Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
КЛЮЧ к методике «Психологическая характеристика темперамента».
Опросник темперамента позволяет диагностировать следующие полярные его свойства: экстраверсию – интроверсию, ригидность-пластичность, эмоциональную возбудимость –эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый – медленный), активность (высокую – низкую) и, кроме того, искренность испытуемого в ответах на вопросы. Каждое свойство темперамента оценивается с помощью кода опросника. При этом следует построчно сложить ответы «да» (в коде указаны их номера) и полученные суммы умножить на коэффициент (3, 2 или 1 балл), затем то же сделать с ответами «нет». После этого вычисляется общая сумма баллов, характеризующая конкретное свойство темперамента.
Код опросника
Свойства темперамента
| Ответы «да»
| Балл
| Ответы «нет»
| Балл
| 1. Экстраверсия
| 1, 7, 23, 19, 25, 31, 37, 4, 43
| 3 2
|
|
| 2. Ригидность
| 8, 26, 32, 2, 14, 20, 38, 44
| 3 2
| 37 19,46
|
| 3. Эмоциональная возбудимость
| 15, 21, 33 39, 45 3, 9, 27
| 3 2 1
|
|
| 4. Темп реакций
| 4, 16, 28, 10, 22, 34, 40, 46, 17, 29, 37
|
2 1
|
|
| 5. Активность
| 5, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 10
| 3 1
|
|
| 6. Искренность
| 30, 36, 42, 48, 6, 12 18, 25, 24
| 3 2 1
|
|
|
Завершение работы. Установите искренность своих ответов на вопросы по шкале: высокая – 13–20 баллов, средняя – 8–12 баллов, низкая – 0–7 баллов (ответы ненадежны). Затем, руководствуясь таблицей «Средние оценки и зоны выраженности свойств темперамента», определите степень выраженности каждого свойства и зафиксируйте письменно, например:
«Мой темперамент характеризуется очень высокой экстраверсией (24 балла), средней пластичностью (7 баллов), очень высокой эмоциональной уравновешенностью (5 баллов), быстрым темпом реакций (14 баллов), низкой активностью (9 баллов)».
Средняя оценка и зоны выраженности свойств темперамента
Экстраверсия
| Ригидность
| Эмоц. возбудимость
| Темп реакций
| Активность
| 22–26
| 16–23
| 18–20
| 20–22
| 24–26
| очень
| очень
| очень
| очень
| очень
| высокая
| высокая
| высокая
| быстрый
| высокая
| 17–21
| 12–15
| 14–17
| 14–19
| 21–23
| высокая
| высокая
| высокая
| быстрый
| высокая
| 12–16
| 7–11
| 8–12
| 9–18
| 14–20
| средняя
| средняя
| средняя
| средний
| средняя
| 7–11
| 3–6
| 4–7
| 5–8
| 9–13
| высокая
| высокая
| высокая
| медленный
| низкая
| 0–6
| 0–2
| 0–3
| 0–4
| 0–8
| очень
| очень
| очень
| очень
| очень
| высокая
| высокая
| высокая
| медленный
| низкая
| интро-
| пластич-
| эмоц.
|
|
| версия
| ность
| уравнове-
|
|
|
|
| шенность
|
|
|
Методика «Цель – Средство – Результат» (ЦСР)
Описание методики
Данный опросник, предложенный А.А. Кармановым, рассчитан на исследование особенностей структуры деятельности. В основу его положен общенаучный базис Цель-Средство-Результат, отражающий основные черты любой деятельности.
Согласно этой парадигме любую деятельность можно рассматривать как состоящую из трех компонент (обычно чередующихся последовательно):
- в начале любой деятельности человек, синтезируя большое количество информации, вырабатывает цель деятельности, т.е. начинает представлять более или менее ясную картину желаемого будущего, то конечное состояние в которое он хочет привести ситуацию и себя;
- далее в ход вступают средство, т.е. тот ресурс, который человек готов истратить на достижение цели;
- итогом любой деятельности является актуализация результата – того итога, которого достиг человек.
Как разные люди, так и один человек в разные периоды своей жизни обладают неодинаковыми параметрами своей деятельности. Данная методика предназначена для определения личностных свойств индивида, связанных с деятельностью, за период 1–2 месяца перед проведением теста. Иными словами, по результатам опросника ЦСР нельзя судить о том, обладал или нет обследованный тем или иным качествам в более ранний период (например, за полгода до проведения теста). Опросник рекомендуется применять, начиная с подросткового возраста. Допустима групповая форма работы.
Опросник ЦСР
Инструкция
В опроснике содержится несколько десятков утверждений, касающихся вашего характера, поведения. К опроснику приложен бланк ответов. Номер на бланке ответа соответствует номеру утверждения. Прочтите каждое утверждение и решите, верно оно или нет. Если вы решили, что данное утверждение верно, поставьте плюс на бланке ответов рядом с номером, соответствующим номеру утверждения. Если утверждение по отношению к вам неверно, поставьте минус. Если утверждение по отношению к вам бывает верно или неверно в разные периоды вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время. Если Вы затрудняетесь однозначно ответить на какой-либо вопрос, то можете не ставить никакой знак. Однако учтите, что если пропустите 5 и более утверждений, то результат буден признан недостоверным.
№
| Утверждение
| +/-
| 1.
| Я активный человек
|
| 2.
| Иногда я прихожу в сильное возбуждение
|
| 3.
| Бывает так, что я чем-нибудь раздражен
|
| 4.
| Я всегда ем то, что мне подают
|
| 5.
| Чтобы добиться чего-то в жизни – надо уметь ставить перед собой цели
|
| 6.
| Я бы сравнил себя с хорошо настроенным музыкальным инструментом
|
| 7.
| Я всегда делаю так, как мне говорят
|
| 8.
| Иногда я задумываюсь о смысле жизни
|
| 9.
| Не люблю, когда мне подсказывают, как надо делать
|
| 10.
| Я могу объяснить поступки каждого человека
|
| 11.
| Часто мои близкие меня не слушают, и мне приходится повторять одну фразу несколько раз, пока наконец меня не услышат
|
| 12.
| Часто со мной случаются странные вещи
|
| 13.
| Обычно я не могу однозначно сказать про кого-то, хороший он человек или нет
|
| 14.
| Я предпочитаю ставить перед собой цели не очень сложные, но и не очень простые
|
| 15.
| Со мной часто происходят вещи, которые я не могу объяснить
|
| 16.
| Когда остаюсь один, я много размышляю
|
| 17.
| Я скучаю редко
|
| 18.
| Мне можно доверить любую тайну
|
| 19.
| В любой ситуации можно найти выход
|
| 20.
| Вид заходящего солнца вызывает у меня вдохновение
|
| 21.
| Проходя мимо лежащего мяча, у меня возникает желание пнуть его
|
| 22.
| Когда волнуюсь, то чаще я краснею, чем бледнею
|
| 23.
| Хорошая музыка меня воодушевляет
|
| 24.
| Цели перед собой предпочитаю ставить сам
|
| 25.
| Вид неприятного мне человека вызывает у меня желание его побить или нанести ему какой-нибудь другой ущерб
|
| 26.
| Все, что мне дорого, одинаково ценно для меня
|
| 27.
| Когда я что-то делаю, то охотно выслушиваю любые советы
|
| 28.
| Удачно законченное дело вызывает у меня прилив хорошего настроения
|
| 29.
| Принимая решение, я взвешиваю все «за» и «против»
|
| 30.
| Иногда бывает, что я говорю о ком-то плохо
|
| 31.
| У меня характер скорее «нападающего», чем «защитника»
|
| 32.
| Стабильность лучше непредсказуемости
|
|
Бланк ответов
Ключ для обработки результатов
1. С+
| 2. С+
| 3. Л-
| 4. Л+
| 5. Ц+
| 6. Ц+
| 7. Л+
| 8. Ц-
| 9. С+
| 10. Р+
| 11. Р+
| 12. Р-
| 13. Р-
| 14. Ц+
| 15. Р-
| 16. Ц-
| 17. Ц+
| 18. Л+
| 19. С+
| 20. Р-
| 21. С-
| 22. С-
| 23. Р-
| 24. Ц+
| 25. С+
| 26. Ц-
| 27. С-
| 28. Р-
| 29. Ц+
| 30. Л-
| 31. С+
| 32. Р+
|
Сначала подсчитываются следующие показатели:
|
|
|
| Цсовп
| количество совпадений по шкале «Цель» (например, положительный ответ на 5 утверждение считается совпадением по шкале «Цель»)
|
| Цнесовп
| количество несовпадений по шкале «Цель» (например, положительный ответ на 8 утверждение считается несовпадением по шкале «Цель»)
|
| Ссовп
| количество совпадений по шкале «Средство»
|
| Снесовп
| количество несовпадений по шкале «Средство»
|
| Рсовп
| количество совпадений по шкале «Результат»
|
| Рнесовп
| количество несовпадений по шкале «Результат»
|
| Лсовп
| количество совпадений по шкале «Ложь»
|
| Лнесовп
| количество несовпадений по шкале «Ложь»
|
Путем вычитания получаются окончательные баллы:
шкала
| вычисления
| «Цель»
| Ц = Цсовп – Цнесовп
| «Средство»
| С = Ссовп – Снесовп
| «Результат»
| Р = Рсовп – Рнесовп
| «Ложь»
| Л = Лсовп – Лнесовп
| Недостоверными признаются результаты в случает 5 и более пропущенных утверждений, а также, если «Л» больше 0.
Интерпретация результатов
Интерпретация результатов осуществляется в соответствии со следующей таблицей:
Цель
от -9 до -5 баллов.
| от -4 до +4 баллов.
| от +5 до +9 баллов.
| Сильно фрустрированное состояние, выражающееся в невозможности ставить перед собой конструктивные цели.
Мотивы деятельности бессистемны, неиерархизированы. Вместо того, чтобы ставить реальные цели деятельности, достигать весомых результатов, человек ограничивается постановкой либо «микроцелей», ограниченных текущей ситуацией, либо же фиксируется на постановке глобальных целей. Одним из выражений последнего является поиск так называемого «смысла жизни».
| Ставящиеся цели не всегда обоснованы, неустойчивы.
Не все разумные действия целесообразны, иногда склонен к пустому времяпрепровождению.
В случае затруднения с выбором цели легко пользуется подсказкой извне, готов принять цель извне.
Чтобы подготовить себя к выполнению какой-либо деятельности – всегда требуется определенная сила воли, чтобы «собраться».
| Оптимальный результат:
ставит перед собой реальные цели,
настроен на достижение,
мотивы целеобразования и деятельности в целом систематичны, иерархизированы.
Практически все, что делает испытуемый, он может объяснить с точки зрения целесообразности.
Не склонен к пустому времяпрепровождению.
Решительность связана с легкостью образования целей, немнительностью.
|
Средство
от -9 до -2 балла
| от -1 до +2 баллов
| от +3 до +6 баллов
| от +7 до +9 баллов
| Человек испытывает хронический недостаток средств достижения поставленных целей. Типичные проявления ограниченности в выборе средств: низкий энергетический потенциал, преобладание парасимпатической составляющей вегетативной нервной системы, конформность, сильная зависимость от ситуации, от других людей (в первую очередь от их мнения), внушаемость, обилие психологических комплексов, которые в том числе мешают использовать на 100 % внутренний потенциал.
| Испытуемый периодически встречается с трудностями в выборе средств (речь идет о психологических барьерах). Причиной такой скованности часто бывает отсутствие конструктивной, достигаемой цели. Также одним из факторов подобного поведения является комплекс причин, который можно назвать «страхом самовыражения». В установках испытуемого преобладают «энергосберегающие мотивы». Недостаточно спонтанное поведение.
| Оптимальный результат. Человек достаточно свободен в выборе средств, его поведение настолько спонтанно, насколько этого требует ситуация. Достаточно хороший энергетический потенциал. Сбалансированность симпатики и парасимпатики. Не агрессивен, но и не конформен. Поведение не вызывающее, но и не блокируется комплексами, мнительностью, негативизмом.
| Поведение излишне спонтанно. Не ищет помощи от окружающих, предпочитает ими верховодить. В своих действиях испытуемый не только не обращает внимание на имеющиеся стандарты поведения, но часто действует вопреки им. Повышенная агрессивность, проявляющаяся как в открытых формах, так и скрытая.
|
Результат
от -9 до -5 баллов
| от -4 до +4 баллов
| от +5 до +9 баллов
| Испытуемый склонен переоценивать результат своей деятельности. Удача вызывает приступы сильного веселья, неудачи провоцируют неадекватное горе. Даже ничтожные события способны вызвать настоящее потрясение. Человек как бы находится в состоянии хронического перехода, транса.
Личностный рост испытуемого непредсказуем, во многом случаен. Как правило, повышенная тревожность. Интерес к своему внутреннему миру.
| Оптимальный результат:
как правило, испытуемый довольно трезво оценивает результаты своей деятельности. (он не переоценивает, но и не недооценивает итоги).
в оценках других людей, событий довольно беспристрастен.
Личностный рост нормально динамичен.
| Человек склонен недооценивать результаты своей деятельности. Ригидность, излишняя критичность. В оценках поведения других людей преобладает оттенок критиканства, неодобрения. Ярким проявлением ригидности являются персеверации: многократные и навязчивые повторения. Испытуемый неоднократно повторяет одну и ту же фразу, совершает одно и то же действие. Редко испытывает сильные эмоции, даже самые эффектные результаты не вызывают яркого удовольствия или же огорчения.
|
|