Проза Мережковского (один роман из трилогии «Христос и Антихрист» по выбору).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проза Мережковского (один роман из трилогии «Христос и Антихрист» по выбору).



Проза Мережковского. С начала 1892 г. Центральной темой служил конфликт, который действительно затрагивал Мережковского: высокие порывы духа и костная действительность. Это человек, который получал массу впечатлений от путешествий. Много путешествовала по России, с 91 г стла ездить в Грецию, в Италию и страны Средиземноморья. И знакомство с эллинским искусством перевернула его восприятие: был поражен радостным языческим искусством. Он написал две трилогии: «Христос и Антихрист» (Юлиан Отсупник, Леонардо да Винчи, Петр и Алексей), трилогия о русской истории (задумал в драматической форме, но в драматич форме была написана только часть «Павел Первый»).

Трилогия «Христос и Антихрист». Центральная тема - борьба Христианства и Язычества. 1 эпизод на заре христианства, 2 эпизод - расцвет христинаства, 3 эпизод - христианство в состоянии кризиса. Открывает трилогию роман «Юлиан Отступник». (Сев. вестник) Историч лицо - римский император (361-363 гг). т.е. 4в. Умер в 32 г. Ко времени его правления христианское утвердилась как гос религия. Но языческая культура еще жива. Почему "отступник"? Заняв престол, объявил себя сторонником многобожия. Выпускает эдикты против христианства. Пытается вернуть язычество, но это не принесло перемен, т.к. след император вернул всё на свои места. Деятельность Юлиана - последний всплеск борьбы язычества и христианства. Но по Мережковскому языческой культуре суждено возвращаться. Так оно возвращается в эпоху Возрождения. Этому посвящен второй роман цикла. Роман изобилует археологическими и энографическими описаниями. Читая роман, получаешь энциклопедические знания. Большие этнографические и археологические описания. (такой стиль называют археологическим, декоративным). В нем присутсвуют серьезные исторические изыскания. Источником этих сведений стали книги и зрительные впечатления Мережковского от длительных путешествий. Описана частная жизнь людей 4в. Действие происходит в самых разнообразных местах. Возникает целая панарама жизни той эпохи. Тщательно описаны все стороны этой жизни. Огромное количество бытовых деталей, кот погружают в быт эпохи. Какой бы стороны жизни ни касался Мережковский, он описывал так же подробно. Правда, Брюсов прочитв роман, нашел ошибки. (но ведь это не ист. трактат, и ошибок было не много). Но не это составляло главный нерв пр-ия. Главное – это соотношение двух путей, двух правд, двух религий: христ-ва и язычества. И эта проблема не решается прямолинейно. Пр-ие не превращается в худ. поданый философский трактат. Юлиан отступник - это именно роман, он динамичен, в нем обилие действ лиц, в нем есть центральный герой, кот явл героев в подлинным смысле слова - он героичени и трагичен. Действие начинается с правления Константа. Он убил дядю - т.е отца Юлиана. А самого Юлиана и его брата не умертвил, но сослал, где эти братья живут под постоянным страхом смерти. У братьев 2 воспитателя -1)Евнух Мардоний, кот прививает любовь к Гомеру, языч культуре. Это чел-к любящий, самоотверженный. 2) злобный, мрачный монах Евторпий , кот нанавидет язычество, разоблачает Платона, Сократа. Оценки уже раставлены. Юлиан понимает, что он под страхом смерти, поэтому с детсва учится лживости: перед монахом изображает приверженца хистианства, а на самом деле симпатизирует язычеству.

В экспозиции нам представлены 2 брата - Юлиан и Галл. Галл белокур, хорош собой, изнежен, труслив, не может сопротивляться. Юлиан - черен, некрасив, исполенн ненависти к Константу, смиряется, но пока; пока не найдет выхода. Ребенком тайно посещает храм Афродиты (изваяние обнаженной богини, но при этом ее нагота сочетается с целомудрием. Эта статуя пройдет через все три романа. Это важный символ для Мереж). У жреца храма две дочери: 1 Амарилис - темноволосая, веселая, 2 Психея - задумчивая. Она тайком бегает на христианские Богослужения. Мережковский все строит на контрастах. Юлий, еще мальчик, влюблен в Амарилис, но она просватана.Через некот времени Констанций делает вид, что проявляет свою милость: он любит усыпить бдительность врага и потом сделать коварный шаг. Юлиана отпускает путешествовать, а Галла делает своим соправителем. Галл привык к своей должности, а потом шаг за шагом Констанций лишает его всего: сначала легионов, потом ..., потом проводят через чреду унижений и выносят ему смертный приговор. Но солдаты Галла любят, поэтому палачем выбран мясник. И существенно то, что мясник этот - славянин. Мясник этот не знает кто перед ним и отрубает ему голову и тут единственный раз в романе Мережковский прибегает к грубому материализму: надо унести голову до того как придут на место солдаты. Но голова Галла перед казнью обрита и палачу не за что ухватиться. И палач засовывает палец в рот и так ухватывает ее. Вот такая деталь. Вообще несвоийственная для Мережк. Юлиан путешествует. Ямблик на некот время становится учителем Юлианом. А потом он встерчается с магом и проходит посвящение в иерофанты (иерофант – жрец Митры) И когда Юлиан получает известие о смерти брата - понимает, что теперь очередь за ним. Он должен был явиться в Афины и постричься в монахи. Но там он встречает Арсиною - девушка, кот единственная может стать его возлюбленной. Он видет ее впервый раз обнаженной, стреляющей из лука - и напоминает ему Артемиду. У Арсинои есть сестра Мирра - она убежденная христианка. (Теперь Мирра - черноволосая, а Арсиноя - златовласая). В таком противопоставлении можно прочитать и другой смысл: он обречен одной судьбе: в детсве он встречает пару сестер и начерно как бы проживает свою жизнь , а потом уже во взрослой жизни встречает действительно такую жизнь. Метания между язычеством и христианством - совпадают и у Арсинои и у Юлинаа.Но ритм этих исканий не совпадает. Арсиноя и Мирра дочери ... рожденные от германской пленницы. Арсиною можно было признать за гречанку, но в правильных чертах видна и северная кровь. Но такая же судьба и у Юлия - он страдает от того, что он не эллин - в жилах его северная кровь. В прошлом Эллады и Рима уже есть нить, которая свяжет эту южную културу с северной (европейской) , а затем и русской культурой. Это знаечит, что в романе Юлиан отступник не просто переломный момен - а это тот самый момент, от кот следует отсчитывать европейскую культуру и русскую. Констанций призывае Юлиана к себе. Юлиан живет при императоре и наблюдает распри между христианами: ариане считают, что сын не единосущный отцу, а подобносущный. По гречески подобносущный и единосущный отличаются одной единственной буквой - йотой. (Ариане стали при констанции официальной церковью и другие вынуждены уйти в катакомбы. И на Юлиана это производит неприятные впечатления. Констанций отправляет его в поход на свевер, потому что уверен, что он не вернется. Но Юлий одержиает победу за победой (Солдаты его любят) пока не доходят до крошечного городка Лютеция (это будущий Париж). Констанций испуган такими успехами и хочте отозвать войско. Т.е. сделать то же самое, что и с Галлом, но войско возмущено, провозглашает Юлия императором и идут во главе с Юлием. Констанций пытается сопротивляться - но тут его настигает смерть. И Юлиан становится единственный правитель. Юлиан выходит с магом и просит отблагодарить не единственного Бога, а Олимпийских богов. Срывает с знаемени крест и кузнец прикрепляет бога Гелиоса - бог солнцаю. Реакция на это войска - легионы безмолствуют. Так кончается первая часть Юлиана Отсупника. "Кто-то из солдат поизнес явственно, что Юлиан вздрогнул: "Антихрист!" - это последние слова 1 части. Вся первая часть это восхождение Юлиана. Вся вторая часть - это путь вниз. Юлиан царствует, но разочарование идет за разочарованием. Народ оказывается привык уже к христианским обычаям. Народ требует показа гладиаторов. Когда Юлиан задумал шествие, посвященное Дионису, оказывается, что в этом шествие участвует только сброд и торжеством Диониса это назвать нельзя. Речи Юлиана не находят отклика. Когда призывает примириться христиан - те злобно отвечают ему, и говорият, что готовы умереть как первые мученики(но Юлина совсем не собирается убивать их). Когда приходит в храм Апполона. Узнает, что там - остался один жрец, кот воспитыват мальчика. Христиане убивают их. Мережковсикй называет их мучениками олимпийских богов. Юлиан хочет приблизить себя, но обнаруживает, что они все кривят душой, чтобы просо быть поближе к императору. Юлиан видит, что религия веселия - язычество не рививается в той стране, котоая вкусила христианство. Юлиан принимает последдний шаг - он затевает поход, в котором он думает, все снова обратятся к ним. В походе он погибает. А новый император вновь возвращается к христианству.Подлинный внутренний мир Юлиана заключается в общем не в том, о чем пока успели мы поговорить. Картина внутренней жизни Юлиана доступна только избранным. В своих странствиях Юлиан встречает неоплатоника Ямблика. Ямблик - жалкий старик, кот озабочен проблемами здоровья, но однажды он предстает перед Юлианом в новом неожиднном обличии философа и дает ему новую истину, кот болезенно переживается Юлианом. Он говорит, что люди страдают не от то, от чего они думают. А от того что боятся, что Бога нет. А Бога действительно нет, это полное отрицание мира, это ничто. Бога нет в том смысле- что он совершенно противоположен тому, что есть в этом мире. Если мир есть, то Бога нет. Бог не то, что говорят о нем в этом мире. Вообще есть два определения Бога: ... когда перечисляются качетства Бога (путь через утвержеждение), апофотический - путь через отрицания: Бог не то..., не то..., не то... .Там где есть Бог - нет мира, Там где есть мир - нет Бога. И затем излагает неоплатическую доктрину. У всех есть одна единая душа, она раньше покоилась в лоне Бога, а потом решила отделиться от Бога: взглянула в матрию и увидела свое отражение и как нарцисс влюбилась в себя и пала в материю, но до конца не отделилась от Бога и когда-нибудь она вернется к Богу и Бог будет во всем. Перед тем, как стать иерофантом, он должен отречься от Христа. Ему является Люцефер: говорит: он хотел быть один, но нас двое. Люцефер - двуполюсно. Два начала. Когда Максим говорит ему, что царстов Дьвола равно царству Бога. Юлиан в полном смятении: куда идти? Максим: "Выбери один из путей и иди по нему до конца. Но оказ, что Юлиан не может ни то, ни другое. Он не может соеинить две противоположные правды. Максим: "если не можешь, будешь как все. Но ты можешь, дерзай!" Соединить две правды - это главная задача героя. И в этом подстать ему является Арсиноя. У Арсинои тоже испытания выбора двух путей. Ее сестра смертельно больна. Предсмертные речи Мирры: она смогла соединить два пути: она утверждает, что спасутся все - даже падший ангел. Потому что пока не спасутся все - не будет блаженства. Похорогнив Мирру, Арсиноя отправляется к христианам, она уходит в монастырь. Но однажды к ней пробирается Юлиан, он уговаривает ее стать ее женой. Она говорит, что то, как ведет себя Юлиан - это путь христианина, т.е. Юлина не способен идти тем единственным путем, который избрал, а сильны лишь те, кто для одной правды слепу для другой. А Максим преподает Юлиану след урок: "Ты постник, ты милосерд, ты называешь себя противником христиан, а сам христианин. Чем ты хочешь победить распятого?" Юлиан: "Олимпийскими богами, весельем". Максим: "Так знай же, их нет" - с этим Юлиан не справляется. И тогда успокаивает Юлинана, говорит, что эти слова просто - испытание. Он понимает, что Юлин - не тот человек, что соединить два пути сможет только Антихрист. Арсиноя в конце романа уже не в монастыре, она ваяет скульптуру, спутники ее не понимают, кто же это? Христос или Дионис? Два пути могут соединиться, если следовать одному до конца. Но почему же Юлина не справляется с этим? Он не проходит испытания двумя правдами. Ему нужна только одна правда. И еще с одной идеей он не может совладать: с отсутсвием Бога в мире. Еще с Ямбликом, когда он говорил о христианском Боге, он мог принять, но того что и олимпийские боги не существует - он не может. Нспособность любить несуществующего бога и приянть две противополжные правды - это беда Юлиана.

 

«Леонардо да Винчи». Это неслучайная фигура. Это человек, кот способен принять две правды. Но рядом с Леонардо еще один герой - Джовани Бельтрафио, обычный человек, который переживает страдания, столкнувшись с идеей двух правд. Обычный человек, если признает правоту одного пути, должен другой отвергунуть. Это человек одного пути. В этом романе как и в предыдущем много этнографических, исторических изображений.Главная идея в романе - идея двух путей. Эта идея скользит по грани допутимого. Примирения тела и духа, Зверя и Бога... Пока мы называем так эти пары, то мы еще находимся в рамках дозволенного, но их можно назвать и по-другому: добро и зло. Т.е можно идти путем зла. Но в сущности в пределах романа Мережковский эту грань не переходит. В начале романа из земли вырывают статую Афродиты. В романе появляется очень важный для символистов образ полимпсеста. (материал, с которого счищался один текст и наносился другой). Один слой полимпсеста скрывается под другим. Под текстами псалмов скрывался гимн Афродите. Мережковский показывает, что антитеза - это мнимая антитеза.Еще одна героиня - Касандра, она в тайне почитает образ Диониса, и еще она ведьма, соврешает полеты на шабаш. Но кто же проводит эти шабаши? Д.б. Дьвол - сначала он являлся в образе смрадного козла, но как только Касандра приближается к нему, шкура спадает и является прекрасный бог Дионис и все обращаются в перкрасных минад и т.п. И восклицают: "Воскресли прекрасные боги!" Истоия о Софии. У Софии был сын, он тоже пытался творить богов, но София позволила части людей вкусить от древа познания: и эти люди попирают все законы, нарушают все пределы. ....Текст на скрижали. Небо вверху - небо внизу. Все что вверху - то и внизу. Если поймешь, - благо тебе. И Леонардо - это один из немногих, кот. способен понять это. Его считают колдуном, но на самом деле он религиозный человек. Он пишет и «Тайную вечерю», и образ Зверя. Джовани: погибаю от двух истин, от лика Христа, сквозь который проявляется лик зверя. Он кнчает смоубиством. Но и Леонардо все таки не тот человек. Касандра называет его: "Он предтеча". (В связи с мотивом предтечи - следует вспомнить стих "Дети ночи")

В финале рассказывает о незаконченной работе Леонардо: "Иоанн Предтеча" Появляется еще один художник, который пишет предтечу: русский иконописец. Т.о. подготавливается русская тема. И в третьей книги - русская тема уже главная.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.203.87 (0.011 с.)