Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель : Изучение представлений детей о нравственных качествах.

Поиск

Подготовка исследования. Подготовить вопросы для беседы. Например:

Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

Кого можно назвать смелым (трусливым) Почему?

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Ребенку 3-7 лет задают вопросы.

Обработка данных. Подсчитывают, какие качества могут объяснить дети разного возраста. Анализируя эти объяснения, определяют, на что при этом ссылается ребенок:

-на обобщенное представление о качестве («Жадные… которые жалеют: все для себя берут и ничего не отдают бедным»);

-на конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает… Но я, конечно, быстрее… Никто его не догонит, даже Славик»);

-на литературных и сказочных персонажей («Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки», «Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»);

-на самого себя («Меня можно назвать добрым. Я никого не обижаю»);

-на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жадный тот, кто конфеты не дает. Сам все ест.», «Жадный тот, кто жадничает. Например, говорит: «Я тете не дам шоколадки кусочек, жвачки»);

-на конкретное действие («Жадный тот, кто не дает попить»);

-на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека», «Жадный… он плохой…»);

-на недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает все только справедливое»).

Анализируют ошибки в представлениях детей о качествах, например:

-объяснение одного качества через другое («Справедливым можно назвать смелого. Бывают мальчики смелые. Они защищают девочек»);

-название действий, не связанных с данным качеством («Илюша смелый. Всегда делает, что надо. У него дома «Лего», поэтому он всегда делает, что хочет. Потому он и смелый», «Добрый тот, кто рисует хорошо, зайцев хорошо рисует», «Скромный, он все разбивает, все из рук летит»);

-неправильная нравственная оценка качества («Скромный – это плохой»).

Данные соотносят с таблицей, выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту.

Делают вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

 

Примерное содержание представлений о нравственных качествах.

Таблица № 13

Возраст детей
3 – 4 года 4 – 5 лет 5 – 6 лет 6 – 7 лет
Складываются элементарные представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков развиваются представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости. Развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений. Развиваются обобщенные представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах («правдивый – тот, кто не берет чужие вещей») Продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

 

Диагностика индивидуально-психологических

Особенностей.

Метод изучения черт темперамента [10].

Проведение исследования. Проводят наблюдение за ребенком 3-7 лет в разных видах деятельности.

Обработка данных. Анализ результатов проводят по схеме, выделяя выраженность черт темперамента:

- способность к длительному выполнению трудной, малоинтересной деятельности, без снижения интенсивности и продуктивности;

- работоспособность;

-сосредоточенность и устойчивость внимания;

- быстрота формирования и разрушения навыков;

- быстрота освоения и легкость подчинения правилам поведения; - сдержанность в поступках, проявлениях эмоций и желаний;

- поведение в значимых ситуациях (быстрота и эмоциональная окрашенность речи, мимика и пантомимика);

- реакция на новую обстановку, ситуацию, людей и предметы;

- подчинение режиму дня;

- особенности перехода от сна к бодрствованию, от бодрствования ко сну;

- преобладающие эмоции (положительные или отрицательные) и характер их протекания (бурно или спокойно);

- преобладающее настроение: бодрое, жизнерадостное, спокойное, раздражительное, возбуждающее или подавленное, его устойчивость;

- ранимость;

- тревожность и мнительность;

- наличие страхов.

Данные соотносят с характеристикой типов темперамента.

Сангвиник. Быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи. Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчивости и стремлении к частой смене впечатлений, отзывчивости на окружающие события.

Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко переходят от слез к радости и наоборот, хотя обычно преобладает хорошее настроение, поскольку ребенок сравнительно безболезненно и быстро переживает неудачи, не может долго находиться в унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно выносливый и неутомимый в том занятии, которое его увлекает. Быстро схватывает информацию, работоспособен и инициативен, сфера интересов широка. Высокая общительность сочетается со стремлением к лидерству. Ярко проявляются эмоциональная устойчивость и уверенность в себе. Привязанностей много, но они не очень глубокие. Ему трудно долгое время быть сосредоточенным. При отсутствии интересов резко снижается продуктивность деятельности, активность сменяется вялостью и рассеянностью. Дети легко переключаются на новые дела, но недостаточно усидчивы. Они не любят исправлять ошибки, улучшать свои рисунки, убирать игрушки, когда игра уже окончена. Не фиксируют внимание на неприятных переживаниях, не обидчивы, часто пропускают мимо ушей замечания взрослых.

Флегматик. Уравновешенный, осторожный и спокойный ребенок. Ему присущи ровное эмоциональное состояние, настойчивость и упорство в своих стремлениях, устойчивость к стрессам, малая возбудимость и невысокая чувствительность. Медленные движения. Ребенку трудно приступить к занятию, но начав его, трудно переключиться. Предпочитает однообразные, монотонные игры и занятия. Аккуратен и педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно убирает. Консервативен в пристрастиях, в том числе к определенной еде, к «своей» чашке и ложке и пр. Малыш всему учится с опозданием. Ест медленно, сосредоточенно. В деятельности соблюдает порядок и сложившиеся традиции, нарушение которых вызывает раздражение, а иногда и ярость. Охотно и очень аккуратно выполняет порученное задание (кормит рыбок, поливает цветы, убирает игрушки). В работе пунктуален и четок. Любит одни и те же сказки, стихотворения, истории. Информацию усваивает медленно, непрочно. Темп речи не быстрый. Переключение с одной деятельности на другую требует времени. Не очень общителен. Предпочитает общество одного постоянного друга или избранного взрослого. На внешние впечатления реагирует слабо, живет в мире своих образов и переживаний. Трудно сходится с новыми людьми. Но чувства привязанности, любви к другому человеку очень устойчивы. Долго помнит и переживает обиду.

Меланхолик. Отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к мнительности и обидчивости. Нередко развивается повышенная ранимость, замкнутость, отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же время всецело отдается игре, любит мечтать, фантазировать, очень хороший актер. В его действиях много непонятного, что обусловлено богатством внутреннего мира. Обычно ребенок грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя как маленький взрослый. Очень привязчив и отзывчив на ласку, чистосердечен и общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен, раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг общения узок, связи не многочисленны, но глубоки и искренни. Кажется неуверенным, замкнутым и осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен к страданиям других. В игре одинок из-за мнительности и страха предложить свое общество другим, боится неожиданности.

Холерик. Нестабилен и активен. Неспокоен, импульсивен и изменчив. В деятельности и общении возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист и амбициозен. Склонен к резким сменам настроения, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным. Движения быстрые и энергичные. Речь громкая, частая и быстрая. Энергичен и активен, но не всегда внимателен, особенно когда возбужден. Плохо переносит монотонную работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро угасают, если работа не интересная. В то же время, если деятельность привлекательна, работает энергично и долго. Решения самостоятельны, но часто необдуманны. Рано встает, ест и спит немного. Нуждается в достаточном пространстве, что бы свободно двигаться: бегать, прыгать, валяться и пр. Подвержен внезапным вспышкам гнева. Много общается, но привязанности неустойчивы и ситуативны. В спокойном состоянии мечтателен.

Соотнося индивидуальные особенности ребенка с указанными характеристиками, делают вывод о том, черты какого типа темперамента у него преобладают.

 

Литература:

 

  1. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Тесты для подготовки ребенка к школе. Для детей 6-8лет. – СПб., 2001
  2. Генетические проблемы социальной психологии/Под ред.Я.Л.Коломинского, М.И.Лисиной.- Минск, 1985.
  3. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения// Вопросы психологии.- 1980.- № 2
  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Спб, 2000.
  5. Особенности психического развития детей 6-7летнего возраста/ Под ред.

Д.Б. Эльконина, А.Б.Венгера.- М., 1987

6. Психология личности и деятельности дошкольника/ Под ред. А.В.Запорожца,

Д.Б.Эльконина.- М., 1965

7. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста//

Под ред. О.М. Дьяченко, А.И. Булычевой.- М., 1996

8. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада.- М., 1988

9. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе

трудовой деятельности.- М., 1987

10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.-

М., 2000

 

Приложение

 

Приложение № 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1061; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.216 (0.012 с.)