Цель: Изучение умения моделировать объект. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель: Изучение умения моделировать объект.



Подготовка исследования. Подготовить карточки – образцы (Приложение 7) и вырезанные из бумаги геометрические фигуры разной конфигурации и величины, соответствующие и не соответствующие образцам.

Проведение исследования. Ребенку 4-7 лет по одному показывают образцы и просят сделать такую же картинку из геометрических фигур. Взрослый предлагает ему рассмотреть образец и расчленить изображение в соответствии с имеющимися геометрическими фигурами (нарисовать, где будет расположена каждая из них). После выполнения задания ребенка просят выложить изображение, а затем проверить правильность расчленения образца.

Обработка данных. На основе анализа протоколов детей распределяют в соответствии с тремя уровнями выполнения задания.

1 уровень. Ребенок выполняет задание на расчленение изображения и его моделирование почти без ошибок (допускается одна - две ошибки). Самостоятельно замечает и исправляет ошибки. Изображение полностью соответствует образцу по форме и величине деталей.

2 уровень. При расчленении образца ребенок допускает много ошибок или выполняет данное задание после того, как смоделирует объект из геометрических фигур. Модель соответствует образцу в большинстве деталей. Ошибки малыш замечает и исправляет сам или с небольшой помощью взрослого.

3 уровень. Ребенок не справляется с заданием на расчленение образца, но при выполнении задания на моделирование получает объект, соответствующий образцу в основных деталях и их расположении. Ошибки замечает и исправляет только с помощью взрослого или вообще их не замечает.

4 уровень. Ребенок не справляется ни с заданием на расчленение образца, ни с задачей смоделировать объект.

Подсчитывают количество детей разного возраста, соответствующих каждому из уровней, и делают вывод о развитии у них мыслительной операции анализа и моделирования.

 

Метод 2.Изучение логического мышления [ 7].

Цель: Изучение уровня овладения логическими операциями на конкретном материале.

Подготовка исследования. Подготовить 8 геометрических фигурок, различающихся по форме, цвету и величине (квадраты и круги, красные и синие, большие и маленькие).

Проведение исследования. Эксперимент проводят индивидуально с детьми 4-7 лет. Перед ребенком в произвольной последовательности раскладывают ряд из 8 геометрических фигур, предлагают посмотреть, какие это фигуры, и сказать, чем они отличаются друг от друга, добиваясь называния всех отличий. В случае необходимости указывают на 2 фигурки, различающиеся по одному из параметров (например, большой и маленький красный квадраты), и спрашивают, чем отличаются друг от друга эти фигурки. После этого подчеркивают, что здесь есть фигурки квадратные и круглые, красные и синие, большие и маленькие, затем вынимают из ряда любую фигурку и предлагают малышу найти самую непохожую на эту. Если ребенок колеблется, то инструкцию повторяют, интонационно подчеркивая слова «самую непохожую». После того как малыш сделал выбор, указанную им фигурку вынимают из ряда, кладут рядом с фигуркой-образцом и спрашивают, почему он думает, что эти фигурки самые непохожие. Если ребенок ошибся, то все фигурки кладут на свои места и задание повторяется.

Обработка данных. На основе анализа протоколов детей распределяют по трем уровням в овладении логическими операциями.

1. Высокий уровень. Ребенок выбирает фигурку по трем параметрам либо при первом предъявлении, либо при двух последующих предъявлениях подряд и четко объясняет свой выбор («Потому что это квадрат, а это кружок, этот красный, а этот синий, этот большой, а этот маленький»).

2. Средний уровень. Ребенок выполняет задание сам или с незначительной помощью взрослых, но затрудняется объяснить выбор фигурки.

3. Низкий уровень. Ребенок не справляется с заданием. Подсчитав количество детей разных возрастных групп, соответствующих каждому из трех уровней, делают вывод о возрастных различиях в развитии логического мышления.

 

Диагностика основных видов деятельности

Диагностика сюжетно-ролевой игры

Метод изучения особенностей сюжетно-ролевой игры [10].

Цель: Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры

Проведение исследовани я. Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 2-7 лет проводят в естественных условиях.

Обработка данных. Анализ протоколов проводят по схеме:

I. Замысел игры, постановка игровых целей и задач

1. Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т.д.).

2. Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения.

3. Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры.

4. Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре.

5. Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям.

II. Содержание игры

1. Что составляет основное содержание игры (действия с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).

2. Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения.

III. Сюжет игры

1. Насколько разнообразны сюжеты игр (указать названия и количество).

2. Какова устойчивость сюжета игры (т.е. насколько ребенок следует одному сюжету).

3. Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет.

4. Насколько развернут сюжет. Представляет ли цепочку событий или ребенок является участником нескольких событий, включенных в один сюжет.

5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

6. Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т.д.).

IV. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.

1. Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры).

2. Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика).

3. Каковы отличительные особенности ролевого диалога (степень развернутости: отдельные реплики, фразы. длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру).

4. Передает ли и каким образом характерные особенности персонажа.

5. Как участвует в распределении ролей. Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет: главные или второстепенные. Как относится к необходимости выполнять второстепенные роли.

6. Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение. Дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость и характер взаимоотношений.

7. Есть ли у ребенка любимые роли и сколько он может выполнять ролей в разных играх.

V. Игровые действия и игровые предметы.

1. Использует ли ребенок в игре предметы-заместители и какие. По какому принципу ребенок выбирает предметы-заместители и преобразует их для использования в игре.

2. Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям, насколько легко это делает.

3. Кто является инициатором выбора предмета-заместителя: сам ребенок или взрослый. Предлагает ли свой вариант замещения партнеру.

4. Использует ли в игре образные игрушки и как часто. Есть ли у ребенка любимые игрушки.

5. Характеристика игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий.

6. Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами.

VI. Игровые правила.

1. Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Сознается ли правило ребенком.

2. Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя ролью.

3. Следит ли за выполнением правил другими детьми. Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре.

4. Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.007 с.)