Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос на ресурс в условиях несовершенной конкуренции

Поиск

Наш анализ спроса на труд ненамного усложняет­ся, если предположить, что фирма продает свою продукцию на рынке с несовершенной конкуренци­ей. Чистая монополия, олигополия и монополисти­ческая конкуренция на рынке продукции означает, что кривая спроса на продукцию фирмы отлого понижается, то есть фирма вынуждена принять более низкую цену на продукт, чтобы увеличить его реализацию; в таблице 2 это учтено.

Таблица 2: Спрос на ресурс: реализация продукта в условиях несовершенной конкуренции (гипотетические данные)

Единицы ресурса Всего продукта Предельный продукт (МР)∆(2) Цена продукта Общий доход (2х4) Предельный продукт в денежном выражении (МRP)∆(5)
      2,80    
      2,60 18,20 18,20
      2,40 31,20 13,00
      2,20 39,60 8,40
      2,00 44,00 4,40
      1,85 46,25 2,25
      1,75 47,25 1,00
      1,65 46,20 1,05

Данные производительности из таблицы 1 сохранены в колонках 1—3, но теперь в колонке 4 предполага­ется, что цена на продукцию должна быть снижена, чтобы реализовать предельный продукт, произ­веденный каждым дополнительно нанятым рабо­чим. МRР продавца, действующего в условиях чистой конкуренции, снижается по одной причине:

уменьшается предельный продукт. А МRР продав­ца, действующего в условиях несовершенной кон­куренции, снижается по двум причинам: уменьша­ется предельный продукт и падает цена на продукт, так как возрастает выпуск продукции.

Следует подчеркнуть, что понижение цены, со­путствующее каждому приросту выпуска проду­кции, относится в любом случае не только к пре­дельному продукту каждою последующего рабо­чего, но и ко всем предыдущим единицам про­дукции, которые в противном случае могли бы быть проданы по более высокой цене. Проиллю­стрируем: предельный продукт второго рабочего равен 6 единицам. Эти б единиц можно продать по 2,4 дол. за каждую или 14,4 дол. за все. Но это не МRР второго рабочего. Почему? Потому что, чтобы продать эти 6 единиц, фирма должна снизить на 20 центов цену 7 единиц продукции, произведенных первым рабочим, — единиц про­дукции, которые могли бы быть проданы по 2,6 дол. За каждую. Итак, МRР второго рабочего составляет лишь 13 дол. (=14,4 дол. - (7 х 20 центов)). Аналогично: МRР третьего рабочего— 8,4 дол. Хотя 5 единиц, которые производит этот рабочий, стоят на рынке 2,2 дол. каждая, третий рабочий не дает прироста общего дохода фирмы на 11 дол., если учесть снижение цены на 20 центов для 13 единиц продукции, произ­веденных первыми двумя рабочими. В данном слу­чае МRР третьего рабочего составляет лишь 8,4 дол. (=11 дол. — (13 х 20 центов)). И так далее для последующих значений колонки 6.

В итоге кривая МRР — кривая спроса на ресурс — производителя, действующего в условиях несовершенной конкуренции, имеет тенденцию быть менее эластичной, чем кривая производителя в условиях чистой конкуренции. При ставке за­работной платы, или МRС, равной 11,95 дол., предприниматель как в условиях чистой, так и несовершенной конкуренции будет нанимать двух рабочих. При ставке 9,95 дол. фирма в усло­виях чистой конкуренции будет нанимать трех рабочих, а при несовершенной конкуренции — то­лько двух. При ставке 7,75 дол. фирма в условиях чистой конкуренции примет на работу четырех человек, а при несовершенной конкуренции — то­лько трех. Разницу в эластичности можно легко увидеть, выразив графически, как на рисунке 2, данные МRС из таблицы -2 и сравнив их с рисунком 1.

Рисунок 1. Спрос производителя на ресурс в условиях несовершенной конкуренции.

Цена ресурса (Заработная плата)

 

Количество требуемого ресурса

Кривая спроса производителя на ресурс в условиях не­совершенной конкуренции падает вниз, поскольку пре­дельный продукт уменьшается и снижается цена продукта по мере роста выпуска продукции.

Неудивительно, что производитель в условиях несовершенной конкуренции меньше реагирует на снижение заработной платы при найме рабочих, чем производитель в условиях чистой конкуренции. От­носительное нежелание производителя при несовер­шенной конкуренции использовать больше ресурсов и соответственно производить больше продукции при снижении цен на ресурс является просто ре­акцией рынка ресурса на тенденцию к сокращению объема продукции на рынке при несовершенной ко­нкуренции. При прочих равных условиях, предпри­ниматель в условиях несовершенной конкуренции будет производить любого продукта меньше, чем при чистой конкуренции. Для производства этого меньшего количества продукции потребуется мень­ше ресурсов.

Но здесь уместна одна важная оговорка. Рыночная структура чистой монополии и олигополии могла бы спо­собствовать техническому прогрессу, а также более высокому уровню производства, повышению за­нятости, снижению цен в долгосрочном периоде по сравнению с чисто конкурентным рынком. Кри­вая спроса на ресурсы в этих случаях не огра­ничена.

РЫНОЧНЫЙ СПРОС НА РЕСУРС

Можно ли теперь построить кривую рыночного спроса на ресурс? Да, можно. Вспомните, что кри­вая общего, или рыночного, спроса на продукт строится путем суммирования по горизонтали кри­вых спроса отдельных покупателей на рынке. Ана­логичным способом кривую рыночного спроса на какой-то определенный ресурс можно построить то­чно так же, то есть, суммируя кривые индивидуального спроса, или кривые МRР для всех фирм, ис­пользующих данный ресурс.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.104 (0.008 с.)