Этапы развития экономической теории в досовременный период (меркантилизм, физиократизм, классическая политэкономия) - с. 13-15. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы развития экономической теории в досовременный период (меркантилизм, физиократизм, классическая политэкономия) - с. 13-15.



Этапы развития экономической теории в досовременный период (меркантилизм, физиократизм, классическая политэкономия) - с. 13-15.

Современные экономические теории (неоклассицизм, кейнсианство, монетаризм, институционально-социологическое направление) - с. 15.

Принцип 1. Человек выбирает

Первый вывод урока принятия решений формулируется следующим образом: «Бесплатных обедов не бывает». Чтобы получить какую—то необходимую вещь, человеку обычно приходится отказываться от другой, не менее ценной. Принятие решения требует противопоставления одной цели другой.

Представим студентку, которая решает проблему распределения своего наиболее ценного ресурса — времени. Она может провести весь день за чтением учебника по экономикс, потратить все свое время на изучение психологии или поровну распределить его на два предмета. Посвятив один час экономике, она теряет час, который могла бы использовать для расширения знаний по психологии. Кроме того, каждый час, который она тратит на учебу, можно было бы использовать для прогулки на велосипеде, просмотра телепередач, послеобеденного отдыха или работы, позволяющей девушке получить дополнительные денежные средства.

А теперь давайте рассмотрим проблему распределения семейного дохода, которую приходится решать ее родителям. Они могут использовать его на покупку еды, новой одежды или туристической путевки. Возможно, родители примут решение отложить какую—то часть дохода на «черный день», на прибавку к пенсии, на образование детей. Если они решают направить дополнительный доллар на какую—то из этих целей, количество денег, которые они могли бы использовать для приобретения других благ, уменьшится на тот же доллар.

Индивиды, объединенные в общество, сталкиваются с необходимостью решения множества аналогичных проблем. Классический выбор — «пушки или масло?». Чем больше мы тратим на то чтобы надежно защитить наши границы от иностранных агрессоров («пушки»), тем меньше ресурсов направляем на производство потребительских товаров («масло») для повышения уровня жизни. Большое значение имеет в современном обществе выбор между охраной окружающей среды и высоким уровнем доходов. Законодательство, предписывающее компаниям уменьшать загрязнение природной среды, вызывает увеличение стоимости произведенных товаров и услуг. Из—за повышения издержек производства компании либо получают меньшую прибыль, либо платят своим работникам более низкую заработную плату, либо продают товары по более высоким ценам, либо комбинируют какие—то из этих трех возможных вариантов. Поэтому одновременно с тем, что законодательство по охране окружающей среды позволяет членам общества воспользоваться экологическими благами, доходы владельцев компаний, наемных рабочих и потребителей снижаются.

Другая задача, решение которой приходится искать обществу, — это выбор между эффективностью и равенством. Эффективность означает, что общество получает максимум возможных благ от использования своих ограниченных ресурсов. Равенство означает, что полученные в результате использования этих ресурсов блага справедливо распределяются между всеми членами общества. Другими словами, эффективность определяет размер экономического «пирога», а равенство — способ его нарезки на части. Нередко при изменении политики государства эффективность и равенство вступают в конфликт.

Рассмотрим, например, политику, направленную на достижение более справедливого распределения экономических благ. Цель таких государственных программ, как страхование от безработицы или система социальной помощи, — поддержка нуждающихся членов общества. Система подоходного налога предусматривает обязанность удачливых в финансовом плане индивидов передавать более высокие суммы средств на нужды государства. Хотя такие программы ведут к достижению большей справедливости (равенства членов общества), их результатом становится также снижение эффективности. Перераспределение государством доходов от богатых к бедным обесценивает награду за упорную работу, вследствие чего интенсивность труда людей и выпуск товаров и услуг начинают снижаться. Другими словами, когда правительство старается разрезать экономический «пирог» более равномерно, уменьшается сам пирог.

Признание того, что человек делает выбор не сам по себе, подсказывает нам, какое решение он примет или должен принять. Студентка не имеет права пренебрегать занятиями психологией только потому, что это позволит ей глубже изучить экономикс. Общество не откажется от защиты окружающей среды только потому, что затраты на это могут привести к снижению уровня доходов его членов. Нельзя игнорировать бедность только потому, что помощь общества уменьшают стимулы к труду. Признание необходимости выбора важно потому, что если мы осознаем его последствия, то получаем возможность принять правильное решение.

Принцип 2. Стоимость чего—либо — это стоимость того, от чего придется отказаться, чтобы получить желаемое

Необходимость выбора, принятие человеком осознанного решения требуют сравнения издержек и выгод альтернативного варианта действий. Однако во многих случаях издержки не так очевидны, как может показаться на первый взгляд.

Рассмотрим, например, процесс принятия молодым человеком решения о поступлении в колледж. Благо, которое он, возможно, получит, состоит в интеллектуальном обогащении и перспективах получения хорошей работы. Но каковы издержки? За обучение, учебники, комнату в общежитии и питание ему необходимо будет заплатить определенную сумму денег. И это далеко не все, от чего придется отказаться ради нескольких лет обучения в колледже.

Первая проблема состоит в выяснении того, не включаем ли мы в цену обучения нечто, не являющееся реально издержками поступления в колледж. Даже если молодой человек решает, что ему ни к чему «лишние знания», ему все равно необходимы ночлег и питание. Плата за комнату и питание являются издержками поступления в учебное заведение только в той степени, в какой их цена в колледже превышает их стоимость в каком—то другом месте. На самом деле плата за питание и проживание в общежитии колледжа может быть меньше, чем стоимость жилья и пищи при самостоятельной работе юноши, а значит, экономия расходов на крышу над головой и хлеб насущный — это преимущество поступления в колледж.

Еще одна проблема оценки издержек заключается в том, что во внимание не принимается бульшая часть затрат, связанных с поступлением в колледж, — время студента. Если он в течение года посещает лекции, часами сидит в библиотеке и ночами корпит над курсовыми работами, то он не имеет возможности работать. Для большинства студентов деньги в форме заработной платы, которых они лишаются при поступлении в колледж, — основная часть издержек образования.

Издержки упущенных возможностей,или альтернативные издержки, — это нечто, от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое. Принятие любого решения (например, решения о поступлении в колледж) требует осознания упущенных возможностей каждого варианта действий. Спортсмены, которые учатся в колледже, прекрасно понимают, что их альтернативные издержки (они могли бы заработать миллионы в профессиональном спорте) очень высоки. Неудивительно, что они часто решают — преимущества высшего образования не стоят издержек, связанных с его получением. Так, звезда баскетбола Джеймс ЛеБрон решил бросить колледж и перейти в одну из команд профессиональной Национальной баскетбольной ассоциации, где он — один из лучших игроков — заработал миллионы долларов.

Принципы, на которых строится взаимодействие членов общества.

Принципы, относящиеся к функционированию экономики в целом.

Закон спроса. Графики – с. 114-115.

Закон предложения. Графики – с. 114-115.

Равновесная цена и равновесный объем продаж. График рыночного равновесия – с. 115-116, 133.

Эластичность спроса

В зависимости от абсолютной величины коэффициента эластичности различают:

E = ∞, или абсолютная эластичность, когда незначительное изменение какого-либо параметра повышает (или понижает) объем на неограниченную величину.

|E| > 1, или эластичный спрос (предложение), когда параметр растет более высокими темпами, чем изменяется другой фактор.

E = 1, или единичная эластичность, когда рассматриваемый параметр растет теми же темпами, что и воздействующий на него фактор;

0 < E < 1, или неэластичный спрос (предложение), когда темпы роста рассматриваемого параметра меньше темпа изменения другого фактора;

E = 0, или абсолютная неэластичность, когда изменение какого-либо параметра рыночной конъюнктуры не влияет на величину рассматриваемого фактора;

Факторы эластичности спроса

· наличие и доступность товаров-заменителей на рынке;

· временной фактор (рыночный спрос имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном);

· доля расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения цен);

· степень насыщения рынка рассматриваемым товаром;

· разнообразие возможностей использования данного товара;

· важность товара для потребителя

Эластичность предложения

Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%.

Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.

ΔS — изменение величины предложения;

ΔP — изменение рыночной цены на товар;

Факторы определяющие эластичность предложения

Основными факторами, определяющими эластичность предложения являются:

1. период времени (мгновенной, краткосрочный, долгосрочный)

  • для мгновенного периода предложение неэластично;
  • для краткосрочного периода производить может в определенных пределах адаптировать к изменяющейся цене;
  • для долгосрочного периода предложение эластично;

2. специфика производства (минимальный объем затрат на расширение производства);

3. возможности хранения изготовленной продукции;

4. максимально возможный объем производства при полной загрузке мощностей.

13. Оценка эластичности по показателю общей выручки. Перекрестная эластичность и эластичность по доходу. Эластичность предложения. Основной фактор эластичности предложения – с. 541, 118, + см. 12 вопрос выше.

Оценка по показателю общей выручки ( синоним - Оценка по показателю совокупной выручки, англ.Total-revenue test) – это экономический анализ, имеющий целью определить, обладает ли спрос эластичностью, неэластичностью или единичной эластичностью в интервале между любыми двумя ценами.

Оценка эластичности спроса по показателю общей выручки:

1. Если спрос эластичен (ED > 1), уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки (Р · Q). Даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Верно и обратное: при эластичном спросе увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки. Следовательно, е сли спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.

2. Если спрос неэластичен (ED < 1), уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Расширение продаж оказывается недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, и в результате общая выручка уменьшается. Обратное утверждение тоже верно. Следовательно, если спрос неэластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.

3. При единичной эластичности (ED = 1) увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку неизменной.

Эластичность предложения не влияет на общую выручку производителя, т. к. между ценой (Р) и величиной предложения (Q) связь прямая. Поэтому независимо от степени эластичности или неэластичности предложения цена и доход (выручка) всегда изменяются в одном и том же направлении.

Вывод

В наиболее общем виде функция спроса (или предложения) на товар зависит от огромного количества ценовых и неценовых детерминант.

Эластичность спроса (или предложения) по отношению к любой из детерминант характеризует чувствительность величины спроса (или предложения) к процентному изменению этой детерминанты, при том что другие детерминанты полагаются постоянными.

Математически это означает, что для определения эластичности в точке необходимо нахождение частной производной функции спроса (или предложения) по какой-либо детерминанте.

Бюджетная линия. График.

Карта безразличия потребителя показывает его субъективное отношение к тому или иному набору товаров. Однако способность потребителя удовлетворять свои вкусы и предпочтения, и следовательно, тот спрос, который он предъявляет на рынке, зависит от имеющегося в его распоряжении дохода и от цен на соответствующие товары.

Оба эти фактора в совокупности определяют область допустимых потребителю потребительских наборов, или бюджетную область. Бюджетное ограничение потребителя может быть записано в виде неравенства: P1Q1 + P2Q2 ≤ R

(где:P1 P2 — цены на соответствующие товары Q1 и Q2, R — доходы потребителя)

Бюджетная линия

Если потребитель полностью расходует свой доход на товары Q1 Q2 то мы получаем равенство: P1Q1 + P2Q2 = R. Преобразовав его, получаем уравнение бюджетной линии:

Бюджетная линия показывает набор комбинаций товаров Q1 и Q2, которые может приобрести потребитель, расходуя весь свой денежный доход. Наклон бюджетной линии определяется отношением P1/P2.

В многотоварной экономике и при условии учета сбережений потребителя, уравнение бюджетной линии в общем виде:

P1Q1 + P2Q2 +... +PnQn + сбережения = R

Смещение бюджетной линии

Изменение бюджетной области может происходить под воздействием двух основных факторов: изменение дохода и изменение цен на товары.

Увеличение денежного дохода с R1 до R2 при неизменных ценах позволит потребителю приобрести большее количество как одного, так и другого товара. Угол наклона бюджетной линии не изменится, поскольку цены остаются прежними, но сама линия сместится вверх и вправо параллельно самой себе. При понижении дохода линия сместится ниже и левее.

Изменение цены на один из товаров при неизменном доходе и цене другого товара изменит наклон бюджетной линии, равный отношению цен. Так, например, при сокращении цены P1 на товар Q1 максимальное количество товара, приобретаемое при данном доходе, увеличивается с R/P11 до R/P12. Соответственно уменьшается угол наклона бюджетной линии.

Из уравнения бюджетной линии вытекают также следующие свойства бюджетных ограничений потребителя:

· при одновременном увеличении в n раз и цен P1, P2, и дохода R положение бюджетной прямой не меняется, и следовательно, область бюджетных ограничений останется прежней.

· увеличение цен в n раз равносильно сокращению дохода потребителя в то же количество раз.

Точка оптимума

Карта безразличия представляет собой графическое отображение вкусов и предпочтений потребителя.

Бюджетная область показывает совокупность доступных потребителю товаров, то есть его покупательную способность. Объединение этих графиков позволяет ответить на вопрос, какой товарный набор является лучшим для потребителя.

Товарный набор, максимизирующий совокупную полезность потребителя, называется точкой потребительского равновесия (точкой оптимума) и лежит в точке касания бюджетной линии и кривой безразличия (при условии, что товар желателен для потребителя то есть имеет положительную предельную полезность).

 

Условия оптимума

Для оптимального потребительского набора выполняются следующие условия:

  • равновесная комбинация товаров (х*1,х*2) всегда лежит на бюджетной линии, а не под нею. Это означает, что для максимизации полезности потребитель должен полностью использовать имеющийся доход (сбережения тоже рассматриваются как доступный для "покупки" товар);
  • в точке равновесия угол наклона кривой безразличия равен углу наклона бюджетной линии, или

tg угла наклона кривой безразличия = МRS = — Δх2/ Δх1,

tg угла наклона бюджетной линии = — Р1/Р2.

Следовательно, второе условие максимизации полезности предполагает такое распределение дохода потребителем, при котором предельная норма замещения одного товара другим равно обратному отношению их цен

МRS = — Р1/Р2, или Δх2/ Δх1=Р1/Р2.

Экономический смысл данного условия — МRS товара 2 товаром 1 определяет уровень, при котором потребитель желает заменить один товар на другой. Отношение цен (Р1/Р2) определяет уровень, при котором потребитель может заменить товар 2 товаром 1. Пока эти уровни не сравняются, возможны обмены, увеличивающие совокупную полезность потребителя.

Второе условие максимизации может быть записано по-другому. Из определения предельной полезности

MU1= Δ TU/ Δх1;

MU2= Δ TU / Δх2.

Если разделить МU1 на МU2, то мы получим

МU1/МU2 = Δх2/ Δх1,

или

МU1/МU2 = Р1/Р2.

Отсюда вытекает равенство

МU1/ Р1 = МU2/ P2.

В случае n товаров, выражение принимает вид

MU1/P1= MU2/P2 = …= MUn/Pn = MU сбережений.

Это означает, что условия максимизации полезности, выведенные путем анализа кривой безразличия (ординалистским путем) и с помощью кардиналистской модели полезности, могут быть записаны одинаковым способом.

Исходные аксиомы анализа

Построение и анализ этих кривых основывается на следующих допущениях, или аксиомах:

1. Аксиома рациональности потребителя как экономического субъекта

2. Аксиома непрерывности: все товары можно непрерывно разбить на всё более мелкие единицы, так что размеры единиц, в которых продается товар, не сдерживают потребителей.

3. Аксиома возможности выбора: способность человека однозначно ответить на вопрос, какой из предложенных потребительских наборов, А или В, является для него более предпочтительным. Обязательным будет выбор одного из трех вариантов ответа: либо набор А предпочтительней набора В (А > B), либо набор B предпочтительней набора A (A < B), либо наборы A и B имеют одинаковую полезность для потребителя (A=B).

4. Аксиома транзитивности: д ля любых трех потребительских корзин (наборов) А, В и С, если потребитель предпочитает набор A в большей степени, чем набор B, и набор B в большей степени чем набор C, то он однозначно предпочитает потребительских набор A в большей степени, чем набор C. То есть если A > B и B > C значит A >C. Также: если A = B и B = C, то A = C.

5. Аксиома ненасыщенности: д ля любого набора A всегда существует набор B, более предпочтительный для потребителя. Это означает, что у потребителя нет порога насыщения и он всегда предпочитает иметь большее количество товаров меньшему. При этом, если количество хотя бы одного из товаров, входящих в потребительскую корзину возрастет, уровень его удовлетворения увеличится.

Явление насыщения

Представим ситуацию, при которой существует идеальный потребительский набор, максимально удовлетворяющий потребности потребителя, то есть находящийся в точке насыщения (например: доза лекарства, которую необходимо принять за день). Уменьшение данной дозы не даст улучшения. Чем ближе потребитель находится к точке насыщения, тем выше полезность его потребительского набора. Кривые безразличия этого потребителя будут иметь вид эллипсов.

Производственная функция

Производственная функция – это зависимость между набором факторов производства и максимально возможным объемом продукта, производимым с помощью данного набора факторов.

Производственная функция всегда конкретна, т.е. предназначается для данной технологии. Новая технология – новая производительная функция.

С помощью производственной функции определяется минимальное количество затрат, необходимых для производства данного объема продукта.

Производственные функции, независимо от того, какой вид производства ими выражается, обладают следующими общими свойствами:

1) Увеличение объема производства за счет роста затрат только по одному ресурсу имеет предел (нельзя нанимать много рабочих в одно помещение – не у всех будут места).

2) Факторы производства могут быть взаимодополняемы (рабочие и инструменты) и взаимозаменяемы (автоматизация производства).

В общем виде производственная функция (Кобба-Дугласа) выглядит следующим образом:

Y = А • К° • U • е",

где Y - объем выпуска изделий, К - капитал, L - труд. А, а, Р - параметры (коэффициенты) функции: А - коэффициент пропорциональности или масштабности (коэффициент сопряжения размерности), а и р - коэффициенты эластичности объема производства соответственно по капиталу и по труду (или коэффициенты, характеризующие прирост объема выпуска продукции, приходящийся на 1% прироста соответствующего фактора), е - фактор, отражающий влияние технического прогресса (г) и времени (t).

Если рассматриваемую функцию выразить в показателях среднегодовых темпов прироста факторов, то она преобразуется и примет следующий вид: Y = аК + pL + r, где Y, К, L - соответственно темп прироста продукции, капитала, рабочей силы, r - комплексный показатель роста совокупной экономической эффективности всех факторов (помимо изменений в технике он отражает улучшение качества и повышение эффективности использования живого или овеществленного труда и др.).

Производственная функция Кобба-Дугласа имеет постоянную эластичность замещения производственных факторов, равную единице. Это означает, что, скажем, расширение численности рабочих (соответственно рост фонда заработной платы) эквивалентно увеличению размера капитала, которое вызовет точно такое же повышение объема производства. Поэтому предпринимателю безразлично, за счет роста каких факторов наращивать выпуск продукции: одна и та же денежная единица дает одинаковый производственный эффект независимо от того, на увеличение какого фактора она была израсходована.

Основываясь на законе убывающей производительности, проанализируем взаимосвязь общего (TPL), среднего (АPL) и предельного продуктов (MPL) (рис. 10.1).

В движении кривой общего продукта (ТР) можно выделить три этапа. На этапе 1 она поднимается вверх ускоряющимися темпами, так как предельность продукта (MP) возрастает (каждый новый рабочий приносит больше продукции, чем предыдущий) и достигает максимума в точке А, то есть скорость роста функции максимальна. После точки А (этап 2) в силу действия закона убывающей отдачи, кривая MP падает, то есть каждый нанятый рабочий дает меньшее приращение общего продукта по сравнению с предшествующим, поэтому темп роста ТР после ТС замедляется. Но пока МР будет положительным, ТР будет все равно увеличиваться и достигнет максимума при МР=0.

На 3 этапе, когда количество рабочих становится избыточным по отношению к фиксированному капиталу (станки), МР приобретает отрицательное значение, поэтому ТР начинает снижаться.

Конфигурация кривой среднего продукта АР также обусловлена динамикой кривой МР. На 1 этапе обе кривые растут, пока приращение объема выпуска от вновь нанятых рабочих будет большим, чем средняя производительность (АРL) ранее нанятых рабочих. Но после точки А (max MP), когда четвертый рабочий добавляет к совокупному продукту (ТР) меньше чем третий, МР уменьшается, поэтому средняя выработка четырех рабочих также сокращается.

Итак, производственная функция выявляет тенденцию уменьшения зависимости хозяйственных результатов от количества применяемого живого труда и возрастающее значение техники. Но это не означает, что в условиях НТР снижается роль человеческого фактора в развитии экономики. Новейшая технологическая революция, связанная с использованием сложнейших и дорогостоящих электронных технических систем (роботокомплексов, обрабатывающих центров и др.), кардинально меняет положение человека в производстве. Он перестает быть простым дополнением машинных систем и уже непосредственно не воздействует на обработку сырья и материалов. Он все больше вытесняется из прямого участия в технологическом процессе, становится его регулировщиком, контролером и направителем. От этого его роль и ответственность за конечные результаты работы возрастает. Дальнейший рост Пт зависит от совершенствования техники примерно на 40%, а на 60% - от активизации человеческого фактора.

Предельный доход

В современной рыночной экономике расчет эффективности производства предполагает сравнение предельного дохода и предельных издержек.

Существует два способа определения наилучших объемов производства. Оба они строятся на сравнении предельного дохода и предельных издержек.

Й способ: графический

Строится на основе сравнения предельных издержек и предельного дохода.

Ориентиры для фирмы складываются следующим образом:

  • если предельный доход выше предельных издержек можно расширять производство.
  • если предельный доход меньше предельных издержек, производство невыгодно, его нужно сворачивать.

Точка равновесия фирмы и максимальной прибыли достигается в случае равенства предельного дохода и предельных издержек.

Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции, когда она выбирает оптимальный выпуск продукции, предполагает следующее равенство:

Р = МС + MR

где: Р-цена товара, MC-предельные издержки, MR-предельный доход.

Последствия монополий

Монополия как тип экономического поведения на рынке имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, крупное производство дает возможность снижать издержки производства и в целом экономить ресурсы; оно меньше подвержено банкротству, а значит сдерживает рост безработицы, имеет больше возможностей для проведения научно-исследовательских работ и т.д. В существовании некоторых монополий при условии регулирования их деятельности государством заинтересовано общество в целом, ибо эффект масштаба позволяет сокращать издержки производства на единицу продукции, экономить ресурсы. Такие монополии носят название естественных. С другой стороны, в рыночной экономике монополия является препятствием свободной конкуренции, что не способствует снижению цен, повышению качества продукции и т.д. и в конечном итоге ведет к снижению жизненного уровня населения.

Модель Курно.

КУРНО МОДЕЛЬ ДУОПОЛИИ [Сournot duopoly model] — простая модель олигополии, где фирмы конкурируют друг с другом, производя однородный товар и зная общую кривую рыночного спроса. Модель была разработана французским экономистом и математиком Огюстеном Курно (Augustin Cournot, Recherches sur les Principes Mathematiques de la Theorie des richesses, 1838). Это модель равновесия в условиях некооперированной олигополии.

Обе фирмы должны решить, сколько продукции выпускать, и обе принимают свои решения в одно и то же время. Конечная цена зависит от совокупного объема производства обеих фирм. Главная особенность модели: каждая фирма принимает решения, считая объем выпуска своих конкурентов (конкурента в случае дуополии) постоянным в течение заданного периода.

Равновесие Курно [Cournot equilibrium] — некооперативное равновесие: каждая фирма принимает решения, которые дают ей наибольшие прибыли при данных действиях своих конкурентов. График, отражающий объемы производства фирмы в зависимости от предполагаемых объемов производства ее конкурентов, называется кривой реакции. Равновесный уровень объема производства находится на пересечении кривых реакции обеих фирм. В теории игр такая ситуация называется равновесием Нэша. В конечном счете прибыли, получаемые каждой фирмой, выше, чем если бы они были при идеальной конкуренции, но они ниже, чем если бы фирмы договорились друг с другом. Но подобные договоренности обычно осуждаются и, кроме того, фирмы могут не верить друг другу: если контрагент в нарушение договоренности снизит цену по сравнению с условленной, то он увеличит сбыт и одержит победу в конкуренции.

Итак, исходные условия и основная задача модели

На рынке действуют две схожие фирмы (ситуация дуополии), каждая из которых владеет источником минеральной воды, который она может разрабатывать с одинаковыми издержками. Для простоты они приняты равными нулю. Минеральную воду фирмы реализуют на рынке. Рыночный спрос известен и имеет вид линейной функции: Р=a-bQ. Совокупный объем производства двух фирм: Q=Q1+Q2. Каждая фирма стремится к максимизации прибыли, исходя из неизменности объема выпуска конкурента, независимо от того, какой объем выберет она сама (другими словами, объем выпуска конкурента принимается как заданная величина). Например, если фирма 1 полагает, что возможный объем выпуска фирмы 2 равен нулю (т.е. она является единственным производителем и спрос на ее продукцию совпадает с рыночным спросом), то она производит в точке оптимума один объем. Если возможный объем выпуска фирмы 2 будет больше, то фирма 1 скорректирует свой выпуск исходя из остаточного спроса (рыночный спрос минус спрос на продукцию фирмы 2), т.е. произведет в точке оптимума несколько меньше. И, наконец, если фирма 1 полагает, что ее конкурент покрывает все 100% рыночного спроса, ее оптимальный выпуск будет равен нулю. Таким образом, оптимальный объем производства фирмы 1 будет меняться в зависимости от того, как по ее мнению будет расти объем выпуска фирмы 2. Основная задача модели — определить при каком объеме выпуска обе фирмы достигают равновесия.

Решение модели: Подставим в уравнение рыночного спроса уравнение совокупного объема производства двух фирм и получим P=a-b(Q1+Q2). Выразим прибыли фирм как разность между совокупными доходами и совокупными издержками каждой из них: п1=TR1-TC1=PQ1-cQ1; п2=TR2-TC2=PQ2-cQ2, где с — средние краткосрочные издержки фирм (для простоты анализа издержки фирм приняты одинаковыми).

Подставим в правые части полученных уравнений развернутое значение Р и получим

п1={a-b(Q1+Q2)}Q1-cQ1=aQ1-bQ12-bQ2Q1-cQ1,

п2={a-b(Q1+Q2)}Q2-cQ2=aQ2-bQ22-bQ2Q1-cQ2.

Условие экономического равновесия предполагает невозможность прироста прибыли в точке оптимума или, другими словами, равенство предельной прибыли нулю: п1`(Q1)=0; п2`(Q2)=0, или

Перепишем эти уравнения следующим образом

a-2bQ1-bQ2-c=0,

a-2bQ2-bQ1-c=0,

2bQ1=(a-c)-bQ2,

2bQ2=(a-c)-bQ1.

Выразив объем выпуска одной фирмы через объем выпуска другой, уравнение кривых реакций дуополистов: Q1=(a-c)/2b — 0.5Q2; Q2=(a-c)/2b — 0.5Q1.

Поскольку мы изначально рассматривали две схожие по издержкам и выпускаемой продукции фирмы, то их кривые реакции выражены одинаковыми уравнениями.

Экономический смысл кривых реакции:

Совокупность точек на кривой реакции показывает, какой будет реакция одной из фирм при выборе объема своего выпуска на решение другой фирмы относительно величины своего выпуска.

Точка пересечения кривых реакции обоих дуополистов, совмещенных на единых координатных осях, называется точкой равновесия Курно. Графическое изображение данных кривых реагирования представлено на рис. 1.

 

Рис. 1. R1(Q2) — кривая реакции дуополиста 1 на величину выпуска, предложенного дуополистом 2, и соответственно R2(Q1) — кривая реакции дуополиста 2 на величину выпуска, предложенного дуополистом 1.

Для того чтобы определить равновесные объемы выпусков обоих фирм, используем уравнения реакции. Подставим выражение Q2 в уравнение Q1=(a-c)/2b — 0,5Q2 и наоборот, и получим:

Q1*=(a-c)/3b; Q2*=(a-c)/3b.

В точке равновесия фирма 1 выбирает оптимальный для себя объем производства Q1*, предполагая, что ее конкурент поддерживает объем выпуска Q2*. В свою очередь, фирма 2 независимо от фирмы 1 выбирает оптимальный уже для нее объем Q2*, полагая выпуск своего конкурента равным Q1*. Таким образом никто из олигополистов не желает изменять своего выбора в одностороннем порядке. Как видно из полученного уравнения и рис. 1, равновесный совокупный объем выпуска обоих фирм, действующих независимо друг от друга, покрывает лишь 2/3 рыночного спроса, равного Q=(a-c)/b:

Очевидно, что если бы фирмы могли договориться о разделе рынка и действовали как единая монополия, то рынок был бы поделен пополам, и каждая из фирм обеспечивала бы лишь по 1/4 спроса, реализуя продукцию по более высоким ценам и получая отсюда более высокую прибыль.

Доказательство. Совокупный доход обеих фирм равен TR=PQ=(a-bQ)Q=aQ-bQ2. Следовательно, предельный доход равен MR=a-2bQ. Совокупные издержки обоих фирм составляют TC=cQ. Соответственно, предельные издержки MC=c. Таким образом, приравняв предельные издержки к предельному доходу, мы получим оптимальный объем выпуска обоих фирм при согласованных действиях:

MC=MR,

с=a-2bQ,

2bQ=a-c,

Q=(a-c)/2b.

Итак, на каждую фирму при делении рынка пополам пришлось бы по (a-c)/4b выпуска продукции.

МRР — ЭТО ГРАФИК СПРОСА

Поскольку цена на продукт и предельный доход на чисто конкурентном рынке продукции равны, поскольку и цена на ресурсы и предельные издержки на ресурсы равны, когда фирма использует ресурсы в борьбе с конкурентами. На чисто конкурентном рынке труда ставка заработной платы устанавлива­ется совокупным, или рыночным, предложением труда или рыночным спросом на труд. Единичная фирма не может влиять на эту ставку заработной платы, потому что она нанимает весьма неболь­шую долю совокупного объема предложенного труда. Это значит, что совокупные издержки на ресурсы возрастают точно на величину сущест­вующей ставки заработной платы для каждого нанимаемого дополнительного рабочего; ставка заработной платы и МRС равны. Из этого следует, что фирма будет нанимать рабочих до точки, в которой ставка заработной платы (или МRС) равна их МRР, если только она нанимает рабочих в условиях конкуренции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.13 с.)