Дайте анализ Люблинской унии 1569 (причины заключения, сущность, значение, последствия). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дайте анализ Люблинской унии 1569 (причины заключения, сущность, значение, последствия).



Персональная уния между ВКЛ и Польшей в 15 в. носила неустойчивый характер. Она неоднократно припынялася и снова воссоздают свое действие.

Причины Люблинской унии: стремление белорусского, украинского, литовской шляхты иметь равные привилегии с польской и ограничить произвол магнатов, а также желание облегчить свою воинскую повинность, которую она отбывала в форме "посполитое рушенье ", тогда как в Польше преобладало наемное войско. Унии воспротивились литовско-белорусские магнаты, не желавшие ограничения своих прав, привилегий и земельных владений. Однако их оппозиция оказалась недостаточно сильной, чтобы не допустить осуществления унии.

Кроме внутриполитических, были еще и внешнеполитические факторы, которые заставляли польско-литовские правящие круги к государственному об 'единения. Из-за длительного противостояния с Московским царством, опустошительных набегов татар, борьбы за великокняжеский стол Великое княжество Литовское оказалось на грани катастрофы.

Ситуация обострилась в середине 16 в., Когда началась война между Московией и Ливонским орденом. В ту войну была втянута и Литва, которая воевала на стороне ливонцев.

10 января 1569 открылось заседание о 'Объединенного сейма, на котором сразу же разгорелись споры между противниками и сторонниками унии.

Тем не менее в июне 1569 депутаты Великого княжества Литовского присягнули на верность государственной унии и подписали акт о ней. Так образовалось государство Речь Посполитая с выборным королем, общим сеймом, денежной единицей, единой внешней политикой, но в каждом государстве сохранялись самостоятельные органы власти, собственная казна, вооруженные силы и законодательства.

После Люблинской унии усилилась дискриминация белорусского населения. Белорусов подвергали всевозможным притеснениям: ограничивали территорию их проживания, не позволяли вступать в ремесленные цехи, запрещали заниматься торговлей и т. п. Значительно усилилось ополячивание, принудительно насажвалися культура, язык, образование, католическая религия, которую особенно упорно вводил орден иезуитов. Кроме того, ополяченная белорусский знать получала в Речи Посполитой высокий социальный статус и возможность быстрого продвижения на государственной службе.

Знать настойчиво вводила Фоль-варочные хозяйства, барщины. По Литовскому Статуту 1588 г. крестьяне закрепощались, устанавливался 20-летний срок розыска крестьянина-беглеца.

Люблинская уния стала событием огромного политического веса.

Для судьбы Бераруси она имела достаточно противоречивые последствия: с одной стороны, способствовала усилению польской экспансии на белорусские земли, разрушительному наступлению католицизма, нарастанию социального напряжения, ополячиванию тогдашней белорусского элиты.

С другой стороны, важным итогом унии был выход белорусских земель на орбиту западноевропейской культуры, мощная вспышка культурно-образовательного движения, которое впервые о 'объединила представителей всех сословий и положило начало рождению белорусского народа как осознанной сообщества.

28) Брестская церковная уния
В 1054 г. произошел окончательный раскол христианской церкви на западную - католичество и восточную - православие. Великое княжество геополитически находилась на границе двух религий, поэтому обе конфессии были широко представлены в государстве. Это давало основания православной Москве и католическому Западу для вмешательства во внутренние дела княжества. Чтобы защитить независимость ВКЛ, нужно было что-то другое - не католичество и не православие.
К XVI в. отчетливо проступили черты кризиса православия. Константинополь был захвачен турками, епархии княжества не смогли создать независимую систему образования, подготовить квалифицированные кадры рядового духовенства, наблюдался кризис проповедничеством. Православие теряла интеллектуальную опору - тогдашнюю интеллигенцию. Иезуит Петр Скарга адмячав состояние православия в ВКЛ так - "папы схалопели, наука упала". До того, в условиях Ливонской войны с Россией ориентация на Москву (центр православия, с 1589 - в Москве патриархия) выглядело предательством. В то время на Западе наблюдался духовный подъем, создавались национальные церкви. Необходимость реформирования церкви понимали белорусские православные иерархи. Совпадение этих факторов (культурная деградация православия, возвышение православной Москвы, стремление государственных руководителей ВКЛ на укрепление независимости и устремления Ватикана на окатоличивание княжества) способствовала быстрому проведению церковной реформы - введению униатство.
В первой половине 1590-х гг. на многочисленных встречах с представителями Ватикана православные иерархи вырабатывали условия объединения церквей в ВКЛ. Инициаторами унии выступили епископ брестский и владимиски Ипатий Потей и епископ Луцкий Кирилл Тарлецкий. Их поддержали митрополит Михаил Рогоза, король и князь Сигизмунд III Ваза и канцлер ВКЛ Лев Сапега. На церковном соборе весной 1595 с намерением заключить унию согласились все православные епископы, кроме львовского. Были выработаны «33 статьи» - условия объединения, в соответствии с ними:
• соблюдались все церковные праздники согласно православным календарем;
• на церковные должности назначаются только "русские" люди;
• монастыри и церкви не превращаются в костел;
• запрещается переманивать в католичество униатов;
• Папа Римский является главой церкви в вопросах веры;
• униаты принимают некоторые догматы католической церкви (символ веры и др.)..
После принятия унии не должно было быть ломки обычаев и традиций - внешне ничего не изменилось. На это очень надеялись инициаторы объединения церквей. 23 декабря 1595 И.Пацей и К.Тарлецки встретились в Риме с Климентом VIII, который согласился со всеми условиями и подписал папскую буллу об унии. 6 - 9 октября 1596 г. в Берестье на церковном соборе, куда съехались сторонники унии, униатство было окончательно оформлено как религиозное направление. Одновременно в Бресте на свой собор собрались сторонники сохранения чистоты православия, лидером их был епископ львовский. Наложив взаимные проклятия, иерархи разъехались по епархиям, сея семена вражды и напряженности в обществе. 15 октября 1596 г. королевский универсалом акт унии был утвержден на государственном уровне. Официально православная церковь в ВКЛ перестало существовать, была создана греко-униатская церковь.
Общество восприняло введение унии по-разному. Часть населения решительно ее поддержала особенно в епархиях, что возглавляли сторонники унии, часть населения решительно отказались от реформы. Традиция православия не допускала никаких изменений - так не могла сохраниться чистота "першапачатковасци" христианства. Введение унии принималось как личная трагедия. Другие православные деятели выступали не против унии, а против подчинения папе, против регионального характера унии. Такое сильное сопротивление было непредвиденных, конфронтация только нарастала. Происходили стычки, борьба за храмы и епископские кафедры, некоторые принимали ужасные формы. Жесткий деятельность униатского архиепископа Иосафат Кунцевич в Полоцке и Витебске вызвала взрыв народного гнева - Кунцевич был убит и выброшен в Двину. Такие восстания жестоко подавлялись властями, которые сначала поддержали новую церковь.
Униатства через поддержку государства и культурно-просветительскую деятельность постепенно расширялась среди сельского населения и горожан, мелкой шляхты. К началу XVIII в. оно стало самой массовой религией в княжестве, помогло сохранить национальные особенности белорусского народа, сдержала ополячивание белорусских земель. Это означает, что те надежды, что возложили на униатство в Ватикане и Кракове, не сбылись. Более удачно Ватикан и Краков действовали в среде средних и крупных феодалов ВКЛ. Во время контрреформации они почти все перешли в католичество, что способствовало их ополячиванию, слиянию с феодальным сословием Польши в единое феодальное сословие Речи Посполитой. Белорусские феодалы теряли связь с исторической традицией государства ВКЛ, со своим народом.
Сторонники православия не исчезли с исторической сцены. В 1620 г. они тайно посвятили новую иерархию в Киево-Печерской Лавры (контролировалась православными). Так окончательно произошел раскол бывших православных княжество на две церкви. В восточных районах княжества православные пользовались значительной поддержкой, особенно в крупных городах. Поэтому великие князья со временем вынуждены были официально признать возрождение православия в княжестве. В 1632 и 1633 гг. Владислав IV Ваза признал существование православных церквей и придал им некоторые привилегии, в 1650 г. эти привилегии подтвердил Ян Казимир.

29) Проанализируйте общегосударственные грамоты (привилегии).

В зависимости от действия нормативных актов в пространстве и по кругу лиц ты грамоты (привилеи), которые действовали на всей территории государства и относились ко всему населению, принято называть общеземские. За время существования государства было принято значительное количество этих актов. Некоторые из них имеют наиболее существенное значение для дальнейшего развития правовой сферы деятельности.

Прежде всего, общеземские грамоты закрепляли права шляхетского сословия, которое начало складываться в государстве в 14 веке. Одними из первых таких грамот были три грамоты Ягайло.

Первый Закрепил то, что 47 феодалов Польши согласны поделиться своими Гербы и вступит в гербовом побратимстве с феодалами -католиками ВКЛ

Вторая Второй привилегия утверждал, что 47 феодалов ВКЛ примали эти гербы.

3 (От имени Ягайло и Витовта) утверждал, что ВКЛ присоединяется к Польше. Но при этом было закреплено, что после смерти Ягайлы, короли будут отбираться с согласия короля польского.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.179 (0.006 с.)