Философско-эстетические взгляды и поэзия Н. Минского.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философско-эстетические взгляды и поэзия Н. Минского.



Журналы Северный вестник», «Мир искусства», «Новый путь», «Вопросы жизни», «Аполлон».

Основные журналы эпохи.

«Северный вестник» (символисты)

В 80-ее гг - журнал народников, главн фигура - Михайловский, один из ведущих представителей народного движения. А в 90-ее гг - переходит в др. руки. Любовь Гуревич (главн. ред.), лит ред и идейный вдохновитель - Аким Волынский (Аким Львович Флексер). Были разделы общ-полит, беллитристич, критики. Аким Волынский. Философское образоваие. Был кантианцем. Вел аскетич образ жизни. Равнодушен к бытовой жизни. Все содержание жизни - ведение журнала и критика. К символистам причислить его мы не можем, но он стал активно их печатать. Общность их взглядов - в том, что у них был общий враг - позитивизм, нигилизм. В его журнале печатались Гиппиус, Мережковский, Сологуб, Бальмонт. Выступал против Белинского, Чернышевского, Писарева.Заявлял, что в мире нет ничего выше отвлеченной истины, и потому жизнь должна подчинятся истине, а не истина жизни, и критика должна опираться на филос. идеи, а не на утопит-полит. Выступал против идеи социальной среды. Любовь Гуревич рассказывала, какова программа вестника, Л.Толстому («Механизм чел жизни заводится изнутри, из духа и изменить жизнь можно только действуя на дух»). У Волынского появились противники, которые не понимали, его соц позицию. Идеи символистов долго доходили до общ сознания. И символисты были благодарны Волынскому, что он их печатал. Журнал выглядел несколько странно. Это не был чисто символистский жрнал. Там печатался Чехов, Толстой. И рядом с этими признанными именами стали появл пр-ия символистов, которые стали восприниматься как простой эпатаж. (Гиппиус "Люблю себя как Бога" - это декаденствующий индивидуализм). И самой Гуревич было нелегко принять это стихотворение. Здесь же был напечатан роман Мережковского "Юлиан - Отступник" ("Отверженные", отвергает христианск аскетизм ради языч красоты). Волынский не боялся критиковать своих авторов. Считал, что ему важно направлять своих авторов на путь истинный: «Для символа важна способность видеть все преходящее в связи с ... началом, на кот держится мир». Минский: Символич пр-ие живет двойною жизнью: чувственные образы, понятые ребенку, и вечное содержание.

 

«Мир искусства». (1897-1904). Предыстория связана с ранней юностью его основателей, друживших с детства. Это Александр Бенуа, будущий художник и критик искусства, Дмитрий. Философов, критик, Константин. Сомов – замечательный художник. Тесный юношеский кружок, к которому примкнул приехавший в Санкт-Петербург из Перми Дягилев. Благодаря ему камерный кружок стал объединением, возник одноименный журнал. Дягилев разделял мысли символистов: утилитарное искусство изжило себя. Он понимал, что одних петербургских сил мало, и привлек московских художников (Врубель, Серов, Коровин)

Требовались деньги. Создатели обращались к меценатам (Мамонтов). Серов пишет портрет Николая Второго, и Николай взялся субсидировать из личных средств. Тут же появились спонсоры, раз поддерживает император.

Деятельность сначала была связана с организацией выставок членов Мира иск. Рядом с признанными художниками здесь выставлялись картины новых художников : Врубеля, Сомова - кот вводили в шок зрителей. Мир иск-ва должен был служить образцом полиграфического иск-ва. И на это требовалось много денег. Например, Серов, Дягилев был против утилитаризмаи натурализма, но в тоже время за широту вкусов. И журнал этот действительно вернул нкоторые имена художников прошлого в то время уже забытых. Кроме Сомова Дягилев привлек Бакста, Серова, Нестерева и Головина и Добужинсокго, Остроумова-Лебедева. Идеи Дягилева привлекли общее внимание.Начиная со второго года издания в нем был создан лит-крит. отдел, кот заведовали Философов и Гиппиус. Скоро стал своеоразным журналом в журнале. Удивит образом шли живопись и философия, но это было не долго - возникли разногласия. Живописцы - ценили утонченность и тем отличались от символистов. Соло произошел раскол – Философов и Мережковский создали новый журнал «Новый путь».

 

 

«Весы». Стал преемником «Мира Иск-ва». Журнал «Весы», 1904 – 1909 г.

Принял эстафету журнала «Мир искусства» и заработал репутацию центра русского символизма. В. Брюсов – инициатор и руководитель. Редактор – С. Поляков (Изд-во «Скорпион», организованное Брюсовым).

Когда Поляков подавал прошение о разрешении журнала, он обещал не рассматривать политические и экономические вопросы. Задуман как чисто критическое издание. Первоначально не предполагался даже литературный отдел. Только про общее искусство и хронику жизни искусства. Интерес к западному искусству. Ориентация не на русский тип толстого журнала, в на европейский. иллюстрированные периодические издания, красиво оформленные. Оформлял Бакст. В первые два года сущ-я «Весы» придерживались программы. Цель – объединение русского символизма. Основной обобщающий лозунг – «Свобода искусства», которая не должна быть стеснена установками из вне. Участниками стали Вяч. Иванов и А. Белый. Они в конце концов разошлись с Брюсовым в 1 пункте – Брюсов – за крайний индивидуализм. Для Иванова важна идея соборности, а для Белого – сверхиндивидуальное мистическое начало. Волошин. Балтрушайтис, Бальмонт, жившие за границей. Также европейские журналисты - Максимилиан Шик. Статьи об Овидии, Шиллере, Байроне, Лермонтове, Гоголе, Достоевском, неизданные тесты поэтов XIX в.

Но подписчиков было мало, и уже в 1905 г. стала понятна необходимость реорганизации. Был все-таки заведен отдел художественной литературы. И был как раз напечатан «Огненный ангел». Отношения между петербургскими и московскими символистами были изменчивы, журнал переходил то к одним, то к другим.

Когда случился раскол, Брюсов уступил центральное место А. Белому – с 1907 г.

С 1906 г. – сближение с Мережковским, так как закрылся их собственный «Новый путь». В 1909 г. тираж снова начал падать. В 1910 г. вышел прощальный номер с обращением к читателям.

Издательство «Скорпион». Брюсов не принимал в Мережк, то, что он эстетическую сторону приносил в жертву религиозно-фил проповеди. Когда Поляков подавал прошение правительству, сказал, что в журнале рассматриваться обществ-полит вопросы не будут. Здесь должно было 2 раздела: хроника лит жизни и науч-лит статьи. С самого начала - западная ориентация. Весы ориентировались не европ. периодич. издания. В первые два года Весы придерживались такого направления. Главн ф-ция - объединения символистов. Девиз "Свобода иск-ва - кот не д.б стеснена навязываемыми установками". Сотрудничали В.Иванов и Белый. Но они разошлись потом с Брюсовым. Существ роль играли и иностранные корресподенты - Бальмонт, М.Волошин, а с др стороны собств евр журналисты Гиль, Шик. Публиковалсь статьи о Шиллере, Гете. Но, несмотря на это, подписчиков было мало - стало понятно, что журнал нуждается в реорганизации и стобы привлечь внимание - был создан отдел худ лит-ры. (здесь и был напечатан "Огненный ангел"). В какой-то момент стало чувствоваться, что Весы стали представлять московскую фракцию, и м.б. почувствовав, что намечается такой раскол, Брюсов отошел от главн ролей и уступил другим, в частности Белому.

Брюсов вел переговоры с Мережк-ими, кот пошли на сближение. Журнал достиг тираж - 2000 подписчиков. Потом был издан прощальный номер журнала.

«Новый путь».Религиозно-философские собрания.

Попытки найти ответ на свои искания в пределах ортодоксальной религии. Мережк стал склоняться к тому, что путь плоти и путь духа соединились в Христе. Все более склоняясь к христианству, почувствовавали, что ни их знаний, ни опыта не хватает, чтобы соединиться с церковью. И тогда они решили от имени общественной группы деятелей нового искусства к церкви. Русская интеллегенция всегда была полемично насторена и в адорес гос-ва и в адрес церкви. Это не значит, что интеллегенция была нерелигиозна, но есть разница м/у релииозным чувством и воцерковленностью. Для того чтобы получить разрешение на такие собрания, Мережк пошел на прием к Победоносцеву и он получил разрешения. По составу сходились люди очень разных ориентаций. Здесь были и народники и декаденты, либералы и консерваторы, представители не только лит-ры, здесь же и иерархи церкви. Мережк так описывал атмосферу собраний - это маленькое собрание становилось предвестием вселенского собора. Вот-вот свершится чудо, разделяющие людей перегородки рсстают. Кн.Г.Флоровского. "Пути русского богсловия" - очень хорошо описаны эти собрания. Духовенство и интеллегенция воспринимали задачу по-разному. Церковь - миссионерство, а интеллегенция ждала от церкви нового слова. Церковь по сути своей - хранит традиции. Мережк писал, что они шли навстречу к миру со святым желанием поять и помочь. Здесь звучали действительно очень интересные и необычные речи.Обсуждались разные вопросы: о преследовании религиозн меньшинств, об отлучении Толстого... Р-ф собрания были потом все-таки запрещаны. Соединение церкви с миром не состоялось, но встреча все-таки состоялась. Главным было то, что р-ф собраниями было засвидетельствовано зарождения религиозных исканий интеллегенции. Новое религиозное созание. Журнал «Новый путь» был тесно связан с релииозн собраниями. Там печатались протоколы этих собраний. Во главе - Мережковский, Философов и Перцев. Само название уазывало на основную направленность - новый путь русск духовности, пафосом журнала бала надежда на религиозные надежды общ-ва, посредством которых будут решены и соц вопросы. В 90-хгг был главн жерналом "Сев вестник" - тогда символисты стояли на резком неприятии любых идей утилитаризма, а вот новое религиозное сознание внесло коррективы в эти установки. Новый путь не был путем индивидуальным - он мыслился как общественный путь. Характерна уверенность - что через новое религиоз сознание могут быть сближены социализм и мистика, декаденство и революционность. Мережк говорил, что многовековое противоречие язычества и христианства должно прекратиться и примириться в религии третьего завета. В журнале печатались интересные статьи (статья В.И. о Дионисе). Внешний облик журнала - обыкновенный толстый журнал, какие выходилли в 19в Там были беллетристика, лит отдел, полит обзоры. Здесь впервые были опубликованы стихи Блока. Мережк писал заключит часть "Христос и Антихрист". Некот статьи и рецензии написал и Брюсов - но не соглашался с идеями этого журнала. Ж когда возник вызвал интерес среди подписчиков, но потом он стал стихать. Массовой поддержки этот журнал не нашел ни у интеллегенции, ни у церкви. В последних номерах журнала появилсиь имена новых участников: Булгаков, Бердяев, Франк. Общее направление - связь религиозн и обществ. Вновь сместился центр от религии к философии, но теперь уже не к индивидуальны проблмам, а к проблемам общественным. Последний номер "Нов путь" - предупредил, что теперь вместо Нов пути подписчики будут получать журнал "Вопросы жизни", потому что теперь ведущими стали вот эти новые люди. Основные напрвавления: полит раскрепощение, эконом возрождение, культ ренессанс, религиозн реформация. «Не хлебом единым жив человек, но не может и жить без хлеба». Мережк, хотя и ушел с главн ролей, но продолжал сотрудничать. Беллетристический раздел журнала был интереснее, чем другие.

 

Последний номер журнала "Новый путь" предупредил, что теперь вместо Нов него подписчики будут получать журнал "Вопросы жизни", потому что теперь ведущими стали вот эти новые люди.

Основные направления:

Политическое раскрепощение;

Экономическое возрождение;

Культурный ренессанс;

Религиозная реформация;

Не хлебом единым жив человек, но не может и жить без хлеба.

Мережк, хотя и ушел с главн ролей, но продолжал сотрудничать.

Беллетристический раздел журнала был интереснее, чем другие.

Подводя итоги религиозного движения, можно в качестве центральной перемены указать на то, что если в 90-е гг были эпохой религиозных и мистических замыслов, то теперь обратились к проблемам общественности и религиозно-философского искусства.

Вяч Иванов, А.Белый А.Блок. - младшие символисты. Младшими они назыаались не по возрасту. Это след поколение идей. Если старшие вступали на лит поприще впечатленные идеями Шопенгауера, то для младших - главным идеологом стал Вл.Соловьев.

Про журнал «Аполлон» этой лекции не было, поэтому пришлось включить статью из Википедии:

«Аполло́н» — русский иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы; издавался в 1909—1917 в Санкт-Петербурге.

В 1909—1910 выходил ежемесячно, с 1911 — десять раз в год; в 1909—1910выпускал в виде приложения «Литературный альманах», в 1911—1912 — 2 раза в месяц приложение «Русская художественная летопись», ставшее с 1913 частью отдела хроники журнала); редактор-издатель С. К. Маковский.

«Аполлон» публиковал материалы по истории классического и современного русского и зарубежного искусства, обзоры выставок, театральной и музыкальной жизни в России и других странах; освещал проблемы изучения и охраны памятников русского искусства. Позиции журнала определялись идеалистическими взглядами и изощрёнными вкусами литературно-художественной элиты, видевшей в революции угрозу культуре, иллюзиями о преображении мира искусством с его духовными ценностями и совершенством формы. «Аполлон» проявлял враждебное отношение и к передвижничеству, и к официально-государственному направлению.

В «Аполлоне» выступали представители различных течений в русском искусстве начала XX века. «Аполлон» привлек вначале символистов, с 1913 стал трибуной акмеистов. В журнале печатались сочинения И. Ф. Анненского, А. А. Блока, В. Я. Брюсова, В. И. Иванова, М. А. Кузмина,Н. С. Гумилёва, художественно-критические статьи В. А. Дмитриева, А. А. Ростиславова, Н. Н. Лунина, Я. А. Тугендхольда. В 1918 в связи с публикацией ряда антисоветских статей «Аполлон» был закрыт.


акмеисты напечатали там свою программу
создатели использовали журнал МИ как образец
1909-1917
основатель - с.маковский, с 12 г. лит.отделом заведует гумилев
и всё)

 

Подводя итоги религиозного движения можно в кач-ве центральной перемены указать на то, что если в 90-е гг были эпохой религиозн и мистич замыслов, то теперь обратились к проблемам общественности и религиоз-философск иск-ва. Брюсов, Сологуб, Гиппиус, Мережк, - старшие символисты. Вяч Иванов, А.Белый А.Блок. - младшие символисты. Младшими они назыаались не по возрасту. Это след поколение идей. Если старшие вступали на лит поприще впечатленные идеями Шопенгауера, то для младших главным идеологом стал Вл.Соловьев.

 

11. Философско-эстетические взгляды Вяч. Иванова (статьи «О границах искусства», «Две стихии в современном символизме», «Заветы символизма»).

В.И. Иванов (1866—1949). Великий поэт, но большую ценность составляют его статьи. Отец умер рано. Воспитывала мать. Семья была небогатой. Вынужден рано давать уроки. В 86г окончив 2 курса ист-фил фак. уехал за границу. Женился и поселился в Берлине, а потом в Италии. Очень долго жил за границей, а в России только наездами. Довольно рано испытал пробуждение интереса к истории России, а точнее к философии истории, мифологизации ист. Интересуется Ницше , за Ницше будет следовать долгие годы и опровергсть долго. Встретил Лидию Дмитриевну Зиновьеву-Аннибал. Это была самая большая любовь В.Ив. В Л.Дм он нашел свое второе "Я", его вдохновительницу. Жена Макс Волошина вспоминала: так различны были эти два человека. Для Ив. главное стал опыт утвержедния чужого "Я" - "Ты", постигая в другом человеке только возможные проявления, человек как будто бы раздвигает границы собственного "Я". Ольга Дешар, поясняя природу отношений В.Ив и З-Ан : в его проникновении чужого "Я" - "Ты еси". У Ив есть статья, кот так и называется. посвящена пафосу утверждения чужого "Я", кот становится утверждением собственного "Я". "Друг через друга нашли мы каждый себя и больше себя, я бы сказал, мы обрели Бога". Почти для всех символистов ощущалась замкнутость в границах собств "Я", а для В.Ив. - есть вход в чужом "Я". Отсюда вырастает идея соборности (нужно понимать разницу м/у коллективизмом и соборностью. Коллективизм - человек значит только постольку поскольку он значит в коллективе. коллективизм лишен религиозности. Коллектив- это общность людей, лишенных индивидуальности. Соборность - соединение - где личности достигают вершины саморазвития). Рассказывая о встрече с Л.Дм. он употребил еще одно слово: встреча с ней была подобна дионисийской грозе. Были опубликованы статьи посвящ культу Диониса "Эллинская религия страд бога" и др. Было много аспектов. Ив видел начало принцип отчужденности, разделения миров в Аполлоне, в Дионисе же выразилось соединение. Для него важен миф о Загрее. Это бог родился от Зевса, Гера задумала погубить Загрея и наслала на него титанов. Титаны растерзывают Загрея. Казалось бы, миф свидтельствует о разделенности, но Ив пишет - что титаны пытаются наполниться им. Т.е. он становится связующим началом. Титаны как бы причащаются ему и через это обретают единство. Эта жертва - предтеча Христа. Культ Аполлона - в отл от Дионис. совершенно не причастен хаотич началу. Дионис культ открыт темным началам, ведает иррациональным, движениям души. Важно, что Дионисийский культ открыт не только темному и земному и небесному, он причащает неоформленное оформленному. Тьма и свет, хаос и ... должны оплодотворят др др. Темный корень бытия. Разъединенное существование - неплодотворно, непродуктивно. И культ Диониса обеспечивает соединение темн сил и светл сил и в этом он отлич от Аполлона, кот ведает только светлым бытием. До 1904г - оставалась его уединенная жизнь. По возрасту он был более близок старшим символистов. Но в то же время он был новой фигурой и был близок младш символистам. Познакомился с Брюсовым, кот слушал его лекцию. В 1904 г - вышла первая книга Ив - "Кормчие звезды". Ив и Л.Дм гостили в Москве - и там не просто был принят, но сразу был признан одним из лидеров движения .Стал сотрудничать с журналом "Весы" Брюсова - но не сошелся по идеям. Переехал в Пет. Кв в Пет - превратился в самый яркий лит салон. Башня В.Ив. Там проходили знам ивановские среды. В 1907 г - скончалась Л.Дм. Она ухаживала за крест детьми и заболела скрлатинй. Сохранил с ней мистич общение - она приходила в снах в видениях. И по свидетельству Ив - она сказала, что ее преемницей должна стать его падчерица. Ив тогда утратил многие друж связи. При жизни - вышло 5 книг стихот. («Прозрачность», 1907 – «Эрос», 1911 – «Кор Арденс» (=пылающ сердце), 1912 – «Нежная тайна», 1918 - поэма «Младенчество»). Сборник статей – «Борозды и межи», «Родное и вселенское».1920г - от голода и лишений скончалась Вера. Он переехал в Баку. Там защитил докторскйю диссертацию. И издал ее книгой "Дионис и прадионисиийство". Говорят, что Ив был дар ясновидения.. Такие же способности м/у прочим были и у Брюсова (скорее даже магнитического действия на людей). 1924 г - получил коммандировку за гграницу - и прожил в Риме - 30 лет. Там принял католичество. Но он подчеркивал, что не перешел в кат, он не отказался от православия, признал единство церкви. Точно так же он строил отношения с гос-вом. Он не собирался возвращаться в СССР, но тем не менее сохранял паспорт СССР и гражданство. Жил в Италии но подчеркивал, что не отказался от России. Книги статей "По звездам", "Борозды и межи", "Родное и вселенское", переписка из двух углов Иванова и Гершензона. Жанр - синтетический - соединялись критика, эстетика, философия.

Относится к младшим символистам.

Отличия младших символистов от старших:

· Младшие символисты пересмотрели те позиции крайнего субъективизма, на которых стояли старшие символисты.

· Они начали уделять большое внимание мифу как средству разворачивания символа. Исключение – только Сологуб (у него тоже миф).

· Еще одно отличие млад. символистов от старших – отчетливый поворот к религиозной тематике.

· Пристальный интерес к истории. Старшие символисты не испытывали такого интереса к глубинной природе истории. А для младших символистов это имело большое значение.

В.Иванов был самым глубоким мыслителем среди символистов. Его статьи особо ценны в этом смысле. Это значительный труд русской философской эстетики.

Отец Иванова был чиновником, землемером. Умер рано, Иванова воспитывала мать. Семья была не очень богатой. Уже на скамье гимназиста он вынужден был давать платные уроки. С 12 лет он начал изучать др-греческий язык. В 1886 году, закончив 2 курса историко-филологического факультета Московского университета, он уехал за границу. Продолжит свое образование там. Женился и поселился в Берлине. Еще жил в Париже, в Италии. В России бывал только наездами. Тем не менее испытывал большой интерес к русской истории, к ее мифологизации. К этому времени относится увлечение Иванова Ницше.

1893 год – встретил Лидию Дмитриевну Зиновьеву-Аннибал. Сразу рассказал об этом жене, но от других скрывали связь. «Мы обрели бога через друг друга», - говорил Иванов. «Через нее раскрылся во мне поэт». Это была самая большая любовь В.Иванова, которая многое определила в его жизни. Он нашел в ней свое «второе я». Опыт утверждения чужого «я» - главное для Иванова в этих отношениях. Человек раздвигает границы собственного «я», когда постигает внутренний мир другого человека. «Ты еси» - статья Иванова, посвящена именно пафосу утверждения чужого «я» путем познания бога в себе.

Центральная идея Иванова – идея соборности, основанная на религиозных началах. Не путать с коллективизмом. Коллективизм – соборность без религиозных оснований (статья Иванова «Легион и соборность»). Легион – это коллективное сборище людей, лишенный индивидуальности. А соборность – такое соединение, где личности достигают совершенного раскрытия, индивидуальности. В этом определении есть отклики из работ В.Соловьева, его идеи были близки Иванову.

Дионисейское у В.Иванова! Для Иванова Ницше еще в юности стал одним из любимых авторов. В более зрелом возрасте Иванов вел полемику с Ницше (на его же поле, т.к. Иванов изучал греческий культ Диониса). Работы Иванова: «эллинская религия страдающего бога», «Религия Диониса». Иванов видел в культе Диониса, начало, противостоящее принципу индивидуации, т.е. принципу разделения, отчуждения. Этот принцип, по Иванову, выразился в Аполлоне. В Дионисе выразился принцип соединения. Мифологема «растерзание Загрэя» (это ипостась Диониса). Загрэй – сын Зевса и Персефоны. Т.е. он родился от противоположных начал. Гера наслала на Загрэя титанов. Титаны воплощают хаотические силы природы, они не знают мира и порядка. Гера вложила в них силы женского материнского начала. Титаны растерзали Загрэя. Но это не явление множественности. Титаны жаждут наполниться им, соединиться с ним. о_О Через эту жертву они обретают единство. Эта жертва, по Иванову, предтеча Христа.

Дионисейский культ открыт темным началам. Важно, что он не сосредотачивается только на темных силах, он открыт и небесным, земным силам. Культ Диониса обеспечивает взаимодействие хаотических сил и сил света. В этом его значение для Иванова.

В русский литературный мир Иванов вошел достаточно поздно. По возрасту он был близок старшим символистам. По глубине мысли он тоже был старше, но способ мышления был другим. В 1903 году Иванов познакомился с Брюсовым (он в Париже слушал лекцию Иванова в Париже). В этом же году вышла первая книга стихов Иванова – «Кормчие звезды». В 1904 году Иванов вошел в литературный символистский круг, был сразу принят, был сразу признан одним из лидеров движения. Но скоро выяснилось, что между установками Иванова и Брюсова мало общего. Они не сошлись духовно.

Иванов выбрал местом жительства не Москву, а Петербург. С осени 1905 года петербургская квартира Иванова на Таврической, 25 превратилась в самый известный салон. «Башня» Вячеслава Иванова. По средам там собирался весь литературный мир, художники, люди театра и др. В 1907 году скончалась Лидия Дмитриевна. Она ухаживала за больными крестьянскими детьми и заразилась. Они с Ивановым сохранили связь и после смерти. Она являлась ему во сне, они беседовали. О_О По утверждению Иванова, именно она указала, что следующей женой Иванова должна быть его собственная падчерица (дочь от первого брака). И он женился на ней в 1910 году.

У Иванова всего вышло пять книг лирики: «Прозрачность» (1904), «Эрос» (1907), «Cor Ardens» («пылающее сердце», 1911), «Нежная тайна» (1912).

Поэма «Младенчество» - 1918 год.

1916-1917 гг. – 2 сборника статей («Борозды и межи», «Родное и вселенское»).

1920 г – переехал в Баку. Защитил докторскую диссертацию на кафедре филологии. Вышла отдельным изданием («Дионис и прадионисейство»).

1924 – Иванов получил командировку за границу. Остался в Риме до конца жизни. В Риме он принял католичество. Он подчеркивал, что он присоединился к католичеству. Он не отказался от православия, а считал, что религия христианства неделима. Такое же отношение было у Иванова и с государством: он жил в Италии, но не менял советский паспорт, не менял гражданства.

Книга «Переписка из двух углов» (переписка с Гершензоном). Важный труд.

«Борозды и межи». Борозда – символ оплодотворения, связанный с землей. Межа – символ разграничения. Оба названия связаны с культом плодородия Диониса и Аполлона.

СТАТЬИ:

o «Две стихии в современном символизме» (1908)

o «Заветы символизма» (1910)

o «О границах искусства» (1913)

 

«Заветы символизма»

Тютчев был необыкновенно близок. Иванов объявляет Тютчева предтечей символизма. Он пережил дуализм мира чувственного и сверхчувственного, дневного и ночного и говорил о них в своих стихах как о двойном бытии. Аполлон и Дионис – тоже нераздельное двуединство. У Тютчева, как считает Иванов, Дионис в душе сильнее, хаос сильнее. Поэтому Тютчев вынужден искать защиты у Аполлона. Дионисейство Иванову ближе, но он осознает, что человеку нужно это чувство ясного (Аполлон). Это важный тезис. Иначе поэт может потерять свою индивидуальность.

Сопряжение дионисейского и аполлонического очень важно для Иванова. Поэзия выполняет функцию посредничества. Религия!!! Поэзия была когда-то составной частью обряда. Поэзия хранит память о религии. Признаки чисто символического творчества у Иванова:

сознательно выраженное художником единство действительности внешней («рэалия») и высшей («рэалиора»). Иванов подчеркивает существование двоемирия. И в то же время он говорит, что в реальности внешней имеются соответствия с реальностью высшей. Иванов полемизирует с эстетикой Шопенгауэра (все высшее находится за пределами этого мира, и поэт должен из этих пут вырываться). У Иванова противоположное. Нельзя подняться к высшей реальности, минуя реальность внешнюю. Он различает 2 покрова души мира. Один – это естественный покров природы, другой – покров, сотканный художником. Второй покров более духовный и прозрачный. Покров символа должен быть прозрачным, потому что сквозь него должна просвечивать душа мира. Этот покров не должен быть сорван или нарушен, он должен быть прозрачен. Это особенность символа.

Слово «зеркало». Разобщенное сознание человека подобно множеству зеркал, которые искажают реальность. Зеркало художника – это «зеркало зеркал», оно восстанавливает то, что было искажено.

Еще один тезис: символизм – это не только искусство. Жизнь как творчество

 

«Заветы символизма». Начинает с того, что объявляет Тютчева предтечей символизма. Для Ив очень важно, что он пережил двойное бытие: темное и светлое, хаос и космос. Ив пишет, что симв назвала эти два мира именами Аполлона и Диониса, кот сущ как неслиянное и нераздельное единство. Но в душе Тютчева сильнее дионисийское начало. Потому от этих искусов Диониса, Тютчев ищет помощи у Аполлона. Дионисийство В.Ив. ближе по духа, но он отдает себе отчет в том, что художнику нуждно и другое уравновешенное начало, защиа аполона, иначе худ не сохранит индивидуальности, формы, т.к. дионисийство расторгает форму. Сопряжение, соединение - очень важно для Ив. Религия - это и есть связь. Сходство м/у религ и и поэзией. Ив подчеркивает, ято поэзия была изнач составноя частью обряда и память об этом поэзия должна хранить.Признаки чисто символич тв-ва. 1)Едиство действительности внешней (реалиа) и действительности высшей (реалиора). Он подчеркивает двуемирие. Реалиа отстоит от реалиоры. Но в реальности внешней имеются строгие соотвестивие раельности высшей. Поэтому поэт должен быть открыт миру, не отвергать мир. Покров внешних форм не д.б наруше он должен быть прозрачным. Прозрачность - ключевое св-во символа. Для Ив очень важно слово "Зеркало". Разобщенные - подобно множествам зеркал. А поэт длжен стать зеркалом зеркал, где должно восттсанавливаться. Цели - воплощ в подвиге жизни как в подвиге тв-ва. Жизнь как тв-ва.

«Две стихии в совр символизме». Символ, многозачность символа. Важно понятие теургии (греч. = божественное действие) Высшая ступень тв-ва, на кот худ, как Бог творит мир. Это не простое служение религии. Худ, кот писали иконы и делали долы - не теурги. Ими владела религиозн идея. А теурги должны сами владеть этой идеей. Худ теург приображая мир не должен стаь поработителем, он не должен насильственно навязывать миру свою волю .Он должен действовать как повивальная бабка, кот только помогае т миру рождать новые вещи. (Реализм. идеализм). Пример идеалиста - Сологуб. Реалист - тип женский, основанный на восприятии. А Идеалист - тип мужской, основанный на инициативности.Ив. различает реалистич символизм и идеалистич символизм. Реалистич с. - изображает то, что есть на самом деле (романтизм на самом деле был реализмом). Идеалисти с. - соответсвует только идеалу, кот живте только в душе художника и это не принадлежит не внешнему, ни внутр миру.Примером реалисти с - Фауст.Выделяет 2 начала тв-ва: ознаменовательное и преобразовательное. Ознам - основывается на мимесисе, и принцип ознам - принцип преобретения и преображения вещи. Противоположный - принцип преобраозования. Преобразвание происходит по личн воле худ, а преображение - соотв - с сокровенной природой вещей, кот худ всего навсего прозревает. Символ - для идеалистич только средство худ избразитльности. Для идеалистич действительность - покрывало майи, для реалситич - путь к подл природе мира.Симол понят как реальность - толкь ов этом случае можен вырасти миф. А миф - это объективная правда о сущем. Реалистич символиз - ясновидение, тайновидение. Отсюда формула : Арелибус адреалиорум - от реального к реальнейшему.В той же статье говоит о хоре. (восходит к хору античн трагедии). Связано с соборностью. Только в том случае, если имеется общезначащая реальность, вокруг такой реальности возникает хор. Миф - это достояние хора. Ни миф? ни хор не м.б пидуманы, изобретены усилиями индивидуалистическ сознания. Миф - это высшая цель теурга.

 

«О границах иск-ва».Теория теургиии была существ пересмотренаи переработана. Было введены понятия восхождения и нисхождения. Человек - кот соверш дух путь - идет по восх. А худ - должен пройти путем нисхождения, при кто будет отдано то, что накапливалось при восхождении. Путь вниз - это путь отдачи. Очень многие способны к восхождению, не многие к нисхождению (отдавать). Путь восхожд дает только возможность зачатия пр-ия, но не его рождения. Рождение - в нисхожд. Сущ только один вид тв-ва, для кот путь восхожд явл плодотворным - это лирика. Это св-во непосредственного переживания духа. То, что непосредственно поэт твори при восхождении - становится лирика. Связь с высш реальности худ не навязывает миру, а только делает ее актуальной.

Можно догадываться, что по замыслу строителей, платоновский пир был той высшей реальностью, элементы которой становятся частью земной жизни и укореняются в низшей реальности, которую Иванов называл реалиа. Теургическая претензия: преображение земной жизни по образу высшей. В этом своего рода искус: именно искусом обернулась ивановская идея соборности при попытке воплотить ее. На башне одно время жили с Ивановыми Волошин с женой. Тогда Иванов мечтал о создании собственного журнала, который был бы средством достижения единства, соборности. Но соборность предполагает еще и расторжение уз индивидуации: преодоление индивидуации начала в непосредственном бытии личности. Брак – преодоление замкнутости собственного «я». Но когда муж и жена составляют безусловное единство, они оказываются снова замкнуты, теперь уже вдвоем. Требуется новое расторжения уз, котооре может осуществиться через включение третьего лица. Маргарита Собашникова оказывается включена как третья в союз Ивановых. Такое воплощение идеи оказалось разрушительным для реальности. Но можно извлечь еще один урок: стремление соединить искусство и жизнь, по-видимому, вообще достаточно опасно. Сфера эстетического должна быть дистанцирована от жизни, только тогда между ними возможно взаимодействие и обмен. Снятие такой дистанции – характерная черта серебряного века. Разницу с пушкинской эпохой можно показать через отношение к одному топосу -- топосу пира. В эстетике золотого века (дружеские послания) 3 уровня: эталон платоновского пира, реальный дружеский пир, поэтические тексты, где мотив реализовывался. Эти уровни были дистанцированы, не было попыток их сомкнуть. А Серебряный век стремится непосредственно соединить эти элементы (собрание на башне).

«Две стихии в современном символизме».

Символ пронизывает все стихии и сферы бытия. Многозначность символа!!

Понятие теургии («божественное действо»). Это высшая ступень творчества, на которой художник творит мир, подобно Богу. Иванов подчеркивает, что это не просто религиозная идея. Теурги уподобляются Софии, Премудрости Божией, они становятся преемниками мировой души. Художник-теург не должен навязывать ничего другим, он должен прислушиваться к воле самого мира, к воле вещей. Идеализм и реализм. Реализм – это тип женский, основанный на восприятии, а идеализм – тип мужской, основанный на инициативе. Иванов различает реалистический символизм (и ему отдает предпочтение) и идеалистический. Реалистический символизм воплощает то, что существует на самом деле. Романтизм на самом деле был реализмом, т.к. романтик – это тот, кто ищет внутреннюю реальность вещей. Идеалистический символизм: соответствие только внутренним идеалам художника, а не реальности. Не связано не с внешним миром, ни с высшим.

Иванов выделяет 2 начала творчества – ознаменовательное и преобразовательное. Ознаменовательное основывается на мимесисе, на подражании. Этот принцип – это принцип обретения и преображения вещи. Противоположный принцип – принцип изобретения, созидательный принцип. Он различает преображение и преобразование. Преобразование происходит по личной воле художника, на индивидуальной установке. А преображение происходит в соответствии с сокровенной природой вещей, с теми законами, которые заложены в них высшей реальностью и которые художник только прозревает. Для идеалистического символизма символ – это только средство художественной изобразительности, средство для общения разобщенных сознаний (поэта и читателя). Для реалистического символизма символ – это всякая вещь, которая заключает в себе реальность высшего. Такой символ тоже связует, но он делает это через соборное, мистическое лицезрение единой сущности. Для идеал. символизма действительность – это покрывало Майи, которое скрывает подлинную сущность мира, а для реалист. символизма – это путь к подлинной природе мира. Только когда символ понят как реальность, из символа может вырасти миф. Миф – это объективная правда от сущего. Через миф мы можем постичь подлинную природу вещей. Реалистический символизм – это тайновидение.

Формула Иванова: от реального к реальнейшему, т.е. от внешней реальности к сокровенной, высшей реальности.

Понятие «ХОР». Через понятие соборности. Единомыс



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.018 с.)