Экономическая природа и причины возникновения монополий. Организационные формы монополий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая природа и причины возникновения монополий. Организационные формы монополий



В нашей литературе термин «монополия» охватывает, как правило, широкий круг экономических структур, для обозначения которых в работах зарубежных экономистов применяются наряду со словом «монополия» термины «олигополия», «двусторонняя монополия». Двусторонняя монополия - это взаимодействие единого поставщика или объединенного покупателя. Олигополия - это наличие на рынках немногих поставщиков, число которых может колебаться от 2 до 7-8.

Олигополии, тем более монополии, могут иметь разные количественные параметры. Но, как правило, они формируются на базе концентрации капитала и ресурсов, поэтому такую роль обычно исполняют крупные корпорации.

В современных условиях монополии часто существуют в форме монополистических союзов. При этом все фирмы, составляющие отрасль, объединяются в союз и выступают либо как одна фирма, либо как не конкурирующие компании. Существует несколько организационных форм таких монополистических союзов:

- Картели - монополистические соглашения о квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.

- Синдикаты - монополистические объединения с целью организации совместного сбыта продукции.

- Тресты - монополистические объединения на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом товаров.

- Концерны - многоотраслевая система предприятий с единым финансовым центром, где общность разветвленной технологии обуславливает многофункциональность выпускаемой продукции.

- Конгломераты - объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с традиционными сферами деятельности головной фирмы.

 

34 Признаки совершенной конкуренции:

бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей

однородность и делимость продаваемой продукции

отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка

высокая мобильность факторов производства

равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.В некоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции.Давид Рикардо выявил закономерную в условиях совершенной конкуренции тенденцию к снижению экономической прибыли каждого из продавцов.В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисов был сделан вывод, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого можно лишь благодаря внешнему вмешательству.

 

Сущность конкуренции

Конкуренция — борьба (в том числе соревнования, столкновенье, взаимодействие) между производителями (продавцами) за наивыгоднейшие условия производства и сбыта товаров и услуг, за присвоение максимальных прибылей.

В случае столкновенья интересов отдельных производителей или продавцов товаров и услуг каждый из них старается довести свои преимущества, обеспечить выгоднее и стабильнее положение, в том числе за счет послабления или даже банкротства конкурирующих предприятий.

Сущность конкуренции полнее раскрывается в ее функциях. Она оказывает содействие:

1) расширению предприятия, масштабов производства, повышению производительности работы и за счет этого снижению расходов производства на единицу продукции, а итак и цены;

2) экономии ресурсов (естественных, материальных, трудовых, финансовых и др.);

3) внедрению достижений науки и техники в производство, которое предопределяет рост производительности работы;

4) улучшению качества продукции и обслуживание (в том числе послепродажного) потребителей;

5) перераспределения капитала между областями и выравниванию нормы прибыльности в разных сферах и областях экономики;

6) созданию условий для банкротства предприятий, росту на этой основе безработицы;

7) возникновению экономических кризисов;

8) усилению процесса дифференциации товаропроизводителей, т.е. обогащению одних и обедненности других;

9) монополизации экономики.

 

 

Эффект масштаба

Поскольку эффект масштаба предполагает, что все факторы являются переменными, концепция эффекта масштаба является по своему существу долгосрочной.

Производственная функция, для которой пропорциональные изменения всех факторов производства вызывают более чем пропорциональное изменение в выпуске продукции, демонстрирует так называемый возрастающий эффект масштаба.

Возрастающий эффект масштаба — это свойство производственного процесса, выражающееся в том, что пропорциональное увеличение каждого фактора дает более чем пропорциональное увеличение выпуска продукции.

Таким образом, если мы удвоим все факторы производства в производственной функции с возрастающим эффектом масштаба, то объем продукции увеличится более чем в 2раза по сравнению с прежним выпуском. Как будет показано в главах 12 и 14, такие производственные функции благоприятствуют созданию условий, при которых небольшое число фирм удовлетворяет основные потребности соответствующего рынка.

Возрастающий эффект масштаба часто возникает в результате наличия больших возможностей у крупных организаций. Адам Смит, доказывая достоверность этого мнения, привел в качестве примера разделение труда в мастерской по производству булавок.

Постоянный эффект масштаба — свойство производственного процесса, выражающееся в том, что пропорциональное увеличение на "единицу фактора производства дает равное пропорциональное увеличение выпуска продукции.

В таких случаях в результате удвоения всех факторов производства выпуск продукции также удвоится. В отраслях, где производство осуществляется при постоянном эффекте масштаба, размер предприятия не определяет его эффективности.

Наконец, производственная функция, для которой пропорциональное изменение всех факторов вызывает менее чем пропорциональное изменение выпуска продукции, демонстрирует убывающий эффект масштаба.

Убывающий эффект масштаба — свойство производственного процесса, выража-ющееся в том, что пропорциональное увеличение каждого фактора дает менее про-порциональное увеличение выпуска продукции.

В данном случае крупный масштаб является помехой, и в отраслях, где производство осуществляется при убывающем эффекте масштаба, вряд ли задействованы крупные фирмы. Как мы увидим в главе 11, при постоянном и убывающем эффектах масштаба многие продавцы прекрасно сосуществуют в пределах довольно узких рынков.

Производственная функция не обязательно должна демонстрировать один и тот же эффект масштаба на протяжении всего процесса выпуска продукции. Наоборот, общепризнанной является ситуация, когда при низких уровнях производства действует возрастающий эффект масштаба, за которым при средних уровнях выпу-ска следует постоянный эффект масштаба, а затем — убывающий эффект масштаба при высоких уровнях выпуска продукции. Рассмотрим карту изоквант для такой про-изводственной функции.

Эффект масштаба на карте изоквант

 

Понятие и виды издержек

В условиях экономической и юридической самостоятельности субъектов хозяйствования возникает необходимость постоянного соизмерения выручки и затрат с тем, чтобы определить прибыль или убыток по результатам деятельности. Деятельность любого субъекта хозяйствования, занятого в той или иной сфере деятельности, связана с определенными издержками (затратами). Затраты отражают, сколько и каких затрат было использовано, а также совокупность фактических расходов на осуществление уставной деятельности в течение расчетного периода. Общая величина затрат, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), называется себестоимостью, которая отражает величину текущих затрат, обеспечивающих процесс простого воспроизводства. В Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), Все издержки принимаются как альтернативные (вмененные), что означает, что стоимость любого ресурса, выбранного для производства, равна его ценности при наилучшем варианте использования. Это один из важнейших принципов рыночной экономики. Различают экономические и бухгалтерские издержки. Экономический подход к определению величины издержек производства несколько отличается от бухгалтерского. Величина издержек упущенных возможностей (альтернативных издержек) — это денежная выручка от наиболее выгодного из всех альтернативных способов использования ресурсов. У субъектов хозяйствования наряду с явными издержками (внешними, денежными) — затраты на сырье, материалы, оборудование, рабочую силу — существуют неявные (внутренние, имплицитные) — стоимость затратных ресурсов, являющихся собственностью фирмы: оплата труда, предпринимателя, процент на вложенный капитал, нематериальные активы. Явные издержки (бухгалтерские) соответствуют затратам наших отечественных предприятий, они включают: стоимость сырья, материалов, комплектующих, топлива, энергии, амортизацию, зарплату с отчислениями во внебюджетные фонды, административные расходы. Неявные издержки (издержки упущенн^гх возможностей) — это те доходы, которые могли бы быть получены на собственные ресурсы, если бы эти ресурсы были проданы за плату, установленную рынком другими пользователями. В обобщенном виде внутренние издержки представляют собой доход на собственный дополнительно используемый ресурс (капитал, землю, труд, как если бы денежные средства были вложены в банк, земля сдана в аренду и приносила ренту, и т.д.) и нормальную прибыль (она включает в себя зарплату и вознаграждение предпринимателя, как если бы он работал по найму.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.128.90 (0.008 с.)