Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ремесленные цехи и их роль в жизни средневекового города

Поиск

 

Производственную основу средневекового города составляли ремесла и «ручные» промыслы. Ремесленник, подобно крестьянину, был мелким производителем, который владел орудиями производства, самостоятельно вел свое хозяйство, основанное преимущественно на личном труде. Но в отличие от крестьянина специалист-ремесленник, во-первых, с самого начала был товаропроизводителем, вел товарное хозяйство. Во-вторых, он не столь нуждался в земле как средстве непосредственного производства. Поэтому городское ремесло развивалось, совершенствовалось несравненно быстрее, нежели сельское хозяйство и ремесло деревенское, домашнее. Примечательно также, что в городском ремесле внеэкономическое принуждение в виде личной зависимости работника не было необходимостью и быстро исчезло. Здесь имели место другие виды внеэкономического принуждения, связанные с цеховой организацией ремесла и корпоративно-сословным, феодальным в своей основе характером городского строя (принуждение и регламентация со стороны цехов и города и т.д.). Это принуждение исходило уже от самих горожан.

Характерной особенностью ремесла и других видов деятельности во многих средневековых городах Западной Европы была корпоративная организация: объединение лиц определенных профессий в пределах каждого города в особые союзы — цехи, гильдии, братства.

Ремесленные цехи появились почти одновременно с самими городами: в Италии - уже в X в., во Франции, Англии, Германии - с XI – нач. XII в., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных грамот от королей и других сеньоров, составление и запись цеховых уставов) происходило, как правило, позднее.

Цехи возникали потому, что городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции «чужаков» - неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей - мастеров. Такая конкуренция была опасна в условиях весьма узкого тогдашнего рынка, незначительного спроса. Поэтому главной функцией цехов стало утверждение монополии на данный вид ремесла. В Германии она называлась цеховое принуждение.

В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей ремесленных изделий. Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества.

Каждый из цеховых мастеров был непосредственным работником и одновременно собственником средств производства. Он трудился в своей мастерской, со своими инструментами и сырьем. Как правило, ремесло передавалось по наследству: ведь многие поколения ремесленников работали при помощи тех же инструментов и приемов, что и их прадеды. Выделявшиеся новые специальности оформлялись в отдельные цехи. Во многих городах постепенно возникли десятки, а в наиболее крупных — даже сотни цехов.

Цеховому ремесленнику обычно помогала в работе его семья, один или два подмастерья и несколько учеников. Но членом цеха являлся только мастер, владелец мастерской. И одной из важных функций цеха было регулирование отношений мастеров с подмастерьями и учениками. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать членом цеха. Первоначально каждый ученик со временем мог стать подмастерьем, а подмастерье — мастером.

Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство: следил, чтобы каждый мастер выпускал продукцию определенного вида и качества.

Регламентация производства служила и другим целям: чтобы производство членов цеха сохраняло мелкий характер, чтобы никто из них не вытеснял другого мастера с рынка, выпуская больше продукции или удешевляя ее. С этой целью цеховые уставы нормировали число подмастерьев и учеников, которых мог держать у себя мастер, запрещали работу в ночное время и по праздникам, ограничивали число станков и сырья в каждой мастерской, регулировали цены на ремесленные изделия и т. д.

Цеховая организация создавала наиболее благоприятные условия для развития производительных сил, товарного городского производства. В рамках цехового строя было возможно дальнейшее углубление общественного разделения труда в форме выделения новых ремесленных цехов, расширения ассортимента и повышения качества производимых товаров, совершенствования навыков ремесленного труда.

Поэтому примерно до конца XIV в. цехи в Западной Европе играли прогрессивную роль. Они охраняли ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов, в условиях узости тогдашнего рынка обеспечивали существование городских мелких производителей, смягчая конкуренцию между ними и ограждая их от конкуренции различных чужаков.

Цеховая организация охватывала все стороны жизни ремесленника. Цехи объединяли горожан для борьбы с феодальными сеньорами, а затем с господством патрициата. Цех участвовал в охране города и выступал как отдельное боевое подразделение. Каждый цех имел своего святого патрона. Цех был также организацией взаимопомощи, обеспечивая поддержку нуждавшимся мастерам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца.

Цеховая система в Европе, однако, не была универсальной. В ряде стран она не получила распространения и не везде достигла завершенной формы. Наряду с ней во многих городах Северной Европы, на юге Франции, в некоторых других странах и областях существовало так называемое свободное ремесло.

 

Франция в XIII-XV вв.

Начало Французскому королевству положил Верденский договор 843 г. Центр политической жизни королевства традиционно находился на С-В страны. С кон. Х в. королевский двор чаще всего задерживался в Париже. С кон. IX в. династия Каролингов правила номинально. Реальная власть была в руках влиятельных северофранцузских феодалов, обычно графы Парижские из рода Робертинов. С пресечением в 987 г. династии Каролингов – Гуго Капет. Произошло падение авторитета королевской власти.

Со 2 пол. XI в. французские короли начинают укреплять власть в своих землях, собирать земли вокруг своего домена (территория, на кот. сеньор обладает полнотой власти). Утвердили принцип наследственности власти, традиция выборов короля уходила в прошлое. Капетингов поддерживали города, мелкие феодалы, часть духовенства.

XII в. – династический брак Людовика VII (1137-1180) и Алиеноры, герцогини Аквитанской => присоединить территории. Развод.

Деятельность Филиппа II Августа (1180-1223) и особенно Людовика IX (1226-1270) способствовала политическому укреплению центральной власти. Королевские чиновники – легисты – внедрились во все провинции и образовали на местах как бы ячейки госуд. аппарата. Королевские суды приобрели значительный авторитет.

Основа общегосударственного аппарата управления – центральный органы: Королевский совет – верховный орган управления; Парижский парламент (верховный суд) и финансовое ведомство – Палата счетов.

Наиболее крупные реформы – Людовик IX: запрещены судебные поединки; возможность подать апелляцию в королевский суд; наиболее важные дела – королевский суд; запрет на частные войны, «40 дней короля» (апелляция к королю в случае конфликта); единая монетная система.

В 1-ой трети XIV в. экономика Франции продолжала интенсивно развиваться. Широкое распространение денежной ренты и личная свобода крестьянства укрепили его наследственные владельческие права на цензиву, ставшую в XIV в. господствующей формой держания. В кон. XIII – нач. XIV вв. оформилась сословная монархии. Основание: централизация страны, усиление власти короля.

Усиление королевской власти при Филиппе IV Красивом (1285-1314) привело к конфликту с папством (облагал налогом церковные земли). В 1305 г. под давлением Филиппа IV папой был избран французский прелат под именем Климента V. В 1309 г. он перенес свой двор в город Авиньон на Роне, где папы пробыли до 1378 г. (Авиньонское пленение пап).

При Филиппе IV во Франции оформилось сословное представительство – Генеральные штаты (1302): духовенство, дворянство и горожане. Заседали отдельно, 3 палаты. Впервые 2 палаты депутаты, как правило, приглашались лично королем. В 3 заседали богатые и влиятельные горожане, кот. чаще назначались городским советом. Генеральные штаты не превратились в постоянный орган, назначение места и сроков собрания оставалось за королем, который не был подотчетен. Основная функция: вопросы о субсидиях (помощь).

Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание 1357—58, Жакерия 1358) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной. Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, кот. сумел завоевать английский парламент. В кон. XIV века Генеральные штаты созывались всё реже. С кон. XV в. институт Генеральных штатов пришёл в упадок в связи с начавшимся развитием абсолютизма, в течение 1484—1560 гг. они вообще не созывались.

1358 – Жакерия – крестьянское антифеодальное выступление. Причины: экономическая разруха, вызванная Столетней войной на территории Франции, налоговый гнёт, а также эпидемия чумы. Толчком к Жакерии послужили новые денежные обложения и повинности. Напуганное народными восстаниями, королевское правительство поспешило договориться с англичанами о заключении мира.

В 1379—1384 гг. по всей стране прокатилась волна восстаний, начавшихся в городах Лангедока.

В правление психически больного Карла VI (1380—1422) началась ожесточенная усобица двух феодальных партий, во главе кот. стояли дядья и опекуны короля — герцоги Бургундский и Орлеанский. Пользуясь временным ослаблением центральной власти, принцы королевского дома стремились к полной самостоятельности в своих апанажах (владениях, выделявшихся им из состава королевского домена), а южные феодалы жаждали сохранить свою независимость.

В 30-х годах XV в. в связи с победами французской армии возобновился прерванный войной и длительной феодальной усобицей процесс укрепления центральной королевской власти, кот. в ту пору явилась выразителем национального единства и госуд. Суверенитета

 

Генеральные Штаты.

 

Генера́льные шта́ты во Франции (фр. États Généraux) — высшее сословно-представительское учреждение в 1302—1789 годах.

Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало необходимость укрепления феодального государства.

Предшественниками Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий (положившие начало провинциальным штатам). Первые Генеральные штаты были созваны в 1302 году, в период конфликта Филиппа IV с папой Бонифацием VIII.

Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Основной их функцией было квотирование налогов. С сер. XIV в. главной функцией Г.ш. стало утверждение новых налогов и единовременных денежных субсидий для гос. нужд. Г.ш. способствовали становлению гос. фин. системы.

Каждое сословие (3) заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей). Состояли из 3 палат: 1-я палата — духовенство (архиепископы, епископы, аббаты крупных монастырей); 2-я палата — представители среднего и мелкого дворянства (светская знать не входила в число ни одной палаты — она составляла окружение короля); 3-я палата — палата третьего сословия, в нее входили наиболее влиятельные и состоятельные люди города, в основном должностные лица — мэры и члены муниципалитетов. Решения одного сословия не были обязательны для другого. Третье сословие было представлено Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны 1337—1453, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание 1357—1358, Жакерия 1358) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной (подобные требования выразили Генеральные штаты 1357 года в «Великом мартовском ордонансе»). Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, которые сумел завоевать английский парламент.

В конце XIV века Генеральные штаты созывались всё реже и часто заменялись собраниями нотаблей. С конца XV века институт Генеральных штатов пришёл в упадок в связи с начавшимся развитием абсолютизма, в течение 1484—1560 годов они вообще не созывались (известное оживление их деятельности наблюдалось в период Религиозных войн — Генеральные штаты созывались в 1560, 1576, 1588, и 1593 годах).

С 1614 до 1789 годы Генеральные штаты снова ни разу не собирались. Лишь 5 мая 1789 года в условиях острого политического кризиса накануне Великой французской революции король созвал Генеральные штаты. 17 июня 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, 9 июля Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием, ставшим высшим представительным и законодательным органом революционной Франции.

В XX веке название Генеральные штаты принимали некоторые представительские собрания, рассматривающие актуальные политические вопросы и выражающие широкое общественное мнение (например, ассамблея Генеральных штатов за разоружение, май 1963 года.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.253 (0.012 с.)