый гнёт, а также эпидемия чумы. Толчком к Жакерии послужили новые денежные обложения и повинности. Напуганное народными восстаниями, королевское правительство поспешило договориться с англичанами о заключении мира. В 1379—1384 гг. по всей стране прокатилась волна восстаний, начавшихся в городах Лангедока. В правление психически больного Карла VI (1380—1422) началась ожесточенная усобица двух феодальных партий, во главе кот. стояли дядья и опекуны короля — герцоги Бургундский и Орлеанский. Пользуясь временным ослаблением центральной власти, принцы королевского дома стремились к полной самостоятельности в своих апанажах (владениях, выделявшихся им из состава королевского домена), а южные феодалы жаждали сохранить свою независимость. В 30-х годах XV в. в связи с победами французской армии возобновился прерванный войной и длительной феодальной усобицей процесс укрепления центральной королевской власти, кот. в ту пору явилась выразителем национального единства и госуд. Суверенитета
Генеральные Штаты.
Генера́льные шта́ты во Франции (фр. États Généraux) — высшее сословно-представительское учреждение в 1302—1789 годах. Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало необходимость укрепления феодального государства. Предшественниками Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий (положившие начало провинциальным штатам). Первые Генеральные штаты были созваны в 1302 году, в период конфликта Филиппа IV с папой Бонифацием VIII. Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Основной их функцией было квотирование налогов. С сер. XIV в. главной функцией Г.ш. стало утверждение новых налогов и единовременных денежных субсидий для гос. нужд. Г.ш. способствовали становлению гос. фин. системы. Каждое сословие (3) заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей). Состояли из 3 палат: 1-я палата — духовенство (архиепископы, епископы, аббаты крупных монастырей); 2-я палата — представители среднего и мелкого дворянства (светская знать не входила в число ни одной палаты — она составляла окружение короля); 3-я палата — палата третьего сословия, в нее входили наиболее влиятельные и состоятельные люди города, в основном должностные лица — мэры и члены муниципалитетов. Решения одного сословия не были обязательны для другого. Третье сословие было представлено Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны 1337—1453, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание 1357—1358, Жакерия 1358) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной (подобные требования выразили Генеральные штаты 1357 года в «Великом мартовском ордонансе»). Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, которые сумел завоевать английский парламент. В конце XIV века Генеральные штаты созывались всё реже и часто заменялись собраниями нотаблей. С конца XV века институт Генеральных штатов пришёл в упадок в связи с начавшимся развитием абсолютизма, в течение 1484—1560 годов они вообще не созывались (известное оживление их деятельности наблюдалось в период Религиозных войн — Генеральные штаты созывались в 1560, 1576, 1588, и 1593 годах). С 1614 до 1789 годы Генеральные штаты снова ни разу не собирались. Лишь 5 мая 1789 года в условиях острого политического кризиса накануне Великой французской революции король созвал Генеральные штаты. 17 июня 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, 9 июля Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием, ставшим высшим представительным и законодательным органом революционной Франции. В XX веке название Генеральные штаты принимали некоторые представительские собрания, рассматривающие актуальные политические вопросы и выражающие широкое общественное мнение (например, ассамблея Генеральных штатов за разоружение, май 1963 года.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.253 (0.012 с.) |