Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поэзия З. Гиппиус: основные тематические и мотивные комплексы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
З.Н. Гиппиус (1869-1945). Была необычно эффектной женщиной. Внешность. Утонченная натура. И в то же время азартной спорщицей; общение с ней не всегда доставляло удовольствие, потому что в споре была высокомерной. Это сформировали ее репутацию: ее называли то декаденской мадонной, то сатанессой. Летом 1888г на Кавказе познакомилась с Мережковским. Она была окружена поклонниками, но на их фоне Мережковский резко выделялся. Несмотря на то, что между ними была существенная дистанция в возрасте, она и с ним вступала в споры. Через 3 недели после знакомства сделал ей предложение, прожили 53г и ни на один день не расставались. У Мережковского был один близкий человек - мать, а вторым человеком стала З.Гиппиус. Мережковский привез ее в Петербург, вввел в лит круг, занимался духовным воспитанием. В первое время брака именно ему принадлежала роль наставника. Но потом исследователи спорят, кто был лидером - однозначного ответа нет - лидерство уступается и передается от одного к другому, и это происходит гармонично. Стихотворения Гиппиус изданы в Большой библиотеке поэта. Предшествует статья Лаврова. Это крупный исследователь серебрянного века. Лавров так писал: для Гиппиус точка отсчета - собственное "Я". Общение для Гиппиус значило гораздо болльше, чем для Мережковского. Через 10 лет, как Гиппиус появилась в Пет, она завоевала репутацию метра. Дом Мережк стал одним из центров лит жизни Пет. Когда на горизонте появлялся начинающий поэт - он обязательно появлялся там. И новичку приходилось выдерживать целое психологическое испытание. Современники писали, что ей нравилось нравиться и женственностью, и умом. Все привлекало к ней внимание и вокруг нее стали возникать много слухов и легенд. Она и сама способствовала возникновению этих легенд. (выступа инициатором собраний, специально сшила себе черное платье, но у этого платья была подкладка телесного цвета, кот чуть что расходилось и там была видна подкладка, а первое ощущение - что открывается тело). Вообще она любила разные наряды - стилизовала себя. Вся ее экстравагантность и манерность поведения удивительно сочетались с прямотой и искренностью в личном общении. После революции уехали в Париж и там вели активную литературную жизнь. Она пережила Мережк на четыре года. Она была и поэтом, и прозаиком, и критиком. Писала критику под псевдонимом Антон Крайний. Ососбый интерес составляют дневники и мемуары («Живые лица»). К числу безусловных шедевров русской лит-ры стихи Мережк и Мнского не принадлежат. Достоинство их поэзии в том, что они разработали новый поэтич язык, его тематику, но подлинная поэтич нота нового искуства прозвучала именно в стихах З.Гиппиус. В ее поэзии все темы обрели заостренное значение. Новая тональность: нервная экспрессивная музыка стиха.
Песня Окно мое высоко над землею, Высоко над землею. Я вижу только небо с вечернею зарею, С вечернею зарею. И небо кажется пустым и бледным, Таким пустым и бледным... Оно не сжалится над сердцем бедным, Над моим сердцем бедным. Увы, в печали безумной я умираю, Я умираю, Стремлюсь к тому, чего я не знаю, Не знаю... И это желание не знаю откуда, Пришло откуда, Но сердце хочет и просит чуда, Чуда! О, пусть будет то, чего не бывает, Никогда не бывает: Мне бледное небо чудес обещает, Оно обещает, Но плачу без слез о неверном обете, О неверном обете... Мне нужно то, чего нет на свете, Чего нет на свете. 1893 В основе стихов Гиппиус был музыкальный ритм. Эхо. В «Песне» каждая строфа зарифмована единообразно, каждой сопутсвует повторение. Мелодия стиха становится навязчивой околдовывающей. Ритм то повторяется, то меняется. Стих течет прихотливо, но при этом слова как будто бы кружат вокруг какого-то центра, и в то же время есть какая-то свобода. Это стихотворение не хотел печатать ни один журнал, а когда его напечатали, то принесло З.Гиппиус известность - стало предметом насмешек и пародий. Современникам это казалось диким набором слов. Это стихотворение выражает стремление выйти за пределы всего, что в этом мире существует как данность, к тому, что действительно является абсолютно неизведанное. Важно, что у Гиппиус то стремление не просто заявлено: музыка стиха заявляет и тоску в пределах мира и прорыв за его пределы. Гиппиус удавалось в прорывае переданном через неровный ритм раздвинуть пределы мира, почти вырывается к неизведанному. У З.Гиппиус была удивительная способность воспринимать неизведанное и неопределенное воспринимать и чувствовать со всей определенностью. Для Гиппиус движение духа навстречу к неизведанному были определенные до резкости, до стремительности. Например.
Непредвиденное По Слову Извечно-Сущего Бессменен поток времен. Чую лишь ветер грядущего, Нового мига звон. С паденьем идет, с победою? Оливу несет иль меч? Лика его я не ведаю, Знаю лишь ветер встреч. Летят нездешними птицами В кольцо бытия, вперед, Миги с закрытыми лицами... Как удержу их лёт? И в тесности, в перекрестности,- Хочу, не хочу ли я - Черную топь неизвестности Режет моя ладья. 1913
Более всего ее занимали проблема индивидуализма. Ее поэзия - духовный дневник, кот раскрывал движение ее души с предельной честностью, это был текущий самоотчет, самоанализ, она как будто бы заново и заново писала свои психологический автопортет. Постоянный интерес к собственному я, индивидуализм особой природы - он был лишено эгоизма и эго-центризма. Ее индивидуализм был исходя из предпосылок - что индивидуализм - это единственное окно, через кот человек может познавать мир. Поэт обращен к себе как к единственному инструменту для позанания мира. Когда инструмент начинал зучать фальшиво, тогда возникали ужасные стихи:
Пьявки Там, где заводь тихая, где молчит река, Липнут пьявки черные к корню тростника. В страшный час прозрения, на закате дней, Вижу пьявок, липнущих и к душе моей. Но душа усталая мертвенно тиха. Пьявки, пьявки черные жадного греха! Пауки Я в тесной келье - в этом мире И келья тесная низка. А в четырех углах - четыре Неутомимых паука. Они ловки, жирны и грязны, И все плетут, плетут, плетут... И страшен их однообразный Непрерывающийся труд. Они четыре паутины В одну, огромную, сплели. Гляжу - шевелятся их спины В зловонно-сумрачной пыли. Мои глаза - под паутиной. Она сера, мягка, липка. И рады радостью звериной Четыре толстых паука. То физиологическое отвращение, которое вызывают эти стихи - менее всего связано с физическим. А что касается собственнно физического мира - он был для З. Гиппиус совершенно неинтересен. Отсюда и признания в нелюбви к людям. Ее совершенно не занимали те аспекты бытовых отношений между людьми, кот определяли их ссоры. Ее ссоры - это расхождения в вопросах духа. В ее жизни были романы - но все они носили платонический характер. Гиппиус не хотела признавать власть тела и даже ходили слухи, что даже ее отнешения с Мережковски носили платонический хар-р. Она не хотела признавать и власть пола. Часто лирический герой - мужского рода. Гиппиус трактовала женское начало как пассивное, а мужское - как активное, творческое. Вообще полярные начала стречаются и борятся друг с другом в стихах Гиппиус. В одном стихотворении могут быть и бунт против Бога со смирением перед Богом. Чувство избранности может возникать с чувством греховности. Ее стихи сталкивают противоположные начала. Противоречия Тихие окна, черные... Дождик идет шепотом... Мысли мои - непокорные. Сердце полно - ропотом. Падают капли жаркие Робко, с мирным лепетом. Мысли - такие яркие... Сердце полно - трепетом. Травы шепчутся сонные... Нежной веет скукою... Мысли мои - возмущенные, Сердце горит - мукою... И молчанье вечернее, Сонное, отрадное, Ранит еще безмернее Сердце мое жадное..
Каждое такое переживание - проживалось на пределе. Это не было абстракцией. Это были живые реальные обостренные чувства.
Богиня Что мне делать с тайной лунной? С тайной неба бледно-синей, С этой музыкой бесструнной, Со сверкающй пустыней? Я гляжу в нее - мне мало, Я люблю - мне не довольно... Лунный луч язвит, как жало, - Остро, холодно и больно. Я в лучах блестяще-властных Умираю от бессилья... Ах, когда б из нитей ясных Мог соткать я крылья, крылья! О Астарта! Я прославлю Власть твою без лицемерья, Дай мне крылья! Я расправлю Их сияющие перья, В сине-пламенное море Кинусь в жадном изумленье, Задохнусь в его просторе, Утону в его забвенье...
Неразрешимое столкновение: "нет" и "есть" было очень характерно для религиозных размышлений Гиппиус. В письме: Бога нет, Любви нет - это не отрицание Бога. Здесь сталкиваемся с разными пределами. Бога нет в этом мире. То есть, стремясь к небытию, к тому, чего нет - есть стремление к Богу. «В литературе я даю в чистом виде то, чего в жизни в чистом виде нет». Литература указывает на то, чего нет в жизни, но что гораздо важнее того, что есть в жизни. Современники часто называли поэзии Гиппиусу не символистской, а декадентской. Сама она не соглашалась. Декаданс заряжен пафосом отрицания, а символизм - утверждение. С т.зр того классического искуства - символизм - был несосмненно упадком, потому что он отказывался от кодекса служения народу. Франзузская поэзия оказала влияние на поэзию символистов, но не все его признавали. И Гиппиус всячески открещивалсь от этого влияния.
Александр Добролюбов. Декадент. Отец его служил по кретьянским вопросу в Варшаве. В семье был культ отца. А Александр Добролюбов, при всей любви к отцу избрал себе другой путь. Добролюбов считал, что искуство не должно выражать ясно познаваемое. Т.е о непонятном можно говорить непонятно. Существоет альбомня запись Гиппиус с определением символизма - говорит понятное о непонятном. Поступил на историко-лит факльтет. Но для Добролюбова это не открыло новых путей. Он следовал своему путь. Человек чувствовал себя замкнутом в этом мире, на скуку одиночества, на кот обрекала его проповедь индивидуализм. Говорил, что его угнетает тре измерение. Описывая этот период Вл. Гиппиус писал еще одно различи м/у символизмом и декаденством: в символизме измена декадентсвоу, это уже выход к вере... Выносить ощещение замкнутости, мира как клетки, очень сложно, Добролюбов стал принимать опиум и гашиш. Действительно расходилось трехмерное пространство, но тем страшнее воспринималась реальность. Кроме того, подлинного поэтического дара, кот приносил Мережк и Гип выход из этого мира, у него не было. Он считал высшим искусством музыку и пытался насытить стихи свои музыкой, но это ему не так уж хорошо удавалось. Его поведение: Добролюбов мог сесть на пол посреди комнаты, прийти в гости и не снимать перчатки. Добролюбов жил тогда на Пантеелевской улице у него была узкая комната, он выклеел ее черными обоями и потомлок выкрасил в серый свет, у всех было ощущение, что они входят в гроб. У него действительно был культ смерти. Раз этот мир такой, то стремление к небытию. Добролюбов хотел этот уход совершить. Более того он проповедовал этот уход и даже ходили слухи, что он склонил несколько людей к самоубийству. В 1898г в его душе произошел какой-то перелом, он бросил ун-т и отпраился в странствие по Олнецкой и Архангельской губернии, в Петербург пришел в простой рубахе, сказал, что был в троицесергиевой лавре, у Иоанна Кронштадского и теперь идет в Соловецкий монатсырь. Он смог полностью переродиться. Разные декаденты пытались совершить нечто подобное, но никому больше не удалось. Добролюбов никогда не довольствовался только умственной обработкой идеи. Идея всегда воплощалась в жизни. Это черта того времени.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.138 (0.008 с.) |