Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ранняя поэзия О. Мандельштама.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
О.Э. Мандельштам (1891—1938).Родился в еврейск семье. Раннее детсво - в Павловске. Потом в Петербурге. Учился в Тенешевском училище. Ему преподавал В.Гиппиус. Какое-то время в Сорбонне, живет то в Финляндии, то в Пет. Дл того чтобы поступить в ун-т - крестится. Крестится по лютеранскому обряду. В том же году знакомится с Гум и Ахм. Ведет активную лит жизнь. Выступат на башен В.Иавнова. Входит в группу акмеистов. Издает книгу стихов. Вместо "Акме"- "Камень".После рев-ции годы отмечены скитальчеством, бесприютнстью. В 1922 г - 2 ая книга - "Tristia".За стихотворение "Мы живем, под собою не чуя страны" выслан в Чердынь, потом в Воронеж. Потом опять арестован, 5 лет тюрьмы, за борьбу против власти. Умирает на территории Владивостока.Некоторые считаю, что начинал как символист, а потом перешел в акм. Но Манд четко ни в какое направление не вписывался.Жирм - назвал не поэзией жизни,а поэзией поэзии. Поэзия Манд - принадлежит полностью миру культуры.Один из основных мотивов - (горацианский) мгновенности бытия бесследно пожираемый смертью, поэтич культура воспринималось Батюшковым перенесение реальности, в неподвластную для смерти сферу - в поэзию. Это оказалось важно для Мандельштама.
Нет, не луна, а светлый циферблат Сияет мне, - и чем я виноват, Что слабых звёзд я осязаю млечность? И Батюшкова мне противна спесь: Который час, его спросили здесь, А он ответил любопытным: вечность!
Гумилев в рецензии написал - этим стихотворением - открыл в поэзию дверь всем явлениям, кот живут не только в мгновения. Вряд ли эти стихотворения - прямая полемика с Батюшковым. Это всего лишь фигура иронии. Восприятие луны как циферблата - вовсе не замена небесного земным, а перееоириентации природы и культуры. Что значит осязать млечность? Зведное небо, кот претворено в слово, прошло через призму культуры, через поименования. Желание трактовать все природное как культурное - эта тема постоянно присутсвует в стихах мандельштама. Для него важно, что органическое бытие слишком хрупко, не защищено. Все органическое умирает. В ранних стихах Манд неорганический мир имеет все преимущества перед органическим. Собственное бытие тоже хочет соединить с сотворенным, неорганич миром, потому что сам по себе он немедленно оказ абсолютно незащищенным перед временем. "Неужели я настоящий и действительно смерть придет". Вечность ассоциируется, не с небесным, а с неорганическим:
Дано мне тело - что мне делать с ним, Таким единым и таким моим? За радость тихую дышать и жить Кого, скажите, мне благодарить? Я и садовник, я же и цветок, В темнице мира я не одинок. На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло. Запечатлеется на нем узор, Неузнаваемый с недавних пор. Пускай мгновения стекает муть Узора милого не зачеркнуть.
Иск-во - это заговор против пустоты и небытия. Одним из предполагаемых названий 1 сборника был - "Раковина". Себя поэт уподобляет раковине. Образ этот взят то же из неоргнич мира. Лично свое бытие Манд передоверил этому образу, и уже черед раковины бороться с пустотой и через создание поэтического образа поэт может заключить союз с мировой волей, но этот союз быдет действен только для образа - вот этой раковны, а не для поэта, как человека из плоти и крови.Образ "Веер времени" - рядом могут спорисутсвовать самые разные миры.
Нотр Дам Где римский судия судил чужой народ, Стоит базилика,- и, радостный и первый, Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план: Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные ребра, Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам 22. Русский футуризм как мировоззерние. Слово образовано от латинского корня – будущее. Этим подчеркивается устремленность в будущее футуристов и ещё один аспект – футуристам принадлежит будущее в отличие от других направлений, которые отодвигались в прошлое футуристами. В 1918 году … подводил итоги процессам: искусство должно перейти в творчество новой жизни. Первое выступление футуристов в 1910 году. Высказывание отделено от них на 8 лет и за этот период успело созреть ощущение, что новации в сфере культуры касаются далеко не только культуры. Ощущение, что культура принимает участие в космическом процессе, в результате которого возникнет новое бытие. Худож акции футуристов содействовали такому мироощущению. Русский футуризм не был единым течением, в его формировании участвовало множество группировок, каждая из них претендовала на роль лидера. История русского футуризма начинается весной 1910 с появлением сборника «Садов судий» - Хлебников, Маяковский, Каменский и другие. Они называли себя пока «будетлянами», слово Хлебникова. Сборник готовился с расчетом на эпатаж, напечатан был на оборотной стороне обоев, роль сыграло и то, что у авторов не было денег на бумагу. Критика окрестила их «обойными поэтами, клоунами, курам на смех». Смех был важным компонентом творчества футуристов, он входит в их самые серьёзные намерения. Той же весной в сборнике импрессионистов стих Хлебникова «Заклятие смехом». Очевидна игра неологизмами, эффект почти физиологической щикотки, важно заглавие стихотворения. Заклятие – шаманская функция, оно произвносится, чтобы в мире что-то изменллось, оно воздействует на мир. Что касается смеха, то он часто в фольклоре имеет магическую функцию, например, у северных народов была богиня, которая смеялась. Хлебниковское заклятие смехом и многие другие акции футуристов направлены на то, чтобы мир разрешился тем новым качеством, которое от нгео ждали. Неслучайно Иванов-Разумник писал, что «ЗС» давали почувствовать правду вечно рождающегося Слова – библейском слове, которое творит мир. Термин футуристы ввела группа в октябре 1911 «Эго футуристум». Основана Северяниным и Олимповым. Сначала эта группа попыталась представить философское осмысление своей поэзии. Попытки философского обоснования совершились и позднее, когда Северянин отошел от группы и лидером стал Игнатьев. Группа претендовала на установление новых отношений с человеком, с богом, с миром. Первые выступления в центральной части повторяли древние учения и классически усвоенные русскими символистами представление о падении души от бога и возвращении. Метафоры «дробь, воздробение» - речь идёт о единстве и множественности. Божество – единица, а дальше отдробления от этой единицы, возникают множества. К такому пафосу принадлежит заявление – человек – эгоизм. Через «я» осуществляются вещи. Другая идея претендовала на новизну, но повторяла идеи антропоцентризма и позитивизма. Эта начала приведены в эклектическое смещение: человек – сущность, божество – тень человека, бог – природа, эгоист – интуит, интуит – медиум. Смеховое начало тоже акцентировалось ими. Северянин писал, подчеркивая амбивалентный характер смеха. Некоторые программные тексты футуристов выражены в других стихах Северянина. Программа выражена предельно четко, поэтическое слово должно быть выражено как каприз, необходимые новые утопии, прокладывающие пути в будущее. Отвержение старой культуры сопрягалось со стремлением к примитивизму в искусстве, к формам неопосредованным. Северянин в стихе утверждает преимущество первобытного и дикарского. Важна для футуристов абсолютная уверенности в себе и своих возможностях. Футурист выступает не как искатель и служитель, а как правоимеющий, победитель («Я гений, Игорь Северянин»). Возникает не что иное, как тип поэтической географии, как в памятниках Державина. Кроме «эго футуристов» были и другие группы футуристов. Была группа «Мезонин поэзии», лидер Шершеневич, который потом стали лидером имажинизма. Группа «Центрифуга», куда входил Пастернак. Но самая яркая группа первая. В 12 году они объединились под название «Гилея», из Геродота, где так называлась страна скифов, которая у них ассоциировалась с Таврической губернией, а там была квартира братьев Бурлюков. Но потом они стали называть себя просто футуристами или кубофутуристами, чтобы подчеркнуть симпатии к кубизму в живописи, а футуристами – чтобы подчеркнуть, что они настоящие. В декабре 12 года они поместили манифест «Пощечина общественному врусу», написанный Маяковским, Хлебниковым, Бурлюком и др. было много вариантов, в одном из них он был разложен в виде листовки. Манифест этот был обращен к читающим «наше новое, первое, неожиданное», подчеркивалось, что старая культура уже отошла, а с них начинается новая первая ситория, прошлое должно быть снесено. Это было близко к пафосу группы Игоря Северянина с их симпатией к первобытному в искусстве, и похоже на программу Андреева? Бросить Пушкина, Достоевского и проч. Фуутристы хотели в полном одиночестве остаться и начать сотворение мира сами. Гурппа рассматривала себя как единое «мы» и намеревалась «стоять на глыбе слова мы среди моря свиста и негодования». Творение мира словом – их идея. Именно слову посвящена позитивная часть их манифеста. Заявляли право на ненависть к существовавшему до них языку. Может быть древнее идеи творения слова? Это евангельская и не выдуманная футуристами идея. Но они имели право утверждать, что их идея беспрецедентна. Потому что идею слова они трактовали по-новому. Некоторые аспекты требуют очень вдумчивого отношения. Теория самовитого слова предполагает неограниченные возможности словотворчества, сознания неологизмов за счет сочетания непривычных, но допускаемых языком частей. «Лукает луком», «немь» - немота по аналогии с «темнота - темь». Всё это язык допускает. Составление сложных слов из двух корней, которые раньше не сочетались: что было в водах тонет, вечерогривые кони – образ заката, связанный с мифологическим образом колесницы Феба. Утровласая дева – заря. Сформировано по модели перевода Жуковского, греческие слова – розовоперстая Эос. Более 6 000 неологизмов. Самовитое слово футуристов также проявлялось в зауме – язык, вышедший за пределы поддающихся объяснению значений, слова не имеют определённых значений. Заумь – чистый абсурд, бессмыслица, но с другой стороны можно поставить в нём проблему. Какие причины могут привести к тому, что слово разведено со значением? Во-первых, в результате такой акции радикально меняется сама природа слова. Слово не бывает без значения. Значение и есть ядро слова. Слово – это вторая реальность, которая через своё значение соотносится с первичной реальностью. Означающее перестало быть второй реальностью, оно оказалось соприродным первой реальности. «футуристы превратили текст к явлениям естественного типа». Слово стало самостоятельной реальностью, оно живем между словами, сочетается не смыслом, а формой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.162.21 (0.013 с.) |