Эстетическая впечатлительность



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетическая впечатлительность



Шкала измеряет чувствительность к эстетическим и художественным ценностям. Вероятно, отмечает Л.Т. Ямпольский, – этот фактор может быть соотнесен с представлениями И.П. Павлова о «художественном» и «мыслительном» типах человеческой личности. В этом случае область высоких значений фактора будет соответствовать художественному типу с чувственным, конкретно-образным мышлением, с выраженным восприятием действительности, а область низких значений – мыслительному типу с относительным преобладанием второй сигнальной системы, характеризующейся гипертрофией абстрактного мышления.

12 / 05 – отличает рассудочность, абстрактный тип мышления и восприятия. Ко всему в жизни подходит с логической меркой, всему старается найти рациональное объяснение. Обычно очень практичен, трезво оценивает обстоятельства и людей;

37 / 610 – отличается критичностью мышления, настороженно относится к авторитетам и нестандартным ситуациям. В меру чувствителен и утончен, имеет хороший художественный вкус. В жизни в равной степени руководствуется как логикой и разумом, так и эмоциями;

810 / 1115 – наделен богатым воображением, фантазией, увлекающаяся и эмоциональная натура. В поведении не хватает чувства ответственности и реализма, в суждениях-зрелости и здравомыслия. Больше доверяет собственным симпатиям и привязанностям, чем логике и расчету событий.

Женственность

Измеряет степень идентификации испытуемого с женской ролью, предписываемой культурой и обществом. Шкала фиксирует склонность к волнениям, к самооценке и самоанализу, скромность в поведении, погруженность в личные проблемы. Однако фиксация погруженности в личные проблемы и переживания не несет невротической и инфантильной природы.

01 / 01 – смел, предприимчив, стремится к самоутверждению, склонен к риску, к быстрым, решительным действиям без достаточного их обдумывания и обоснования. Любит чувственные удовольствия, верит в силу, а не в искусство, снисходительно относится к своим слабостям;

25 / 25 – обычно практичен, трезв и реалистичен, но вместе с тем не прочь пофантазировать, поразмышлять о себе и других людях, о жизни и событиях, иногда любит пофилософствовать. В поведении не всегда хватает смелости, решительности и настойчивости. Если его заинтересовать, становится уступчив, мягок. Иногда способен пойти на риск, но только после всестороннего обдумывания своих действий и учета последствий;

610 / 610 – чувствителен, склонен к волнениям, мягок, уступчив, скромен в поведении. Испытывает тягу к фантазированию и эстетическим занятиям. Чаще всего озабочен личными проблемами, склонен к самоанализу и самокритике. Пассивен, зависим, избегает соперничества, легко уступает, подчиняется, охотно принимает помощь и поддержку.

Б. Шкалы верхнего уровня

11. Психическая неуравновешенность. Предназначена для интегральной оценки психической устойчивости. Оценка по этой шкале является обобщением оценок по трем шкалам нижнего уровня: невротизм, психотизм, депрессия. Фактор «психическая неуравновешенность» указывает на уровень дезадаптации, тревожности, потерю контроля над влечениями, оценивает уровень психической устойчивости и, как следствие, ровность, стабильность, последовательность и целенаправленность поведения.

12. Асоциальность. Оценивает социальную приспособленность. Шкала сформировалась из вопросов двух шкал третьего уровня – «совестливость» и «расторможенность». Данная шкала была подвергнута экспертной проверке. Эксперты-учителя в школе, педагоги и мастера в профтехучилищах ранжировали учащихся по следующим признакам: дисциплинированность», «степень идентификации с социальными нормами», «совестливость». Статический анализ (ранговая корреляция) зафиксировал тесную связь между результатами тестирования и оценками экспертов, что позволяет не согласиться с некоторыми утверждениями о том, что фактор «асоциальность» фактически не что иное, как шкала «лжи», особенно легко фальсифицируемая испытуемыми в ситуациях экспертизы. Можно предположить правомерность такого допущения для взрослой выборки (лицам старше 20 лет), а не для подросткового и юношеского возраста. Фактор «асоциальность» описывает «социопатическую личность», характеризующуюся трудностями социальной адаптации, негативным отношением к социальным требованиям, повторяющимися и труднокорригируемыми асоциальными реакциями.

13. Интроверсия. Шкала измеряет степень социальной контактности личности. Аналогичные по содержанию факторы имеются в моделях личности Г. Айзенка и Р.Б. Кэттелла. В настоящем опроснике оценка по шкале «интроверсия» получена путем обобщения трех шкал нижнего уровня: «общая активность», «робость» и «общительность». Фактор «интроверсия» измеряет уровень активности личности в коллективе, степень включенности в общественные виды деятельности.

14. Сензитивность. Шкала предназначена для измерения тонкости эмоциональных переживаний. Она является шкалой, обобщающей информацию от шкал нижнего уровня: «эстетической впечатлительности» и «женственности». Данная шкала фиксирует чувствительность, ранимость, артистичность, художественное восприятие окружающего, учтивость, вежливость, деликатность, эмоциональную зрелость. Диагностирует широту интересов и духовные ценности.

Таким образом, все четыре фактора верхнего уровня выступают как «воедино связанная совокупность внутренних условий», модифицирующих социальное поведение индивида, т.е. реакция подростка на социальную ситуацию микросоциального окружения зависит от степени выраженности анализируемых черт личности.

 

 

Психологическая типология личности (К.Юнг)

Назначение:Данная методика предложена К.Юнгом для выявления типологических особенностей личности.

 

Инструкция: На каждый вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать ответ, который подходит вам больше, и поставить букву, обозначающую этот ответ.

 

Опросник

1. Что вы предпочитаете?
  А) немного близких друзей.
Б) большую товарищескую компанию.
2. Какие книги вы предпочитаете читать?
  А) с занимательным сюжетом.
Б) с раскрытием переживаний героев.
3. Что вы скорее можете допустить в работе?
  А) опоздание.
Б) ошибки.
4. Если вы совершите дурной поступок, то:
  А) остро переживаете.
Б) острых переживаний нет.
5. Как вы сходитесь с людьми?
  А) быстро. Легко.
  Б) медленно, осторожно.
6. Считаете ли вы себя обидчивым?
  А)да.
  Б)нет.
7. Склонны ли вы хохотать, смеяться от души?
  А) да.
  Б) нет.
8. Считаете ли вы себя?
  А) молчаливым.
  Б) разговорчивым.
9. Откровенны вы или скрытны?
  А).откровенен
  Б) скрытен.
10. Любите ли вы заниматься анализом своих переживаний?
  А) да
  Б) нет.
11. Находясь в обществе, вы предпочитаете
  А) говорить.
  Б) слушать.
12. Часто ли вы переживаете недовольство собой:
  А) да.
  Б) нет.
13. Любите ли вы что-нибудь организовывать?
  А) да
  Б) нет.
14. Хотелось бы вам вести интимный дневник?
  А) да
  Б) нет.
15. Быстро ли вы переходите от решения к исполнению?
  А) да
  Б) нет
16. Легко ли меняете ваше настроение?
  А) да
  Б) нет
17. Любите ли вы убеждать других, навязывать свои взгляды?
  А) да
  Б)нет
18. Ваши движения:
  А) быстры
  Б) замедленны
19. Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях.
  А) часто
  Б) редко
20. В затруднительных случаях:
  А) спешите обратиться за помощью к другим.
  Б) не любите обращаться.

 

Обработка и интерпретация результатов

Показатели экстраверсии: 1б, 2а, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б, 13а, 14б, 15а, 16а, 17а, 18а, 19б, 20а.

Количество ответов подсчитать и умножить на 5.

Баллы:

0–35 – интроверсия;

36–65 – амбоверсия;

66–100 – экстраверсия.

Экстраверсия: легки в общении, у них высокий уровень агрессивности, имеют тенденцию к лидерству, любят быть в центре внимания, легко завязывают контакты, импульсивны, открыты и контактны, среди контактов могут быть и полезные; судят о людях «по внешности», не заглядывают внутрь; холерики, сангвиники.

Интроверсия: направлены на мир собственных переживаний, мало контактны, молчаливы, с трудом заводят новые знакомства, не любят рисковать, переживают разрыв старых связей, нет вариантов проигрыша и выигрыша, высокий уровень тревожности и ригидности; флегматики, меланхолики.

 

Самоактуализационный тест

(Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз)

В основе методики лежит опросник личностных ориентации Э. Шострома, измеряющий самоактуализацию как многомерную величину, который в России был адаптирован Ю. Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз, в результате чего был создан оригинальный психодиагностический инструмент, который получил название «Самоактуализационный тест» (CAT).

СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Такая структура опросника была предложена Э. Шостромом для POI и сохранена в данном тесте. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов.

Методика может быть использована как для индивидуального, так и для группового обследования, она применяется в брошюрном, либо в компьютеризированном вариантах. В случае необходимости респондент может работать с тестом и в отсутствии экспериментатора. Пункты теста, оставленные без ответа, или те, в которых отмечены оба варианта, при обработке не учитываются. В случае, если количество таких пунктов превысит 10% от их общего числа (13 и более), результаты исследования считаются недействительными. Инструкция к методике не ограничивает времени ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30–35 минут.

Для работы с брошюрным вариантом теста следует использовать регистрационный лист и профильный бланк, образцы которых приведены в приложении. При обработке результатов тестирования подсчет «сырых» баллов, полученных испытуемым, осуществляется с помощью ключей к методике. Для удобства обработки данных рекомендуется изготовить накладные ключи-шаблоны для всех шкал. Каждый ответ обследованного, совпадающий с вариантом, указанным в ключах, оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемым по каждой шкале. Эти значения наносятся на профильный бланк, после чего строится тестовый профиль обследуемого и определяются его данные в стандартных Т-баллах, которые позволяют легко и удобно соотносить результаты разных обследованных лиц, интерпретировать их.

При использовании CAT в качестве исследовательской методики можно пользоваться и одними «сырыми» баллами, Т-баллы необходимы лишь для применения теста как инструмента индивидуальной диагностики.

 

Инструкция: Вам предлагается тест-опросник, каждый пункт которого содержит два высказывания, обозначенные буквами «а» и «б». Внимательно прочитайте каждую пару и пометьте на регистрационном бланке напротив номера соответствующего вопроса то из них, которое в большей степени соответствует Вашей точке зрения.

 

Бланк методики

 

а. Я верю в себя только тогда, когда чувствую, что могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами. б. Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.
а. Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты. б. Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.
а. Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется. б. Мне кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется.
а. Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод. б. Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.
а. Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю. б. Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.
а. В сложных ситуациях надо действовать уже испытанными способами, так как это гарантирует успех. б. В сложных ситуациях надо всегда искать принципиально новые решения.
а. Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения. б. Для меня не слишком важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения.
а. Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других. б. Мне понятно, когда люди обижаются, услышав что-то неприятное о себе.
а. Я могу безо всяких угрызений совести отложить до завтра то, что я должен сделать сегодня. б. Меня мучают угрызения совести, если я откладываю до завтра то, что я должен сделать сегодня.
а. Иногда я бываю так зол, что мне хочется «бросаться» на людей. б. Я никогда не бываю зол настолько, чтобы мне хотелось «бросаться» на людей.
а. Мне кажется, что в будущем меня ждет много хорошего. б. Мне кажется, что мое будущее сулит мне мало хорошего.
а. Человек должен оставаться честным во всем и всегда. б. Бывают ситуации, когда человек имеет право быть нечестным.
а. Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность ребенка, даже если ее удовлетворение может иметь отрицательные последствия. б. Не стоит поощрять излишнее любопытство ребенка, когда оно может привести к дурным последствиям.
а. У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется. б. У меня почти никогда не возникает потребности найти обоснование тех своих действий, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.
а. Я всячески стараюсь избегать огорчений. б. Я не стремлюсь всегда избегать огорчений.
а. Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем. б. Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.
а. Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны. б. Я хотел бы совершить нечто, за что люди были бы благодарны мне, даже если ради этого нужно было бы несколько отойти от своих принципов.
а. Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как будто готовлюсь к тому, чтобы по-настоящему начать жить в будущем. б. Мне кажется, что большую часть времени я не готовлюсь к будущей «настоящей» жизни, а живу по-настоящему уже сейчас.
а. Обычно я высказываю и делаю то, что считаю нужным, даже если это грозит осложнениями в отношениях с другом. б. Я стараюсь не говорить и не делать такого, что может грозить осложнениями в отношениях с другом.
а. Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда меня раздражают. б. Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию.
а. Мне не нравится, когда люди проводят много времени в бесплодных мечтаниях. б. Мне кажется, что нет ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания.
а. Я часто задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации. б. Я редко задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации.
а. Мне кажется, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь. б. Я не думаю, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь.
а. Главное в нашей жизни – это создавать что-то новое. б. Главное в нашей жизни – приносить людям пользу.
а. Мне кажется, что было бы лучше, если бы у большинства мужчин преобладали традиционно мужские черты характера, а у женщин – традиционно женские. б. Мне кажется, что было бы лучше, если бы и мужчины и женщины сочетали в себе и традиционно мужские, и традиционно женские свойства характера.
а. Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего доставить удовольствие другому в противовес свободному выражению своих чувств. б. Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего выразить свои чувства в противовес стремлению доставить удовольствие другому.
а. Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, являются естественными проявлениями их человеческой природы. б. Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, не являются проявлениями их человеческой природы.
а. Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья. б. Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья.
а. Я уверен в себе. б. Я не уверен в себе.
а. Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая работа. б. Мне кажется, что наиболее ценным для человека является счастливая семейная жизнь.
а. Я никогда не сплетничаю. б. Иногда мне нравится сплетничать.
а. Я мирюсь с противоречиями в самом себе. б. Я не могу мириться с противоречиями в самом себе.
а. Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я чувствую себя обязанным ему. б. Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я не чувствую себя обязанным ему.
а. Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне этого хочется. б. Мне всегда удается быть искренним, когда мне этого хочется.
а. Меня редко беспокоит чувство вины. б. Меня часто беспокоит чувство вины.
а. Я постоянно чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение. б. Я не чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение.
а. Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах физики. б. Мне кажется, что многие люди могут обойтись без знания законов физики.
а. Я считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром». б. Я не считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром».
а. Критические замечания в мой адрес снижают мою самооценку. б. Критические замечания в мой адрес не снижают мою самооценку.
а. Я часто переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного. б. Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного.
а. Я предпочитаю оставлять приятное «на потом». б. Я не оставляю приятное «на потом».
а. Я часто принимаю спонтанные решения. б. Я редко принимаю спонтанные решения.
а. Я стремлюсь открыто выражать свои чувства, даже если это может привести к каким-либо неприятностям. б. Я стараюсь не выражать открыто своих чувств в тех случаях, когда это может привести к каким-либо неприятностям.
а. Я не могу сказать, что я себе нравлюсь. б. Я могу сказать, что я себе нравлюсь.
а. Я часто вспоминаю о неприятных для меня вещах. б. Я редко вспоминаю о неприятных для меня вещах.
а. Мне кажется, что люди должны открыто проявлять в общении с другими свое недовольство ими. б. Мне кажется, что в общении с другими люди должны скрывать свое недовольство ими.
а. Мне кажется, что я могу судить о том, как должны вести себя другие люди. б. Мне кажется, что я не могу судить о том, как должны вести себя другие люди.
а. Мне кажется, что углубление в узкую специализацию является необходимым для настоящего ученого. б. Мне кажется, что углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным.
а. При определении того, что хорошо, а что плохо, для меня важно мнение других людей. б. Я стараюсь сам определить, что хорошо, а что плохо.
а. Мне бывает трудно отличить любовь от простого сексуального влечения. б. Я легко отличаю любовь от простого сексуального влечения.
а. Меня постоянно волнует проблема самоусовершенствования. б. Меня мало волнует проблема самоусовершенствования.
а. Достижение счастья не может быть целью человеческих отношений. б. Достижение счастья – это главная цель человеческих отношений.
а. Мне кажется, я могу вполне доверять своим собственным оценкам. б. Мне кажется, я не могу доверять в полной мере своим собственным оценкам.
а. При необходимости человек может достаточно легко избавиться от своих привычек. б. Человеку крайне трудно избавиться от своих привычек.
а. Мои чувства иногда приводят в недоумение меня самого. б. Мои чувства никогда не повергают меня в недоумение.
а. В некоторых случаях я считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным. б. Я никогда не считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным.
а. Можно судить со стороны, насколько счастливо складываются отношения между людьми. б. Наблюдая со стороны, нельзя сказать, насколько удачно складываются отношения между людьми.
а. Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по несколько раз. б. Я думаю, что лучше прочесть какую-либо новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанному.
а. Я очень увлечен своей работой. б. Я не могу сказать, что увлечен своей работой.
а. Я недоволен своим прошлым. б. Я доволен своим прошлым.
а. Я чувствую себя обязанным всегда говорить правду. б. Я не чувствую себя обязанным всегда говорить правду.
а. Существует очень мало ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться. б. Существует множество ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться.
а. Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают излишне бестактны. б. Стремление разобраться в характере и чувствах окружающих естественно для человека и поэтому может оправдать бестактность.
а. Обычно я расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей. б. Обычно я не расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.
а. Я чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие. б. Я не чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие.
а. Интерес к самому себе всегда необходим для человека. б. Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия.
а. Иногда я боюсь быть самим собой. б. Я никогда не боюсь быть самим собой.
а. Большая часть того, что мне приходится делать, доставляет мне удовольствие. б. Лишь немногое из того, что я делаю, доставляет мне удовольствие.
а. Лишь тщеславные люди думают о своих достоинствах и не думают о недостатках. б. Не только тщеславные люди думают о своих достоинствах.
а. Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили. б. Я вправе ожидать от других, чтобы они оценили то, что я делаю для них.
а. Человек должен раскаиваться в своих поступках. б. Человек совсем не обязательно должен раскаиваться в своих поступках.
а. Мне необходимы обоснования для принятия моих чувств. б. Обычно мне не нужны никакие обоснования для принятия моих чувств.
а. В большинстве ситуаций я прежде всего хочу понять, чего хочу я сам. б. В большинстве ситуаций я прежде всего пытаюсь понять, чего хотят окружающие.
а. Я стараюсь никогда не быть «белой вороной». б. Я позволяю себе быть «белой вороной».
а. Когда я нравлюсь сам себе, мне кажется, что я нравлюсь всем окружающим. б. Даже когда я нравлюсь сам себе, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен.
а. Мое прошлое в значительной степени определяет мое будущее. б. Мое прошлое очень слабо определяет мое будущее.
а. Часто бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию. б. Довольно редко бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.
а. Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы, так как они приносят пользу людям. б. Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы хотя бы тем, что они доставляют человеку эмоциональное удовлетворение.
а. Мне всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю. б. Мне не всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю.
а. Я доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно. б. Я не доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.
а. Пожалуй, я могу сказать, что я живу с ощущением счастья. б. Пожалуй, я не могу сказать, что я живу с ощущением счастья.
а. Довольно часто мне бывает скучно. б. Мне никогда не бывает скучно.
а. Я часто проявляю свое расположение к человеку, независимо от того, взаимно ли оно. б. Я редко проявляю свое расположение к человеку, не будучи уверенным, что оно взаимно.
а. Я легко принимаю рискованные решения. б. Обычно мне бывает трудно принимать рискованные решения.
а. Я стараюсь во всем и всегда поступать честно. б. Иногда я считаю возможным мошенничать.
а. Я готов примириться со своими ошибками. б. Мне трудно примириться со своими ошибками.
а. Обычно я чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично. б. Обычно я не чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично.
а. Дети должны понимать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых. б. Детям не обязательно осознавать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых.
а. Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет. б. Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.
а. Я думаю, что большинству людей можно доверять. б. Я думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит.
а. Прошлое, настоящее и будущее представляются мне как единое целое. б. Мое настоящее представляется мне слабо связанным с прошлым и будущим.
а. Я предпочитаю проводить отпуск путешествуя, даже если это сопряжено с большими неудобствами. б. Я предпочитаю проводить отпуск спокойно, в комфортабельных условиях.
а. Бывает, что мне нравятся люди, чье поведение я не одобряю. б. Мне почти никогда не нравятся люди, чье поведение я не одобряю.
а. Людям от природы свойственно понимать друг друга. б. По природе своей человеку свойственно заботиться о своих собственных интересах.
а. Мне никогда не нравятся сальные шутки. б. Мне иногда нравятся сальные шутки.
а. Меня любят потому, что я сам способен любить. б. Меня любят потому, что я стараюсь заслужить любовь окружающих.
а. Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке не противоречат друг другу. б. Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке противоречат друг другу.
а. Я чувствую себя уверенным в отношениях с другими людьми. б. Я чувствую себя неуверенным в отношениях с другими людьми.
а. Защищая собственные интересы, люди часто игнорируют интересы окружающих. б. Защищая собственные интересы, люди обычно не забывают интересы окружающих.
а. Я всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации. б. Я далеко не всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации.
а. Я считаю, что способность к творчеству – природное свойство человека. б. Я считаю, что далеко не все люди одарены природой способностью к творчеству.
а. Обычно я не расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо. б. Я часто расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо.
а. Иногда я боюсь показаться слишком нежным. б. Я никогда не боюсь показаться слишком нежным.
а. Мне легко смириться со своими слабостями. б. Мне трудно смириться со своими слабостями.
а. Мне кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю. б. Мне не кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю.
а. Мне часто приходится оправдывать перед самим собой свои поступки. б. Мне редко приходится оправдывать перед самим собой свои поступки.
а. Выбирая для себя какое-либо занятие, человек должен считаться с тем, насколько это необходимо. б. Человек должен всегда заниматься только тем, что ему интересно.
а. Я могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю. б. Я не могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю.
а. Иногда я не против того, чтобы мной командовали. б. Мне никогда не нравится, когда мной командуют.
а. Я не стесняюсь обнаруживать свои слабости перед друзьями. б. Мне не легко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями.
а. Я часто боюсь совершить какую-нибудь оплошность. б. Я не боюсь совершить какую-нибудь оплошность.
а. Наибольшее удовлетворение человек получает, добившись желаемого результата в работе. б. Наибольшее удовлетворение человек получает в самом процессе работы.
а. О человеке никогда с уверенностью нельзя сказать, добрый он или злой. б. Обычно о человеке можно сказать, добрый он или злой.
а. Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия. б. Я далеко не всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия.
а. Люди часто раздражают меня. б. Люди редко раздражают меня.
а. Мое чувство самоуважения во многом зависит от того, чего я достиг. б. Мое чувство самоуважения в небольшой степени зависит от того, чего я достиг.
а. Зрелый человек всегда должен осознавать причины каждого своего поступка. б. Зрелый человек совсем не обязательно должен осознавать причины каждого своего поступка.
а. Я воспринимаю себя таким, каким видят меня окружающие. б. Я вижу себя не совсем таким, каким видят меня окружающие.
а. Бывает, что я стыжусь своих чувств. б. Я никогда не стыжусь своих чувств.
а. Мне нравится участвовать в жарких спорах. б. Мне не нравится участвовать в жарких спорах.
а. У меня не хватает времени на то, чтобы следить за новинками в мире искусства и литературы. б. Я постоянно слежу за новинками в мире искусства и литературы.
а. Мне всегда удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями. б. Мне не часто удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями.
а. Я часто руководствуюсь общепринятыми представлениями в решении моих личных проблем. б. Я редко руководствуюсь в решении моих личных проблем общепринятыми представлениями.
а. Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человек должен обладать определенными знаниями в этой области. б. Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человеку не обязательно обладать определенными знаниями в этой области.
а. Я боюсь неудач. б. Я не боюсь неудач.
а. Меня часто беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем. б. Меня редко беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем.

 

Обработка результатов

При разработке теста не были однозначно определены нормы для высокого, среднего и низкого уровня самоактуализации. Однако, и результаты использования POI, и общетеоретические соображения позволяют с уверенностью утверждать, что показатели CAT у самоактуализирующейся личности ни в коем случае не должны «зашкаливать». Предельное значение параметров CAT – 80 Т-баллов и более (такое явление Э. Шостром назвал «псевдосамоактуализацией») – свидетельствует о слишком сильном влиянии на результат обследования фактора социальной желательности или о намерении испытуемых выглядеть в наиболее благоприятном свете. По данным Э. Шострома, тестовые оценки людей с действительно высоким уровнем самоактуализации расположены в районе 60 Т-баллов. Практика использования CAT в различных исследованиях и психотерапевтической работе показала, что «диапазон самоактуализации» у него близок к POI (55–70 Т-баллов). Шкальные оценки в 40–45 Т-баллов и ниже характерны для больных неврозами, различных форм пограничных психических расстройств, диапазон 45–55 Т-баллов составляет психическую и статистическую норму.

 

Ключ

 

Шкала Ориентации во времени (Tc): 11а, 16б, 18б, 21а, 28б, 38б, 40б, 41б, 45б, 60б, 64б, 71б, 76б, 82б, 91а, 106б, 126б

 

Шкала Поддержки (I): 1б, 2б, 3а, 4а, 5б, 7б, 8a, 9a, 10a, 12б, 14б, 15б, 17а,19а, 22б, 23а, 25б, 26б, 27б, 29а, 31б, 32а,33б, 34а, 35б, 36б, 39б, 42а, 43а, 446; 46а, 47б, 49б, 50б, 51б, 52а, 53а, 55а, 56а, 57б, 59а, 61б, 62б, 65б, 66а, 67б, б8а, 69б,70а, 72б, 73а, 74б, 75б, 77а, 79б, 80а, 81а, 83а, 856, 8ба, 87б, 88б, 89б, 90а, 93а, 94а, 95б, 96а, 97а, 98а, 99б, 100а, 102а, 103б, 104а, 105б, 108б, 109а, 110а, 1116, 113а, 114а, 115а, 116б, 117б, 118а, 119б, 120а, 122а, 123б, 125б.

 

1. Шкала Ценностной ориентаци



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.135.174 (0.014 с.)