Предмет экономической теории. Методы и функции экономической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет экономической теории. Методы и функции экономической теории



Предмет экономической теории. Методы и функции экономической теории

Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества.

Существует реальная и теневая Э(уход от налогов).

В любом обществе решается проблема: что производить, как производить, для кого производить.

Любое общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают. В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов. Предметом ЭТ явл. в первую очередь эк. отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

ЭТ изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения ЭТ явл. решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов.

ЭТ изучает движение экономической жизни - тенденции в развитии цен, производства, безработицы. Экономические цели: экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность (максимальная отдача при минимуме издержек), стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, торговый баланс.

Методика экономической теории.

Метод научной абстракции, т.е. освобождение наших представлений о предметах исследования от частного, случайного кратковременного, единичного и нахождение в них сущностного, постоянного типичного.

движение от абстрактного к конкретному;

метод индукции, т.е. из анализа частного выводятся общие положения и принципы;

метод дедукции (гипотетический), на основе общих положений основываются те или иные частности экономических объектов и процессов.

единство исторического и логического, т.е. экономические процессы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения и в логической взаимосвязи;

экономико-математическое моделирование, создание математических моделей той или иной экономической теории.

Существуют несколько функций экономической теории:

* познавательная функция;

* практическая функция - обеспечить на основе теоретических разработок экономическую политику;

* прогнозтическая;

* методологическая, т.е.

экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках.

* идеологическая.


Экономические ресурсы. Производственные возможности экономики. Кривая производственных возможностей. Проблема экономического выбора.

Понятие экономических ресурсов

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами.

Виды экономических ресурсов

К экономическим ресурсам относятся:

• природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно — земля;

• трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно — труд;

• капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал);

• предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно — предпринимательство;

• знания, необходимые для хозяйственной жизни.

На базе экономических ресурсов осуществляется производство экономических благ. При ограниченности (редкости) ресурсов приходится определять, какие именно блага производить и какие для этого есть производственные возможности.

Производственными возможностями называются возможности по производству благ (выпуску продукции). Необходимость постоянного выбора, какие ресурсы и в каких количествах использовать для производства благ, ярко демонстрирует модель под названием «кривая производственных возможностей».

Упрощенно представим, что страна производит только два товара — автомобили и самолеты. Если она сконцентрирует все свои экономические ресурсы на выпуске только автомобилей, она сможет за год выпустить их 10 млн шт. Если ей надо производить также 1 тыс. самолетов, то это возможно при сокращении выпуска автомобилей до 9 млн шт. Для производства 2 тыс. самолетов придется сократить выпуск автомобилей до 7 млн шт., а для производства 3 тыс. самолетов — до 4 млн шт. При производстве 4 тыс. самолетов страна вынуждена вообще отказаться от выпуска автомобилей.

Таким образом, для увеличения производства самолетов приходится отказываться от все большего количества автомобилей. Можно сказать, что стоимость выпускаемых самолетов определяется тем количеством автомобилей, от производства которых надо отказываться.

 
 


3,4. Экономическая система и её основные элементы. Типы и модели экономических систем.

Сущность экон. сист. закл.: в трансформации природных ресурсов в пригодные для употребления материальные блага.

Элементами экономики являются:

а. Процесс производства

б. процесс реализации

Если в процессе производства увеличить объём вовлекаемых в него ресурсов и повышается эффективность использования, то имеет место экон. рост. Экономич. рост осущ. на основе произ-го накопления.

Накопление-это процесс вложения средств в производство.

Типы экономических систем:

1. По отношению к конкуренции и монополии:

a. рынок совершенной конкуренции

b. рынок несовершенной конкуренции

2. по соотношению типов организации собственности

a. эк. индивид. собственности.

b. эк. коллект. собст.

c. эк. моногосударственная

d. международная экономика.

3. по характеру производства человека

a. эк. естественных потреб.

b. эк. человека раба

c. эк. человека – придатка машины

d. социально ориентированная экономика

4. По характеру потребления ресурсов природы

a. экстенсивная эк.

b. интенсив. эк.

Модели экономич. сист.

1. Модель чистого капитализма её основные черты:

a. преобладания индивидуальной частной собственности.

2. Командная экон.

a. экон. власть централизована.

b. рынок не являестя регулятором экон.

c. общий интерес доминирует на местным.

d. государство осов. эк. субъект

3. Модель смешанной экономики
Основные черты.

a. многообразие форм собственности

b. мелкий бизнес

c. производители – крупные компании

d. эк. власть не соср., но и не имеет тоталитарного хоз-ва.

e. расперд. отнош. не подавляют все остальные.

4. Традиционная экон. характерна для малоразвитых стран.

5. Рыноч. экон.

a. свобод. цены, конкуренция, предпринимательская деят, опред. госуд. регулир.

Модели рыночной экономики.

Американская, Японская, Немецкая, Шведская, Французская, Южнокорейская, Китайская.

Субъекты системы:

фирмы, дом. хозяйство, государство.


Собственность.

Собственность в юридическом смысле выражает отношение человека к вещи или право на вещь, закреплённое в законодательстве. Это отношение по линии субъект-объект. Различные отношения:

Владение, пользование, распоряжение, ответственность.

Пользование - означает применение объекта собственности в соответствии с его назначением.

Распоряжение – это право определять судьбу объекта: передачу др. лицу, трансформация, ликвидация, сдача в наём, дарение.

Ответственность – формирует интерес к активному использованию средств, ответственность за их судьбу, возмещения причиненного убытка.

Собственность в экономическом смысле – это отношение Субъект-субъект.

Группы отношений:

1. Когда делят ранее созданную собственность

2. Отражение взаимоотношения собственников по поводу формирования новых ценностей.

Собственность – это исторически определенный способ присвоения материальных благ.

«Субъект - Объект» - это кто за что отвечает.

«Субъект-субъект» - это кто перед кем отвечает.

Формы собственности

Всем экономическим системам присущ свой набор форм собственности. В традиционной системе этот набор представляется довольно разнородным вследствие ее многоукладности. В наиболее отсталых странах (главным образом в Африке, а также в Азии и Океании), где сохраняется и натурально-общинный уклад, земля и орудия труда принадлежат общинам, которые ведут коллективное хозяйство с натуральным, уравнительным распределением произведенных благ между ее членами, не опосредствованным товарно-денежными отношениями.

В административно-командной системе важнейшие производственные ресурсы были в собственности прежде всего государства, а также производственных кооперативов (например, колхозов и артелей в бывшем СССР), функционировавших главным образом в сельском хозяйстве. Непосредственные производители здесь выступают как собственники таких ресурсов, как знания (уровень общего и профессионального образования в СССР и европейских социалистических странах был довольно высок), а также рабочая сила.

В рыночной экономике прежде всего выделяются две основные формы собственности: частная и государственная, которые, в свою очередь, имеют много разновидностей.

В подавляющем большинстве стран мира сегодня превалирует в различной степени частная собственность. Она делится на индивидуальную и корпоративную.

Индивидуальные частные фирмы, образующие юридическое лицо, невелики по размерам и представлены в небольшом числе отраслей: ремесленном и сельскохозяйственном производстве, сфере услуг разного рода, в том числе и самых современных, например консалтинговых. Их собственниками являются или одно лицо, или небольшое число лиц; преобладает собственный труд (одного лица или семьи, как это имеет место в фермерских хозяйствах на селе), но в дополнение к нему может применяться и наемный труд.

Корпорированные предприятия существуют везде, где технологическая база той или иной отрасли предполагает формирование среднего или крупного производства, для чего необходимы большие капиталы. Эти предприятия существуют в виде обществ (акционерные и с ограниченной ответственностью), товариществ (полных, на вере и др.), кооперативов, некоммерческих организаций (фондов, объединений).

Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже убыточны, что делает их непривлекательными для частного капитала. Речь идет главным образом о социально-экономической инфраструктуре (железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, сфера образования).
7. Формы организации общественного хозяйства. Условия возникновения товарного производства.

Сущ. две формы хоз-ва.

1. Натуральное – когда продавец производит для себя.
Его основные черты:

a. замкнутая система организации экономических отношений.

b. Ручной универсальный труд.

c. Прямые связи между производителем и потребителем.

2. Товарное производство – это такой тип организации экон. при котором продукт производится на продажу.
Причины возникновения.

a. Общественное разделение труда.

b. хоз. обособл. людей в рамках частной собственности.

Этапы развития:

1. Модель простого товарного производства.

2. Товарное производство экономики свободной конкуренции.

3. Товарное производство организованного рынка.


Товар и его свойства.

Товар - благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена, для реализации на рынке.

Товар обладает двумя основными свойствами: потребительской стоимостью и стоимостью.

Потребительская стоимость - совокупность свойств товара, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами, определяющих его способность удовлетворять потребности человека. Она составляет вещественное содержание богатства.

ПС относится ко всем продуктам(сырьё и т.д.)

ПС составляет вещественное содержание богатства.

Потребительская стоимость товара:

1.должна быть создана трудом;

2.должна удовлетворять потребности не ее создателя, а других людей;

3.должна обмениваться на другой товар(механизм купли-продажи). Товар должен обладать способностью обмениваться на другие товары.

Меновая стоимость - количественное соотношение, пропорция, в которой обменивается один товар на другой.

Т1 = Т2; Т1 = 2Т3

Один товар имеет множество меновых стоимостей.

Основой обмена одного товара на другой является стоимость - то общее, что свойственно всем товарам, а именно затраты труда. Труд, воплощенный или овеществленный в товаре, и представляет его стоимость. Это внутреннее свойство товара. Меновая стоимость является формой выражения этой стоимости.

Величина стоимости товара определяется не только затратами живого труда, но и овеществленного труда. Определяется общественно необходимыми затратами(существует разная квалификация призводителей) - средние условия производства, организация производства, ср. квалификация сотрудников, техническая оснащенность. Общественно необходимые затраты совпадают с индивидуальными затратами тех товаропроизводителей, которые реализуют на рынке основную долю товаров того или иного рода

ВС зависит от производительности труда.

Производительность труда - эффективность, результативность труда, измеряется:

1.затратами труда (рабочего времени) на единицу продукции;

2.количеством продукции за единицу рабочего времени.

ПТ зависит от квалификации, специализации и многих других факторов. Основным фактором повышения ПТ является использование НТП. 2 - квалификация, 3 - организация производства.

Интенсивность труда - затраты труда в единицу рабочего времени. Простой труд - не квалифицированный, сложный - квалифицированный, требует специальной подготовки.


Бюджетные линии

Склонность потребителя к покупке того или иного товара еще не означает, что он этот товар купит. Если он явно предпочитает масло сыру, но цена на масло очень высока, потребитель купит сыр. Ограничивают потребление два фактора: цена товара и доход потребителя.

Чтобы ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете, мы должны знать, какой из наборов продуктов предпочтем. Наши предпочтения выражаются через кривые безразличия. Вопрос в том, какую точку на кривой безразличия мы выберем. Эта точка должна быть точкой пересечения кривой безразличия и бюджетной линии. Очевидно, это будет точка Х на рис. 9.9. Мы не выберем ни точку Y, ни точку Z, ибо они лежат на кривой безразличия А, находящейся ниже кривой безразличия В, а потому приносят меньше удовлетворения; с кривой безразличия С бюджетная линия не имеет общих точек. Поэтому можно сделать вывод, что в своем выборе мы остановимся на точке, где бюджетная линия является касательной к кривой безразличия.

 

Рис. 9.9. График потребительского выбора


Понятие издержек

Для предприятия (фирмы) важно определить не только свои доходы, но и свои расходы по производству продукции (прежде всего расходы на приобретение ресурсов на рынках). Расходы на производство продукции называются издержками произв-ва или просто издержками. Любая фирма, прежде чем начать производство, должна четко представлять, на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого она изучит спрос и определит, по какой цене будет продаваться продукция, и сравнит предполагаемые доходы с издержками, которые предстоит понести.

Выделяют: Явные и альтернативные (вмененные) издержки К явным относятся все издержки фирмы на оплату используемых факторов производства (труд, земля (естественные ресурсы) и капитал

Альтернативными называются издержки (альтернативная стоимость) исп-ния ресурсов, являющихся собственностью фирмы. Эти издержки не входят в платежи фирмы другим организациям или лицам. Например, собственник земли не платит ренту, однако, обрабатывая землю самостоятельно, отказывается тем самым от сдачи ее в аренду и от дополнительного дохода, возникающего в связи с этим. Работник, занимающийся индивидуальной деятельностью, не нанимается на фабрику и не получает там заработную плату. Наконец, предприниматель, вложивший свои деньги в производство, не может положить их в банк и получать ссудный (банковский) процент.

Прямые издержки - это такие издержки, которые можно полностью отнести к товару или услуге. К ним относятся:

• стоимость сырья и материалов, используемых при производстве и реализации товаров и услуг;

• заработная плата рабочих (сдельная), непосредственно занятых производством товаров;

• иные прямые затраты (все расходы, которые так или иначе непосредственно связаны с товаром).

Косвенные (накладные) издержки — это издержки, не связанные напрямую с тем или иным товаром, а относятся к фирме в целом. Они включают:

• расходы на содержание административного аппарата;

• арендную плату;

• амортизацию;

• проценты за кредит и т.п.

Критерием разделения издержек на постоянные и переменные является их зависимость от объема производства.

Постоянные издержки FC (англ. fixed costs) - это издержки, которые не зависят от объема производства.

Переменные издержки VC (англ. variable costs) — это издержки, зависящие от объема производства,

В большинстве своем прямые издержки фирмы всегда относятся к категории переменных, а накладные расходы относятся к постоянным.

Сумма постоянных и переменных издержек представляет собой валовые, или суммарные, издержки фирмы ТС(анг.total costs).

Деление издержек на постоянные и переменные подразумевает условное выделение краткосрочного и долгосрочного периодов в деятельности фирмы. Под краткосрочным понимают такой период в работе фирмы, когда часть ее издержек являются постоянными. Иными словами, в краткосрочном периоде фирма не покупает нового оборудования, не строит новых зданий и т.д. В долгосрочном периоде она может расширять свои масштабы, поэтому в данном периоде все ее издержки являются переменными.


Монополия

 
 

Понятие чистой монополии также обычно является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Поэтому можно представить чистую, абсолютную монополию скорее теоретически. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста.

Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и вои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.

Модели олигополии

Не существует единой теории олигополии. Однако экономистами разработан ряд моделей, на которых кратко остановимся.

Модель Курно. Впервые попытка объяснить поведение олигополии была предпринята французом А. Курно в 1838 г. Его модель основывалась на следующих предпосылках:

• на рынке присутствуют только две фирмы;

• каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем производства конкурента постоянными.

Допустим, что на рынке действуют две фирмы: Х и У. Как будет определять фирма Х цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма У. Однако что будет делать фирма У, фирме Х неизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ее действий и соответственно планировать собственный выпуск.

Поскольку рыночный спрос есть величина заданная, расширение производства фирмой вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы Х. На рис. 12.8 показано, как сместится график спроса на продукцию фирмы Х (он будет сдвигаться влево), если фирма У начнет расширять продажу. Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой Х исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно с Р0 до Р1, Р2 и с Q0 до Q1,Q2.


Налоговая политика гос-ва.

Государство для выполнения своих функций должно иметь определённое средство, которое находится в государственном бюджете и централизованных фондах. Формирование этих фондов может происходить за счёт доходов гос-ва и от налогов юридических и физических лиц. Основным методом финансирования доходов гос-ва явл. налоги.

Налоговая система - сумма взаимосвязанных налогов, которые дополняют друг друга и не противоречат друг другу.

Современные принципы налогообложения:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика.

2. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и пеней, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

3. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

4. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям.

5. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения.

Сущ.две функции налогов:

1. Фискомкая -гарантирует стабильное поступление доходов в бюджет.

2. Регулирующая -использование налогов для социально - экон. развития гос-ва. Юридическую основу налоговой системы составляет право собственности:1.взависимости от форм собственности, пред-ие и гос-во имеет право на доходы; 2.форма собственности влияет на формирование доходов юридических и физических лиц.

Элементы налоговой системы:

1. Субъект -физическое лицо, которое непосредственно выплачивает налоги. 2. Объект -указывает, что подлежит налогообложению.

3. Единица налогообложения - носит физическое или денежное выражение.

4. Налоговая ставка - устанавливает по заказу размер налога.

5. Твёрдые ставки - фиксированные или относительные (конкретный % от зарплаты в виде подоходного налога).

6. Процентные ставки - устанавливаются к объекту налогообложения.

Сущ.2 вида налогов: Прямые налоги - устанавливаются непосредственно к плательщикам и размер их зависит от масштабов объекта налогооблажения. Непрямые налоги - устанавливаются в ценах на товары. К непрямым налогам относятся акции, которые делятся на: фиксированные, пропорциональные, универсальные и специфические.

К общественным налогам относятся:

1.налог на добавленную стоимость;

2.акцизный сбор;

3.налог на доходы пред-ий;

4.походный налог с граждан;

5.налог на имущество пред-ий и т.д.(всего их 19).

В состав местных налогов входят:

1.рыночный сбор;

2.налог с рекламы;

3.потенциальный налог и т.д.(всего их 15).


Предмет экономической теории. Методы и функции экономической теории

Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества.

Существует реальная и теневая Э(уход от налогов).

В любом обществе решается проблема: что производить, как производить, для кого производить.

Любое общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают. В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов. Предметом ЭТ явл. в первую очередь эк. отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

ЭТ изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения ЭТ явл. решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов.

ЭТ изучает движение экономической жизни - тенденции в развитии цен, производства, безработицы. Экономические цели: экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность (максимальная отдача при минимуме издержек), стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, торговый баланс.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.101 с.)