Эпоха викингов» в Северной Европе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпоха викингов» в Северной Европе



IX – сер. XI в. вошли в историю Северной Европы под названием «эпохи викингов».

Причины: распад родо-племенных отношений, нехватка земли (в походы чаще шли младшие сыновья, т. к. наследовал землю только старший), успехи в кораблестроении, возникновение государственных образований и др.

Движение викингов начинается с внутренней экспансии на территории Скандинавии, а затем распространяется и за ее пределы. От походов викинги переходят к массовой колонизации земель.

Заморские походы викингов были вызваны целым рядом взаимосвязанных причин. Богатые залежи железной руды в Скандинавии способствовали распространению железных орудий (плуг), что сделало возможной более интенсивную обработку земли и вызвало демографический взрыв (увеличение рождаемости), который не мог быть разрешен ограниченными природными ресурсами Скандинавии.

Технические достижения вызвали к жизни такие чудеса кораблестроительного искусства, как гокстадская ладья (ок. 880) и открыли пути по Северному морю и Атлантике. Наплыв серебряных слитков из исламских стран Востока (в обмен на рабов, серебро и древесину), подтверждаемый археологическими данными, создал новые возможности для развития кораблестроения, оружейного дела и торговли и привел к появлению богатой элиты, предприимчивой и жаждущей наживы.

Усиление власти военных вождей в Дании и Норвегии, обладателей этого нового богатства, приводило к бесконечным распрям внутри страны и вызывало отъезд воинственных и знатных людей за море. И Запад, с его развитой цивилизацией, предоставлял им такие возможности, о которых можно было только мечтать – служил постоянной приманкой и добычей.

В своих походах викинги открывали новые земли. В 870 г. начинается заселение Исландии, когда Ингольф Арнарсон впервые основывает на юго-западе острова поселение Рейкьявик (букв. «Залив Дымов» - указание на характерные для исландского ландшафта гейзеры).

К 930 г. заканчивается заселение береговой Исландии и происходит учреждение альтинга, принимаются по норвежскому образцу первые законы, учреждается должность законоговорителя - хранителя устного права. В Исландии не сложилось гос-ва (власти короля) и были сильны признаки военной демократии.

80-е годы X в. - Открытие Гренландии и о-вов Северной Америки (Винланд “Страна Дикого Винограда”). “Сага о гренландцах” и “Сага об Эйрике Рыжем” рассказывает об экспедициях Лейва Счастливого, сына первопоселенца Эйрика Рыжего. В Ньюфаундленде археологами найдены остатки длинных домов эпохи викингов и остатки кузницы.

Культура эпохи викингов отражает древнейшие языческие верования, отразившие общегерманскую мифологию, связанную с культом Одина, Тора и Фрейра (боги власти, силы и плодородия).

Руническая письменность возникла на основе североиталийского алфавита, но возможно латинского или даже греческого. Известна у всех германских племен - у готов в Причерноморье, на нижнем Рейне, у маркоманнов, на территории Дании.

Старшие руны (II-VIII вв.). 24 знака в алфавите. Половина надписей в Норвегии. Вне Скандинавии меньше надписей старшими рунами. В Скандинавии около ста. Состоят из вертикальных и наклонных линий, горизонтальных и круглых нет, первоначально вырезались на дереве. Название алфавита - футарк.

Виды памятников: Камень: вертикальные и горизонтальные могильные плиты, прибрежные скалы. Металл, кость, дерево: брактеаты (украшения в виде монет с чеканкой на одной стороне), амулеты – оружие - утварь.

Младшие рунические надписи – краткие сообщения о погибших на чужбине скандинавских воинах, иногда в стихах, вырезанные рунами (надпись обычно в форме змеевидной ленты, змей – символ царства мертвых в языческой мифологии) на придорожных камнях-стеллах. Имели не только магическую, но прежде всего информативную функцию – увековечить славу викинга. Младшие руны напоминают старшие, но алфавит имеет меньше знаков (16 вместо 24).

Основные классы феодального общества.

В большинстве стран Западной Европы и в Византии в XI в. общество уже распадалось на два антагонистических класса: класс землевладельцев-феодалов и класс феодально зависимых крестьян. В наиболее тяжелом положении повсеместно находились крепостные крестьяне, в некоторых странах (например, во Франции) уже в X-XI вв. составлявшие большинство крестьянства. Они зависели от своего сеньора и в личном, и в поземельном, и в судебном отношении и подвергались особенно тяжелой эксплуатации. Таких крестьян можно было отчуждать (обычно только вместе с землей); они были стеснены в распоряжении своим наследственным, наделом и даже своей движимостью, так как последние считались собственностью феодала. Кроме того, они выполняли ряд унизительных повинностей и облагались платежами, подчеркивавшими их личную зависимость. В категорию крепостных крестьян постепенно вливались и бывшие рабы. В ряде стран этот наиболее зависимый слой крестьянства именовался "сербами", хотя они уже не были рабами в античном значении этого слова. Крепостная зависимость была определяющей формой зависимости в период, когда завершалось складывание феодальных отношений, и позднее, по крайней мере, вплоть до конца XII в., когда она начала уступать место другим, более легким формам зависимости.

Несколько легче было положение лично свободных крестьян, число которых в некоторых странах (в Англии, Германии, Южной Франции, Италии) к середине XI в. было еще довольно велико. Они могли более свободно распоряжаться движимостью, а во многих случаях и своим земельным наделом. Однако находясь в судебной, а иногда уже и в поземельной зависимости от феодального землевладельца они также подвергались эксплуатации, постепенно теряя и личную свободу.

Отношения между отдельными представителями класса феодалов в государствах Западной Европы строились по принципу так называемой феодальной иерархии ("феодальной лестницы"). На ее вершине находился король, считавшийся верховным сеньором всех феодалов, их "сюзереном" - главой феодальной иерархии. Ниже его стояли крупнейшие светские и духовные феодалы, державшие свои земли - нередко целые большие области - непосредственно от короля. Это была титулованная знать: герцоги, графы, архиепископы, епископы и аббаты крупнейших монастырей. Формально все они подчинялись королю как его вассалы, но фактически были почти независимы от него: имели право вести войны, чеканить монету, иногда осуществлять высшую юрисдикцию в своих владениях. Их вассалы - обычно тоже весьма крупные землевладельцы, - носившие часто название "баронов", были рангом ниже, но и они пользовались в своих владениях фактической независимостью. Ниже баронов стояли более мелкие феодалы - рыцари, низшие представители господствующего класса, обычно уже не имевшие вассалов. В подчинении у них были только крестьяне-держатели, не входившие в феодальную иерархию. Каждый феодал был сеньором по отношению к нижестоящему феодалу" если тот держал от него землю, и вассалом вышестоящего феодала держателем которого он сам являлся.

Феодалы, стоявшие на низших ступенях феодальной лестницы, не подчинялись феодалам, вассалами которых являлись их непосредственные сеньоры. Во всех странах Западной Европы (кроме Англии) отношения внутри феодальной иерархии регулировались правилом "вассал моего вассала не мой вассал".

 

Феодальная иерархия

В первой половине VIII века франкский майордом Карл Мартелл провел реформу, которая положила начало феодальным отношениям. Мартелл начал раздавать землю в качестве бенефициев (пожалований), за которые обязывал бенефициариев являться на военную службу по первому зову короля. Между королем и бенефициарием возникала феодальная связь: король делался сеньором («старшим»), бенефициарий («облагодетельствованный») становился вассалом (от гэльского «gwas» - человек). При получении земли вассал клялся в верности сеньору, положа руку на Библию или святые мощи. Если он отказывался совершить обряд, он отвергал сеньора и, вследствие этого, терял свое право на феод.

Этот обряд, весьма торжественный, назвали оммажем (от латинского «homo» - человек): таким образом, одно лицо становилось «человеком» другого. Именно в Средние Века возникло выражение «мои люди», в отличие от античного «мои рабы». Церемония передачи феода в пользование от сеньора – новому вассалу именовалась инвеститурой и сопровождалась символическим вручением вассалу некого предмета (посоха, кольца, знамени или горсти земли). Как правило, вассал, получая инвеституру, также дарит сеньору подарок, установленный обычаем: это мог быть боевой конь, копье или денежная сумма. Такая церемония означала переход прав пользования феодом (это германское слово первоначально означало «скот», т.е. движимое имущество). Надо сказать, что хоть формально собственником земли вассала был сеньор, с конца XII в. господствовало правило «каждый барон – суверен в своем баронстве»; иначе говоря, вассалы относились к своему феоду, как к собственности.

Высшую ступень в светской феодальной иерархии занимали князья, обладающие титулом – короли, герцоги, маркизы, графы, виконты. Титулы феодалов несут на себе отпечаток темных веков. Так, герцог (нем. Herzog, англ. duke, лат. dux – военный командующий крупной территориальной единицы) означал высшего военного вождя в догосударственной родоплеменной общине; маркиз, маркграф (фр. marquis, нем. Markgraf) – изначально правитель пограничной области (марки) королевства, располагающий полномочиями, большими, чем у графа (лат. comes, фр. сomte, англ count, нем. Graf) – ненаследственного чиновника, который в раннем средневековье был представителем королевской власти на периферии.

После 1000 года появляется также титул виконта, близкий к графскому. Первоначально, в государстве Каролингов, этот титул означал «заместитель графа» (лат. viсecomes – вице-граф).

Все эти феодалы были суверенами целых провинций, владельцами сотен деревень, способными приводить на войну несколько тысяч рыцарей. Ступенью ниже следуют знатнейшие из дворян, обычно владельцы нескольких деревень, ведущие с собой на войну целый отряд рыцарей. Так как они не имеют официального титула, то их обозначают простонародными названиями, смысл которых не совсем ясен; эти названия в разных странах различны, но употребляются как синонимы. Наиболее употребительные из них: baron — на западе, в Южной Франции и в нормандских странах, sire, seigneur (винительный падеж от sire), — на востоке (baron обозначает мужа, мужчину; sire — вождь и господин). В Ломбардии (Северной Италии) их называют capitaines (командующий), в Испании — ricos hombres (богатые люди). В Германии говорят Неrr, что соответствует названию seigneur, в Англии — lord, на латинский эти названия переводятся словом dominus (господин). Позднее их называли также bannerets, потому что, чтобы собрать своих людей, они прикрепляли на копьё четырехугольное знамя (banner). Нужно отметить, что часто феодалы называли всех собственных прямых вассалов своими баронами, будь это даже графы и маркизы

 

 

37. Крестовые походы. Предпосылки, ход, последствия.

Крестовые походы - это военно-колонизационные движения западноевропейских феодалов, части горожан и крестьянства, осуществлявшиеся в форме религиозных войн под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман либо обращения язычников или еретиков в католичество.

Классической эпохой Крестовых походов считают конец XI — начало XII в. Термин «Крестовые походы» появился не ранее 1250 г. Участники первых Крестовых походов называли себя пилигримами, а походы — паломничеством, деяниями, экспедицией или священной дорогой.

Официальной целью первых Крестовых походов было освобождение Гроба Господнего от «неверных» мусульман, которые, как тогда считалось, кощунствуют над святыней. Католическая церковь смогла профессионально внушить участникам Крестовых походов, что их героизм будет вознагражден Богом прощением всех их земных грехов.

Необходимость Крестовых походов была сформулирована папой Урбаном после окончания Клермонского собора в марте 1095 г. Он определил экономическую причину крестовых походов: европейская земля не в состоянии прокормить людей, поэтому для сохранения христианского населения необходимо завоевание богатых земель на Востоке. Религиозная аргументация касалась недопустимости хранения святынь христианства, прежде всего Гроба Господня, в руках неверных. Было принято решение о выступлении Христова воинства в поход 15 августа 1096 г.

Первый Крестовый поход датируется 1096 г. Основной характеристикой его является то, что участники похода были разных социальных классов: от феодалов до крестьян. Участие в Первом Крестовом походе принимали представители Европы и, уже православной на то время Византии. Несмотря на внутреннюю разобщенность, участникам Крестового похода удалось, путем страшных кровопролитий захватить Иерусалим.

Первый крестовый поход (1096—1099)

Вдохновленные призывами папы, многотысячные толпы простого народа не стали дожидаться установленного срока и устремились в поход. До Константинополя дошли жалкие остатки всего ополчения. Основная масса пилигримов погибла в пути от лишений и эпидемий. Турки без особых усилий расправились с оставшимися. В назначенное время в поход вышло основное войско, и к весне 1097 г. оно оказалось в Малой Азии. Военное преимущество крестоносцев, которым противостояли разобщенные войска сельджуков, было очевидным. Крестоносцы захватывали города и организовывали государства крестоносцев. Туземное население попало в крепостную зависимость.

Последствием первого похода явилось значительное усиление позиций католической церкви. Однако его результаты оказались непрочными. В середине XII в. усиливается сопротивление мусульманского мира. Одно за другим падали государства и княжества крестоносцев. В 1187 г. был отвоеван Иерусалим со всей Святой землей. Гроб Господень остался в руках неверных. Были организованы новые Крестовые походы, но все они заканчивались полным поражением.

Второй крестовый поход (1147—1149) морской

Третий крестовый поход (1189—1192 года)

Четвёртый крестовый поход (1202—1204) был захвачен и варварски разграблен Константинополь. На месте Византии в 1204 г. была основана Латинская империя, но она была недолговечной. В 1261 г. она перестала существовать и Константинополь снова стал столицей Византии.

Наиболее чудовищной страницей Крестовых походов был поход детей, состоявшийся около 1212-1213 гг. В это время начала распространяться идея о том, что Гроб Господень может быть освобожден только невинными детскими руками. Из всех государств Европы к побережью устремились толпы мальчиков и девочек в возрасте 12 лет и старше. Многие дети погибали в пути. Оставшиеся добрались до Генуи и Марселя. Плана дальнейшего продвижения у них не было. Они предполагали, что смогут пройти по воде «аки по суху», а взрослые, которые занимались пропагандой этого похода, не позаботились о переправе. Те, кто пришел в Геную, разбрелись или погибли. Судьба марсельского отряда была более трагичной. Купцы-авантюристы Феррей и Порк согласились «ради спасения души» перевезти крестоносцев в Африку и отплыли с ними на семи кораблях. Шторм потопил два судна вместе со всеми пассажирами, остальных высадили в Александрии, где и продали в рабство.

Пятый крестовый поход (1217—1221)

Шестой крестовый поход (1228—1229)

Седьмой крестовый поход (1248—1254)

Восьмой крестовый поход (1270)

Всего на Восток было совершено восемь Крестовых походов. К XII-XIII вв. относятся походы немецких феодалов против языческих славянских и других народов Прибалтики. Коренное население подвергалось христианизации, нередко насильственной. На завоеванных крестоносцами территориях, иногда на месте прежних поселений, возникали новые города и укрепления: Рига, Любек, Ревель, Выборг и др. В XII-XV вв. организуются Крестовые походы против ересей в католических государствах.

Результаты Крестовых походов неоднозначны. Католическая церковь существенно расширила зону своего влияния, консолидировала земельную собственность, создала новые структуры в виде духовно-рыцарских орденов. Вместе с тем усилилась конфронтация Запада и Востока, активизировался джихад как ответная агрессивная реакция западному миру со стороны восточных государств. IV Крестовый поход еще более разделил христианские церкви, заложил в сознание православного населения образ поработителя и врага — латинянина. На Западе утвердился психологический стереотип недоверия и враждебности не только к миру ислама, но и к восточному христианству.

Крестовые походы имели огромные последствия для Европы. Крестоносцы переняли и принесли в Европу с Восточных стран традицию жестоких казней, которые будут в дальнейшем неоднократно применятся в инквизиционных процессах. Завершение Крестовых походов стало в какой–то степени началом падения в Европе средневековых устоев. Участники Крестовых походов восхищались Восточной культурой, ведь раньше они считали арабов варварами, но та глубина искусства и традиций, которая была присуща Востоку, изменила их мировоззрение. После возвращения домой, они начнут активно распространять арабскую культуру по странам Европы.

Дорогостоящие Крестовые походы фактически разорили Европу. Но открытие новых торговых путей, значительно улучшили ситуацию. Византийская империя, которая помогала Римской церкви в Первом Крестовом походе, в итоге, спровоцировала свое падение: после того, как ее полностью разграбили османы в 1204 году, она уже не смогла достичь бывшего могущества и полностью пала спустя два столетия. После падения Империи, Италия стала единоличным монополистом в торговле Средземноморского региона.

Два века жесточайших конфликтов между католической церковью и мусульманами принесли огромное количество страданий и смертей обоим сторонам. Естественно, алчные желания только пошатнули положение Католической церкви в обществе: верующие увидели ее бескомпромиссность в вопросах связанных с властью и деньгами. В сознание населения Европы начали зарождаться первые несогласия с ее идеологией, что станет основой для создания реформаторских церквей в будущем.

 

  1. Духовно-рыцарские ордена.

С началом Крестовых походов появились новые формы активного служения Богу. Появились духовно-рыцарские ордена – военно-монашеские организации, созданные под руководством католической церкви с целью защиты и расширения завоеванных во время Крестовых походов земель на Востоке, для охраны пилигримов, паломников.

В конце XI века в Иерусалиме возник орден госпитальеров – иоанитов. В 1198 году в Иерусалиме был создан Тевтонский орден. Как и монахи, члены духовно-рыцарских орденов давали тройной обет – воздержания, послушания и бедности. Как рыцари, они носили оружие и участвовали в военных походах. Духовно-рыцарские ордена имели строгую иерархическую структуру. Члены ордена обычно делились на три группы: братьев – воинов, капелланов – священников, братьев – служителей. Во главе каждого ордена стоял великий магистр – гроссмейстер, избиравшийся пожизненно и утверждаемый папой, который обладал над орденами верховной властью. Гроссмейстеру подчинялись должностные лица ордена: приоры – начальники провинций, маршалы, комтуры, командоры. Периодически собирался генеральный капитул – собрание должностных лиц ордена, обладавший законодательной властью.

Духовно – рыцарские ордена значительно усилили боевую силу и дисциплину рыцарского войска. Члены орденов давали клятву беспрекословно выполнять все приказы своих начальников. Братья – рыцари жили в принадлежавших орденам замках, получали от них вооружение, лошадей.

Иоанниты госпитальеры, Мальтийский орден, Родосские рыцари), духовно-рыцарский орден св. Иоанна при госпитале в Иерусалиме. Основан около 1070 как братство, обслуживающее паломников и немощных (отсюда название госпитальеры). Около 1155 получили по образцу тамплиеров устав духовно-рыцарского ордена. Центральный госпиталь в Иерусалиме в конце 12 в. обслуживал более полутора тысяч пациентов, в нем имелось родильное отделение и приют для младенцев. Постепенно обязанности по уходу за паломниками и немощными перекладывались на «служащих братьев» (сержентов) и орденских священников. Верхушку ордена составляли рыцари, в основном младшие отпрыски знатных семейств, занятые исключительно военным делом. В 1291, с потерей христианских владений в Палестине, иоанниты переселяются на Кипр, в 1310 они отвоевали у Византии Родос, но под натиском турок в 1522 покинули его, а в 1530 получили в лен от германского императора Карла V Мальту, которой владели вплоть до 1798. Кроме островных государств, иоанниты владели также двумя независимыми территориями в Германии: Хайтерсхаймом и Зонненбургом. В настоящее время иоанниты занимают Палаццо ди Мальта в Риме и поддерживают дипломатические отношения с рядом стран.

Символом иоаннитов является восьмиконечный белый крест (мальтийский) на черной (с 13 в. красной) куртке и плаще.

Тамплиеры (храмовники) духовно-рыцарский орден Храма Соломона. Основан Гуго Пайенским в 1118 на предполагаемом месте храма Соломона в Иерусалиме, в отличие от иоаннитов как исключительно военная организация. Своим ростом орден обязан св. Бернарду Клервоскому, который вербовал для тамплиеров сторонников и в своем сочинении «Во славу нового воинства» сравнивал их с Христом, изгнавшим торгующих из Храма. Одним из главнейших занятий Ордена были финансы.

Приобретя в крестовых походах и в качестве многочисленных пожертвований немалые средства, орден тамплиеров стал одним из самых богатых духовных учреждений Западной Европы и первым освоил новые тогда банковские услуги депозит и трансакции, чему способствовала разветвленная сеть орденских домов и значительный военный потенциал, гарантировавший безопасность хранения. После потери в 1291 христианских владений в Палестине орден переместился в Париж; вскоре возникли конфликты с французским королем, стремившимся использовать финансовые ресурсы тамплиеров в своих интересах. В 1307 Филипп IV приказал арестовать всех французских тамплиеров, а в 1312 заставил папу распустить орден. Последний верховный магистр по обвинению в ереси был сожжен на костре. Часть тамплиеров влилась в португальский орден Христа, специально основанный в 1319. Сфабрикованные французскими юристами обвинения стали источником позднейшей мифологизации тамплиеров, чему немало способствовали закрытость ордена и обычай хранить в строжайшей тайне его внутреннее устройство.

Символом тамплиеров был красный крест на белом плаще.

Тевтонский орден немецкий духовно-рыцарский орден, основавший в 13 в. военно-теократическое государство в Восточной Прибалтике. В 1190 (при осаде Акры во время третьего крестового похода) купцы из Любека основали госпиталь для немецких крестоносцев, который в 1198 был преобразован в рыцарский орден. Главной задачей ордена должна была стать борьба с язычеством и распространение христианства.

Отличительный знак рыцарей Тевтонского ордена черный крест на белом плаще. При четвертом магистре Германе фон Зальца (ум. 1239), приближенном императора Фридриха II, Тевтонский орден получил те же привилегии, что и другие рыцарские ордена. В 1211-25 рыцари Тевтонского ордена попытались закрепиться в Трансильвании (королевство Венгрия), но были изгнаны королем Эндре II. В 1226 польский герцог Конрад Мазовецкий пригласил их в Хелминскую (Кульмскую) землю для борьбы с язычниками-пруссами. Покорение пруссов и ятвягов, начатое в 1233, завершилось в 1283; два больших восстания прусских племен (1242-49 и 1260-74) были жестоко подавлены. В 1237 к Тевтонскому ордену присоединились остатки Ордена меченосцев, потерпевшего незадолго до этого поражения от русских и литовцев. В результате этого объединения образовалось отделение Тевтонского ордена в Лифляндии и Курляндии Ливонский орден. После подчинения Пруссии начались регулярные походы против языческой Литвы. В 1308-1309 Тевтонский орден захватил у Польши Восточное Поморье с Гданьском. В 1346 датский король Вальдемар IV уступил ордену Эстляндию. В 1380-98 орден подчинил Жемайтию (Жмудь), объединив таким образом свои владения в Пруссии и Ливонии, в 1398 захватил остров Готланд, в 1402 приобрел Новую марку.

в Европе возникали также другие, менее известные военно-монашеские ордена. Вот один пример. Мало кто знает, что помимо ордена Меченосцев, основанного в 1202 г. в Ливонии при поддержке епископа Альберта, в это же время существовал еще и Добринский орден, основанный в 1228 г. в Пруссии по инициативе епископа Прусского Христиана и польского князя Конрада Мазовецкого. Впоследствии, в 1230-е гг. Добринский орден, как и орден Меченосцев вошел в состав Тевтонского ордена. И таких примеров можно привести множество. В одной только Испании в XII в. было учреждено шесть военно-монашеских орденов – орден Калатравы (1158), орден Сантьяго (1170), орден Монтегаудио (ок. 1173), ордена Авиш и Алькантара (ок. 1176) и орден Сан-Хорге-де-Альфама (ок. 1200). Кто о них знает или слышал среди моих читателей хоть что-нибудь?

Однако среди всего этого множества орденов только два ордена имели интернациональный статус – орден тамплиеров и орден госпитальеров. Остальные были чисто национальными орденами – например, Тевтонский орден был чисто немецким. Именно поэтому история этих двух орденов особенно интересна. Хотя ими история духовно-рыцарских орденов, разумеется, не ограничивается – это целая и весьма обширная страница в истории Средневековья.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 873; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.038 с.)