Поэзия З. Гиппиус: основные тематические и мотивные комплексы.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэзия З. Гиппиус: основные тематические и мотивные комплексы.



 

З.Н. Гиппиус (1869-1945). Была необычно эффектной женщиной. Внешность. Утонченная натура. И в то же время азартной спорщицей; общение с ней не всегда доставляло удовольствие, потому что в споре была высокомерной. Это сформировали ее репутацию: ее называли то декаденской мадонной, то сатанессой. Летом 1888г на Кавказе познакомилась с Мережковским. Она была окружена поклонниками, но на их фоне Мережковский резко выделялся. Несмотря на то, что между ними была существенная дистанция в возрасте, она и с ним вступала в споры. Через 3 недели после знакомства сделал ей предложение, прожили 53г и ни на один день не расставались. У Мережковского был один близкий человек - мать, а вторым человеком стала З.Гиппиус. Мережковский привез ее в Петербург, вввел в лит круг, занимался духовным воспитанием. В первое время брака именно ему принадлежала роль наставника. Но потом исследователи спорят, кто был лидером - однозначного ответа нет - лидерство уступается и передается от одного к другому, и это происходит гармонично. Стихотворения Гиппиус изданы в Большой библиотеке поэта. Предшествует статья Лаврова. Это крупный исследователь серебрянного века. Лавров так писал: для Гиппиус точка отсчета - собственное "Я". Общение для Гиппиус значило гораздо болльше, чем для Мережковского. Через 10 лет, как Гиппиус появилась в Пет, она завоевала репутацию метра. Дом Мережк стал одним из центров лит жизни Пет. Когда на горизонте появлялся начинающий поэт - он обязательно появлялся там. И новичку приходилось выдерживать целое психологическое испытание. Современники писали, что ей нравилось нравиться и женственностью, и умом. Все привлекало к ней внимание и вокруг нее стали возникать много слухов и легенд. Она и сама способствовала возникновению этих легенд.

(выступа инициатором собраний, специально сшила себе черное платье, но у этого платья была подкладка телесного цвета, кот чуть что расходилось и там была видна подкладка, а первое ощущение - что открывается тело). Вообще она любила разные наряды - стилизовала себя. Вся ее экстравагантность и манерность поведения удивительно сочетались с прямотой и искренностью в личном общении. После революции уехали в Париж и там вели активную литературную жизнь. Она пережила Мережк на четыре года. Она была и поэтом, и прозаиком, и критиком. Писала критику под псевдонимом Антон Крайний. Ососбый интерес составляют дневники и мемуары («Живые лица»).

К числу безусловных шедевров русской лит-ры стихи Мережк и Мнского не принадлежат. Достоинство их поэзии в том, что они разработали новый поэтич язык, его тематику, но подлинная поэтич нота нового искуства прозвучала именно в стихах З.Гиппиус. В ее поэзии все темы обрели заостренное значение. Новая тональность: нервная экспрессивная музыка стиха.

 

Песня

Окно мое высоко над землею,

Высоко над землею.

Я вижу только небо с вечернею зарею,

С вечернею зарею.

И небо кажется пустым и бледным,

Таким пустым и бледным...

Оно не сжалится над сердцем бедным,

Над моим сердцем бедным.

Увы, в печали безумной я умираю,

Я умираю,

Стремлюсь к тому, чего я не знаю,

Не знаю...

И это желание не знаю откуда,

Пришло откуда,

Но сердце хочет и просит чуда,

Чуда!

О, пусть будет то, чего не бывает,

Никогда не бывает:

Мне бледное небо чудес обещает,

Оно обещает,

Но плачу без слез о неверном обете,

О неверном обете...

Мне нужно то, чего нет на свете,

Чего нет на свете.

1893

В основе стихов Гиппиус был музыкальный ритм. Эхо. В «Песне» каждая строфа зарифмована единообразно, каждой сопутсвует повторение. Мелодия стиха становится навязчивой околдовывающей. Ритм то повторяется, то меняется. Стих течет прихотливо, но при этом слова как будто бы кружат вокруг какого-то центра, и в то же время есть какая-то свобода. Это стихотворение не хотел печатать ни один журнал, а когда его напечатали, то принесло З.Гиппиус известность - стало предметом насмешек и пародий. Современникам это казалось диким набором слов. Это стихотворение выражает стремление выйти за пределы всего, что в этом мире существует как данность, к тому, что действительно является абсолютно неизведанное. Важно, что у Гиппиус то стремление не просто заявлено: музыка стиха заявляет и тоску в пределах мира и прорыв за его пределы. Гиппиус удавалось в прорывае переданном через неровный ритм раздвинуть пределы мира, почти вырывается к неизведанному. У З.Гиппиус была удивительная способность воспринимать неизведанное и неопределенное воспринимать и чувствовать со всей определенностью. Для Гиппиус движение духа навстречу к неизведанному были определенные до резкости, до стремительности. Например.

 

Непредвиденное

По Слову Извечно-Сущего

Бессменен поток времен.

Чую лишь ветер грядущего,

Нового мига звон.

С паденьем идет, с победою?

Оливу несет иль меч?

Лика его я не ведаю,

Знаю лишь ветер встреч.

Летят нездешними птицами

В кольцо бытия, вперед,

Миги с закрытыми лицами...

Как удержу их лёт?

И в тесности, в перекрестности,-

Хочу, не хочу ли я -

Черную топь неизвестности

Режет моя ладья.

1913

 

Более всего ее занимали проблема индивидуализма. Ее поэзия - духовный дневник, кот раскрывал движение ее души с предельной честностью, это был текущий самоотчет, самоанализ, она как будто бы заново и заново писала свои психологический автопортет. Постоянный интерес к собственному я, индивидуализм особой природы - он был лишено эгоизма и эго-центризма. Ее индивидуализм был исходя из предпосылок - что индивидуализм - это единственное окно, через кот человек может познавать мир. Поэт обращен к себе как к единственному инструменту для позанания мира. Когда инструмент начинал зучать фальшиво, тогда возникали ужасные стихи:

 

Пьявки

Там, где заводь тихая, где молчит река,

Липнут пьявки черные к корню тростника.

В страшный час прозрения, на закате дней,

Вижу пьявок, липнущих и к душе моей.

Но душа усталая мертвенно тиха.

Пьявки, пьявки черные жадного греха!

Пауки

Я в тесной келье - в этом мире

И келья тесная низка.

А в четырех углах - четыре

Неутомимых паука.

Они ловки, жирны и грязны,

И все плетут, плетут, плетут...

И страшен их однообразный

Непрерывающийся труд.

Они четыре паутины

В одну, огромную, сплели.

Гляжу - шевелятся их спины

В зловонно-сумрачной пыли.

Мои глаза - под паутиной.

Она сера, мягка, липка.

И рады радостью звериной

Четыре толстых паука.

То физиологическое отвращение, которое вызывают эти стихи - менее всего связано с физическим. А что касается собственнно физического мира - он был для З. Гиппиус совершенно неинтересен. Отсюда и признания в нелюбви к людям. Ее совершенно не занимали те аспекты бытовых отношений между людьми, кот определяли их ссоры. Ее ссоры - это расхождения в вопросах духа. В ее жизни были романы - но все они носили платонический характер. Гиппиус не хотела признавать власть тела и даже ходили слухи, что даже ее отнешения с Мережковски носили платонический хар-р. Она не хотела признавать и власть пола. Часто лирический герой - мужского рода. Гиппиус трактовала женское начало как пассивное, а мужское - как активное, творческое. Вообще полярные начала стречаются и борятся друг с другом в стихах Гиппиус. В одном стихотворении могут быть и бунт против Бога со смирением перед Богом. Чувство избранности может возникать с чувством греховности. Ее стихи сталкивают противоположные начала.

Противоречия

Тихие окна, черные...

Дождик идет шепотом...

Мысли мои - непокорные.

Сердце полно - ропотом.

Падают капли жаркие

Робко, с мирным лепетом.

Мысли - такие яркие...

Сердце полно - трепетом.

Травы шепчутся сонные...

Нежной веет скукою...

Мысли мои - возмущенные,

Сердце горит - мукою...

И молчанье вечернее,

Сонное, отрадное,

Ранит еще безмернее

Сердце мое жадное..

 

Каждое такое переживание - проживалось на пределе. Это не было абстракцией. Это были живые реальные обостренные чувства.

 

Богиня

Что мне делать с тайной лунной?

С тайной неба бледно-синей,

С этой музыкой бесструнной,

Со сверкающй пустыней?

Я гляжу в нее - мне мало,

Я люблю - мне не довольно...

Лунный луч язвит, как жало, -

Остро, холодно и больно.

Я в лучах блестяще-властных

Умираю от бессилья...

Ах, когда б из нитей ясных

Мог соткать я крылья, крылья!

О Астарта! Я прославлю

Власть твою без лицемерья,

Дай мне крылья! Я расправлю

Их сияющие перья,

В сине-пламенное море

Кинусь в жадном изумленье,

Задохнусь в его просторе,

Утону в его забвенье...

 

Неразрешимое столкновение: "нет" и "есть" было очень характерно для религиозных размышлений Гиппиус. В письме: Бога нет, Любви нет - это не отрицание Бога. Здесь сталкиваемся с разными пределами. Бога нет в этом мире. То есть, стремясь к небытию, к тому, чего нет - есть стремление к Богу. «В литературе я даю в чистом виде то, чего в жизни в чистом виде нет». Литература указывает на то, чего нет в жизни, но что гораздо важнее того, что есть в жизни. Современники часто называли поэзии Гиппиусу не символистской, а декадентской. Сама она не соглашалась. Декаданс заряжен пафосом отрицания, а символизм - утверждение. С т.зр того классического искуства - символизм - был несосмненно упадком, потому что он отказывался от кодекса служения народу. Франзузская поэзия оказала влияние на поэзию символистов, но не все его признавали. И Гиппиус всячески открещивалсь от этого влияния.

 

Александр Добролюбов. Декадент. Отец его служил по кретьянским вопросу в Варшаве. В семье был культ отца. А Александр Добролюбов, при всей любви к отцу избрал себе другой путь.

Добролюбов считал, что искуство не должно выражать ясно познаваемое. Т.е о непонятном можно говорить непонятно. Существоет альбомня запись Гиппиус с определением символизма - говорит понятное о непонятном. Поступил на историко-лит факльтет. Но для Добролюбова это не открыло новых путей. Он следовал своему путь. Человек чувствовал себя замкнутом в этом мире, на скуку одиночества, на кот обрекала его проповедь индивидуализм. Говорил, что его угнетает тре измерение. Описывая этот период Вл. Гиппиус писал еще одно различи м/у символизмом и декаденством: в символизме измена декадентсвоу, это уже выход к вере... Выносить ощещение замкнутости, мира как клетки, очень сложно, Добролюбов стал принимать опиум и гашиш. Действительно расходилось трехмерное пространство, но тем страшнее воспринималась реальность. Кроме того, подлинного поэтического дара, кот приносил Мережк и Гип выход из этого мира, у него не было. Он считал высшим искусством музыку и пытался насытить стихи свои музыкой, но это ему не так уж хорошо удавалось. Его поведение: Добролюбов мог сесть на пол посреди комнаты, прийти в гости и не снимать перчатки. Добролюбов жил тогда на Пантеелевской улице у него была узкая комната, он выклеел ее черными обоями и потомлок выкрасил в серый свет, у всех было ощущение, что они входят в гроб. У него действительно был культ смерти. Раз этот мир такой, то стремление к небытию. Добролюбов хотел этот уход совершить. Более того он проповедовал этот уход и даже ходили слухи, что он склонил несколько людей к самоубийству. В 1898г в его душе произошел какой-то перелом, он бросил ун-т и отпраился в странствие по Олнецкой и Архангельской губернии, в Петербург пришел в простой рубахе, сказал, что был в троицесергиевой лавре, у Иоанна Кронштадского и теперь идет в Соловецкий монатсырь. Он смог полностью переродиться. Разные декаденты пытались совершить нечто подобное, но никому больше не удалось. Добролюбов никогда не довольствовался только умственной обработкой идеи. Идея всегда воплощалась в жизни. Это черта того времени.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.117.38 (0.016 с.)