Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Творческий мир В. Хлебникова.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Велимир Хлебников (1885- 1922). Велимир – псеводоним, настоящее имя Виктор Владимирович. Велимир – тот, кому велит мир, и тот, кто велит миру. Отец Х был попечителем правления калмыцким народом. Х родился в калмыкской степи. Родился в стане монгольских кочевников. Учился на физико-математическом факультете. Поехал в Судак и познакомился с В. Ивановым, который произвел на него впечатление. Местом жизни выбрал Петербург и продолжил там учиться. Он оказался гостем на вечерах Иванова и там познакомился со всеми. В 1909 году Хлебников понял, что его жизненное дело – литература. Подает прошение на перевод на историко-филологический факультет. Но не окончил, ушёл из университета. «безопорным», без работы, профессии и определённого места жительства. Одежду носил с чужого плеча. Такая безбытность не мешала его безудержной работе. Революцию встретил восторженно, воспринял её как то самое переустройство мира. Жизненный уклад не менялся. Мандельштам считал, что Х – самый значительный поэт эпохи. Маяковский и Брик заботились и Х, но поселить у себя не решались. Зимой 22 года жил у художника С. Спасского. О своей манере работать Х писал в своём прозаическом произведении «К». 27 июня 1922 года Хлебников скончался, последним его словом было слово «Да» в ответ на вопрос, трудно ли ему умирать. Литературный дебют начался в 1908, в 10-е годы становится футуристом, 1904-1907, и 1906-1908 – два сборника стихов. Разрабатывает утопические проекты по перестройке мира в произведении «Труба марсиан», 1916. В том же тексте утверждал борьбу 2 типов людей – изобретатели и приобретатели. В 10 годы увлёкся славянофильскими идеями, с которыми связывал свою работу по увеличению потенциала русского языка. В поэме «Журавль» выступал как создатель антииндустриальных гротесков. Сверхповесть «Зангези», 1922 год. Сверхповесть – им выдуманный жанр, строительной единицей является рассказ, самостоятельный отрывок. Рассказ есть зодчество из слов, зодчество из рассказов – сверхповесть. Послереволюционное творчество Хлебникова продуктивно, но печатался мало. Большая часть произведений сохранилась благодаря Меркувичу, который хранил и копировал его рукописи. В революционных событиях Х. видел эпический масштаб «Каменная баба» и «Ночь в окопе». Но главным была его работа со словом. Статья «Своясе», 1919 – создавать самовитые слова вне быта и жизненных полос. Задача: превращаемость слова не должна затрагивать цельности корня. Но есть и вторая задача, где цельность корня не имеет значение: найти единство вообще мировых языков, построенных из единиц азбуки. Путь к мировому языку.
«Кузнечик» Крылышкуя золотописьмом Тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер. "Пинь, пинь, пинь!" - тарарахнул зинзивер. О, лебедиво! О, озари!
Чтобы уловить смысл, надо знать язык Х. Веры – многов видов растений. Виды живорных как религии человеческие, т. о. кузнечик положил в свой кузов много видов растений. Зизивер – вид большой синицы, которую называют кузнечиком. Кузнечик-насекомое превращается в кузнечика-птицу. А подготовление птичьего сюжета происходит словом лебедиво. К этому лебедиву обращен призыв «О, озари!», т. е. озари творческим прозрением. Но и в этом момент сюжет не уходит от кузнечика, с которого всё началось. Лебедией звался в древности весь степной край между Волгой и Доном, значит в слове лебедиво и лебедь, и степь. Сюжет строится на метаморфозе, который напоминает изображение Дафны, нимфы, которая превратилась в дерево.
«Огнивом-сечивом высек я мир» Огнивом-сечивом высек я мир, И зыбку-улыбку к устам я поднес, И куревом-маревом дол озарил, И сладкую дымность о бывшем вознес.
Зыбка-улыбка к устам – это трубка, закуренная с помощью огнива. Почему трубка названа зыбкой? В прямом значении зыбка – колыбель. Посредник слово люлька. Как только зыбка становится трубкой, первый план становится понятен: изображен человек, закуривший трубку, от которой пошёл дым. А второй план: высек я мир. Речь из сотворения мира. У Х огниво – волшебный предмет, при помощи которого высечен мир. А слово «высек» тоже имеет несколько значений: высекают и огонь, и из камня, которым становится мир. Речь идет о младенчестве мира, который только что высечен, отсюда слово зыбка. Дым – жертвоприношение как благодарение за содеянное. Почему к устам поднесена не просто зыбка, а зыбка-улыбка? В этом жертвенном огне сгорает не только содержимое трубки, но и улыбка творца. Отличие двуплановости Х от символистов. У символистов первый план только выражение второго, надо пройти сквозь первый план, чтобы прийти ко второму. А у Х два плана содержание и выражение наравне друг с другом, они создают самостоятельный образ. План выражения имеет столько автономное значение, как и план выражения. Превращения всех славянских слов одно в другое, чтобы свободно плавить слав слова не нарушая корня. Но в той же статье «Свояси» Хл сформулировал 2 задачу: для ее решения цельность корня не имеет значения. «Увидя, что корни лишь признаки, за кот стоят струны азбуки – путь к мировому заумному языку. Заумный язык он понимал иначе, чем Крученых. (Для того все равно как соединять морфемы, слоги). Для Хлебникова – это был единый язык на кот может общаться все чел-во. Он был одним из мыслителей, одержимых идеей единства. Кроме всех прочих аспектов, это писалось в нач. 20в. – Но в совр мире мы видем, что это не фантастика, о чем писал Хл. Стремленрие увидеть чел-во как единый род, а не как множественность разных видов. Постоянное стремление Хл. Все чел-во как одна ед-ца воссоединяется с природным царством. Разница, в том как понимали единство символисты и футурист Хлебников. Они считали, что единство – в метафизическом смысле, за пределеами нашего эмпирич бытия, а у Хл. напротив. Это обеспечивало единый з-н, кот подчиняется все бытие. И этот единый з-н он искал прежде всего в яз, потому что считал что яз – это самое универсальное из реальностей. Единое бытие- подчиняющееся единому з-ну, выраженного на едином яз. Носителем смысла становилось не слово, а буква. Другой путь – таким носителем смысла становилось число. Такое число будет служить подъеремной жизни – это Хл нисколько не смущало. (в отл от Гумилева). В истории тоже искал з-номерностей единого з-на. (великие люди с одинаковой судьбой рождаются через 365 лет, и т.д.) Такие открытия он считал важнейшими моментами в собств жизни. Расчеты вел и в географии: принцип расположения городов, относительно др.др. Эти расчеты призваны утвердить высокий статус числа. Прозрение в слове числа. Числом м.б. выражено все на свете. В этой идее зоздать единый заумн яз – ничего экстраординарного не было. На конце столетия был создан волепюнт, эксперанто. Правда, они были созданы на конвенциональной основе, на договоренности. А у Хлебникова ведущую роль играло число. Это сближало его идеи с проектами универсальными яз, кот разрабатывались в 7в, Лейбницом, Декартом, и др. Основаниями для них служили логика и математика. Почему число может предавать мысль, логику? Единство – 1, распадение единства – 2, если две различенные реальности есть третья реальность, кот их различает – 3. (Всякая настоящая 2, есть 3. Если имеем 2 различенные реальности, значит есть третье, что их различает). Цикл – 4. (4 времени года, сутки – 4 времени дня) Есть даже такая наука Арифмология – сочетание арифметики и логика. Хл хочет свести все понятия к немногим геометрич операциям на логическом поле. Звукам азбуки – пытался двать чисто пространственные и в этом смысле геометрические значения. //В – ее внутренняя форма вращение. Н – отсутствие. Теория внутреннего склоенния слова, если Р.п. отвечает на вопр откуда? Вин.п. и Д.п. – куда и где? вес и высь – слова обратные по значению Вес никогда не бывает направлен ввысь, Звуки Ы и Е – дающие разные смыслы. В предлагает обозначать кругом с точкой внутри, З - Пространсвенный принцип – обеспечивал вмещаемость всего в одно пространственное измерение. Статья «Гамма будетлянина» – пифагорейский смысл человека, выражение з-нов, кот покрояет вся мироздание. Небесное и земное связано единой цепью и недосигаемость трансцендентного т.о. преодолена.Человечество, верующее в человечество. Отсюда – богоборческие настроения Хлебникова, выраженные неоднократно. Пространственные выражения азбуки и понятий- может обеспечить перевод всего в мире, включая все в единое измерение, в кот чел. явл полновластным распорядителем. Но единственное, что мешает – это то, что кроме пространства существует время. Здесь его яз. штудии сливаются с штудиями историческими. По наблюдению Берковского – у Хл. инстинктивное восприятие времени – как пространства. Что сменяет качественные различия м/у пространством и временем - число. По существу нет ни времени, ни пространства – есть 2 счета. Хлебников мечтает о едином чел-ве, с единым яз, выражающим единый з-н с единым, а именно пространственным измерением. Снято противоречие м/у духовным и материальным. Снято самое главное противоречие, кот не удавалось снять ни Гоголю, ни Толстому, ни символистам. Этот принцип единства ему помог. Для Гоголя самым желанным и недоступным было – преображение мира с помощью слова. А для Хлебникова это становится нормой поэтич яз. Этим обеспечено досигаемость неба… Слово, имя и число в свою очередь становятся энергетич. Сгустками. Представления об истории – кот восходят к библ. архетипу становятся вовсе недействительными. Кроме того, в пространстве можно двигаться в любом направлении, если время лежит в пространстве, то и оно обратимо и циклично. А обратимое и циклич время – это прямая противоположность библ времени, в кот происходят неповторимые, необратимые события. Время предстает одно и то, же всегда в любой момент времени – сотворение мира. И этом событию, как единственному в сущности событию, кот происходит в мире, суждено быть альфой и омегой. Эсхатологическое время. Однажды начавшись, оно может прекратиться только с прекращением мира. Это постоянное настоящее. На место той истории, кот всегда понимала русская традиция, кот унаследовала от Библии, встает сотворчество с миром, кот понимается как родовое деяние, в кот художник не выделен из рода, а чел.род не выделен из мира. И такое участие – есть непрерывный акт мирового хозяйствование, устроение мира.Почему приветствовал рев-цию, - это та реальность, кот открывает путь к такому родовому хозяйствованию. Скифское
Что было — в водах тонет. И вечерогривы кони, И утровласа дева, И нами всхожи севы.
И вечер — часу дань, И мчатся вдаль суда, И жизнь иль смерть — любое, И алчут кони боя.
И в межи роя узких стрел - Пустили их стрелки - Бросают стаи конских тел Нагие ездоки.
И месть для них — узда, Желание — подпруга. Быстра ли, медленна езда, Бежит в траве подруга.
В их взорах голубое Смеется вечно вёдро. Товарищи разбоя, Хребет сдавили бедра.
В ненастье любят гуню, Земля сырая — обувь. Бежит вблизи бегунья, Смеются тихо оба.
[Его плечо высоко, Ее нога. упруга, Им не страшна осока, Их не остановит куга.] Коня глаза косы, Коня глаза игривы: Иль злато жен косы Тяжеле его гривы?
Качнулись ковыли, Метнулися навстречу. И ворог ковы лить Грядет в предвестьях речи.
Сокольих крыл колки, Заморские рога. И гулки и голки, Поют его рога.
Звенят-звенят тетивы, Стрела глаз юный пьет. И из руки ретивой Летит-свистит копье.
И конь, чья ярь испытана, Грозит врагу копытами. Свирепооки кони, И кто-то, кто-то стонет.
И верная подруга Бросается в траву. Разрезала подпругу, Вонзила нож врагу.
Разрежет жилы коням, Хохочет и смеется. То жалом сзади гонит, В траву, как сон, прольется.
Земля в ней жалом жалится, Таится и зыбит. Змея, змея ли сжалится, Когда коня вздыбит?
Вдаль убегает насильник. Темен от солнца могильник. Его преследует насельник И песен клич весельный…
О, этот час угасающей битвы, Когда зыбятся в поле молитвы!.. И, темны, смутны и круглы, Над полем кружатся орлы.
Завыли волки жалобно: Не будет им обеда. Не чуют кони жала ног. В сознании — победа.
Он держит путь, где хата друга. Его движения легки. За ним в траве бежит подруга - В глазах сверкают челноки. Числа Я всматриваюсь в вас, о, числа, 24. Ранние стихотворения В. Маяковского и поэма «Облако в штанах». В.В. Маяковский (1893-1930). Ранний Маяковский – неразрывно связан с историей русск футуризма.Автобиография «Я сам». До 27г. Родился на Кавказе в селе Багдаде, где отец служил лесничим. И по отцу и по матери – восходит к казакам. Учился в кутаисской классич гимназии. После смерти отца – переехали в Москву, продолжал учиться, но исключен за неуплату. Жили плохо. Вступил в РСДП. Агитировал рабочих. Трижды его арестовывали. 11мес – в Бутырской тюрме. Важнейшее время – прочитал всю классику. Наиболшее впечатление произвел А.Белый. Исетовал – вот лучше Белого все равно написать не смогу. Очень нравилась строчка Белого «В небеса запустил ананасом».Учился живописи в студии Чайковского. Познакомился с Давидом Бурлюком. Писал, что Бурлюк сделал его поэтом. Когда Бурлюк знакомил его с Маяковским – «Мой гениальный друг - известный поэт Маяковский потом говорил: тперь пишите, а то ставите меня в неловкое положенрие».Аполон и аполонизм – рассадники духовного филисторства (т.е. мещанства). В том же докладе – необходимость первобытной роли слова, родство живописи и поэзии. В декабре того же года – «Пощечина общ вкусу». И с этого времени активнейший член группы «Гилея». В июле 1913г – участник съезда «Баячей будущего», кот проходил в Финляндии. Вообще этот год называл веселым годом - год выходок футуристов. История знаменитой желтой кофты Маяковского. Нет денег – взял у сестры ленту. Сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук.Читал стихи Горькому. Об октябрьской рев-ции написал – принимать или не принимать – такого вопроса для меня не было (А Пастрнак считал, что после рев-ции Маяковский как поэт кончился). То, что был художником – очень важно. Именно зрительный образ составляет главный нерв его стихов. Чтобы понять его ранние стихи – надо постараться увидеть, что видит поэт. Ранние стихи – как загадка.
Ночь Багровый и белый отброшен и скомкан, - (закат) в зеленый бросали горстями дукаты, - (деревья, фонари)
Бульварам и площади было не странно Толпа - пестрошерстая быстрая кошка - Я, чувствуя платья зовущие лапы,
Позже начинаются опыты словотворчества в хлебниковском духе (А мне не жалко – лица невыгрущу; По морям.. носятся миноносец с миноносицей). Новое слов получается и тогда когда одна часть речи переходит в другое. (квартирное тихо, нареч – в сущ). Писал, что путь поэта – эта та же работа, как и работа повара или к-л другого. Для поэта важнейшее – создание новых слов, это и будет вклад поэта в мировое хозяйство. Маяковский увлекася чисто формальной стороной слова, а не смыслом, как у Хлебникова. («Избранных из бранных одаривали гвоздикой»). Особенно ярко в рифмах: «Стоит император Петр великий, думает запирую на просторе я, а рядом строится гостиница Астория…», «Дробь я – Копья». Ломка нормы – М. объяснял, почему это необходимо. Сдвиг, ломка нормы – неминуемо обращает на себя внимание. Его поэзия постоянно, даже агрессивно настроена на то, чтобы привлечь к себе внимания. Маяковский говорит о природе: иск-во коверкает природу. Копировать реальность – ненужно. Самоодовлеющей величиной должно стать слово – кот есть самоцель для поэта. Нужно прийти к слову-символу. Число – презрительно называет цифрой и трактует его в Гумелевском смысле. Если Хл искал з-н, адекватного миру, то М. искал з-н, параллельный миру. Действовать сообща с миром, и независимым от мира инструментом - словом. Надо писать не о войне, а войной. Слово должно подражать миру. Стертому образному выражению Маяковский часто легко придавал первоначальный смысл. (Метафора «хвост кометы» - тогда его можно отрубить. Слово в этих случаях как будто оживает и ломает устоявшуюся норму). Оживание слова может приводить к том, что в области предметной сферы переходит в сферу живой. Овеществление невещественного: «я сошью себе штаны из бархата голоса моего». Если Ахм всегда затушевывала остраняющие приемы, Маяк всячески выпячивает такие приемы. Слово довлеет над предметом. Все это демонстрирует изощренную изобретательность произвола.
В поэмах – все еще ярче. До рев-ции написал 4 поэмы. «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник». Реализация метафоры разворачивается в целые сценки. «Вышел из себя», «пылающее сердце» - разворачивается в картину горящего дома. Здесь дана ф-ция поэта – поэт дает улице язык. Наиболее удачная – первая часть, где дается развитие лирической, любовной темы. Вторая часть – как будто бы немотивирована. Потрепевший неудачу в любви герой приходит к неприятию мира в целом, к его соц устройству, а от этого к богоборчеству. Мир оказ виноват в том, что от него ушла возлюбленная. Маяковский страдал гигантоманией по отнош к самому себе, чувствует себя Гулливером. И вроде бы он не должен нуждаться в признании, но на самом деле очень нуждался. Самооттождествленрие с Христом - «Флейта-позвоночник». Распятие на бумаге. То же есть и в трагедии «Владимир Маяковский». 1 действие трагедии: В Маяковский – отделенный от толпы. Написано – один В.Маяковский. – т.е. больше никого нет. Несмотря на свою мессианскиую роль по отнош к людям – он был один и един в мире. «Нате!»
Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я - бесценных слов мот и транжир. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется - и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я - бесценных слов транжир и мот. «Кофта фата»
Я сошью себе черные штаны из бархата голоса моего. Желтую кофту из трех аршин заката. По Невскому мира, по лощеным полосам его, профланирую шагом Дон-Жуана и фата. Пусть земля кричит, в покое обабившись: "Ты зеленые весны идешь насиловать!" Я брошу солнцу, нагло осклабившись: "На глади асфальта мне хорошо грассировать!" Не потому ли, что небо голубо, а земля мне любовница в этой праздничной чистке, я дарю вам стихи, веселые, как би-ба-бо и острые и нужные, как зубочистки! Женщины, любящие мое мясо, и эта девушка, смотрящая на меня, как на брата, закидайте улыбками меня, поэта,- я цветами нашью их мне на кофту фата! «Скрипка и немно жко нервно»
Скрипка издергалась, упрашивая,
\
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.203.129 (0.01 с.) |