Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дайте анализ основных черт обычного права Беларуси. Дайте оценку отражению обычного права в письменном законодательстве.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Дайте анализ основных черт обычного права Беларуси. Дайте оценку отражению обычного права в письменном законодательстве. Обычное право - это система неписаных правовых норм, правил поведения, основанных на общепринятости и на обычаях, воспринятых государством, которое обеспечивает их реализацию с помощью государственного принуждения.
Обычное право - это фактически сложившиеся в течение длительного времени правила регулирования поведения людей (общественных отношений), которые официально признаны, санкционированы государством в качестве общеобязательных норм права.
Обычное право Беларуси обладало такими чертами, как: 1. идея равноправия свободных граждан и полного бесправие рабов 2. неравноправный характер и закрепление правоотношений в пользу землевладельцев 3. партикуляризм (в каждой местности действовали свои обычаи) 4. консерватизм правовых норм (принцип «старыны не рухаць, навiн не ўвадзiць»)
До того момента, пока право и мораль как регуляторы общественных отношений были близки по своей сущности и содержанию, представлялась возможность обходится только обычным правом. Однако постепенно с развитием и усложнением общественных отношений обычное право перестало соответствовать уровню их развития. Развитие ремесла, торговли, рост количества городов и городского населения внесли изменения в материальную и духовную жизнь людей, что в свою очередь вызвало необходимость перестройки правовых отношений и самого права. Если до середины XV в. в каждом местном княжестве действовало свое местное право, то в результате всех этих изменений возникла потребность в едином для всего государства праве и приведении его в определенную систему. Изначально, писаное право не отменяло обычного права, а только дополняло и систематизировало обычаи, придавая им общегосударственный характер. Первыми нормативными актами писаного права были грамоты князей, договоры.
Первые попытки систематизации относились к соглашениям между Полоцкой землей и другими землями. Первым же кодексом общегосударственного права был Судебник 1468 года. В нем содержались как нормы обычного права, так и новые правила, относящиеся к уголовному, процессуальному, административному праву. В Судебнике 1468 года уже прослеживается и определенная, хотя еще довольно примитивная систематизация правовых норм. Кодификации подверглись и иммунитетные грамоты, которыми обеспечивались привилегии и льготы для класса феодалов и сословия шляхты, в них же систематизировались и нормы государственного права, обеспечивавшие суверенные права государства и ограничивавшие власть великого князя. Наиболее известный из торговых договоров – соглашение 1229 г. «Смоленская торговая правда», целью которого было упорядочение отношений между Смоленском и Ригой посредством разрешения проезда по Западной Двине как смоленским, полоцким и витебским, так и немецким купцам.
Статут 1529 г. запрещает пользоваться обычным правом, однако содержит оговорку, что в случае неурегулированности конкретных общественных отношений нормами этого статута разрешается возврат к обычному праву. Статут 1566 г. полностью отменяет юридическую силу обычая, а статут 1588 снова возвращает.
9) Дайте анализ договором белорусских княжеств с Ригой 1229, 1263.
Кроме "Русской Правды " наиболее древними памятниками писаного права на Беларуси с 'являются грамоты об отношениях Смоленска, Полоцка и Витебска с Ригой и немецкими купцами, а также договоры 1229, 1263 и 1338. Эти юридические памятники с 'являются ценным источником изучения древнего права. Стороны, которые договаривались между собой, находились примерно на одном уровне экономического и культурного развития и поэтому нередко включали в совместные соглашения нормы обычного права своей местности. Для иллюстрации более подробно рассмотрим договор 1229, который ученые называют "Смоленская торговая правда ". Это международное торговое и политическое соглашение между Смоленском, Витебском и Полоцком княжествами, с одной стороны, и Ригой и Готланда (вторая источник "готским берегом») - с другой. Договор 1229 - один из первых дошедших до нас памятников права феодальной Беларуси. Он закрепил правовые нормы, которые гарантировали и обеспечивали развитие международных торговых отношений на основе взаимности и равноправия. Во вступлении к договору говорится об установление дружественных отношений между странами и перечисляется состав посольств, которые принимали участие в его заключении. Текст договора состоит из ряда статей, в которых изложены нормы уголовного, процессуального права и права по обязательствам, а также положения, регламентировали порядок заключения договоров куплипродажу, провоза товаров и др.. Договор устанавливал гарантии неприкосновенности иноземных купцов, взаимные привилегии по товарообмену, оговаривал условия беспрепятственного продажи товаров. Важнейшие статьи определяли свободу торговли как для зарубежных "гостей " на белорусских землях, так и для белорусских купцов в Риге и других городах, беспрепятственный проезд по территории торгующих сторон, а также точные пошлины на товары. Таким образом, главное предназначение договора 1229 заключалась в закреплении правовых норм, обеспечивающих нормальные отношения между западно-и восточноевропейскими народами на основе взаимности и равноправия. Предусматривалось закрепление мирных отношений между народами, определялись об 'объем ответственности за уголовные преступления, порядок и очередность взыскания долгов, порядок судопроизводства.
Декабря. Мирный и Торговый договор Полоцка (подписан князем Герденем) с городом Ригой и Ливонским орденом; в соответствии с договор Полоцк отказывался от Претензия на нижнее Подвинье и латгальские земли, а Орден гарантировал нерушимость Полоцких земель; оговорены права немецких и полоцких Купцова в Риге и Полоцк. (Происхождение и биография Герденя изучены слабо. Предположительно он был сыном давила. Считается, что после смерти Миндовга и Товтивила в ходе междоусобицы в 1264 Гердень утвердился в Полоцк и Витебске. Города эти в то время вели обширному торговлю с немецкими землями. Чтобы обеспечить мир и поддержать торговлю, 22 декабря 1264 в Риге Гердень заключил Мирный договор с Ливонским геррмейстером Конрадом фон Мандерном. 10). Раскроить причины и концепции образования Великого княжества Литовского. Охарактеризуйте административно-территориальное устройство ВКЛ.
Самым сложным в истории и науке является вопрос об образовании ВКЛ. Ученые предлагают много канцэпый образования.
11)Охарактеризуйте грамдадски строй Великого княжества Литовского. В ВКЛ в 14-15 вв. господствующим был феодальный общественный строй. Вместе с тем в хозяйствах крупных землевладельцев продолжала использоваться и работа челядью несвободной. Хранились также и свободные крестьяне-данников, особенно в восточных районах Беларуси. Сеймовых суд Первоначально заседании проходили во время созыва Сейма (на них присутствовал Великий князь и паны рады, по Статута 1588 г дела рассматривались хозяином, панами рады и 8 депутатами Сейма, причем не обязательно во время созыва Сейма) Суд панов рад Рассматривал самые разные дела по поручению Великого князя, поступавшие на его имя; его решения имели законную силу независимо от количества членов совета, присутствовавших на судебной заседании (не менее 2) Маршалкавски суд Возглавлял 1 или 2 маршалки; рассматривал дела по поручению или приказу Великого князя; место проведения - великокняжеский хозяйский двор, когда возникала необходимость, то этот суд мог переходить в другое место. Комиссарский суд Рассматривал земельные споры крупных феодалов; судьи - комиссары, которые должны были выезжать на место споры и там рассматривать дело.
19)Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок деятельности Главного трибунала ВКЛ. 20) Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок деятельности замкового (городские) суда ВКЛ. Это был агульнасасловны суд. 21)Выложите про состав, компетенцию и порядок деятельности земского уездного суда Земский уездный суд - сословным суд для дворянства отделен и независим от администрации.
Падкаморски суд - второй суд отделен от органов государственного управления. Состав суда: Этому суду были подсудимые как уголовные, так и гражданские дела. Войтовско-лавничы состоял из войта, его заместителя лент-войта и лавников (заседателей), которые выбирались мещанами. Мелкие и незначительные праванарушэнни и споры среди мещан рассматривали бургомистр, которые предназначались аойтами или выбирались мещанами. Войтовско-лашничыя и бурмистравския суды создавались в городах сразу после получения городом грамоты на магдебургское право. Такие грамоты в 16 в. имели все значимые города Беларуси. 32) 49) Волостное собрание Состояло из: -Сельских и волостных представителей власти; -По одному представителю от каждых 10 крестьянских дворов. ВгубернияВиленскай, Гродненской, Минской батраки мели право посылать на волостной сход по 1 избранному от каждых 20 взрослых работников. Компетенция вол.собрания: -Выборы волостных должностных лиц; -Выборы судей волостного суда; -Определение и раскладка мирских сборов и повинностей; -Проверка рекрутских списков; -Раскладка рекрутских повинностей; -Создание и содержание волостных школ. Волостное управление состоялоиз: -Волостногопредседатель; -всех сельских старост; -сборщиков налогов. Отдельное положение в системе волостных органов занимал волостной писарь, которого не выбирали крестьяне, а назначали мировые посредник, а потом - земский начальник. Волостной писарь решали фактически большинство волостных дел. Волостной суд выбирался волостным сходом каждый год в составе от 4 до 12 судей. Дела в суде должны была рассматривать коллегия в составе не менее трех судей. Волостному суду были подсудны дела по незначительнымуголовным или административным проступкам. Волостной суд имел право приговаривать крестьян к следующим наказаниям: -Арест до семи дней; -Наказание прутами, до 20 ударов; -Денежный штраф до 5 рублей; -общественныеработы до 6 дней. Решения волостного суда по всем делам считались окончательными. В 1863г. был принят закон, согласно которому крестьяне получили право подавать жалобы на приговоры волостных судов съезда мирныхпосредников, когда волостной суд нарушал свою компетенцию. Охарактеризуйте состав и деятельность местных органов управления и самоуправления на территории Западной Беларуси в 1921-1939 гг. Расскажите о положении белорусского меньшинства в Польше в 1920 х - 1930 х гг. Вся территория Западной Беларуси во время польской оккупации падраздялялася на четыре воеводства: Первый Виленское, Вторая Новогрудская, Третья Белостокское, Четвёртое Полесское с центром в г. Бресте. Местными органами государственной администрации в воеводстве были воевода и воеводского управления. Воевода: назначался президентом по предложению министра внутренних дел, утвержденной Советом Министров; был представителем правительства на территории воеводства; координировал деятельность всех государственных учреждений на территории воеводства; мог осуществлять контрольные полномочия над всеми государственными учреждениями, которые непосредственно ему не подчинялись; надзоров, чтобы деятельность государственных учреждений соответствовала общей политике государства. Свои функции воевода выполнял через воеводского управления, которое состояло из отделов: общего; безопасности; самоуправления; административного; здравоохранения; военного; земледелия; промышленности; работы и др. Главное внимание воевод в западно воеводствах направлялась на: ополячивание края, на недопущение национально-освободительной борьбы белорусского народа, установление жесткого контроля за прессой, общественными и политическими движениями, партиями и организациями. осуществления надзора за работой подчиненных им уездных органов власти. Во главе уездной администрации стоял староста, который назначался министром внутренних дел и подчинялся воеводе. Ему было подчинено уездное управление - староство. Полномочия старосты во многом были подобными полномочий воеводы. В уездном управлении в отличие от воеводства была меньшее количество отделов и назывались они рефератами. К 1933 г. в уездах существовали уездные сеймики как органы местного самоуправления, делегаты на которые выбирались разместилась районная советами. После 1933 г. в уездах были образованы уездные советы, которые выбирались разместилась районная рядами, а их исполнительными органами стали уездные управы из шести человек во главе со старостой. Но эти органы самоуправления были в значительной мере только декоративными, так как сами они без старосты ничего решать не могли. Количество уездов в Западной Беларуси в разные времена колебалась от 20 до тридцать четвёртые (Например, в Новогрудская воеводства в 1932 г. входили: Барановичский, Воложинский, Лидский, Новогрудский, Несвижский, Слонимский, Столбцовский, Щучинский, в состав Виленского воеводства: Ошмянский, Браславский, Виленский, Дисненский, Молодечненский, Поставский, Свенцянски уезды.) Большие города, с численностью жителей за 75 тыс. человек, выделялись в самостоятельные городские уезды и взначальвалися городскими старостами. Малые города образовывали городские гмины. Каждый сельский район падраздялявся на гмины. Разместилась районная администрацию составляли войт и разместилась районная правление, состоявшее из заместителя войта и двух или трех заседателей. Заседатели выбирались разместилась районная советом, в состав которой входило 10-15 советников. Разместилась районная совет выбирали делегаты разместилась районная собрания, состоявший из 100-150 представителей местных поселений - обще. Гмины состояли из общества, которые могли об 'объединять несколько хуторов или небольших сел, однако могло быть, что одна деревня образовывало общину. Во главе общины стоял солтыс, который по закону должен был избираться на общественном собрании или общественным советом, но на самом деле солтыс, как и разместилась районная войт, назначался уездным старостой. На все государственные должности в воеводствах, уездах и гмина Западной Беларуси предназначались только поляки и, как правило, уроженцы самой Польше, выходцы из богатых слоев населения. Чтобы не допустить простых людей на работу в государственном аппарате, в 1933 г. был принят закон, согласно которому даже на должности в гминнаеправленне могли «выбираться» только лица, которые имели среднее образование и должны были выдержать экзамены в специальной уездной комиссии. Вся система местных органов государственной власти базировалась на принципе бюрократического централизма, на полном подчинении мест центру, без учета местных интересов, на подавлении всего белорусского. Политическое бесправие, социальный и национальный гнет белорусского населения Западной Беларуси вызвали борьбу за свои права, национальное и социальное освобождение из-под польской оккупации. В первые годы после захвата Западной Беларуси национально борьба белорусского народа носила характер широкой партизанской войны. В середине 20-х годов в Западной Беларуси возникла массовая демократическая организация - Белорусский крестьянско-рабочая громада, которая в начале 1927 насчитывала в своих рядах более 100 тыс. человек. Программа Громады включала требования: передачу помещичьей земли крестьянам, право на национальное самоопределение ряд других демократических требований. Против польской оккупации активно действовали различные политические партии и общественные организации, движения: Первый Коммунистическая партия Западной Беларуси (ликвидировано по постановлению исполкома Коминтерна в 1938 г.), Вторая Белорусский христианско-демократическая партия, Третья Белорусский крестьянский союз, Четвёртое Общество белорусского школы Пятый некоторые менее влиятельные организации. Польский полицейско-бюрократический режим постоянно вел жесткую борьбу против всех белорусских политических и общественных организаций, проводил аресты, ссылки, заключения в концлагеря, делал бандитские нападения на активных деятелей национально-освободительной борьбы в Польше. Были изданы законы, которые предоставляли самые широкие права администрации, полиции и судебно-следственным учреждениям в борьбе с белорусским национальным движением. Законом от 14 февраля 1928 разрешалось полиции и другим вооруженным силам государства расстреливать демонстрации и др. 17 июня 1934 г. президент Польши и Совет Министров издали декрет, согласно которому каждый человек мог быть «задержан и принудительно помещен в место изоляции...» Постановление о принудительной изоляции выдавал следственный судья по представлению властей, которые выполнили задержание. Постановление следственного судьи обжалованию не подлежит. Изолированный может быть заключен на три месяца. Изоляция может быть продлена на последующие три месяца в том же порядке. Согласно этому декрету в концлагерь, который был образован в Березе Картузской, были заключены сотни белорусских деятелей без суда и следствия, ведь если были какие-то доказательства, что свидетельствовали об их участии в освободительной борьбе, то тогда их вели в суд. В Западной Беларуси до 1932 применялась царское уголовное Улажэнне 1903 г., а в 1932 г. был введен в действие Уголовный кодекс Польши, согласно которому лица, виновные в освободительной борьбе, карались самыми суровыми карами, вплоть до смертной казни. Но никакие кары не могли запугать борцов за свою свободу, за освобождение народа из-под польской оккупации Дайте анализ основных черт обычного права Беларуси. Дайте оценку отражению обычного права в письменном законодательстве. Обычное право - это система неписаных правовых норм, правил поведения, основанных на общепринятости и на обычаях, воспринятых государством, которое обеспечивает их реализацию с помощью государственного принуждения.
Обычное право - это фактически сложившиеся в течение длительного времени правила регулирования поведения людей (общественных отношений), которые официально признаны, санкционированы государством в качестве общеобязательных норм права.
Обычное право Беларуси обладало такими чертами, как: 1. идея равноправия свободных граждан и полного бесправие рабов 2. неравноправный характер и закрепление правоотношений в пользу землевладельцев 3. партикуляризм (в каждой местности действовали свои обычаи) 4. консерватизм правовых норм (принцип «старыны не рухаць, навiн не ўвадзiць»)
До того момента, пока право и мораль как регуляторы общественных отношений были близки по своей сущности и содержанию, представлялась возможность обходится только обычным правом. Однако постепенно с развитием и усложнением общественных отношений обычное право перестало соответствовать уровню их развития. Развитие ремесла, торговли, рост количества городов и городского населения внесли изменения в материальную и духовную жизнь людей, что в свою очередь вызвало необходимость перестройки правовых отношений и самого права. Если до середины XV в. в каждом местном княжестве действовало свое местное право, то в результате всех этих изменений возникла потребность в едином для всего государства праве и приведении его в определенную систему. Изначально, писаное право не отменяло обычного права, а только дополняло и систематизировало обычаи, придавая им общегосударственный характер. Первыми нормативными актами писаного права были грамоты князей, договоры.
Первые попытки систематизации относились к соглашениям между Полоцкой землей и другими землями. Первым же кодексом общегосударственного права был Судебник 1468 года. В нем содержались как нормы обычного права, так и новые правила, относящиеся к уголовному, процессуальному, административному праву. В Судебнике 1468 года уже прослеживается и определенная, хотя еще довольно примитивная систематизация правовых норм. Кодификации подверглись и иммунитетные грамоты, которыми обеспечивались привилегии и льготы для класса феодалов и сословия шляхты, в них же систематизировались и нормы государственного права, обеспечивавшие суверенные права государства и ограничивавшие власть великого князя. Наиболее известный из торговых договоров – соглашение 1229 г. «Смоленская торговая правда», целью которого было упорядочение отношений между Смоленском и Ригой посредством разрешения проезда по Западной Двине как смоленским, полоцким и витебским, так и немецким купцам.
Статут 1529 г. запрещает пользоваться обычным правом, однако содержит оговорку, что в случае неурегулированности конкретных общественных отношений нормами этого статута разрешается возврат к обычному праву. Статут 1566 г. полностью отменяет юридическую силу обычая, а статут 1588 снова возвращает.
9)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1022; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.93 (0.02 с.) |