Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эластичность спроса и предложения. Основные формы эластичности. Графики. Коэффициент эластичности. Факторы ценовой эластичности – с. 541, 116-118, лекции.

Поиск

Экономическое определение эластичности было впервые дано Альфредом Маршаллом в 1885 г. Наиболее общее определение эластичности — отношение относительного приращения функции к относительному приросту независимой переменной.

Для рассматриваемых нами функций спроса и предложения такими независимыми переменными могут быть цены данного или других товаров, уровень доходов, издержек и т.д.

Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одного фактора (например, объема спроса или предложения) при изменении другого (цены, доходов или издержек) на1%.

Эластичность спроса или предложения вычисляется как отношение процентного изменения величины спроса (предложения) к процентному изменению какого-либо фактора.

Различные товары различаются между собой по степени изменения спроса под воздействием того, или иного фактора. Степень реакции спроса на эти товары поддается количественному измерению с помощью коэффициента эластичности спроса.

Понятие эластичности спроса раскрывает процесс адаптации рынка к изменению основных факторов (ценой товара, ценой товара аналога, дохода потребителя).

Эластичность по дуге (дуговая эластичность) — применяется при измерении эластичности между двумя точками на кривой спроса или предложения и предполагает знание первоначальных и последующих уровней цен и объемов.

Р1 - начальная цена

Р2 - новая цена

Q1 - первоначальный объем

Q2 - новый объем

Использование формулы дуговой эластичности дает лишь приблизительное значение эластичности, и погрешность будет тем больше, чем более выпуклой будет дуга АВ.

Эластичность спроса

В зависимости от абсолютной величины коэффициента эластичности различают:

E = ∞, или абсолютная эластичность, когда незначительное изменение какого-либо параметра повышает (или понижает) объем на неограниченную величину.

|E| > 1, или эластичный спрос (предложение), когда параметр растет более высокими темпами, чем изменяется другой фактор.

E = 1, или единичная эластичность, когда рассматриваемый параметр растет теми же темпами, что и воздействующий на него фактор;

0 < E < 1, или неэластичный спрос (предложение), когда темпы роста рассматриваемого параметра меньше темпа изменения другого фактора;

E = 0, или абсолютная неэластичность, когда изменение какого-либо параметра рыночной конъюнктуры не влияет на величину рассматриваемого фактора;

Факторы эластичности спроса

· наличие и доступность товаров-заменителей на рынке;

· временной фактор (рыночный спрос имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном);

· доля расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения цен);

· степень насыщения рынка рассматриваемым товаром;

· разнообразие возможностей использования данного товара;

· важность товара для потребителя

Эластичность предложения

Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%.

Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.

ΔS — изменение величины предложения;

ΔP — изменение рыночной цены на товар;

Факторы определяющие эластичность предложения

Основными факторами, определяющими эластичность предложения являются:

1. период времени (мгновенной, краткосрочный, долгосрочный)

  • для мгновенного периода предложение неэластично;
  • для краткосрочного периода производить может в определенных пределах адаптировать к изменяющейся цене;
  • для долгосрочного периода предложение эластично;

2. специфика производства (минимальный объем затрат на расширение производства);

3. возможности хранения изготовленной продукции;

4. максимально возможный объем производства при полной загрузке мощностей.

13. Оценка эластичности по показателю общей выручки. Перекрестная эластичность и эластичность по доходу. Эластичность предложения. Основной фактор эластичности предложения – с. 541, 118, + см. 12 вопрос выше.

Оценка по показателю общей выручки ( синоним - Оценка по показателю совокупной выручки, англ.Total-revenue test) – это экономический анализ, имеющий целью определить, обладает ли спрос эластичностью, неэластичностью или единичной эластичностью в интервале между любыми двумя ценами.

Оценка эластичности спроса по показателю общей выручки:

1. Если спрос эластичен (ED > 1), уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки (Р · Q). Даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Верно и обратное: при эластичном спросе увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки. Следовательно, е сли спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.

2. Если спрос неэластичен (ED < 1), уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Расширение продаж оказывается недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, и в результате общая выручка уменьшается. Обратное утверждение тоже верно. Следовательно, если спрос неэластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.

3. При единичной эластичности (ED = 1) увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку неизменной.

Эластичность предложения не влияет на общую выручку производителя, т. к. между ценой (Р) и величиной предложения (Q) связь прямая. Поэтому независимо от степени эластичности или неэластичности предложения цена и доход (выручка) всегда изменяются в одном и том же направлении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.203 (0.008 с.)