Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ранние рассказы М. Горького («макар чудра», «челкаш», «мой спутник»).↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
М. Горький [А.М. Пешков] (1868-1936).От большинства писателей Серебряного века Горький отличается тем, что он не принадлежал к той утонченной культуре, к которой принадлежали символисты или акмеисты. Произведения С. в. обычно апеллируют к большим культурным пластам, к большой литературе. Университетами Горького же правда были бесконечные путешествия. Прежде чем прийти в литературу, он искупался в такой гуще жизни, которая была никому не ведома. Он не принадлежал к какому-0то конкретному литературному направлению. Если творчество символистов и т.д. было осмыслением культуры, то творчество Горького скорее было осмыслением жизни.Добиться смысла от жизни было, наверное, главной задачей Горького. Чаще всего мы встречаемся в литературе с писателями, которые априори это знают. У Горького этого не было, он добивался, добивался и еще раз добивался этого самого смысла жизни.Конечно, нельзя утверждать, что Горький не испытал никаких литературных влияний. Раннее творчество – романтические мотивы.
Рассказ «Макар Чудра» стал первым опубликованным произведением Горького. Может быть, самое интересное – не основной сюжет, а жизненное кредо Макара. Он призывает избегать всяческой рефлексии и считает, что нужно просто впитывать в себя жизнь. Человек - это и есть сгусток жизни, и главное для человека - воля (=свобода), воля впитывать в себя самые разнообразные впечатления жизни. Для демонстрации такой т.з. не зря выбран цыган – сильный и прекрасный естественный человек.Страсть – плен для души, для сильного человека главное воля, поэтому история Лойко и Радды разворачивается трагически. Смерть как единственное средство сохранить любовь.Статья «Ницше и Горький».Рассказчик не участвует в событиях, никак не реагирует на речи Макара. Но это и значит, что рассказчик не вписывает себя в мир героев. Он их, а вовсе не себя считает достойными воплощения в литературе. М, в общем-то, так и не знаем, соглашается ли рассказчик с Макаром Чудрой. Рассказ «Челкаш» 1895. Так же как и «Макар Чудра» открывается морским пейзажем. Но на этот раз это не вольное море, это современная цивилизация. Здесь дышит не воля, а труд (которым Макар Чудра отвергал, так как считал, что он порабощает людей). «Страстный гимн Меркурию» (Меркурий – бог торговли). Гришка Челкаш выделяется из толпы своим сходством с хищным ястребом. Свобода для Гаврилы – самостоятельное хозяйство, но сам он беден, поэтому ему придется идти в зятья к богатому мужику и работать на тестя. Гришку этот Гаврила раздражает, потому что тоже смеет любить свободу, понимая ее по-своему. Челкаш «нанимает» Гаврилу, отношения хозяин – работник. Челкаш понимает, что в его руках жизнь Гаврилы. Но сам становится несвободным, потому что вступив в подобные отношения он вступает в те социальные отношения, из которых когда-то сознательно ушел. В конце концов Челкаш испытывает к Гавриле нечто «отеческое» и «хозяйственное». Потом оказывается, что в прошлом у Челкаша был хозяйственный отец, добрая мать, красавица жена. Все было хорошо в его деревенской жизни, но он отказался от нее. Тоска по деревне (мера несвободы Челкаша) возникает у Челкаша именно вследствие отношения к Гавриле как хозяина к работнику.Наутро после «дела» Гаврила оказывается в ситуации выбора: вернуться в деревню, продолжать грабить или получить те большие деньги, которые забрал себе Челкаш.Челкаш и Гаврила становятся испытанием друг для друга. Они оба проходят через сомнения, их система ценностей пошатнулась. Душа Гаврилы оказывается погубленной. Челкаш остается при своем презрении к жадному крестьянству и деньгам. Свободным в итоге будто бы оказывается Челкаш, но весь рассказ построен так, что приходтся в этом сомневаться. Свобода Челкаша оказывается получена ценой свободы Гаврилы.В результате оказывается, что безграничная свобода невозможна. Меркурий – бог воровства и торговли. Получается, при решении проблемы свободы разница в торговле и воровстве нет. Получается, что свободный и сильный человек должен быть одинок, если он хочет сохранить свою независимость Если сравнить два рассказа («М. Ч.» и «Челкаш»), увидим, что речь идет об одной и том же. Но в первом рассказе действие идет в неком условном пространстве, а в «Челкаше» проблема погружена в социальный контекст. Отношения хозяин-работник = власть-подчинившийся власти.Еще одна нота, которая возникает в «Челкаше» в самом конце: все смыло. События проходят бесследно. В этом мире ничего не меняется. Тогда: был ли вообще какой-то смысл в том, что произошло между героями, если время смывает все?Итак, первые итоги: восхищение свободы и силы, в которых красота человека; свободен человек постольку, поскольку он одинок + сомнение в наличии смысла этой самой жизни.Горький начал печататься в 90-е, когда еще не отгремела битва между символистами и народниками. Сотрудничал в журнале «Северный вестник», в котором печатались старшие символисты. Конечно, никаким символизмом в раннем творчестве Горького и не пахнет, но какие-то идеи Мережковского оказались ему близки. Стриндберг с культом витальности и жизненных сил человека. Критика незамедлительно записала Горького в ницшианцы («Так говорил Заратустра»). Толстой, Короленко. Лекции. МЧ – 1-е опубликованное произведение (1892).Смысл: не нужно никакой рефлексии по поводу жизни (???). Для человека главное – воля (ср. сам Горький очень гордился тем, что не принадлежит ни к какому литературному направлению – свобода). Изгнан => вне цивилизации, «естественный человек», «сильный и прекрасный человек». И пейзаж под стать такому человеку: море и костёр. Страсть – это плен для души => для свободных людей нет выхода, конец трагический. Челкаш (1895). В начале – морской пейзаж, но море здесь не свободно, оно помещено в контекст цивилизации (порт). Это не воля цыганской жизни, а труд. Само море подчинено труду. Гришка Челкаш – заядлый пьяница и ловкий «смелый вор». Его поначалу раздражает, что Гаврила тоже смеет любить свободу. Тогда он жестоко предлагает ему вступить в привычные для того отношения хозяин-работник. Но это накладывает рамки и на Челкаша: по отношению к Гавриле он чувствует «нечто отеческое». Сам Челкаш тоже из деревни. Любовь к деревне – мера несвободы Челкаша. Эти два героя становятся испытанием друг для друга. В конце (после споров из-за денег) победителем в духовной схватке оказывается Челкаш, а душа Гаврилы погублена. Но ведь цена этой победы – рабство Гаврилы. Абсолютной свободы, которую проповедовал Макар Чудра, нет. Или человек должен быть совершенно одинок. Смытые с песка следы всего произошедшего - указание на то, что любые события проходят бесследно. А был ли смысл в разыгравшейся драме?.. Раннее творчество Горького: восхищение красивым и свободным человеком, жизнью (но одновременно и сомнение в её смысле). Мережковский «О причинах упадка...». Есть две тенденции: растворение в боге или обожествление «я». Для Горького характерен 2-й подход. Критики немедленно отнесли Горького к ницшеанству. Ср. «Так говорил Заратустра», где проповедуется сильный и красивый человек. Мирский Д.С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 г. В ранних произведениях Горького реализм сильно смягчен романтизмом, и именно этот романтизм обеспечил Горькому успех в России, хотя именно реализм перенес его славу через границу. Для русского читателя новизна ранних рассказов Горького была в их бодрой и бесшабашной молодости, а для иностранного читателя — в безжалостной резкости, с которой он описывает жизнь низов общества. Самые первые рассказы Горького чисто романтичны. Таковы Макар Чудра и Старуха Изергиль (1895), как и его ранние стихи и известнейшая Песня о Соколе, с припевом ”Безумству храбрых поем мы славу”. Этот очень театральный и безвкусный романтизм был действительно заразителен и внушил обкормленному Чеховым русскому читателю больше любви к Горькому, чем все остальные его произведения. К 1895 г. Горький отказывается от традиционного набора форм своих рассказов о цыганах и разбойниках и переходит к манере, где реалистическая форма сочетается с романтическим вдохновением. Первый рассказ Горького, опубликованный в ”большой” прессе, — Челкаш (1895) — является и одним из лучших. Другие рассказы такого же рода: Мальва (1897), где Мальва — женская ипостась Челкаша, и Мой спутник (1896) — по созданному характеру лучший из этой серии. Примитивный и аморальный грузинский князь Шакро, с которым рассказчик идет пешком из Одессы в Тифлис, — действительно замечательное создание, достойное стать рядом с самыми лучшими горьковскими зарисовками характеров. В рассказе нет ни капли идеализации Шакро, хотя очевидно, что ”художественная симпатия” автора целиком на его стороне (ПОЧЕМУ???). Келдыш В.А. Творчество М. Горького // История всемирной литературы: В 8 тт. М., 1983—1994. Уже в самых первых произведениях очерчивается с полной ясностью ведущий пафос всего горьковского творчества — пафос непримиримости к мещанско-собственническому миропорядку, идея активной личности. Поначалу, в 90-е годы, этот духовный комплекс предстал в двух художественных линиях: реалистической (прежде всего цикл рассказов о людях, отпавших от своей среды) и романтической («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» и др.). В романтическом сказании и в рассказах об окружающем переплелись реалистическая и интенсивная романтическая образность. Главное же, что и тому и другому циклу произведений, еще очень художественно неровных, свойственно ощущение атмосферы грозового времени, близких потрясений. В изображении центральных персонажей реалистического цикла — босяков, «выломившихся» людей (рассказы «Челкаш», «Мальва» и др.) — соединились неприглядная правда жизни и одновременно «романтическое» помышление о ней. Писатель по-новому осмысливает знакомую и прежде русской литературе тему изгоев общества, жизни «дна». Герой Горького в своем непосредственно социальном, в том числе «люмпен-пролетарском» обличье, так же бесплоден, как и его литературные предшественники. И вместе с тем возвышен над ними незаурядными задатками — душевной гордыней, жаждой независимости, — искаженными в нем самом, но многообещающими. И в этом другом своем, не «эмпирическом», а возможном содержании он сходится с горьковскими людьми из легенд. Два ряда персонажей тесно сближены и подчеркнуто личностной проблематикой, равно касающейся их положения в мире и их отношения к нему. Самоутверждающийся герой раннего Горького чаще всего одинок. Он отвергает окружающее общество в целом, противопоставляет себя ему. И в этой позиции открываются как сильные стороны его духовной сущности, так и уязвимые. 34. Повесть М. Горького «Фома Гордеев».
Повесть «Фома Гордеев». 1899. Тот же комплекс проблем, но они помещены в еще более «реальную» социальную среду. Приволжский провинциальный город, совершенно конкретная социальная среда – купечество. Цель жизни для Игната – жажда денег, но без меркантильности; это тоже проявление красоты жизни. «В теле Игната жило три души…». Совместима ли вообще свобода и труд? Таким же сильным хозяином как он сам Игнату представляется жизнь. Между человеком и его делом такая же борьба, как между мужчиной и женщиной. У Горького вообще всегда, когда встречаются две реальности, между ними - отношения бооьбы. Можно найти отсылки к классическим текстам в отношении денег – «Скупой рыцарь», «Подросток», «Идиот». Но интерпретация денег как физической силы – собственно горьковское. Здесь перед нами скорее не купеческий тип, а человеческий тип. Противоположный тип – Яков Маякин, из древнего купеческого рода, в конце концов – главный онтогонист Игната. Если в Игнате живет три души, то у Якова два лица. Мозговая сила Маякина. Главная позитивная мысль Маякина – социальной жизнью в государстве должны управлять купцы. Замечательны рассуждения Маякина о культуре: культура – дело и порядок жизни. У всех купцов темное прошлое. Фома Гордеев тоже сильный человек. Мозговой силе Якова Маякина Фома противопоставлен еще как и человек чувствующий. Беда Фомы в том, что он задумался (разговор с любовницей Сашкой (?)). Но силы ума ему не хватает. Думает он о смысле жизни. Оказывается, что мыслям такого рода никакой силы и ясности не обрести. Фома отличается от всех остальных. В тексте неоднократно подчеркнута неясность сознания Фомы. Люба – тот же туман сознания. Лекции. Действие происходит в приволжском городе, в купеческой среде (аллюзия на Островского). Купечество – молодое, свежее сословие. В этом оно противостоит интеллигенции. При этом Горький не идеализирует купцов. Изображена смена поколений. Игнат более сильный и цельный человек, чем Фома. Ему всегда способствует удача, потому что «совесть непобедима лишь для слабых духом». В жажде обогащения Игната есть и своя красота. Деньги как сила, родственная физической силе и вообще жизни. Другой вид купца – Яков Маякин. Уродлив (Игнат красив), прячется за личиной. Его сила – ум. Яков «сильнее, но хуже» (Фома) Игната. Фома тоже сильный человек, в нём та же живая сила Игната, противопоставленная уму Якова. Фома – человек с «большой дерзостью сердца». Маякин: сердце есть, «ума, значит, нет». Проблема Фомы в том, что он «задумался», но силы ума у него нет. Он думает не о прибыли, а о смысле жизни (ср. билет 32: смысла в жизни нет). Его мысли «неопределённы». Всё «особенное», что было в Фоме, так и не поддалось определению. Фома не может совладать ни с собственной мыслью, ни с собственной жизнью. Эту неясность можно было бы объяснить необразованностью, но Люба Маякина тоже не понимает, в чём смысл жизни. Тема скуки жизни. Сильные люди не скучают, но остальным почему-то ужасно скучно, в т.ч. и аристократии, хотя у них и есть образование. Впервые появляется положительный образ рабочих – наборщики. Ежов призывает их к объединению с интеллигентами, он считает, что именно они должны создать новую культуру. Но им это непонятно. Идея свободы: Фома просит у Якова или отдать ему всё дело или забрать совсем. Он хочет быть полностью свободен. Но в конце он «погибает» и оказывается изгоем. Келдыш В.А. Творчество М. Горького // История всемирной литературы: В 8 тт. М., 1983—1994. В ФГ интенсивно развивается тенденция к «расширению границ», наметившаяся в малой прозе 90-х годов. Но освоение крупных жанровых форм не было только художественным сдвигом. В центре снова оказывается анархический бунтарь Фома Гордеев, многим близкий ранним горьковским героям. Однако он значительно глубже вписан в свое историческое время. Российская действительность впервые у Горького предстает в кругу основных социальных проблем времени. Писатель размышляет над сменой общественных эпох, судьбами буржуазного уклада в России — животрепещущими вопросами, ставшими в ту пору предметом спора между марксистами и народниками, и в своих решениях приближается к первым.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.241.235 (0.01 с.) |