Использование наблюдения в психолого-педагогических исследованиях



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование наблюдения в психолого-педагогических исследованиях



МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

РАННИЙ ВОЗРАСТ

 

Изучение отношения ребенка к себе в период кризиса трех лет.

Подготовка исследования:

Подобрать картинки с изображением животных, растений, предметов, составить вопросы для беседы с ребенком по их со­держанию.

Проведение исследования:

Исследование проводится индивидуально с детьми 2—3 лет. Рассматривают картинки с изображением животных, растений, предметов, выслушивают ответы ребенка на вопросы взрослого по их содержанию. Отношение взрослого к ребенку и его ответам должно пройти в двух указанных ниже ситуациях через три фазы:

/ фаза — общее доброжелательное и заинтересованное отно­шение к ребенку перед рассматриванием картинки.

// фаза — во время беседы по картинкам экспериментатор правильный ответ оценивает: «Хорошо, ты это знаешь», непра­вильный ответ: «Плохо, ты не знаешь этого».

/// фаза — общее доброжелательное и заинтересованное от­ношение к ребенку после рассматривания картинок.

 

 

Таблица 3

Поведенческие реакции ребенка

 

Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка Вид оценки
        положительная отрицательная
        Компоненты поведения
        O Д Э Р О Д Э Р
  2 года – 2 года 5 мес.                
  2 2 года 3 мес. – 3 года                

Примечание: О — ориентировочные, Д — двигательные, Э — эмо­циональные, Р — рабочие.

Каждый ребенок встречается с экспериментатором несколь­ко раз в двух различных ситуациях:

1 ситуация — отмечают и соответственно оценивают только удачные ответы;

2 ситуация — отмечают и оценивают только неудачные отве­ты, за них ребенок получает отрицательную оценку.

При проведении эксперимента фиксируют поведенческие ре­акции в 1 и 2 ситуациях (см. табл. 3).

Обработка данных:

Сравнивают поведение детей в 1 и 2 ситуациях. Делают вы­воды о том, насколько дифференцировалось общее отношение ребенка к себе и конкретное, основанное на его реальном дос­тижении при решении задачи. Определяют, как зависит эта диф­ференциация от вида оценки и контекста отношений со взрос­лыми.

 

 

Литература: О.Б.Дарвиш. Возрастная психология. – М., 2005

 

Изучение проявления чувства гордости за собственные достижения у детей трех лет

Подготовка исследования:

Приготовить пирамидку и ее изображение (образец), конструк­тор.

Проведение исследования:

Исследование проводится индивидуально с детьми 2 лет 6 мес. — 3 лет 6 мес. Эксперимент состоит из 5 серий, каждая из которых включает 3 задачи.

Например, первая серия включает задачи:

1) собрать пирамидку, используя картинку-образец;

2) построить домик из деталей конструктора (без образца);

3) сложить грузовичок из деталей конструктора (без образца).

Четыре другие серии строят аналогично, чтобы выявить устой­чивые характеристики поведения ребенка по отношению к пред­метному миру и взрослым.

За 1-ю задачу, независимо от качества исполнения, ребенок получает похвалу; за 2-ю — оценку «сделал» или «не сделал» со­ответственно своему результату; решение 3-й задачи не оцени­вается. При затруднениях экспериментатор предлагает ребенку помощь.

Обработка данных:

Анализируют активность детей в ходе выполнения заданий по двум параметрам:

1) связь ребенка с предметным миром отражает ценность достижений в осуществляемой деятельности (принятие зада­чи, свидетельствующее об интересе и мотивационной обеспе­ченности деятельности, целеустремленность в выполнении за­дачи), включенность в решение задачи (глубина включенности в сам процесс деятельности), оценку ребенком продуктивнос­ти своей деятельности;

2) связь ребенка со взрослым отражает самостоятельность в выполнении заданий (отношение ребенка к помощи взросло­го, его эмоциональные проявления); поиск оценки взрослого и отношение к ней.

Показатели активности оценивают по следующей шкале: при максимальной выраженности показателя ребенку дается 3 бал­ла, при средней — 2 балла, при низкой — 1 балл. Таким обра­зом, I уровень проявления активности — 0-7 баллов, II уро­вень — 7-14 баллов, III уровень — 14-21 балл.

Результаты подсчетов в сумме для всей выборки показателей оформляют в таблицу (см. табл. 4).

 

Таблица 4

Особенности поведения детей

 

 

Показатели активности Оценка активности детей разного возраста (в условных баллах)
2 г. 6 мес. — 2 г. 10 мес. 2 г. 10 мес. — 3 г. 2 мес. 3 г. 2 мес.— 3 г. 6 мес.
Принятие задачи      
Настойчивость      
Включенность      
Самостоятельность      
Поиск оценки взрослого      
Отношение к оценке взрослого      

 

 

Отмечают изменение количественных показателей от одной возрастной подгруппы к другой.

Анализируют, как возрастает активность детей в поиске оценки взрослого. Прослеживают эмоциональные реакции при получении или отсутствии оценки в каждой возрастной подгруп­пе. Выясняют, появляются ли аффективные формы поведения (преувеличение своих достижений, попытки обесценить неуда­чу) при неуспехе или отсутствии оценки взрослым успеха ре­бенка.

Обобщая полученные результаты, делают вывод о том, харак­терно ли для периода кризиса трех лет появлений такого личнос­тного новообразования, как «гордость за собственные достиже­ния» (оно интегрирует предметное отношение к действительнос­ти, отношение к взрослому как к образцу, отношение к себе, опосредованное достижением).

 

Литература: О.Б.Дарвиш. Возрастная психология. – М., 2005

 

 

ДОШКОЛЬ-НЫЙ ВОЗРАСТ

Диагностика познавательных процессов.

Диагностика речи

Метод изучения речи [ 10 ].

Цель: Изучение словарного состава, грамматического и синтаксического строя речи.

Подготовка исследования. За день до проведения исследования детям читают сказку «»Репка» без показа иллюстраций.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 3-7 лет. Ребенка просят рассказать сказку «Репка». Установка на перерассказ не дается. Речь ребенка точно фиксируется в протоколе. Кроме того, отмечают выразительность речи, наличие мимических и пантомимических движений.

Обработка данных. Данные протоколов заносят в таблицы.

Таблица № 1

Словарный состав речи.

Возраст детей Состав речи, %
Существительные Глаголы Прилага- тельные Наречия Место- имения Междо-метия
Собствен- ные Нарица- тельные          
3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет                

Таблица 2

Виды предложений, используемые при пересказе

Возраст детей Виды предложений
  простые сложносочиненные сложноподчиненные
3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет      

Таблица 3

Состав предложений

Возраст детей Нераспро- страненные Распространенные
3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет с дополнением с определением с обстоя- тельством
       

Таблица 4

Развитие словаря

Возраст детей
3-4 года   4-5 лет   5-6 лет   6-7 лет
Различают и называют части предметов, их качество (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению предметы (туфли –ботинки), понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель Употребляют существительные, обозначающие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяют и называют местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом). Время суток, характеризуют состояние и настроение людей; используют существительные, обозначающие название частей и деталей предметов, прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги Употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей, , слова со сходным значением, с обобщающим значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно, точно по смыслу. Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Используют в речи синонимы, существительные с обобщающим значением. Употребляют разные части речи точно по смыслу.

Таблица 5

Развитие связной речи

Возраст детей
3-4 года   4-5 лет   5-6 лет   6-7 лет
Дети односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций, повторяют за взрослым рассказ из 3-4 предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины; участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок. Дети пересказывают небольшие сказки и рассказы, знакомые и вновь прочитанные, составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь. Поддерживают беседу; задают вопросы правильно по форме и содержанию, отвечают на вопросы Совершенствуется диалогическая и монологическая речь, поддерживают непринужденную беседу, задают вопросы, правильно отвечают на вопросы. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картине, по набору картинок, по плану, образцу на письме, рассказы из личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события, небольшие рассказы творческого характера Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения. Дети самостоятельно, выразительно, без повторов передают содержание литературных текстов, используя выразительные средства. Дальнейшее развитие получает умение составлять рассказ о предмете(по плану, составленному коллективно и предложенному взрослым), по картинке, серии сюжетных картинок; умение составлять небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки.

Подсчитывают количество однотипных грамматических и синтаксических ошибок в процентах в каждой возрастной группе, а также количество восклицательных, вопросительных предложений с прямой речью. Особо отмечают наличие в речи детей предложений с однородными членами. Анализируют выразительность речи, мимические и пантомимические движения, сопровождающие ее. Делают выводы о возрастных особенностях словарного состава, грамматического и синтаксического строя речи у дошкольников, сопоставляя данные с таблицами.

 

 

Диагностика восприятия

Метод изучения восприятия [ 10 ].

Диагностика внимания

Метод изучения внимания [10 ].

Диагностика памяти

Метод 1.Изучение слуховой памяти [ 1 ].

Обработка данных.

v Обратите внимание, есть ли повторы?

v Встречаются ли названия предметов, которые вы не показывали?

v Сколько всего вспоминается картинок?

v Покажите ребенку картинки, которые он забыл?

v Попросите вспомнить все картинки через 10 минут.

Снова отметьте ошибки. Затем попросите вспомнить картинки через час.

v Хороший результат - 8-10картинок.

v Удовлетворительный результата – 5-7картинок.

v Неудовлетворительный результата - меньше 5 картинок.

 

Диагностика воображения

Метод изучения воображения [ 4 ].

Диагностика мышления

Метод 1.Иизучение наглядно-образного мышления [ 10 ].

II. Содержание игры

1. Что составляет основное содержание игры (действия с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).

2. Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения.

III. Сюжет игры

1. Насколько разнообразны сюжеты игр (указать названия и количество).

2. Какова устойчивость сюжета игры (т.е. насколько ребенок следует одному сюжету).

3. Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет.

4. Насколько развернут сюжет. Представляет ли цепочку событий или ребенок является участником нескольких событий, включенных в один сюжет.

5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

6. Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т.д.).

VI. Игровые правила.

1. Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Сознается ли правило ребенком.

2. Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя ролью.

3. Следит ли за выполнением правил другими детьми. Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре.

4. Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил.

IX. Игровая среда

1. Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры.

2. Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка) и как.

Диагностика личности

Диагностика самосознания.

Метод изучения самосознания и самооценки [ 5 ].

Особенности образа «Я»

Время прохождения эксперимента Содержание представления ребенка о себе Отказ
«Я - хороший» «Самокритичный» Содержательное Представление о себе
Начало года Конец года        

Обобщая ответы детей в первой и второй сериях, выясняют сформированность у испытуемых образа «Я» (высокий уровень характеризуется сочетанием дифференцированной самооценки при различении реального и идеального планов с содержательным рассказом о себе)

 

Особенностей.

Метод изучения черт темперамента [10].

Проведение исследования. Проводят наблюдение за ребенком 3-7 лет в разных видах деятельности.

Обработка данных. Анализ результатов проводят по схеме, выделяя выраженность черт темперамента:

- способность к длительному выполнению трудной, малоинтересной деятельности, без снижения интенсивности и продуктивности;

- работоспособность;

-сосредоточенность и устойчивость внимания;

- быстрота формирования и разрушения навыков;

- быстрота освоения и легкость подчинения правилам поведения; - сдержанность в поступках, проявлениях эмоций и желаний;

- поведение в значимых ситуациях (быстрота и эмоциональная окрашенность речи, мимика и пантомимика);

- реакция на новую обстановку, ситуацию, людей и предметы;

- подчинение режиму дня;

- особенности перехода от сна к бодрствованию, от бодрствования ко сну;

- преобладающие эмоции (положительные или отрицательные) и характер их протекания (бурно или спокойно);

- преобладающее настроение: бодрое, жизнерадостное, спокойное, раздражительное, возбуждающее или подавленное, его устойчивость;

- ранимость;

- тревожность и мнительность;

- наличие страхов.

Данные соотносят с характеристикой типов темперамента.

Сангвиник. Быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи. Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчивости и стремлении к частой смене впечатлений, отзывчивости на окружающие события.

Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко переходят от слез к радости и наоборот, хотя обычно преобладает хорошее настроение, поскольку ребенок сравнительно безболезненно и быстро переживает неудачи, не может долго находиться в унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно выносливый и неутомимый в том занятии, которое его увлекает. Быстро схватывает информацию, работоспособен и инициативен, сфера интересов широка. Высокая общительность сочетается со стремлением к лидерству. Ярко проявляются эмоциональная устойчивость и уверенность в себе. Привязанностей много, но они не очень глубокие. Ему трудно долгое время быть сосредоточенным. При отсутствии интересов резко снижается продуктивность деятельности, активность сменяется вялостью и рассеянностью. Дети легко переключаются на новые дела, но недостаточно усидчивы. Они не любят исправлять ошибки, улучшать свои рисунки, убирать игрушки, когда игра уже окончена. Не фиксируют внимание на неприятных переживаниях, не обидчивы, часто пропускают мимо ушей замечания взрослых.

Флегматик. Уравновешенный, осторожный и спокойный ребенок. Ему присущи ровное эмоциональное состояние, настойчивость и упорство в своих стремлениях, устойчивость к стрессам, малая возбудимость и невысокая чувствительность. Медленные движения. Ребенку трудно приступить к занятию, но начав его, трудно переключиться. Предпочитает однообразные, монотонные игры и занятия. Аккуратен и педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно убирает. Консервативен в пристрастиях, в том числе к определенной еде, к «своей» чашке и ложке и пр. Малыш всему учится с опозданием. Ест медленно, сосредоточенно. В деятельности соблюдает порядок и сложившиеся традиции, нарушение которых вызывает раздражение, а иногда и ярость. Охотно и очень аккуратно выполняет порученное задание (кормит рыбок, поливает цветы, убирает игрушки). В работе пунктуален и четок. Любит одни и те же сказки, стихотворения, истории. Информацию усваивает медленно, непрочно. Темп речи не быстрый. Переключение с одной деятельности на другую требует времени. Не очень общителен. Предпочитает общество одного постоянного друга или избранного взрослого. На внешние впечатления реагирует слабо, живет в мире своих образов и переживаний. Трудно сходится с новыми людьми. Но чувства привязанности, любви к другому человеку очень устойчивы. Долго помнит и переживает обиду.

Меланхолик. Отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к мнительности и обидчивости. Нередко развивается повышенная ранимость, замкнутость, отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же время всецело отдается игре, любит мечтать, фантазировать, очень хороший актер. В его действиях много непонятного, что обусловлено богатством внутреннего мира. Обычно ребенок грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя как маленький взрослый. Очень привязчив и отзывчив на ласку, чистосердечен и общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен, раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг общения узок, связи не многочисленны, но глубоки и искренни. Кажется неуверенным, замкнутым и осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен к страданиям других. В игре одинок из-за мнительности и страха предложить свое общество другим, боится неожиданности.

Холерик. Нестабилен и активен. Неспокоен, импульсивен и изменчив. В деятельности и общении возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист и амбициозен. Склонен к резким сменам настроения, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным. Движения быстрые и энергичные. Речь громкая, частая и быстрая. Энергичен и активен, но не всегда внимателен, особенно когда возбужден. Плохо переносит монотонную работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро угасают, если работа не интересная. В то же время, если деятельность привлекательна, работает энергично и долго. Решения самостоятельны, но часто необдуманны. Рано встает, ест и спит немного. Нуждается в достаточном пространстве, что бы свободно двигаться: бегать, прыгать, валяться и пр. Подвержен внезапным вспышкам гнева. Много общается, но привязанности неустойчивы и ситуативны. В спокойном состоянии мечтателен.

Соотнося индивидуальные особенности ребенка с указанными характеристиками, делают вывод о том, черты какого типа темперамента у него преобладают.

 

Литература:

 

  1. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Тесты для подготовки ребенка к школе. Для детей 6-8лет. – СПб., 2001
  2. Генетические проблемы социальной психологии/Под ред.Я.Л.Коломинского, М.И.Лисиной.- Минск, 1985.
  3. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения// Вопросы психологии.- 1980.- № 2
  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Спб, 2000.
  5. Особенности психического развития детей 6-7летнего возраста/ Под ред.

Д.Б. Эльконина, А.Б.Венгера.- М., 1987

6. Психология личности и деятельности дошкольника/ Под ред. А.В.Запорожца,

Д.Б.Эльконина.- М., 1965

7. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста//

Под ред. О.М. Дьяченко, А.И. Булычевой.- М., 1996

8. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада.- М., 1988

9. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе

трудовой деятельности.- М., 1987

10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.-

М., 2000

 

Приложение

 

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4

Приложение № 6

 
 

к методике изучение оригинальности решения задач на изображение

 

 

Приложение № 7


К методике изучение умения моделировать объект

Карточки – образцы для моделирования:

А, б, в – для детей 4-5 лет, г, д, е – для детей 5-7 лет

 

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Использование наблюдения в психолого-педагогических исследованиях

Широкое применение метода наблюдения для изучения психического развития детей обусловлено особенностями объекта исследования. Маленький ребенок не может быть участником психологических экспериментов, не в состоянии дать словесный отчет о своих действиях, мыслях, эмоциях и поступках.

Накопление данных о психическом развитии детей младенческого и раннего возраста позволило свести их в определенные системы.

Таблицы развития А. Гезелла охватывают четыре основные сферы поведения ребенка: моторику, язык, адаптивное и личностно-социальное поведение. Данные, полученные посредством прямого наблюдения за реагированием детей на обычные игрушки и другие объекты, дополняются информацией, сообщаемой матерью ребенка. Американский психолог А. Анастази в своем авторитетном руководстве по психологическому тестированию отмечает недостаточную стандартизованность этих таблиц развития, но указывает на их полезность в качестве дополнения к медицинским обследованиям, осуществляемым педиатрами и другими специалистами.

Методика Э. Фрух фиксирует развитие ребенка в возрасте от 10 дней до 12 месяцев по следующим категориям:

1) зрительные ориентировочные реакции;

2) слуховые ориентировочные реакции;

3) эмоции и социальное поведение;

4) движения руки и действия с предметами;

5) движения общие;

6) понимание речи;

7) активная речь;

8) навыки и умения.

Для каждого возраста даются перечень категорий (от двух до семи) и описание реакций, характерных для данного возраста. Например, для возраста 1 месяц: движения общие – лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову (в течение 5 с); сразу поднимает голову после поглаживания спины, удерживает ее в течение 5 с и опускает. Для возраста 3 месяца: движения общие – лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (в течение 1 мин), сразу высоко поднимает голову, опираясь на предплечья, грудь приподнята, ноги спокойно лежат, сохраняет это положение 1 мин; удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого); удерживает голову прямо в течение 30 с. При поддержке под мышки крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе; при прикосновении к опоре выпрямляет ноги в коленном суставе и упирается обеими ступнями.

Данная схема не направлена на постановку диагноза, а лишь позволяет распознать общую картину развития и обратить внимание на некоторые тревожные симптомы.

Карточки развития Д. Лешли. Автор предлагает использовать в карточке развития следующие структурные рубрики:

1) физическое развитие, которое охватывает и общие движения, такие как ходьба, лазанье, и более тонкие, например координация движений глаза и руки при рисовании и лепке;

2) общение и развитие речи. Сюда относятся выразительная речь и понимание;

3) социальное развитие и игра – включают отношения со взрослыми и детьми, то, как ребенок играет, его интересы, возможность концентрироваться на этих занятиях;

4) самостоятельность и независимость – наличие умений обходиться без помощи взрослых во время приема пищи, одевания, пользования туалетом, а также умений помогать взрослым, участвовать в групповых занятиях и выполнять текущие поручения; 5) поведение. Иногда включается в рубрику 3 (социальное развитие) или 4 (самостоятельность), однако данный раздел необходим для фиксации трудностей и проблем ребенка.

Структура карточки развития – это перечень пунктов по каждому направлению развития. Если умение или навык сформированы, то в карточке ставят значок», если данные неопределенные – «?». Итоги в конце не подводятся. Это способ «сфотографировать» малыша в какой-то точке развития для планирования дальнейших мер по его воспитанию, а также для сравнения с будущими «снимками» этого же ребенка.

Психологи и логопеды используют результаты развития ребенка с целью сравнения со средними показателями для детей данного возраста. Воспитатели склонны сравнивать более поздние результаты развития с более ранними. Если у ребенка имеются отклонения в развитии, то они, как правило, выражаются в снижении темпа развития. Для таких детей нужны специальные карточки развития, где указываются более дробные этапы и ступени, которые ребенок проходит до того, как усвоит определенные навыки. Они не всегда отмечаются в качестве пройденных этапов для здоровых детей.

При выборе карточки развития не стоит стремиться найти совершенный образец – таковой вряд ли существует. Точно сформулированные пункты в карточке менее важны, чем систематическое наблюдение за ребенком. Регулярность наблюдений названа Д. Лешли «методом повременных проб» и означает проведение наблюдений по заранее отмеченным временным отрезкам. Все записи, относящиеся к одному «срезу», должны быть внесены в карточку в течение одной недели. Если это оказывается невозможным, следует отложить наблюдение.

Методика наблюдения за «трудным» поведением Д. Лешли. Автор считает, что для понимания проблемы ребенка следует провести наблюдение и после этого сделать вывод, насколько она серьезна. Довольно легко определить три основных аспекта наблюдения:

1) частота – как часто проявляется проблема;

2) продолжительность – как долго длится «трудное» поведение в каждом случае или в течение какого времени за день такое поведение выглядит типичным;

3) интенсивность – проблема несложная, довольно серьезная или весьма серьезная. Отдельно следует сказать о частоте наблюдений. Можно наблюдать за ребенком в течение нескольких дней, а можно просто сосчитать число проявлений «трудного» поведения. Частотный счет применительно к такому поведению порой приносит и неожиданные результаты. Взрослые могут решить, что ребенок шалит большую часть дня, а после наблюдения оказывается, что бывают длинные периоды в течение дня или даже целые дни, когда ребенок вовсе не «трудный».

Таким образом, на основе наблюдения возможно проведение как фундаментальных исследований в области детского развития, так и огромного числа прикладных изысканий, помогающих вскрыть и объяснить различные феномены детского развития. Овладение навыками психологического наблюдения очень значимо для педагога, так как позволяет ему глубже понять своих воспитанников.

 

Изучение развития образа себя у младенцев.

Подготовка исследования:

Приготовить зеркало, пеленальный столик, бусы, цветной пла­ток, яркую игрушку, комок ваты.

Проведение исследования:

Эксперимент проводится индивидуально с детьми 4 возраст­ных групп (2,5—4 мес, 4—6 мес, 6—9 мес, 9—14 мес). Состоит из двух серий, каждая из которых содержит 5 разных эксперимен­тальных ситуаций.

Первая серия. Ребенок находится перед зеркалом, на пеленальном столике.

/ ситуация — регистрируют свободное поведение ребенка.

// ситуация — на лоб ребенка предварительно, незаметно для него, помадой наносят пятно диаметром 1,5 см.

III ситуация — перед началом опыта на голову ребенка наде­вают цветной платочек, под которым над левым ухом помещают комок ваты диаметром 5 см.

IVситуация — ребенок находится перед зеркалом, сзади к нему подходит мать (знакомый взрослый).

V ситуация — позади ребенка над его плечом помещают яр­кую незнакомую игрушку, отражающуюся в зеркале.

Вторая серия. Ребенок находится перед зеркалом на руках у матери (знакомого взрослого).

I—IVситуации — те же, что и в первой серии.

V ситуация — мать незаметно для ребенка надевает на себя яркие бусы, не знакомые ему.

Мать (знакомый взрослый) смотрит в зеркало на свое отра­жение. В зеркале должны отражаться голова и туловище ребен­ка, голова и верхняя часть туловища матери. Расстояние меж­ду зеркалом и ребенком 20—30 см. Эксперимент проводится в период активного бодрствования детей после еды и сна. Про­должительность одного опыта (ситуации) — 2,5 мин. Регистри­руются психические проявления детей по следующим показа­телям:

1. Характеристика взгляда: направление, длительность (коди­руется в баллах: взгляд длительностью до 5 с считается быстрым, от 5 до 15 с — продолжительным, от 15 с и бо­лее — долгим).

2. Эмоциональные проявления: количество адресованность, длительность и интенсивность.

3. Вокализации: адресованность, характер, длительность, ин­тенсивность.

4. Поведение, направленное на себя: рассматривает свое от­ражение, совершает действия перед зеркалом, глядя в него (ритмические, мимические, игровые).

5. Поведение, направленное на зеркало: указывает рукой, до­трагивается, лижет и др.

6. Поведение, направленное на мать (знакомого взрослого): вокализации, обращения, действия и т.д.

Обработка данных:

Показатели экспрессивных проявлений и поведения оформ­ляют в таблицы (см. табл. 1, 2).

Таблица 1

Показатели экспрессивных проявлений, адресованных собственному зеркальному отражению

(средний балл за 5 ситуаций первой и второй серий)

 

Возраст Серия Характеристика экспрессии
детей   радост­ная улыбка робость, смуще­ние тревога, неприят­ное удив­ление недоволь­ство, испуг
2-6 мес. I II        
6-12 мес. I II        
В сред­нем I II        

 

Сравнивают количественные показатели экспрессивных проявлений и поведения детей 2-6 мес. и 6-12 мес. На основе анализа субъективных проявлений детей, чувствительности младенцев к личностно-адресованному отношению взрослого, способности самоузнавания делают вывод о наличии и времени появления образа себя.

Таблица 2

 

Показатели поведения, направленного на себя, собственное отражение, на зеркальное отражение и на зеркало

 

Возраст детей Серия Рассматри­вает собст­венное отражение Действия, направленные на
себя зеркальное отражение зеркало
2-6 мес. I II        
6-12 мес. I II        
В сред­нем I II        

 

 

Литература: О.Б.Дарвиш. Возрастная психология. – М., 2005

 

 

Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни

Данная схема является сокращенным вариантом методики (Э. Фрух. Дети-сироты. Консультирование и диагностика. — М., 1998). Она не направлена на постановку диагноза, а лишь по­зволяет распознать общую картину развития и обратить внима­ние на некоторые тревожные симптомы.

10 дней

1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение), фиксирует взглядом игрушку (следит) в течение 10 с. Движе­ния глаз скачкообразные. Может следить за игрушкой в одну сторону.

2. Слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и мор­гает при резком звуке; при звуке вздрагивает и моргает или реа­гирует одним способом на звук с обеих сторон.

18-20 дней

1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого); движения затор­можены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в те­чение 5-10 с.

2. Слуховые ориентировочные реакции: через 5-10 с успока­ивается; движения заторможены. Слуховое сосредоточение в те­чение 10-15 с.

1 месяц

1. Зрительные ориентировочные реакции: плавное прослежи­вание движущегося предмета; сосредоточивает взгляд на игруш­ке, плавно следит за ней (до 30 см), не выпускает ее из поля зре­ния, поворачивает голову вправо и влево. Разрешается следить за игрушкой в одну сторону не менее 2 раз.

2. Слуховые ориентировочные реакции: прислушивается во время и после звучания погремушки (10-15 с), движения затор­можены.

3. Эмоции и социальное поведение: первая улыбка в ответ на разговор взрослого; неярко улыбается в ответ на 3-4 обращения к нему.

4. Движения общие: лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову (в течение 5 с); сразу поднимает голову после поглаживания спины, удерживает ее в течение 5 с и опус­кает.

5. Подготовительные этапы развития активной речи: издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним; после нескольких обращений взрослого ребенок отвечает отдельными звуками. Допустима отсроченная реакция (от нескольких секунд до 1 мин).

2 месяца

1. Зрительные ориентировочные реакции:

а) длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лица взрослого; смотрит на игрушку в течение 20-25 с, не двигается;

б) длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым: следит непрерывно (10-15 с) за небольшой игрушкой (до 50 см), поворачивая голову право и влево.

2. Слуховые ориентир



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.016 с.)