Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охарактеризуйте органы управления в городах Беларуси в ХIII-ХVI вв.

Поиск

Управление в городах Беларуси в конце XV-XVI значительно изменились. Большинство городов получили специальные грамоты Магдебургского права. То есть в городах вводилась особая форма управления, похожая в некоторых чертах к управлению в городах Польши и Германии на основе Магдебургского права. По этим грамотах мещане освобождались из-под административной и судебной власти воевод, старост или ихнамесникав и получали право иметь в городе органы городского управления в сочетании с некоторыми элементами самоуправления.

Во главе городской администрации и суда был войт, назначаемый правительством из числа феодалов или горожан. Он следил за поддержанием порядка в городе, за соблюдением правил торговли, заботился от адароне интересов мещан перед правительством и в конфликтах с отдельными феодалами, следил за своевременным сбором налогов с мещан, осуществлял совместно с членами городского Совета и присяжные (заседателями) правосудие. Войт мог назначать себе заместителя - лендвойта. Помощниками войта по управлению делами в городе были бургомистр, как правило два. Бургомистр назначались или утверждались войтом из числа членов городского Совета. Бургомистр в основном решали текущие дела городскому управлению: вопросы торговли, ремесла, городского благоустройства. Они заботились о надлежащем содержании городских оборонительных сооружений, несении стражей службы населением и выполнения других повинностей, вели правосудие по мелким делам.

Городской Совет в большинстве городов состояла примерно из 6-20 человек. В одних городах Рада выбиралась мещанами, в других - сам войт комплектовал Раду. Как правило, в Совет входили наиболее богатые купцы, цэхмистры - руководители ремесленных цехов и богатые мастера-ремесленники. Городской Совет определяла общий руководитель развития городского хозяйства, правила вопросами благоустройства и содержания в боевой готовности защитных сооружений, выносила решение о сборе с населения необходимых средств на городские нужды, осуществляла контроль за их расходованием, члены городского Совета участвовали в осуществлении правосудия скмесна с войтом или бурмистром. Функции низших должностных лиц в городах по сборам налогов, контроля за деятельностью торговцев и ремесленников, за поддержанием порядка выполняли Соцков, десяцкия и "слуги месцкия", которые находились в падварадкаванни в войа и бурмистров.

В решении общегородских дел существенное значение наряду с указанными органами продолжали соблюдать общие собрания мещан - сеймы, вече и копы. На этих могли заслушиваться отчеты бурмистров о выделении городских денег, вырабатываться жалобы и челобитные правительству, выноситься постановления о сборе средств на городские нужды, высказываться требования о снятии тех или иных лиц городского управления. Копный собрания мещан занимались расследованием и рассмотрением уголовных дел. С ростом городов и усилением классового разделения городского населения общие схлды мещан теряют свое значение.

Расскажите о судебном строй в Беларуси в ХV-ХVI вв.

На Беларуси в 15-17ст. имелись две системы судебных органов - общие суды для всего населения, основанные на древнем традиционным праве и законе, и сословные суды только для знати, которые были отделены от администрации, созданный на основе закона в соответствии с теорией разделения властей. Имелись суды для отдельных групп населения - духовенства, мещан, крестьян, татар, которые не получили достаточного отражения в Уставе 1588г.

Самым высоким органом для всего населения считался великокняжеский (хозяйский) суд, а также суд панов Рады, Сейма и как их разновидность - комиссарский суд. Судебная власть великого князя и Рады в 1581г. была ограничена, когда был издан закон об образовании высшего суда - Главного суда (Трибунала), на который возлагались апелляционный пересмотр дел и рассмотрение некоторых дел по первой инстанции.

Среди местных судов наиболее древним был замковый, или городские суд, заседания которого проводились в замке или, как его называли, городе, Грода. Этот суд действовал в 2-х составах: высшем и ниже.

Наиболее типичным, отделенным от администрации, сословным судом для шляхты был земский уездный суд. Создание земских судов свидетельствовало о важный этап в развитии судоустройства и права в феодальном обществе.

Вторым судом, отделенным от органов государственного управления, был падкаморски суд. Рассмотрение дела в падкаморским суде происходил на месте границы землевладений.

На новых принципах выборности и участия представителей городского населения строился и войтовско-лавничы суд в городах. Этому суду были подсудимые как уголовные, так и гражданские дела.

Преобразование суда из органа защиты государственных интересов и правящей верхушки в орган защиты отдельного человека привело к существенным изменениям и в процессуальном праве, до утверждения новых принципов: гласности, право на участие адвоката (прокуратура) в процессе, состязание сторон и зарождения теории свободной оценки доказательств при сохранении формализма процесса.

Одновременно с новыми положениями судоустройства продолжал действовать древний выездной суд. Он был быстрым, справедливым, милостив, доступным для каждого и дешевым.

 

Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок деятельности великокняжеского (хозяйского) суда ВКЛ.

Состав: не был четко регламентирован в законе, однако обязательно входили - великий князь и паны рады. Причем количество господ законом четко не определялась, от 2-3 до 20 и более.

Компетенция:

1 дела по государственным преступлениям

2по искам к знати

3 по искам государственной казны

4 по искам на незаконные действия высших должностных лиц.

Подсудность дел хозяйскому суда была широкая к середине 16 в. Потом сначала дело нужно было рассмотреть в местном суде по первой инстанции, т.е. был установлен инстанцыйны порядок рассмотрения дел.

Разновидности великокняжеского суда:

Сеймовых суд

Первоначально заседании проходили во время созыва Сейма (на них присутствовал Великий князь и паны рады, по Статута 1588 г дела рассматривались хозяином, панами рады и 8 депутатами Сейма, причем не обязательно во время созыва Сейма)

Суд панов рад

Рассматривал самые разные дела по поручению Великого князя, поступавшие на его имя; его решения имели законную силу независимо от количества членов совета, присутствовавших на судебной заседании (не менее 2)

Маршалкавски суд

Возглавлял 1 или 2 маршалки; рассматривал дела по поручению или приказу Великого князя; место проведения - великокняжеский хозяйский двор, когда возникала необходимость, то этот суд мог переходить в другое место.

Комиссарский суд

Рассматривал земельные споры крупных феодалов; судьи - комиссары, которые должны были выезжать на место споры и там рассматривать дело.

 

19)Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок деятельности Главного трибунала ВКЛ.
Состав: около 40 человек. Дела рассматривали судебной коллегией из 2-7 человек, однако могла быть другая количество судей в коллегии, но не меньше 2.
Всей работой Трибунала руководил избранный судьями председатель - предводитель. Заседания (сессии) Трибунала проводились в Вильнюсе ежегодно, в Минске и Новогрудке попеременно через год. Каждая сессия продолжалась не более 22 недель. Потом судьи переезжали в очередной город.
Решения Трибунала назывались Декретами. Они выносились по большинству голосов судей, обжалованию не подлежали.
НЕ прымпли участия в рассмотрении дела те члены суда, которые были из того же уезда, что и стороны в споре.
Компетенция: апелляционный пересмотр дел по жалобам по решению земских, падкаморских, городские судов, по решению помещичьих судов в отношении служить шляхтичей, приговоренных к смертной казни, тюремного заключения, выплаты крупных денежных штрафов. Рассматривали жалобы по незаконным действия и злоупотребления местных должностных лиц и судей. Занимался и нотариальными делами: заверял завещания, свидетельствовал договоры займа, купли-продажи усадьбе.
Цель создания Трибунала: апелляционный пересмотр дел, рассмотрение некоторых дел по первой инстанции.

20) Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок деятельности замкового (городские) суда ВКЛ.

Это был агульнасасловны суд.
Состав (действовал в 2-х складах): высший городские суд и ниже городские суд.
Состав высшего городские суда: воевода или староста или Державцев и представители местных феодалов.
Состав низшего городские суда: заместитель воеводы или заместитель старосты, судья, писарь. На должность заместителя судьи и писаря могли быть назначены только шляхтичи, которые владели недвижимостью в данном уезде, правительство ВКЛ, благотворительные (христианской веры), которые знали права и умели писать.
Порядок работы суда:
- Ниже гр.суд должен был находиться на своем месте с начала каждого месяца в течение 2-х недель
- Высший гр.суд должен был получить жалобу на постановление низшего суда не позднее чем за 4 недели прибыть на свое место и разглядеть рассмотреть дело по апелляции.
Компетенция: рассмотрение дела по обвинению шляхты, мещан,
крестьян; некоторые административные функции. Во время работы своей сессии и сессии переменного суда он определял дом для судебного заседания, распределял квартиры для членов сменного суда и других чиновников, приезжавших к сессии. Некоторые материально ые действия: делает копии документов, оформляет завашчанни, акты дарения, купли-продажи, залога, займа, усыновления. Делопроизводство зал суда вел писарь. Доставка заявлений и исполнение решений суда осуществлялось уездными возчиком и судудовыми приставами.
При замковом суде нес службу кат. Была тюрьма, в которой
содержали по решению замкового, земского судов и Трибунала.

21)Выложите про состав, компетенцию и порядок деятельности земского уездного суда

Земский уездный суд - сословным суд для дворянства отделен и независим от администрации.
Состав: судья, подсудок, писарь.
На уездном сеймики шляхтичи выбирали по 4 кандидатуры на должность судии, подсудка, писаря. Потом великий князь утверждал кандидатуры.
Избранными могли быть только уроженцы ВКЛ, шляхтичи, землевладельцы, которые знали права, умели писать, не занимали духовных и государственных должностей, владели белорусским грамотой, знали местное право.
Судьи назначались пожизненно и никто, даже великий князь, не мог зволиць их с должности. Имзабаранялася совмещать работу с другой. На первой сессии новый судья публично клялся, что будет судить справедливо, невзирая на общественное и материальное положение людей (присяга судьи, подсудка и писаря-статус 1588, Р.4, ст. 1).
Сессии 3 раза в год - январь, июнь, октябрь. Каждая шла 3-4 недели. Судопроизводство велось на основании Вельск привилегия 1564 и всех трех уставов. К концу 17 в. судопроизводство велось на старобелорусском языке, позднее, на польском языке. Если на суде присутствовали люди, которые знали права, то они имели в судебном заседании дарами голос при вынесении судебных постановлений. Каждый, кто был на суде, мог сказать то, что знаний по рассматриваемой деле.


22)Выложите про состав, компетенцию и порядок деятельности падкаморскага суда

Падкаморски суд - второй суд отделен от органов государственного управления.
Был создан этот суд в 1564 г. законодательно его деятельность была закреплена уставами 1566

Состав суда:
Подкоморий (судья назначается великим князем);
Землемер (помощник подкоморий `я, назначал его подкоморий с согласия местных феодалов).
Рассмотрение дел на месте границ землевладельца, там же подкоморий слушал тлумаченни сторон, показания свидетелей, рассматривал письменные доказательства, выносил свое решение, показывал на местности, где должна проходить граница, определял Межова знаки.
Решению суда подлежали немедленному исполнению, могли быть обжалованы в хозяйский или главный суд.
В этом суде земельные споры решал подкоморий с участием всех сторон. Должность подкомория считалась почетной и доходной, потому что значительная часть судебных пошлин, что вносили стороны, шла в доход судьи.
Двадцать третьей Выложите про состав, компетенцию и порядок деятельности войтовско-лавничага суда

Этому суду были подсудимые как уголовные, так и гражданские дела. Войтовско-лавничы состоял из войта, его заместителя лент-войта и лавников (заседателей), которые выбирались мещанами. Мелкие и незначительные праванарушэнни и споры среди мещан рассматривали бургомистр, которые предназначались аойтами или выбирались мещанами. Войтовско-лашничыя и бурмистравския суды создавались в городах сразу после получения городом грамоты на магдебургское право. Такие грамоты в 16 в. имели все значимые города Беларуси.
Выборный независимый суд был пропитан задачами служения не только интересами государства, но и правом отдельных людей, задачами защиты правопорядка даже от органов государственной власти.
Статут 1588 г. в значительной степени поставил деятельность местной администрации под контроль суда.
Преобразование суда из органа защиты государственных интересов и правящей верхушки в орган защиты отдельного человека привело к существенным изменениям и в процессуальном праве, до утверждения новых принципов: гласности, право на участие адвоката (прокуратора) в процессе, состязание сторон и зарождения теории свободной оценки доказательств при сохранении формализма процесса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.221 (0.008 с.)