Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ранняя поэзия О. Мандельштама.

Поиск

О.Э. Мандельштам (1891—1938).Родился в еврейск семье. Раннее детсво - в Павловске. Потом в Петербурге. Учился в Тенешевском училище. Ему преподавал В.Гиппиус. Какое-то время в Сорбонне, живет то в Финляндии, то в Пет. Дл того чтобы поступить в ун-т - крестится. Крестится по лютеранскому обряду. В том же году знакомится с Гум и Ахм. Ведет активную лит жизнь. Выступат на башен В.Иавнова. Входит в группу акмеистов. Издает книгу стихов. Вместо "Акме"- "Камень".После рев-ции годы отмечены скитальчеством, бесприютнстью. В 1922 г - 2 ая книга - "Tristia".За стихотворение "Мы живем, под собою не чуя страны" выслан в Чердынь, потом в Воронеж. Потом опять арестован, 5 лет тюрьмы, за борьбу против власти. Умирает на территории Владивостока.Некоторые считаю, что начинал как символист, а потом перешел в акм. Но Манд четко ни в какое направление не вписывался.Жирм - назвал не поэзией жизни,а поэзией поэзии. Поэзия Манд - принадлежит полностью миру культуры.Один из основных мотивов - (горацианский) мгновенности бытия бесследно пожираемый смертью, поэтич культура воспринималось Батюшковым перенесение реальности, в неподвластную для смерти сферу - в поэзию. Это оказалось важно для Мандельштама.

 

Нет, не луна, а светлый циферблат

Сияет мне, - и чем я виноват,

Что слабых звёзд я осязаю млечность?

И Батюшкова мне противна спесь:

Который час, его спросили здесь,

А он ответил любопытным: вечность!

 

Гумилев в рецензии написал - этим стихотворением - открыл в поэзию дверь всем явлениям, кот живут не только в мгновения. Вряд ли эти стихотворения - прямая полемика с Батюшковым. Это всего лишь фигура иронии. Восприятие луны как циферблата - вовсе не замена небесного земным, а перееоириентации природы и культуры. Что значит осязать млечность? Зведное небо, кот претворено в слово, прошло через призму культуры, через поименования. Желание трактовать все природное как культурное - эта тема постоянно присутсвует в стихах мандельштама. Для него важно, что органическое бытие слишком хрупко, не защищено. Все органическое умирает. В ранних стихах Манд неорганический мир имеет все преимущества перед органическим. Собственное бытие тоже хочет соединить с сотворенным, неорганич миром, потому что сам по себе он немедленно оказ абсолютно незащищенным перед временем. "Неужели я настоящий и действительно смерть придет". Вечность ассоциируется, не с небесным, а с неорганическим:

 

Дано мне тело - что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить

Кого, скажите, мне благодарить?

Я и садовник, я же и цветок,

В темнице мира я не одинок.

На стекла вечности уже легло

Мое дыхание, мое тепло.

Запечатлеется на нем узор,

Неузнаваемый с недавних пор.

Пускай мгновения стекает муть

Узора милого не зачеркнуть.

 

Иск-во - это заговор против пустоты и небытия. Одним из предполагаемых названий 1 сборника был - "Раковина". Себя поэт уподобляет раковине. Образ этот взят то же из неоргнич мира. Лично свое бытие Манд передоверил этому образу, и уже черед раковины бороться с пустотой и через создание поэтического образа поэт может заключить союз с мировой волей, но этот союз быдет действен только для образа - вот этой раковны, а не для поэта, как человека из плоти и крови.Образ "Веер времени" - рядом могут спорисутсвовать самые разные миры.

 

Нотр Дам

Где римский судия судил чужой народ,

Стоит базилика,- и, радостный и первый,

Как некогда Адам, распластывая нервы,

Играет мышцами крестовый легкий свод.

 

Но выдает себя снаружи тайный план:

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная стены не сокрушила,

И свода дерзкого бездействует таран.

 

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть,

Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.

 

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,

Я изучал твои чудовищные ребра,

Тем чаще думал я: из тяжести недоброй

И я когда-нибудь прекрасное создам

22. Русский футуризм как мировоззерние.

Слово образовано от латинского корня – будущее. Этим подчеркивается устремленность в будущее футуристов и ещё один аспект – футуристам принадлежит будущее в отличие от других направлений, которые отодвигались в прошлое футуристами. В 1918 году … подводил итоги процессам: искусство должно перейти в творчество новой жизни. Первое выступление футуристов в 1910 году. Высказывание отделено от них на 8 лет и за этот период успело созреть ощущение, что новации в сфере культуры касаются далеко не только культуры. Ощущение, что культура принимает участие в космическом процессе, в результате которого возникнет новое бытие. Худож акции футуристов содействовали такому мироощущению. Русский футуризм не был единым течением, в его формировании участвовало множество группировок, каждая из них претендовала на роль лидера. История русского футуризма начинается весной 1910 с появлением сборника «Садов судий» - Хлебников, Маяковский, Каменский и другие. Они называли себя пока «будетлянами», слово Хлебникова. Сборник готовился с расчетом на эпатаж, напечатан был на оборотной стороне обоев, роль сыграло и то, что у авторов не было денег на бумагу. Критика окрестила их «обойными поэтами, клоунами, курам на смех». Смех был важным компонентом творчества футуристов, он входит в их самые серьёзные намерения. Той же весной в сборнике импрессионистов стих Хлебникова «Заклятие смехом». Очевидна игра неологизмами, эффект почти физиологической щикотки, важно заглавие стихотворения. Заклятие – шаманская функция, оно произвносится, чтобы в мире что-то изменллось, оно воздействует на мир. Что касается смеха, то он часто в фольклоре имеет магическую функцию, например, у северных народов была богиня, которая смеялась. Хлебниковское заклятие смехом и многие другие акции футуристов направлены на то, чтобы мир разрешился тем новым качеством, которое от нгео ждали. Неслучайно Иванов-Разумник писал, что «ЗС» давали почувствовать правду вечно рождающегося Слова – библейском слове, которое творит мир. Термин футуристы ввела группа в октябре 1911 «Эго футуристум». Основана Северяниным и Олимповым. Сначала эта группа попыталась представить философское осмысление своей поэзии. Попытки философского обоснования совершились и позднее, когда Северянин отошел от группы и лидером стал Игнатьев. Группа претендовала на установление новых отношений с человеком, с богом, с миром. Первые выступления в центральной части повторяли древние учения и классически усвоенные русскими символистами представление о падении души от бога и возвращении. Метафоры «дробь, воздробение» - речь идёт о единстве и множественности. Божество – единица, а дальше отдробления от этой единицы, возникают множества. К такому пафосу принадлежит заявление – человек – эгоизм. Через «я» осуществляются вещи. Другая идея претендовала на новизну, но повторяла идеи антропоцентризма и позитивизма. Эта начала приведены в эклектическое смещение: человек – сущность, божество – тень человека, бог – природа, эгоист – интуит, интуит – медиум. Смеховое начало тоже акцентировалось ими. Северянин писал, подчеркивая амбивалентный характер смеха. Некоторые программные тексты футуристов выражены в других стихах Северянина. Программа выражена предельно четко, поэтическое слово должно быть выражено как каприз, необходимые новые утопии, прокладывающие пути в будущее. Отвержение старой культуры сопрягалось со стремлением к примитивизму в искусстве, к формам неопосредованным. Северянин в стихе утверждает преимущество первобытного и дикарского. Важна для футуристов абсолютная уверенности в себе и своих возможностях. Футурист выступает не как искатель и служитель, а как правоимеющий, победитель («Я гений, Игорь Северянин»). Возникает не что иное, как тип поэтической географии, как в памятниках Державина. Кроме «эго футуристов» были и другие группы футуристов. Была группа «Мезонин поэзии», лидер Шершеневич, который потом стали лидером имажинизма. Группа «Центрифуга», куда входил Пастернак. Но самая яркая группа первая. В 12 году они объединились под название «Гилея», из Геродота, где так называлась страна скифов, которая у них ассоциировалась с Таврической губернией, а там была квартира братьев Бурлюков. Но потом они стали называть себя просто футуристами или кубофутуристами, чтобы подчеркнуть симпатии к кубизму в живописи, а футуристами – чтобы подчеркнуть, что они настоящие. В декабре 12 года они поместили манифест «Пощечина общественному врусу», написанный Маяковским, Хлебниковым, Бурлюком и др. было много вариантов, в одном из них он был разложен в виде листовки. Манифест этот был обращен к читающим «наше новое, первое, неожиданное», подчеркивалось, что старая культура уже отошла, а с них начинается новая первая ситория, прошлое должно быть снесено. Это было близко к пафосу группы Игоря Северянина с их симпатией к первобытному в искусстве, и похоже на программу Андреева? Бросить Пушкина, Достоевского и проч. Фуутристы хотели в полном одиночестве остаться и начать сотворение мира сами. Гурппа рассматривала себя как единое «мы» и намеревалась «стоять на глыбе слова мы среди моря свиста и негодования». Творение мира словом – их идея. Именно слову посвящена позитивная часть их манифеста. Заявляли право на ненависть к существовавшему до них языку. Может быть древнее идеи творения слова? Это евангельская и не выдуманная футуристами идея. Но они имели право утверждать, что их идея беспрецедентна. Потому что идею слова они трактовали по-новому. Некоторые аспекты требуют очень вдумчивого отношения. Теория самовитого слова предполагает неограниченные возможности словотворчества, сознания неологизмов за счет сочетания непривычных, но допускаемых языком частей. «Лукает луком», «немь» - немота по аналогии с «темнота - темь». Всё это язык допускает. Составление сложных слов из двух корней, которые раньше не сочетались: что было в водах тонет, вечерогривые кони – образ заката, связанный с мифологическим образом колесницы Феба. Утровласая дева – заря. Сформировано по модели перевода Жуковского, греческие слова – розовоперстая Эос. Более 6 000 неологизмов. Самовитое слово футуристов также проявлялось в зауме – язык, вышедший за пределы поддающихся объяснению значений, слова не имеют определённых значений. Заумь – чистый абсурд, бессмыслица, но с другой стороны можно поставить в нём проблему. Какие причины могут привести к тому, что слово разведено со значением? Во-первых, в результате такой акции радикально меняется сама природа слова. Слово не бывает без значения. Значение и есть ядро слова. Слово – это вторая реальность, которая через своё значение соотносится с первичной реальностью. Означающее перестало быть второй реальностью, оно оказалось соприродным первой реальности. «футуристы превратили текст к явлениям естественного типа». Слово стало самостоятельной реальностью, оно живем между словами, сочетается не смыслом, а формой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.73.248 (0.008 с.)