Спрос и предложение на рынке труда



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос и предложение на рынке труда



Цены на производительные услуги, т. е. услуги труда, капитала и т. д., определяются на основе спроса и предложе­ния. Анализ рынка труда начнем применительно к условиям совершенной конкуренции.

Субъектами спросана рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения- домашние хозяйства.

На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых предпри­нимателями работников определяется двумя показателями - размером за­работной платы и ценностью (в ее денежном выражении) предельного про­дукта труда. С увеличением количества нанимаемых работников происхо­дит уменьшение величины предельного продукта (вспомним закон убыва­ющей доходности). Привлечение дополнительной единицы труда прекра­тится тогда, когда предельный продукт труда в денежном выражении (MRPL) сравняется с величиной заработной платы.

Объем спроса на труд находится в обратной зависимости от величи­ны заработной платы. При росте ставки заработной платы, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия дол­жен соответственно сократить применение труда, а при ее снижении величина спроса на труд возрастает. Функциональная зависимость меж­ду величиной заработной платы и объемом спроса на труд выражается в кривой спроса на труд (рис. 1).

Рис. 1. Кривая спроса на труд

На оси абсцисс - величина требую­щегося труда (L), а на оси ординат -ставка заработной платы (w). Каждая точка на кривой DL показыва­ет, какой будет величина спроса на труд при определенном уровне заработной платы. Конфигурация кривой и ее отри­цательный наклон показывают, что более низкой заработной плате соответствует большая величина спроса на труд и на­оборот.

Иначе обстоит дело с функцией пред­ложения труда. Объем предложения тру- да также зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги. Как правило (а быва­ет и исключение, как мы увидим в дальнейшем), продавцы на рынке труда в условиях совершенной конкуренции стремятся увеличить предложение в условиях роста заработной платы. Поэтому кривая предложения труда име­ет положительный наклон (рис. 2).

Кривая предложения труда (SL) показывает, что при повышении заработ­ной платы возрастает величина предложения труда, а при ее снижении объем предложения труда уменьшается. Совокупное предложение труда в обществе зависит от многих факторов, определяющих количество и каче­ство предлагаемых услуг труда, среди которых важнейшими являются об­щая численность населения страны и доля в нем экономически активного населения, средняя продолжительность рабочего дня, профессионально-квалификационный состав работников и др.

Остановимся еще на одном важном и интересном экономическом явлении, характеризующем предложение труда. Вернее, на двух явлениях, получив­ших название эффект замещения и эффект дохода. Эти категории уже рас­сматривались в гл. 5, когда речь шла об изменении относительных цен на рынке товаров и услуг. Действуют они и на рынке труда. Эти эффекты про­являются тогда, когда мы пожелаем выяснить, как отразится на предложе­нии труда отдельного индивидуума повышение ставок заработной платы. На первый взгляд, предложение труда должно вырасти. Однако в игру вступают эффект замещения и эффект до­хода.

На рис. 3 изображена кривая, показывающая общее количество рабо­чего времени, которое согласен отработать конкретный работник при дан­ной величине заработной платы. От обычной кривой предложения труда, иллюстрирующей ситуацию на национальном или отраслевом рынках тру­да, эта кривая отличается своей конфигурацией. До точки I интересующая нас кривая показывает увеличение предложе­ния труда при росте заработной платы, - она удаляется от оси ординат. Однако, пройдя точку I, кривая SL меняет направление. Она сгибается и, принимая отрицательный наклон, снова приближается к оси ординат, по­казывая, на первый взгляд, парадоксальную ситуацию - уменьшение пред­ложения труда при дальнейшем росте заработной платы. Таким образом, увеличение заработной платы до определенных размеров ведет к росту предложения труда, которое после достижения максимального уровня (LI) начинает сокращаться вследствие дальнейшего роста заработной платы. Одна и та же причина - увеличение заработной платы приводит и к росту, и к сокращению предложения труда. Почему же это происходит?

Поскольку при увеличении заработной платы каждый час отработанно­го времени лучше оплачивается, каждый час свободного времени воспри­нимается работником как возросший убыток, точнее, упущенная выгода. Эта выгода могла бы быть реализована при превращении свободного вре­мени в рабочее - отсюда стремление заместить свободное время дополни­тельной работой. Соответственно, досуг замещается тем набором товаров и услуг, которые работник может приобрести на возросшую заработную плату. Вышеописанный процесс получил название эффекта замещения на рынке труда. На приведенном на рис. 11.3 графике эффект замещения про­является до точки I, т. е. до начала движения кривой предложения труда влево, к оси ординат.

Эффект дохода противостоит эффекту замещения и становится ощутим при достижении работником определенного, достаточно высокого уровня материального благополучия. Когда проблемы с хлебом насущным решены, меняется и наше отношение к свободному времени. Оно перестает казать­ся вычетом из заработной платы, а предстает полем для наслаждения и ра­дости, тем более, что высокая заработная плата позволяет обогатить и разнообразить досуг. Поэтому логичным является возникновение желания купить не только больше товаров, но и иметь большее количество свобод­ного времени. А сделать это можно, лишь сократив предложение труда, купив свободное время не за наличные деньги, а за те деньги, которые мог­ли бы быть получены при отказе от досуга в пользу дополнительной рабо­ты. После прохождения кривой SLточки 1 эффект дохода становится пре­обладающим, что выражается в сокращении предложения труда при росте заработной платы, а практически в стремлении к переходу работника на сокращенный рабочий день или неделю, к получению дополнительных выходных дней и отпусков (в том числе за «свой счет»).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.012 с.)