Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос на ресурсы в соответствии с теорией предельной производительности в условиях чистой конкуренции и в условиях чистой монополии.

Поиск

Наименее сложный метод определения спроса на ресурсы заключается в предположении, что фирма приобретает какой-то определенный ресурс на кон­курентном рынке и в свою очередь продает свою продукцию на конкурентном рынке. Простота дан­ной ситуации состоит в том, что в условиях кон­куренции фирма продает столько своей продукции, сколько она считает необходимым при существу­ющей рыночной цене. Фирма реализует такую не­значительную долю общего объема продукции, что это не оказывает никакого влияния на цену товара. Аналогично на рынке ресурсов конкуренция оз­начает, что фирма покупает такую небольшую долю общего предложения ресурса, что приобрета­емое фирмой количество ресурса не оказывает воз­действия на его цену.

СПРОС НА РЕСУРСЫ КАК ПРОИЗВОДНЫЙ СПРОС

Определив эти упрощающие допущения, можно вы­делить наиболее важный момент: спрос на ресурсы является производным спросом, то есть про­изводным от готовых товаров и услуг, которые производятся с помощью данных ресурсов. Ресурсы удовлетворяют потребности потребителя не прямо, а косвенно, через производство товаров и услуг. Домохозяйства желают потреблять различные про­дукты питания или продукты, изготовленные с по­мощью ресурсов, а не сами ресурсы.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ В ДЕНЕЖНОЙ ФОРМЕ (МRР)

Производный характер спроса на ресурсы означает, что устойчивость спроса на любой ресурс будет зависеть от 1) производительности ресурса при со­здании товара и 2) рыночной стоимости, или цены, товара, произведенного с помощью данного ресу­рса. Другими словами, ресурс, который является высокопродуктивным при производстве товара, вы­соко оцениваемого обществом, будет пользоваться большим спросом. С другой стороны, спрос будет вялым на относительно непродуктивный ресурс, с помощью которого можно лишь производить какой-то товар, не пользующийся большим спросом у домохозяйств. И не будет никакого спроса на ресурс, который является феноменально эффектив­ным в производстве того, что никто не хочет по­купать!

Роль производительности и цены продукта при определении спроса на ресурсы можно отчетливо показать при помощи таблицы 1.

Таблица1: Спрос на ресурс: реализация продукта в условиях чистой конкуренции (гипотетические данные)

Единицы ресурса Всего продукта Предельный продукт (МР)∆(2) Цена продукта Общий доход (2х4) Предельный продукт в денежном выражении (МRP)∆(5)
           
           
           
           
           
           
           
           

Предполагается, что фирма приобретает один переменный ресурс — труд — для своего завода. Данные в колонках 1—3 напоминают нам о возмож­ности применения в данной ситуации закона убыва­ющей доходности, в соответствии с которым пре­дельный продукт труда (МР) падает ниже опре­деленной точки. Для упрощения предполагается, что уменьшение предельного продукта начинается с первым нанятым рабочим.

Уже подчеркивалось, что производный спрос на ресурс зависит не только от производительности данного ресурса, но также и от цены на произ­водимый с помощью данного ресурса продукт. В ко­лонке 4 даются сведения о цене. Заметим, что цена продукта является постоянной, в данном случае ра­вна 2 дол., ибо мы предполагаем существование конкурентного рынка продукции. Умножая данные колонки 2 на данные колонки 4, получаем общий доход в колонке 5. Из данных об общем доходе легко вычислить предельный продукт в де­нежном выражении (МRР) - прирост общего дохода в результате применения каждой дополни­тельной единицы переменного вводимого фактора производства (в данном случае — труда). Он указан в колонке 6.

ПРАВИЛО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ: МRР = МRС

Цифровые данные МRР — колонки I и 6 — показыва­ют значения спроса фирмы на труд. Чтобы объяс­нить, почему это так, вначале нужно выяснить пра­вило, которым руководствуется фирма для извлече­ния прибыли при применении любою ресурса. Что­бы максимизировать прибыль, фирма должна использовать дополнительные единицы любого дан­ного вида ресурса до тех пор, пока каждая последу­ющая единица дает прирост общего дохода фирмы, а не общих издержек. У экономистов существуют специальные термины для обозначения, как приро­ста общих издержек, так и прироста общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы труда или другого переменного ресурса. Мы уже отметили, что, исходя из определения, МRР показывает, каков прирост общего дохода в резуль­тате использования каждого последующего нанято­го рабочего. Величина, на которую каждая допол­нительная единица ресурса дает прирост издержек (издержек на ресурсы), называется предельны­ми издержками на ресурсы (МRС). Итак, можно изменить формулировку правила использо­вания ресурсов следующим образом: для фирмы будет прибыльным применять дополнительные еди­ницы ресурса до той точки, в которой МRР данного ресурса равен МRС. Если число рабочих, которых в текущий момент нанимает фирма, таково, что МRР последнего нанятого рабочего превышает его или ее МRС, то фирма явно получит прибыль от найма еще большего количества рабочих. Но если число нанимаемых таково, что МRС последнего рабочего превышает МRР, то фирма нанимает ра­бочих, которые "не оплачивают сами себя", и поэто­му она может увеличить свою прибыль, лишь уво­лив какое-то число рабочих. Читатель согласится, что данное правило — МRР = МRС — очень похоже на правило максимизации прибыли — МR=МС, - использованное при определении цен и объема продукции. Логическое обоснование обоих правил одно и то же, но теперь акцент делается на затраты на ресурсы, а не на выпуск продукции.

МRР — ЭТО ГРАФИК СПРОСА

Поскольку цена на продукт и предельный доход на чисто конкурентном рынке продукции равны, поскольку и цена на ресурсы и предельные издержки на ресурсы равны, когда фирма использует ресурсы в борьбе с конкурентами. На чисто конкурентном рынке труда ставка заработной платы устанавлива­ется совокупным, или рыночным, предложением труда или рыночным спросом на труд. Единичная фирма не может влиять на эту ставку заработной платы, потому что она нанимает весьма неболь­шую долю совокупного объема предложенного труда. Это значит, что совокупные издержки на ресурсы возрастают точно на величину сущест­вующей ставки заработной платы для каждого нанимаемого дополнительного рабочего; ставка заработной платы и МRС равны. Из этого следует, что фирма будет нанимать рабочих до точки, в которой ставка заработной платы (или МRС) равна их МRР, если только она нанимает рабочих в условиях конкуренции.

Соответственно, используя данные колонки 6 та­блицы 1, находим, что если ставка заработной платы равна 13,95 дол., то фирма будет нанимать только одного рабочего, потому что первый рабо­чий обеспечит прирост совокупного дохода на 14 дол. и чуть меньше — 13,95 дол. — прирост сово­купных издержек. Для каждого последующего рабо­чею, однако, МRС превышает МRР, а это означает, что для фирмы невыгодно нанимать никого из этих рабочих. Если ставка заработной платы составляет 11,95 дол., то, применяя ту же аргументацию, уви­дим, что фирме выгодно нанимать как первого, так и второго рабочего. Аналогично: если ставка зара­ботной платы равна 9,95 дол., то наймут трех человек. Если 7,95 — то четырех. Если 5,95 — то пя­терых. И так далее. Очевидно, что график МRР отражает спрос фирмы на труд, ибо каждая точка на этом графике (кривой) показывает число рабо­чих, которых наняла бы фирма при каждой возмож­ной ставке заработной платы. Графически это дано на рисунке 1.

Рисунок 1. Спрос производителя на ресурс в условиях чистой конкуренции.

Цена ресурса

(ставка з/платы)

 

 

Количество требуемого ресурса

 

Кривая МRР — это кривая спроса на ресурс. Расположе­ние кривой зависит от предельной производительности данного ресурса и цены продукта. В условиях чистой кон­куренции цена продукта является постоянной; следовате­льно, исключительно из-за убывающей предельной произ­водительности кривая спроса на ресурс плавно понижает­ся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.30 (0.009 с.)