Ранние рассказы М. Горького («макар чудра», «челкаш», «мой спутник»). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ранние рассказы М. Горького («макар чудра», «челкаш», «мой спутник»).



 

М. Горький [А.М. Пешков] (1868-1936).От большинства писателей Серебряного века Горький отличается тем, что он не принадлежал к той утонченной культуре, к которой принадлежали символисты или акмеисты. Произведения С. в. обычно апеллируют к большим культурным пластам, к большой литературе. Университетами Горького же правда были бесконечные путешествия. Прежде чем прийти в литературу, он искупался в такой гуще жизни, которая была никому не ведома. Он не принадлежал к какому-0то конкретному литературному направлению. Если творчество символистов и т.д. было осмыслением культуры, то творчество Горького скорее было осмыслением жизни.Добиться смысла от жизни было, наверное, главной задачей Горького. Чаще всего мы встречаемся в литературе с писателями, которые априори это знают. У Горького этого не было, он добивался, добивался и еще раз добивался этого самого смысла жизни.Конечно, нельзя утверждать, что Горький не испытал никаких литературных влияний. Раннее творчество – романтические мотивы.

 

Рассказ «Макар Чудра» стал первым опубликованным произведением Горького. Может быть, самое интересное – не основной сюжет, а жизненное кредо Макара. Он призывает избегать всяческой рефлексии и считает, что нужно просто впитывать в себя жизнь. Человек - это и есть сгусток жизни, и главное для человека - воля (=свобода), воля впитывать в себя самые разнообразные впечатления жизни. Для демонстрации такой т.з. не зря выбран цыган – сильный и прекрасный естественный человек.Страсть – плен для души, для сильного человека главное воля, поэтому история Лойко и Радды разворачивается трагически. Смерть как единственное средство сохранить любовь.Статья «Ницше и Горький».Рассказчик не участвует в событиях, никак не реагирует на речи Макара. Но это и значит, что рассказчик не вписывает себя в мир героев. Он их, а вовсе не себя считает достойными воплощения в литературе. М, в общем-то, так и не знаем, соглашается ли рассказчик с Макаром Чудрой. Рассказ «Челкаш» 1895. Так же как и «Макар Чудра» открывается морским пейзажем. Но на этот раз это не вольное море, это современная цивилизация. Здесь дышит не воля, а труд (которым Макар Чудра отвергал, так как считал, что он порабощает людей). «Страстный гимн Меркурию» (Меркурий – бог торговли). Гришка Челкаш выделяется из толпы своим сходством с хищным ястребом. Свобода для Гаврилы – самостоятельное хозяйство, но сам он беден, поэтому ему придется идти в зятья к богатому мужику и работать на тестя. Гришку этот Гаврила раздражает, потому что тоже смеет любить свободу, понимая ее по-своему. Челкаш «нанимает» Гаврилу, отношения хозяин – работник. Челкаш понимает, что в его руках жизнь Гаврилы. Но сам становится несвободным, потому что вступив в подобные отношения он вступает в те социальные отношения, из которых когда-то сознательно ушел. В конце концов Челкаш испытывает к Гавриле нечто «отеческое» и «хозяйственное». Потом оказывается, что в прошлом у Челкаша был хозяйственный отец, добрая мать, красавица жена. Все было хорошо в его деревенской жизни, но он отказался от нее. Тоска по деревне (мера несвободы Челкаша) возникает у Челкаша именно вследствие отношения к Гавриле как хозяина к работнику.Наутро после «дела» Гаврила оказывается в ситуации выбора: вернуться в деревню, продолжать грабить или получить те большие деньги, которые забрал себе Челкаш.Челкаш и Гаврила становятся испытанием друг для друга. Они оба проходят через сомнения, их система ценностей пошатнулась. Душа Гаврилы оказывается погубленной. Челкаш остается при своем презрении к жадному крестьянству и деньгам. Свободным в итоге будто бы оказывается Челкаш, но весь рассказ построен так, что приходтся в этом сомневаться. Свобода Челкаша оказывается получена ценой свободы Гаврилы.В результате оказывается, что безграничная свобода невозможна. Меркурий – бог воровства и торговли. Получается, при решении проблемы свободы разница в торговле и воровстве нет. Получается, что свободный и сильный человек должен быть одинок, если он хочет сохранить свою независимость Если сравнить два рассказа («М. Ч.» и «Челкаш»), увидим, что речь идет об одной и том же. Но в первом рассказе действие идет в неком условном пространстве, а в «Челкаше» проблема погружена в социальный контекст. Отношения хозяин-работник = власть-подчинившийся власти.Еще одна нота, которая возникает в «Челкаше» в самом конце: все смыло. События проходят бесследно. В этом мире ничего не меняется. Тогда: был ли вообще какой-то смысл в том, что произошло между героями, если время смывает все?Итак, первые итоги: восхищение свободы и силы, в которых красота человека; свободен человек постольку, поскольку он одинок + сомнение в наличии смысла этой самой жизни.Горький начал печататься в 90-е, когда еще не отгремела битва между символистами и народниками. Сотрудничал в журнале «Северный вестник», в котором печатались старшие символисты. Конечно, никаким символизмом в раннем творчестве Горького и не пахнет, но какие-то идеи Мережковского оказались ему близки. Стриндберг с культом витальности и жизненных сил человека. Критика незамедлительно записала Горького в ницшианцы («Так говорил Заратустра»). Толстой, Короленко.

Лекции. МЧ – 1-е опубликованное произведение (1892).Смысл: не нужно никакой рефлексии по поводу жизни (???).

Для человека главное – воля (ср. сам Горький очень гордился тем, что не принадлежит ни к какому литературному направлению – свобода). Изгнан => вне цивилизации, «естественный человек», «сильный и прекрасный человек».

И пейзаж под стать такому человеку: море и костёр.

Страсть – это плен для души => для свободных людей нет выхода, конец трагический.

Челкаш (1895). В начале – морской пейзаж, но море здесь не свободно, оно помещено в контекст цивилизации (порт). Это не воля цыганской жизни, а труд. Само море подчинено труду.

Гришка Челкаш – заядлый пьяница и ловкий «смелый вор». Его поначалу раздражает, что Гаврила тоже смеет любить свободу. Тогда он жестоко предлагает ему вступить в привычные для того отношения хозяин-работник. Но это накладывает рамки и на Челкаша: по отношению к Гавриле он чувствует «нечто отеческое».

Сам Челкаш тоже из деревни. Любовь к деревне – мера несвободы Челкаша.

Эти два героя становятся испытанием друг для друга.

В конце (после споров из-за денег) победителем в духовной схватке оказывается Челкаш, а душа Гаврилы погублена. Но ведь цена этой победы – рабство Гаврилы. Абсолютной свободы, которую проповедовал Макар Чудра, нет. Или человек должен быть совершенно одинок.

Смытые с песка следы всего произошедшего - указание на то, что любые события проходят бесследно. А был ли смысл в разыгравшейся драме?..

Раннее творчество Горького: восхищение красивым и свободным человеком, жизнью (но одновременно и сомнение в её смысле).

Мережковский «О причинах упадка...». Есть две тенденции: растворение в боге или обожествление «я». Для Горького характерен 2-й подход.

Критики немедленно отнесли Горького к ницшеанству. Ср. «Так говорил Заратустра», где проповедуется сильный и красивый человек.

Мирский Д.С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 г. В ранних произведениях Горького реализм сильно смягчен романтизмом, и именно этот романтизм обеспечил Горькому успех в России, хотя именно реализм перенес его славу через границу. Для русского читателя новизна ранних рассказов Горького была в их бодрой и бесшабашной молодости, а для иностранного читателя — в безжалостной резкости, с которой он описывает жизнь низов общества.

Самые первые рассказы Горького чисто романтичны. Таковы Макар Чудра и Старуха Изергиль (1895), как и его ранние стихи и известнейшая Песня о Соколе, с припевом ”Безумству храбрых поем мы славу”. Этот очень театральный и безвкусный романтизм был действительно заразителен и внушил обкормленному Чеховым русскому читателю больше любви к Горькому, чем все остальные его произведения.

К 1895 г. Горький отказывается от традиционного набора форм своих рассказов о цыганах и разбойниках и переходит к манере, где реалистическая форма сочетается с романтическим вдохновением. Первый рассказ Горького, опубликованный в ”большой” прессе, — Челкаш (1895) — является и одним из лучших. Другие рассказы такого же рода: Мальва (1897), где Мальва — женская ипостась Челкаша, и Мой спутник (1896) — по созданному характеру лучший из этой серии. Примитивный и аморальный грузинский князь Шакро, с которым рассказчик идет пешком из Одессы в Тифлис, — действительно замечательное создание, достойное стать рядом с самыми лучшими горьковскими зарисовками характеров. В рассказе нет ни капли идеализации Шакро, хотя очевидно, что ”художественная симпатия” автора целиком на его стороне (ПОЧЕМУ???).

Келдыш В.А. Творчество М. Горького // История всемирной литературы: В 8 тт. М., 1983—1994. Уже в самых первых произведениях очерчивается с полной ясностью ведущий пафос всего горьковского творчества — пафос непримиримости к мещанско-собственническому миропорядку, идея активной личности.

Поначалу, в 90-е годы, этот духовный комплекс предстал в двух художественных линиях: реалистической (прежде всего цикл рассказов о людях, отпавших от своей среды) и романтической («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» и др.). В романтическом сказании и в рассказах об окружающем переплелись реалистическая и интенсивная романтическая образность. Главное же, что и тому и другому циклу произведений, еще очень художественно неровных, свойственно ощущение атмосферы грозового времени, близких потрясений. В изображении центральных персонажей реалистического цикла — босяков, «выломившихся» людей (рассказы «Челкаш», «Мальва» и др.) — соединились неприглядная правда жизни и одновременно «романтическое» помышление о ней.

Писатель по-новому осмысливает знакомую и прежде русской литературе тему изгоев общества, жизни «дна». Герой Горького в своем непосредственно социальном, в том числе «люмпен-пролетарском» обличье, так же бесплоден, как и его литературные предшественники. И вместе с тем возвышен над ними незаурядными задатками — душевной гордыней, жаждой независимости, — искаженными в нем самом, но многообещающими. И в этом другом своем, не «эмпирическом», а возможном содержании он сходится с горьковскими людьми из легенд.

Два ряда персонажей тесно сближены и подчеркнуто личностной проблематикой, равно касающейся их положения в мире и их отношения к нему. Самоутверждающийся герой раннего Горького чаще всего одинок. Он отвергает окружающее общество в целом, противопоставляет себя ему. И в этой позиции открываются как сильные стороны его духовной сущности, так и уязвимые.

34. Повесть М. Горького «Фома Гордеев».

 

Повесть «Фома Гордеев». 1899. Тот же комплекс проблем, но они помещены в еще более «реальную» социальную среду. Приволжский провинциальный город, совершенно конкретная социальная среда – купечество. Цель жизни для Игната – жажда денег, но без меркантильности; это тоже проявление красоты жизни. «В теле Игната жило три души…». Совместима ли вообще свобода и труд? Таким же сильным хозяином как он сам Игнату представляется жизнь. Между человеком и его делом такая же борьба, как между мужчиной и женщиной. У Горького вообще всегда, когда встречаются две реальности, между ними - отношения бооьбы. Можно найти отсылки к классическим текстам в отношении денег – «Скупой рыцарь», «Подросток», «Идиот». Но интерпретация денег как физической силы – собственно горьковское. Здесь перед нами скорее не купеческий тип, а человеческий тип. Противоположный тип – Яков Маякин, из древнего купеческого рода, в конце концов – главный онтогонист Игната. Если в Игнате живет три души, то у Якова два лица. Мозговая сила Маякина. Главная позитивная мысль Маякина – социальной жизнью в государстве должны управлять купцы. Замечательны рассуждения Маякина о культуре: культура – дело и порядок жизни. У всех купцов темное прошлое. Фома Гордеев тоже сильный человек. Мозговой силе Якова Маякина Фома противопоставлен еще как и человек чувствующий. Беда Фомы в том, что он задумался (разговор с любовницей Сашкой (?)). Но силы ума ему не хватает. Думает он о смысле жизни. Оказывается, что мыслям такого рода никакой силы и ясности не обрести. Фома отличается от всех остальных. В тексте неоднократно подчеркнута неясность сознания Фомы. Люба – тот же туман сознания.

Лекции. Действие происходит в приволжском городе, в купеческой среде (аллюзия на Островского). Купечество – молодое, свежее сословие. В этом оно противостоит интеллигенции. При этом Горький не идеализирует купцов.

Изображена смена поколений. Игнат более сильный и цельный человек, чем Фома. Ему всегда способствует удача, потому что «совесть непобедима лишь для слабых духом». В жажде обогащения Игната есть и своя красота. Деньги как сила, родственная физической силе и вообще жизни.

Другой вид купца – Яков Маякин. Уродлив (Игнат красив), прячется за личиной. Его сила – ум. Яков «сильнее, но хуже» (Фома) Игната.

Фома тоже сильный человек, в нём та же живая сила Игната, противопоставленная уму Якова.

Фома – человек с «большой дерзостью сердца». Маякин: сердце есть, «ума, значит, нет».

Проблема Фомы в том, что он «задумался», но силы ума у него нет. Он думает не о прибыли, а о смысле жизни (ср. билет 32: смысла в жизни нет). Его мысли «неопределённы». Всё «особенное», что было в Фоме, так и не поддалось определению. Фома не может совладать ни с собственной мыслью, ни с собственной жизнью.

Эту неясность можно было бы объяснить необразованностью, но Люба Маякина тоже не понимает, в чём смысл жизни. Тема скуки жизни. Сильные люди не скучают, но остальным почему-то ужасно скучно, в т.ч. и аристократии, хотя у них и есть образование.

Впервые появляется положительный образ рабочих – наборщики. Ежов призывает их к объединению с интеллигентами, он считает, что именно они должны создать новую культуру. Но им это непонятно.

Идея свободы: Фома просит у Якова или отдать ему всё дело или забрать совсем. Он хочет быть полностью свободен. Но в конце он «погибает» и оказывается изгоем.

Келдыш В.А. Творчество М. Горького // История всемирной литературы: В 8 тт. М., 1983—1994. В ФГ интенсивно развивается тенденция к «расширению границ», наметившаяся в малой прозе 90-х годов. Но освоение крупных жанровых форм не было только художественным сдвигом. В центре снова оказывается анархический бунтарь Фома Гордеев, многим близкий ранним горьковским героям. Однако он значительно глубже вписан в свое историческое время. Российская действительность впервые у Горького предстает в кругу основных социальных проблем времени. Писатель размышляет над сменой общественных эпох, судьбами буржуазного уклада в России — животрепещущими вопросами, ставшими в ту пору предметом спора между марксистами и народниками, и в своих решениях приближается к первым.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.023 с.)