Организация аудиторской деят-сти и ее гос-ое регулирование в РБ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация аудиторской деят-сти и ее гос-ое регулирование в РБ



Аудит. деятельность в РБ рег-ся Законом РБ «Об аудиторской деятельности». Ауд. организации, аудиторы – ИП при осуществлении ауд. деятельности проводят аудит бух-ой (финансовой) отчетности и оказывают иные аудиторские услуги, перечень и порядок оказания кот. уст-ся нац-ыми правилами аудиторской деятельности. Аудиторские организации, аудиторы - ИП помимо осущ-ния ауд. деятельности могут ока­зывать с соблюдением требований законодательства РБ следующий ряд профессиональных услуг (анализ хоз. деятельности орг-ции, оценка пред­принимательских рисков, финн. планирование;разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов; консультационные услуги;автоматизация бухг-ого учета и внедрение информаци­онных технологий; и т. д.) Гос. регулированне ауд. деятельности осущ-ся Президентом РБ, Советом Министров РБ, Нац. банком РБ, Министерством финансов РБ. Минфин РБ разрабатывает и принимает нац-ные правила ауд. деятельности. Правовое регулирование ауд. деятельности в РБ осущ-ся с помощью нормативных правовых по след. направлениям:1)общие вопросы организации аудиторской деятельности в Рес­публике Беларусь; 2) аттестация и повышение квалификации аудиторов. Аттестация на право получения квалификационного аттестата аудитора проводится в форме квалификационных экзаменов; 3) отчетность. Наряду с бух. отчетностью ауд. Орг-ции представляют Государственную статистическую отчет­ность по форме 2-аудит (Минфин) «Отчет о работе ауд. орга­низации» полугодовой периодичности Перспективы развития ауд. деятельности в РБсвязаны с гармонизацией законод-ства в рамках ТС и ЕАЭС. С этой целью ведется разработка соответв-щего соглаше­ния, а также, «дорожной карты» единого рынка ауд. услуг. Проектом «дорожной карты» предусмотрено, в частности, использова­ние государствами - членами ТС и ЕАЭС Международных стандартов аудита и Кодекса профессиональной этики аудиторов.

 

5.Права, обязанности и ответственность аудиторских организаций

Права Аудиторских орг-ий: -1- самостоятельно определять формы и методы оказания аудитор­ских услуг; -2- участвовать в проведении инвентаризации активов и обяза­тельств аудируемого лица; -3- получать по письменному запросу в респуб органах го­с управления сведения о деятельности аудируемого лица; -4- получать при заключе­нии договора оказания аудиторских услуг информацию, необ­ходимую для оценки объема работ по такому договору;-5- получать разъяснения в устной и письменной форме, а также в электронном виде по вопросам, возникающим в ходе оказания аудит. услуг; -6- отказаться от исполнения договора оказания аудит. услуг в случаях непредоставления аудируемым лицом необходимых документов.

Обязанности Аудиторских организаций:-1-выполнять требования закон-ва РБ при осуществлении аудиторской деят-сти и оказании про­ф. услуг;-2-вести учет заключенных договоров оказания аудиторских услуг;-3-качественно оказывать аудиторские и проф. услуги;-4-осуществлять внутренний контроль качества работы аудиторов в соот-вии с установленными аудиторской организацией внутрен­ними правилами аудиторской деят-сти;-5-обеспечивать сохранность полученных документов аудируемых лиц;-6-отказаться от оказания аудиторских услуг в целях соблюдения принципа независимости;-7-уведомлять заказчика аудиторских услуг о выявленных нарушениях в бух. и ином учете, бух. (фин.) и иной отчетности и предоставлять реко­мендации по устранению выявленных нарушений исходя из ре­зультатов оказания аудиторских услуг;-8-представлять в соответствии с требованиями закон-ва РБ аудиторское заключение;-9-обеспечивать сохранность документов, составленных аудитор­ской организацией; 10-соблюдать условия договора оказания аудиторских услуг.

Ответственность аудиторов:-1-нарушение закон-ва РБ об аудитор­ской деят-сти;-2-нарушение условий договора оказания аудиторских услуг;-3-достоверность аудиторского мнения, выраженного в аудитор­ском заключении;-4-выдачу (подписание) заведомо ложного аудиторского заключе­ния.

Права, обязанности и ответственность аудируемых лиц

Права ауд.лиц:-1-самостоятельно выбирать аудиторскую организацию, если иное не предусмотрено законодательными актами РБ;-2-сообщать о допущенных аудитором нарушениях закон-ва РБ об аудиторской дея­т-сти в МинФин РБ, На­ц. банк РБ и иные уполн. органы.

Обязанности Ауд. лиц:-1-создавать аудитору условия для своевременного и качест­венного оказания аудиторских услуг;-2-выполнять требования аудитора, вытекающие из закон-ва РБ и условий договора оказания аудиторских услуг;-3-не вмешиваться в процесс оказания аудитором аудиторских услуг;-4-не предпринимать действий, направленных на сокрытие информации, запрашиваемой аудитором, при этом наличие в ней сведений, составляющих коммер­ческую тайну, не может являться основанием для отказа в ее предоставлении;-5-выполнять требования Закона РБ «Об ауди­торской деятельности» и иных актов закон-ва РБ об аудиторской деят-сти;-6-соблюдать условия договора оказания аудиторских услуг.

Ответственность Аудируемых лиц:-1-Аудируемые лица несут ответственность за полноту и достовер­ность документов.-2-Проведение аудита бух. отчетности не ос­вобождает аудируемое лицо от ответственности за допущенные нару­шения закон-ва РБ.-3-Уклонение руководителя ЮЛ от проведения обяза­тельного аудита годовой бух. (фин.) отчетности вле­чет ответственность в соответствии с законод-ми актами РБ.

6. Стандарты аудита

Аудиторская деятельность - это свод (набор) общеприня­тых требований. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштабам аудиторской проверки, базовые принципы, которым должны следовать все представители данной профессии независимо от условий, в кото­рых проводится аудит.

Международные стандарты аудиторской деятельности - это документы, формулирующие единые базовые нормативные требования к качеству и надежности аудита. Международные стан­дарты аудита выпускает Международная федерация бухгалтеров

Классификация стандартов:

1.Масштаб применения

Международные, национальные.

2.Назначения:

Общие, рабочие, стандартной отчётности, стандарты сопутствующих аудиторских услуг

3.Уровни регулирования

Республиканские, внутрифирменные, профессиональных аудиторских отношений

По масштабу применения стандарты подразделяются на между­народные и национальные. Они определяют организацию аудиторской деятельности, являются основным элементом системы ее нормативного регулирования.

По уровню регулирования национальные стандарты аудиторской деятельности в свою очередь подразделяются на:

- национальные правила аудиторской деятельности;

- внутренние правила аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов;

Национальные стандарты разрабатываются с целью учесть осо­бенности экономики страны, в которой они принимаются. Их разра­ботка требует больших финансовых средств. В РБ национальные стандарты аудита называются Национальными правилами аудиторской деятельности. Они базируются на MCA и группируются по той же структуре.

НПАД - единые требования к порядку осуществления аудитор­ской деятельности, в том числе к планированию и документированию аудита.

Аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предпри­ниматели вправе разрабатывать внутренние НПАД, которые не могут противоречить республиканским.

Внутренние стандарты аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей позволяют оптимизировать работу специалистов при организации и проведении аудиторских проверок.

К внутренним НПАД можно отнести правила по организации оз­накомления сотрудников аудиторской организации с изменениями в законодательстве и профессиональных стандартах; порядок обсужде­ния результатов проверки; организацию хранения документации и т.п.

Внутренние НПАД целесообразно разработать по всем видам ока­зываемых аудиторской организацией, аудитором - индивидуальным предпринимателем услуг.


 

Основные этапы аудита

основными эта­пами проведения аудита являются:

1) планирование аудита;

2) получение аудиторских доказательств;

3) документирование аудита;

4) обобщение выводов;

5) формирование и выражение мнения о бухгалтерской (финансо­вой) отчетности аудируемого лица.

По мнению автора, условно можно выделить следующие этапы аудита:

- подготовка к проведению аудиторской проверки;

- выполнение аудиторских процедур и их фиксация в рабочей документации аудитора;

- формирование и представление аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

 

Для того чтобы правильно и рационально провести аудит, бухгал­терскую отчетность разбивают на элементы. Для достижения цели аудита бухгалтерской отчетности в международной прак­тике применяются два подхода к организации процесса аудита: пообъ­ектный и циклический.

При пообъектном подходе выделяемые сегменты аудита фактиче­ски совпадают с объектами бухгалтерского учета. Это значит, что хо­зяйственные операции тестируются с точки зрения обособленного по­лучения доказательств в отношении отдельных счетов бухгалтерского учета. Например, руководитель группы в качестве сегментов аудита вы­делил статьи в бухгалтерской отчетности: «Расчеты с персоналом по оплате труда», «Расчеты по налогам и сборам» и «Основное производ­ство» и распределил их между различными аудиторами - членами группы. Для подтверждения достоверности этих статей следует про­тестировать сальдо и обороты по счетам бухгалтерского учета 70 «Рас­четы с персоналом по оплате труда», 68 «Расчеты по налогам и сбо­рам» и счета 20 «Основное производство».

В зарубежной практике активно применяют циклический подход, при котором в качестве сегмента аудита выделяют следующие циклы

Цикл преобретения-Хоз операции,связанные с заготовлением мат произ запасов, преобретением и созданием внеоборотних активов и приводящие к кредиторской задолженности.

Цикл произв-ва -Хоз-ые операции, связанные с процессом потребления элементов про-ва с целью создания гот про-ции.

Цикл оплаты -Хоз операции, связанные с движением наличных и безналичных денежных средств, а так же погашением задолженности путём оплаты.

Цикл использования прибыли и формиро­вания капитала-Хоз операции связанные с учётом прибыли.

Цикл инвестирования-Хозяйственные операции, связанные с осуществле­нием долгосрочных и краткосрочных вложений.

 

Аудиторская выборка

Аудиторская выборка - способ проведения аудита, при кото­ром аудитор проверяет документацию бухгалтерского учета аудируе­мого лица не сплошным порядком, а выборочно.

Представительность выборки в аудите - свойство аудиторской выборки дать возможность аудитору сделать на ее основе правильные выводы о всей проверяемой совокупности. Аудиторская выборка, не отвечающая этому свойству, называется непредставительной.

Для обес­печения репрезентативности аудитор должен использовать один из трёх методов:

случайный отбор. Он предполагает использование таблиц случай­ных чисел.;

систематический отбор. Он предполагает отбор элементов через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа.;

комбинированный отбор. Это комбинация различных методов случайного и систематического отбора.

Независимо от того, каким методом построена выборка, она долж­на обеспечить надежную возможность для сбора аудиторских доказа­тельств.

Аудиторская выборка представляет собой метод проверки счетов или классов операций, при котором аудиторские процедуры применя­ются менее чем к 100 % имеющихся в распоряжении аудитора элемен­тов проверяемой совокупности.

При проверке системы контроля и верности отражения в бухгал­терском учете оборотов и сальдо по счетам различают риск первого и второго рода.

При проверке системы контроля:

риск первого рода - это риск отклонения верной гипотезы, осно­ванной на результатах выборки;

риск второго рода - это риск принятия неверной гипотезы, осно­ванной на результатах выборки.

При проведении проверки верности отражения в бухгалтерском учетеоборотов и сальдо по счетам:

риск первого рода - это риск отклонения верной гипотезы, осно­ванной на результатах выборки, свидетельствующих о наличии в про­веряемой совокупности существенной ошибки;

риск второго рода - это риск принятия неверной гипотезы, осно­ванной на результатах выборки.

Чем ниже величина ошибки, которую аудитор согласен принять, тем больше размер выборки.

Размер допустимой ошибки устанавливается на стадии планирова­ния в соответствии с выбранным уровнем существенности.

По окончании выборки аудитор должен:

- проанализировать каждую ошибку, попавшую в выборку;.

- экстраполировать, то есть распространить, полученные при вы­борке результаты на всю проверяемую совокупность;

- оценить риски выборки.

При анализе ошибок, попавших в выборку, аудитору следует уста­новить их характер с точки зрения целей проверки и оценить ошибки. Аудитору необходимо убедиться, что ошибке в проверяемой совокупности не превышает допустимой величины.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.019 с.)