Дайте анализ основных черт обычного права Беларуси. Дайте оценку отражению обычного права в письменном законодательстве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дайте анализ основных черт обычного права Беларуси. Дайте оценку отражению обычного права в письменном законодательстве.



Дайте анализ основных черт обычного права Беларуси. Дайте оценку отражению обычного права в письменном законодательстве.

Обычное право - это система неписаных правовых норм, правил поведения, основанных на общепринятости и на обычаях, воспринятых государством, которое обеспечивает их реализацию с помощью государственного принуждения.

 

Обычное право - это фактически сложившиеся в течение длительного времени правила регулирования поведения людей (общественных отношений), которые официально признаны, санкционированы государством в качестве общеобязательных норм права.

 

Обычное право Беларуси обладало такими чертами, как:

1. идея равноправия свободных граждан и полного бесправие рабов

2. неравноправный характер и закрепление правоотношений в пользу землевладельцев

3. партикуляризм (в каждой местности действовали свои обычаи)

4. консерватизм правовых норм (принцип «старыны не рухаць, навiн не ўвадзiць»)

 

До того момента, пока право и мораль как регуляторы общественных отношений были близки по своей сущности и содержанию, представлялась возможность обходится только обычным правом. Однако постепенно с развитием и усложнением общественных отношений обычное право перестало соответствовать уровню их развития. Развитие ремесла, торговли, рост количества городов и городского населения внесли изменения в материальную и духовную жизнь людей, что в свою очередь вызвало необходимость перестройки правовых отношений и самого права. Если до середины XV в. в каждом местном княжестве действовало свое местное право, то в результате всех этих изменений возникла потребность в едином для всего государства праве и приведении его в определенную систему. Изначально, писаное право не отменяло обычного права, а только дополняло и систематизировало обычаи, придавая им общегосударственный характер. Первыми нормативными актами писаного права были грамоты князей, договоры.

 

Первые попытки систематизации относились к соглашениям между Полоцкой землей и другими землями. Первым же кодексом общегосударственного права был Судебник 1468 года. В нем содержались как нормы обычного права, так и новые правила, относящиеся к уголовному, процессуальному, административному праву. В Судебнике 1468 года уже прослеживается и определенная, хотя еще довольно примитивная систематизация правовых норм. Кодификации подверглись и иммунитетные грамоты, которыми обеспечивались привилегии и льготы для класса феодалов и сословия шляхты, в них же систематизировались и нормы государственного права, обеспечивавшие суверенные права государства и ограничивавшие власть великого князя. Наиболее известный из торговых договоров – соглашение 1229 г. «Смоленская торговая правда», целью которого было упорядочение отношений между Смоленском и Ригой посредством разрешения проезда по Западной Двине как смоленским, полоцким и витебским, так и немецким купцам.

 

Статут 1529 г. запрещает пользоваться обычным правом, однако содержит оговорку, что в случае неурегулированности конкретных общественных отношений нормами этого статута разрешается возврат к обычному праву. Статут 1566 г. полностью отменяет юридическую силу обычая, а статут 1588 снова возвращает.

 

9)

Дайте анализ договором белорусских княжеств с Ригой 1229, 1263.

 

Кроме "Русской Правды " наиболее древними памятниками писаного права на Беларуси с 'являются грамоты об отношениях Смоленска, Полоцка и Витебска с Ригой и немецкими купцами, а также договоры 1229, 1263 и 1338. Эти юридические памятники с 'являются ценным источником изучения древнего права. Стороны, которые договаривались между собой, находились примерно на одном уровне экономического и культурного развития и поэтому нередко включали в совместные соглашения нормы обычного права своей местности. Для иллюстрации более подробно рассмотрим договор 1229, который ученые называют "Смоленская торговая правда ". Это международное торговое и политическое соглашение между Смоленском, Витебском и Полоцком княжествами, с одной стороны, и Ригой и Готланда (вторая источник "готским берегом») - с другой.

Договор 1229 - один из первых дошедших до нас памятников права феодальной Беларуси. Он закрепил правовые нормы, которые гарантировали и обеспечивали развитие международных торговых отношений на основе взаимности и равноправия.

Во вступлении к договору говорится об установление дружественных отношений между странами и перечисляется состав посольств, которые принимали участие в его заключении. Текст договора состоит из ряда статей, в которых изложены нормы уголовного, процессуального права и права по обязательствам, а также положения, регламентировали порядок заключения договоров куплипродажу, провоза товаров и др.. Договор устанавливал гарантии неприкосновенности иноземных купцов, взаимные привилегии по товарообмену, оговаривал условия беспрепятственного продажи товаров. Важнейшие статьи определяли свободу торговли как для зарубежных "гостей " на белорусских землях, так и для белорусских купцов в Риге и других городах, беспрепятственный проезд по территории торгующих сторон, а также точные пошлины на товары.

Таким образом, главное предназначение договора 1229 заключалась в закреплении правовых норм, обеспечивающих нормальные отношения между западно-и восточноевропейскими народами на основе взаимности и равноправия. Предусматривалось закрепление мирных отношений между народами, определялись об 'объем ответственности за уголовные преступления, порядок и очередность взыскания долгов, порядок судопроизводства.

 

Декабря.

Мирный и Торговый договор Полоцка (подписан князем Герденем) с городом Ригой и Ливонским орденом; в соответствии с договор Полоцк отказывался от Претензия на нижнее Подвинье и латгальские земли, а Орден гарантировал нерушимость Полоцких земель; оговорены права немецких и полоцких Купцова в Риге и Полоцк.

(Происхождение и биография Герденя изучены слабо. Предположительно он был сыном давила. Считается, что после смерти Миндовга и Товтивила в ходе междоусобицы в 1264 Гердень утвердился в Полоцк и Витебске. Города эти в то время вели обширному торговлю с немецкими землями. Чтобы обеспечить мир и поддержать торговлю, 22 декабря 1264 в Риге Гердень заключил Мирный договор с Ливонским геррмейстером Конрадом фон Мандерном.

10). Раскроить причины и концепции образования Великого княжества Литовского. Охарактеризуйте административно-территориальное устройство ВКЛ.

 

Самым сложным в истории и науке является вопрос об образовании ВКЛ. Ученые предлагают много канцэпый образования.
Самая традиционная - литовский концепция. Согласно ей ВКЛ было образовано на территории Восточной части современной Литвы - Аукштайтию. Согласен с ней основная причина объединения земель - внешняя агрессия. Эта концепция и поддерживалась и не поддерживалась дореволюционными и советскими учеными. Владимир Терентьевич Пашута (советский историк, член-корреспондент АН СССР) и Лаврентий Семенович Абецэдарски (белорусский историк, доктор исторических наук, профессор, Член-корреспондент АПН СССР) подтрымливали ее.
Вторая концепция Николая Ермоловича (белорусский историк, публицист, писатель и поэт). Согласно ей Новогрудок и новогрудские княжества явились тем политическим центром, вокруг которого началось объединение белорусских, литовских и украинских земель. Произошел объективный процесс объединения белорусских земель в интересах белорусских феодалов, что и характеризует это государство прежде всего как белорусский. В ВКЛ господствующей является белорусский культура, государственной стал белорусский язык.
Третья - Центральная концепция образования ВКЛ. Согласно ей основной частью ВКЛ являлось Новогрудского княжества, которое увеличивалось, усиливалась.
О причинах, профессор Е.А. Юхоадначав, что что прежде всего развитие производительных сил, укрепление производственных отношений вызвали увеличение общественного разделения труда, что в свою очередь способствовало развитию торговли и ликвидации обособленности мелких государств-княжеств, слиянию их в более крупные государства.
Государство имело Многоэтнический состав населения. Политико-экономическим центром ее являлись белорусские земли. Первой столицей жяржавы был г. Новогрудок. В 1323 году столица была перенесена в Вильно. Сначала административно-государственное устройство ВКЛ характарывазалася сохранением старых границ, которые существовали между отдельными княжествами. При большом князья Гедимин это разделение государства не претерпел существенных изменений. Однако в целом государственному устройству Княжества был присущ разделение территории на 2 части - центральную (главную), которая иногда называлась Литвой, и в основном белорусские земли, а также прысмыкаючую часть ("прыслуховваючую"), в которую входили как белорусские, так и украинские и литовские земли.
При княжении Альдгерда центральная часть государства была разделена на 2 части, 2 военно-административные округа, получивших затем название-воеводства Виленское и Трокское. Такое разделение было вызвано необходимостью постоянно давать отпор крестоносцам на западе государства и татарам - на востоке. Я.А Юхо отмечает, что только за период с 1345 по 1382 крестоносцы совершили 96 набегов на Беларусь и Литву. На противодействие крестоносцам были направлены в первую чернее силы Трокского воеводства, а татарам противостояла Виленское воеводства.
Отношения между центром и прысмыкаючами землями на начальном этапе существования государства строились на личной зависимости удельных князей этих земель от великого князя - на основе сюзерэнитэту-вассалитета. Позже, в XV-XVI вв., Крупные вассальные княжества были преобразованы в воеводства или уезды, в которых стали править наместники великого князя - воеводы и старосты.

 

11)Охарактеризуйте грамдадски строй Великого княжества Литовского.

В ВКЛ в 14-15 вв. господствующим был феодальный общественный строй. Вместе с тем в хозяйствах крупных землевладельцев продолжала использоваться и работа челядью несвободной. Хранились также и свободные крестьяне-данников, особенно в восточных районах Беларуси.
Основным занятием населения было замляробства и домашнее животноводство. Охота, рыболовство и пчеловодство имели вспомогательный характер. Продолжали развиваться ремесло и торговля, росли города. Наиболее буйнымш в то время были Вильна, Полоцк, Берестов, Витебск, Смоленск, Новогрудок, Слоним, Гродно, Минск, Слуцк, Мстиславль. Торговлей и ростовщичеством занимались не только горожане, но также светские и духовные феодалы, монастыри.
По своей социальной структуре общества делилось на два основных класса: феодально-зависимых крестьян и феодалов-помещиков. Кроме того, в городах и селах проживало значительное количество людей, которые считались лично свободными. Богатые горожане, особенно торгово-ремесленные верхи, что владели средствами производства или осуществляли крупный торговлю, имели собственные земельные поместья и тесно смыкались с классом феодалов. Другие жители городов, работавшие в купцов или ремесленников, смыкались с феодально-зависимыми людьми, а то и с челядь несвободной, особенно батраки и наемники.
Класс феодалов падраздялявся на две основные группы: наиболее богатые и влиятельные - князья и господа, средние и мелкие - бояре. Боярами сначала назывались все землеуладальники, обязанные нести военную службу. Поэтому к разряду крестьян относились не только феодалы, но и зажиточные крестьяне. В 15-16 вв. средние и мелкие землевладельцы, которые выполняли военную повинность, стали называться шляхтой. В сословие знати были включены и многие военнослужилых крестьяне.
В сословие шляхты в Беларуси входили все феодалы и некоторая часть военнослужилых людей. Правовое положение сословия шляхты резко отличалась от простых людей. Политические, имущественные и личные права шляхты получили законодательное закрепление в общеземские грамотах и ​​уставах.
Класс феодально-зависимых людей состоял из лично свободных крестьян-данников, которые вносили феодальную ренту в государственную казну, и крестьян-подданных, находящихся в прямой зависимости от феодала. Размер пахотных земель крестьян-данников не был определен и зависел от числа трудоспособных лиц в хозяйстве, наличия устройств производства и рабочего скота и т.д. Повинности данников определялись в зависимости от общих обязательств, которые накладывались на деревню или на волость в целом. Кроме того, к несвободным людям относилась челядь невольная - холопы, которые остались еще к периоду рабовладения. Однако число их значительно сократилось, так как для феодала содержание в имении челяди несвободной было нерентабельным делом и он предпочитал перавоздиць их на положение огородников.
Кроме названных категорий крестьян в селах жили безземельные лица - халупники, якиямели только свое жиллё (хижину), и угольники, что ютились по чужим углам. Не имея своих средств производства, они вынуждены были наниматься в работники к феодалов, богатых горожан и крестьян или заниматься ремеслом, а на старости лет побираться.
Духовенство занимало особое положение в социальной структуре общества, так как его верхушка, владевшие огромными имениями, относились к классу феодалов, а низы присоединялись к мещан и лично свободных зажиточных крестьян. В Беларуси были широко распространены два вероисповедания: православное и католическое, а с 1596 году униатские и католическое. Кроме того, имелось значительное количество кальвинистов, евреев и магометан.

Сеймовых суд

Первоначально заседании проходили во время созыва Сейма (на них присутствовал Великий князь и паны рады, по Статута 1588 г дела рассматривались хозяином, панами рады и 8 депутатами Сейма, причем не обязательно во время созыва Сейма)

Суд панов рад

Рассматривал самые разные дела по поручению Великого князя, поступавшие на его имя; его решения имели законную силу независимо от количества членов совета, присутствовавших на судебной заседании (не менее 2)

Маршалкавски суд

Возглавлял 1 или 2 маршалки; рассматривал дела по поручению или приказу Великого князя; место проведения - великокняжеский хозяйский двор, когда возникала необходимость, то этот суд мог переходить в другое место.

Комиссарский суд

Рассматривал земельные споры крупных феодалов; судьи - комиссары, которые должны были выезжать на место споры и там рассматривать дело.

 

19)Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок деятельности Главного трибунала ВКЛ.
Состав: около 40 человек. Дела рассматривали судебной коллегией из 2-7 человек, однако могла быть другая количество судей в коллегии, но не меньше 2.
Всей работой Трибунала руководил избранный судьями председатель - предводитель. Заседания (сессии) Трибунала проводились в Вильнюсе ежегодно, в Минске и Новогрудке попеременно через год. Каждая сессия продолжалась не более 22 недель. Потом судьи переезжали в очередной город.
Решения Трибунала назывались Декретами. Они выносились по большинству голосов судей, обжалованию не подлежали.
НЕ прымпли участия в рассмотрении дела те члены суда, которые были из того же уезда, что и стороны в споре.
Компетенция: апелляционный пересмотр дел по жалобам по решению земских, падкаморских, городские судов, по решению помещичьих судов в отношении служить шляхтичей, приговоренных к смертной казни, тюремного заключения, выплаты крупных денежных штрафов. Рассматривали жалобы по незаконным действия и злоупотребления местных должностных лиц и судей. Занимался и нотариальными делами: заверял завещания, свидетельствовал договоры займа, купли-продажи усадьбе.
Цель создания Трибунала: апелляционный пересмотр дел, рассмотрение некоторых дел по первой инстанции.

20) Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок деятельности замкового (городские) суда ВКЛ.

Это был агульнасасловны суд.
Состав (действовал в 2-х складах): высший городские суд и ниже городские суд.
Состав высшего городские суда: воевода или староста или Державцев и представители местных феодалов.
Состав низшего городские суда: заместитель воеводы или заместитель старосты, судья, писарь. На должность заместителя судьи и писаря могли быть назначены только шляхтичи, которые владели недвижимостью в данном уезде, правительство ВКЛ, благотворительные (христианской веры), которые знали права и умели писать.
Порядок работы суда:
- Ниже гр.суд должен был находиться на своем месте с начала каждого месяца в течение 2-х недель
- Высший гр.суд должен был получить жалобу на постановление низшего суда не позднее чем за 4 недели прибыть на свое место и разглядеть рассмотреть дело по апелляции.
Компетенция: рассмотрение дела по обвинению шляхты, мещан,
крестьян; некоторые административные функции. Во время работы своей сессии и сессии переменного суда он определял дом для судебного заседания, распределял квартиры для членов сменного суда и других чиновников, приезжавших к сессии. Некоторые материально ые действия: делает копии документов, оформляет завашчанни, акты дарения, купли-продажи, залога, займа, усыновления. Делопроизводство зал суда вел писарь. Доставка заявлений и исполнение решений суда осуществлялось уездными возчиком и судудовыми приставами.
При замковом суде нес службу кат. Была тюрьма, в которой
содержали по решению замкового, земского судов и Трибунала.

21)Выложите про состав, компетенцию и порядок деятельности земского уездного суда

Земский уездный суд - сословным суд для дворянства отделен и независим от администрации.
Состав: судья, подсудок, писарь.
На уездном сеймики шляхтичи выбирали по 4 кандидатуры на должность судии, подсудка, писаря. Потом великий князь утверждал кандидатуры.
Избранными могли быть только уроженцы ВКЛ, шляхтичи, землевладельцы, которые знали права, умели писать, не занимали духовных и государственных должностей, владели белорусским грамотой, знали местное право.
Судьи назначались пожизненно и никто, даже великий князь, не мог зволиць их с должности. Имзабаранялася совмещать работу с другой. На первой сессии новый судья публично клялся, что будет судить справедливо, невзирая на общественное и материальное положение людей (присяга судьи, подсудка и писаря-статус 1588, Р.4, ст. 1).
Сессии 3 раза в год - январь, июнь, октябрь. Каждая шла 3-4 недели. Судопроизводство велось на основании Вельск привилегия 1564 и всех трех уставов. К концу 17 в. судопроизводство велось на старобелорусском языке, позднее, на польском языке. Если на суде присутствовали люди, которые знали права, то они имели в судебном заседании дарами голос при вынесении судебных постановлений. Каждый, кто был на суде, мог сказать то, что знаний по рассматриваемой деле.


22)Выложите про состав, компетенцию и порядок деятельности падкаморскага суда

Падкаморски суд - второй суд отделен от органов государственного управления.
Был создан этот суд в 1564 г. законодательно его деятельность была закреплена уставами 1566

Состав суда:
Подкоморий (судья назначается великим князем);
Землемер (помощник подкоморий `я, назначал его подкоморий с согласия местных феодалов).
Рассмотрение дел на месте границ землевладельца, там же подкоморий слушал тлумаченни сторон, показания свидетелей, рассматривал письменные доказательства, выносил свое решение, показывал на местности, где должна проходить граница, определял Межова знаки.
Решению суда подлежали немедленному исполнению, могли быть обжалованы в хозяйский или главный суд.
В этом суде земельные споры решал подкоморий с участием всех сторон. Должность подкомория считалась почетной и доходной, потому что значительная часть судебных пошлин, что вносили стороны, шла в доход судьи.
Двадцать третьей Выложите про состав, компетенцию и порядок деятельности войтовско-лавничага суда

Этому суду были подсудимые как уголовные, так и гражданские дела. Войтовско-лавничы состоял из войта, его заместителя лент-войта и лавников (заседателей), которые выбирались мещанами. Мелкие и незначительные праванарушэнни и споры среди мещан рассматривали бургомистр, которые предназначались аойтами или выбирались мещанами. Войтовско-лашничыя и бурмистравския суды создавались в городах сразу после получения городом грамоты на магдебургское право. Такие грамоты в 16 в. имели все значимые города Беларуси.
Выборный независимый суд был пропитан задачами служения не только интересами государства, но и правом отдельных людей, задачами защиты правопорядка даже от органов государственной власти.
Статут 1588 г. в значительной степени поставил деятельность местной администрации под контроль суда.
Преобразование суда из органа защиты государственных интересов и правящей верхушки в орган защиты отдельного человека привело к существенным изменениям и в процессуальном праве, до утверждения новых принципов: гласности, право на участие адвоката (прокуратора) в процессе, состязание сторон и зарождения теории свободной оценки доказательств при сохранении формализма процесса.

32)

49)

Волостное собрание

Состояло из:

-Сельских и волостных представителей власти;

-По одному представителю от каждых 10 крестьянских дворов.

ВгубернияВиленскай, Гродненской, Минской батраки мели право посылать на волостной сход по 1 избранному от каждых 20 взрослых работников.

Компетенция вол.собрания:

-Выборы волостных должностных лиц;

-Выборы судей волостного суда;

-Определение и раскладка мирских сборов и повинностей;

-Проверка рекрутских списков;

-Раскладка рекрутских повинностей;

-Создание и содержание волостных школ.

Волостное управление состоялоиз:

-Волостногопредседатель;

-всех сельских старост;

-сборщиков налогов.

Отдельное положение в системе волостных органов занимал волостной писарь, которого не выбирали крестьяне, а назначали мировые посредник, а потом - земский начальник.

Волостной писарь решали фактически большинство волостных дел.

Волостной суд выбирался волостным сходом каждый год в составе от 4 до 12 судей. Дела в суде должны была рассматривать коллегия в составе не менее трех судей. Волостному суду были подсудны дела по незначительнымуголовным или административным проступкам.

Волостной суд имел право приговаривать крестьян к следующим наказаниям:

-Арест до семи дней;

-Наказание прутами, до 20 ударов;

-Денежный штраф до 5 рублей;

-общественныеработы до 6 дней.

Решения волостного суда по всем делам считались окончательными. В 1863г. был принят закон, согласно которому крестьяне получили право подавать жалобы на приговоры волостных судов съезда мирныхпосредников, когда волостной суд нарушал свою компетенцию.

Охарактеризуйте состав и деятельность местных органов управления и самоуправления на территории Западной Беларуси в 1921-1939 гг. Расскажите о положении белорусского меньшинства в Польше в 1920 х - 1930 х гг.

Вся территория Западной Беларуси во время польской оккупации падраздялялася на четыре воеводства:

Первый Виленское,

Вторая Новогрудская,

Третья Белостокское,

Четвёртое Полесское с центром в г. Бресте.

Местными органами государственной администрации в воеводстве были воевода и воеводского управления.

Воевода:

 назначался президентом по предложению министра внутренних дел, утвержденной Советом Министров;

 был представителем правительства на территории воеводства;

 координировал деятельность всех государственных учреждений на территории воеводства;

 мог осуществлять контрольные полномочия над всеми государственными учреждениями, которые непосредственно ему не подчинялись;

 надзоров, чтобы деятельность государственных учреждений соответствовала общей политике государства.

Свои функции воевода выполнял через воеводского управления, которое состояло из отделов:

 общего;

 безопасности;

 самоуправления;

 административного;

 здравоохранения;

 военного;

 земледелия;

 промышленности;

 работы и др.

Главное внимание воевод в западно воеводствах направлялась на:

 ополячивание края,

 на недопущение национально-освободительной борьбы белорусского народа,

 установление жесткого контроля за прессой, общественными и политическими движениями, партиями и организациями.

 осуществления надзора за работой подчиненных им уездных органов власти.

Во главе уездной администрации стоял староста, который назначался министром внутренних дел и подчинялся воеводе. Ему было подчинено уездное управление - староство. Полномочия старосты во многом были подобными полномочий воеводы. В уездном управлении в отличие от воеводства была меньшее количество отделов и назывались они рефератами.

К 1933 г. в уездах существовали уездные сеймики как органы местного самоуправления, делегаты на которые выбирались разместилась районная советами. После 1933 г. в уездах были образованы уездные советы, которые выбирались разместилась районная рядами, а их исполнительными органами стали уездные управы из шести человек во главе со старостой. Но эти органы самоуправления были в значительной мере только декоративными, так как сами они без старосты ничего решать не могли. Количество уездов в Западной Беларуси в разные времена колебалась от 20 до тридцать четвёртые (Например, в Новогрудская воеводства в 1932 г. входили: Барановичский, Воложинский, Лидский, Новогрудский, Несвижский, Слонимский, Столбцовский, Щучинский, в состав Виленского воеводства: Ошмянский, Браславский, Виленский, Дисненский, Молодечненский, Поставский, Свенцянски уезды.)

Большие города, с численностью жителей за 75 тыс. человек, выделялись в самостоятельные городские уезды и взначальвалися городскими старостами. Малые города образовывали городские гмины. Каждый сельский район падраздялявся на гмины. Разместилась районная администрацию составляли войт и разместилась районная правление, состоявшее из заместителя войта и двух или трех заседателей. Заседатели выбирались разместилась районная советом, в состав которой входило 10-15 советников. Разместилась районная совет выбирали делегаты разместилась районная собрания, состоявший из 100-150 представителей местных поселений - обще. Гмины состояли из общества, которые могли об 'объединять несколько хуторов или небольших сел, однако могло быть, что одна деревня образовывало общину. Во главе общины стоял солтыс, который по закону должен был избираться на общественном собрании или общественным советом, но на самом деле солтыс, как и разместилась районная войт, назначался уездным старостой.

На все государственные должности в воеводствах, уездах и гмина Западной Беларуси предназначались только поляки и, как правило, уроженцы самой Польше, выходцы из богатых слоев населения. Чтобы не допустить простых людей на работу в государственном аппарате, в 1933 г. был принят закон, согласно которому даже на должности в гминнаеправленне могли «выбираться» только лица, которые имели среднее образование и должны были выдержать экзамены в специальной уездной комиссии. Вся система местных органов государственной власти базировалась на принципе бюрократического централизма, на полном подчинении мест центру, без учета местных интересов, на подавлении всего белорусского.

Политическое бесправие, социальный и национальный гнет белорусского населения Западной Беларуси вызвали борьбу за свои права, национальное и социальное освобождение из-под польской оккупации. В первые годы после захвата Западной Беларуси национально борьба белорусского народа носила характер широкой партизанской войны.

В середине 20-х годов в Западной Беларуси возникла массовая демократическая организация - Белорусский крестьянско-рабочая громада, которая в начале 1927 насчитывала в своих рядах более 100 тыс. человек. Программа Громады включала требования:

 передачу помещичьей земли крестьянам,

 право на национальное самоопределение

 ряд других демократических требований.

Против польской оккупации активно действовали различные политические партии и общественные организации, движения:

Первый Коммунистическая партия Западной Беларуси (ликвидировано по постановлению исполкома Коминтерна в 1938 г.),

Вторая Белорусский христианско-демократическая партия,

Третья Белорусский крестьянский союз,

Четвёртое Общество белорусского школы

Пятый некоторые менее влиятельные организации.

Польский полицейско-бюрократический режим постоянно вел жесткую борьбу против всех белорусских политических и общественных организаций, проводил аресты, ссылки, заключения в концлагеря, делал бандитские нападения на активных деятелей национально-освободительной борьбы в Польше. Были изданы законы, которые предоставляли самые широкие права администрации, полиции и судебно-следственным учреждениям в борьбе с белорусским национальным движением. Законом от 14 февраля 1928 разрешалось полиции и другим вооруженным силам государства расстреливать демонстрации и др. 17 июня 1934 г. президент Польши и Совет Министров издали декрет, согласно которому каждый человек мог быть «задержан и принудительно помещен в место изоляции...» Постановление о принудительной изоляции выдавал следственный судья по представлению властей, которые выполнили задержание. Постановление следственного судьи обжалованию не подлежит. Изолированный может быть заключен на три месяца. Изоляция может быть продлена на последующие три месяца в том же порядке. Согласно этому декрету в концлагерь, который был образован в Березе Картузской, были заключены сотни белорусских деятелей без суда и следствия, ведь если были какие-то доказательства, что свидетельствовали об их участии в освободительной борьбе, то тогда их вели в суд. В Западной Беларуси до 1932 применялась царское уголовное Улажэнне 1903 г., а в 1932 г. был введен в действие Уголовный кодекс Польши, согласно которому лица, виновные в освободительной борьбе, карались самыми суровыми карами, вплоть до смертной казни. Но никакие кары не могли запугать борцов за свою свободу, за освобождение народа из-под польской оккупации

Дайте анализ основных черт обычного права Беларуси. Дайте оценку отражению обычного права в письменном законодательстве.

Обычное право - это система неписаных правовых норм, правил поведения, основанных на общепринятости и на обычаях, воспринятых государством, которое обеспечивает их реализацию с помощью государственного принуждения.

 

Обычное право - это фактически сложившиеся в течение длительного времени правила регулирования поведения людей (общественных отношений), которые официально признаны, санкционированы государством в качестве общеобязательных норм права.

 

Обычное право Беларуси обладало такими чертами, как:

1. идея равноправия свободных граждан и полного бесправие рабов

2. неравноправный характер и закрепление правоотношений в пользу землевладельцев

3. партикуляризм (в каждой местности действовали свои обычаи)

4. консерватизм правовых норм (принцип «старыны не рухаць, навiн не ўвадзiць»)

 

До того момента, пока право и мораль как регуляторы общественных отношений были близки по своей сущности и содержанию, представлялась возможность обходится только обычным правом. Однако постепенно с развитием и усложнением общественных отношений обычное право перестало соответствовать уровню их развития. Развитие ремесла, торговли, рост количества городов и городского населения внесли изменения в материальную и духовную жизнь людей, что в свою очередь вызвало необходимость перестройки правовых отношений и самого права. Если до середины XV в. в каждом местном княжестве действовало свое местное право, то в результате всех этих изменений возникла потребность в едином для всего государства праве и приведении его в определенную систему. Изначально, писаное право не отменяло обычного права, а только дополняло и систематизировало обычаи, придавая им общегосударственный характер. Первыми нормативными актами писаного права были грамоты князей, договоры.

 

Первые попытки систематизации относились к соглашениям между Полоцкой землей и другими землями. Первым же кодексом общегосударственного права был Судебник 1468 года. В нем содержались как нормы обычного права, так и новые правила, относящиеся к уголовному, процессуальному, административному праву. В Судебнике 1468 года уже прослеживается и определенная, хотя еще довольно примитивная систематизация правовых норм. Кодификации подверглись и иммунитетные грамоты, которыми обеспечивались привилегии и льготы для класса феодалов и сословия шляхты, в них же систематизировались и нормы государственного права, обеспечивавшие суверенные права государства и ограничивавшие власть великого князя. Наиболее известный из торговых договоров – соглашение 1229 г. «Смоленская торговая правда», целью которого было упорядочение отношений между Смоленском и Ригой посредством разрешения проезда по Западной Двине как смоленским, полоцким и витебским, так и немецким купцам.

 

Статут 1529 г. запрещает пользоваться обычным правом, однако содержит оговорку, что в случае неурегулированности конкретных общественных отношений нормами этого статута разрешается возврат к обычному праву. Статут 1566 г. полностью отменяет юридическую силу обычая, а статут 1588 снова возвращает.

 

9)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 968; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.096 с.)