Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 7 интерфейс и его функции. Параллельный и Последовательный обмен информацией. Способы обмена данными.

Поиск

План:

Общие сведения об интерфейсах

Иерархия шин

Шинные формирователи и буферные регистры

4 Параллельные периферийные адаптеры

Программируемые связные адаптеры

Программируемые контроллеры прерываний

7 Контроллеры прямого доступа к памяти

8 Программируемые интервальные таймеры

Общие сведения об интерфейсах

Для описания совокупности схемотехнических средств и функций, обеспечивающих непосредственное взаимодействие составных элементов средств вычислительной техники (СВТ), используются понятия "интерфейс", "стык", "протокол".

Стандартный интерфейс - совокупность унифицированных технических, программных и конструктивных средств, необходимых для реализации взаимодействия различных функциональных элементов в автоматических системах обработки информации (СОИ) при условиях, предписанных стандартом и направленных на обеспечение информационной, электрической и конструктивной совместимости указанных элементов.

Интерфейсы классифицируются:

- по признакам конфигурации цепей связи между объектами (магистральные, радиальные и др.);

- способу передачи информации (параллельные, последовательные, и др.);

- режиму передачи данных (дуплексный, полудуплексный, симплексный);

- способу обмена (синхронный, асинхронный).

Стык - место соединения устройств передачи сигналов данных, входящих в сети передачи данных (СПД). Это понятие используется для описания функций и средств сопряжения элементов СПД.

Протоколы - строго заданная процедура или совокупность правил, определяющая способ выполнения определенного класса функций соответствующими (СВТ). Практически любой интерфейс содержит больше или меньше элементов протокола, определяемых процедурными и функциональными интерфейсами.

Основное назначение интерфейсов, стыков и протоколов - унификация внутри системных и межсистемных связей, внутрисетевых и межсетевых связей с целью эффективной реализации прогрессивных методов проектирования СВТ.

Основная функция интерфейсов и стыков - обеспечение информационной, электрической и конструктивной совместимости СВТ.

Информационная совместимость - согласованность действий функциональных элементов в соответствии с совокупностью логических условий.

Логические условия информационной совместимости определяют функциональную и структурную организацию интерфейса.

Электрическая совместимость - согласованность статистических и динамических параметров электрических сигналов в системе шин с учетом ограничений на пространственное размещение устройств интерфейса и техническую реализацию приемопередающих элементов (ППЭ).

Конструктивная совместимость - согласованность конструктивных. элементов интерфейса, предназначенных для обеспечения механического контакта соединений и механической замены схемных элементов, блоков и устройств.

Линии интерфейсов – электрические цепи, являющиеся составными физическими связями интерфейса.

Магистраль - совокупность всех линий интерфейса. Выделяются две магистрали:

- информационного канала;

- управления информационным каналом.

По информационной магистрали передаются коды адресов, команд, данных, состояния.

 

Иерархия шин

Шина - совокупность линий, сгруппированных по функциональному назначению. Операции на шине называются транзакциями. Основные виды транзакций –транзакции записи и транзакции чтения. Если в обмене участвуют устройства ввода /вывода, говорят о транзакциях ввода/вывода. Шины адреса предназначены для выборки в магистрали узлов устройства, ячеек памяти. Шины команд используются для управления операциями на магистрали. В стандартах на интерфейс регламентируется минимально необходимый набор команд.

Шины данных используются для передачи в основном двоичных кодов (в формате машинных кодов во внутрисистемных интерфейсах, стандартных кодов типа ASCII в интерфейсах измерительных систем). Шины состояния используются для передачи сообщений, описывающих результат выполнения операции на интерфейсе или состояния устройств сопряжения.

Шина передачи управления используется для реализации операций приоритетного занятия магистрали (арбитража ресурсов шины). Состав и конфигурация шины зависят от структуры управления интерфейсом. Различают децентрализованную и централизованную структуры. В интерфейсах двухточечного подключения двух устройств (типа ИРПР, ИРПС) шина передачи управления отсутствует.

Шина прерывания применяется в основном в системных интерфейсах ЭВМ и программно - модульных системах управления и измерения для идентификации устройства, запрашивающего сеанс связи. Устройство идентифицируется либо адресом источника прерывания, либо адресом программы обслуживания прерывания, так называемым вектором прерывания.

Шины управления режимом работы и специальных управляющих сигналов содержат линии, обеспечивающие работоспособность интерфейса, в том числе приведение устройств в исходное состояние, контроль источников питания, контроль и службу времени и т.п.

Если к шине подключено большое число устройств, ее пропускная способность падает, поскольку слишком частая передача прав управления шиной от одного устройства к другому приводит к ощутимым задержкам. По этой причине во многих ВМ предпочтение отдается использованию нескольких шин, образующих определенную иерархию. Сначала рассмотрим ВМ с одной шиной. Вычислительная машина с одной шиной. В структурах взаимосвязей с одной шиной имеется одна системная шина, обеспечивающая обмен информацией между процессором и памятью, а также между УВВ с одной стороны, и процессором либо памятью - с другой (Рисунок 39). Для такого подхода характерны простота и низкая стоимость. Однако одношинная организация не в состоянии обеспечить высокую интенсивность и скорость транзакций, причем «узким местом» становится именно шина.

 

 

Рисунок 39 - Структура взаимосвязей с одной шиной

 

Вычислительная машина с двумя видами шин. Хотя контроллеры устройств ввода/вывода (УВВ) могут быть подсоединены не посредственно к системной шине, больший эффект достигается применением одной или нескольких шин ввода/вывода (Рисунок 40). УВВ подключаются к шинам ввода/вывода, которые берут на себя основной трафик, не связанный с выходом на процессор или память. Адаптеры шин обеспечивают буферизацию данных при пересылке между системной шиной и контроллерами УВВ.

 

 

Рисунок 40 - Структура взаимосвязей с двумя видами шин

 

Это позволяет ВМ поддерживать работу множества устройств ввода/вывода и одновременно «развязать» обмен информацией по тракту процессор - память и обмен информацией с УВВ. Подобная схема существенно снижает нагрузку на скоростную шину «процессор-память» и способствует повышению общей производительности ВМ.

Вычислительная машина с тремя видами шин. Для подключения быстродействующих периферийных устройств в систему шин может быть добавлена высокоскоростная шина расширения (Рисунок 41).

 

 

Рисунок 41 - Структура взаимосвязей с тремя видами шин

 

Шины ввода/вывода подключаются к шине расширения, а уже с нее через адап­тер к шине «процессор-память». Схема еще более снижает нагрузку на шину «про­цессор-память». Такую организацию шин называют архитектурой с «пристройкой» (mezzanine architecture).

Интерфейс (шина) Microbus. Интерфейс (шина) Microbus использовался для построения 8 разрядных микропроцессоров Intel, Motorola 6800.

Он является системным, однопроцессорным, магистральным, параллельным, асинхронным интерфейсом с полудуплексной (двусторонней поочередной) передачей данных. Интерфейс получил широкое распространение при объединении в систему не более 10 подключаемых к магистрали ИС, расположенных в непосредственной близости друг от друга.

Интерфейс Microbus имеет 36 линий, в числе которых 16-разрядная шина адреса, 8-разрядная шина данных и 12 линий управления. В интерфейсе адресные пространства памяти и ВУ разделены, выполняются протоколы адресного (программного) обмена, обмена по прерываниям и прямого доступа к памяти.

Интерфейс И-41

Интерфейс разработан фирмой Intel Multibus и на его основе создан отечественный интерфейс И-41. Этот интерфейс является многомашинным, системным, магистральным, параллельным, полудуплексным. Допускается использование 8- и 16-разрядных модулей, один из которых (активный) играет роль задатчика, другой (пассивный) - исполнителя. При запросах управления магистралью одновременно от нескольких задатчиков решается задача арбитража. В состав линий входят 25-разрядная шина адреса (одна из ее линий передает признак двухбайтной передачи), 16-разрядная шина данных и две линии контроля каждого байта на четность, 8-разрядная шина управления адресным (программным) обменом, 9-разрядная шина прерываний, 7-разрядная шина управления интерфейсом, 10-разрядная вспомогательная шина и шина источников питания. На интерфейсе И-41 заданы протоколы:

- адресного обмена (с возможным запретом обращения);

- арбитража запросов задатчиков на управление магистралью и смены задатчика;

- обработки прерываний;

- аварии в системе электропитания.

Интерфейс МПИ

Интерфейс МПИ (на основе Q-bus) - магистральный, параллельный, полудуплексный, асинхронный при передаче данных и синхронный при передаче адреса. Адрес и данные передаются по одной и той же шине с разделением во времени (мультиплексируемой шине адресов-данных). Основное назначение интерфейса - построение однопроцессорных систем, точнее, систем с одним ведущим процессором. Выполняются адресный обмен (в том числе и блочный), захват магистрали и прерывания. Адресное пространство памяти и ВУ - общее (интерфейс "с общей шиной") и может составлять 64 К (16-разрядный адрес) или 16 М (24-разрядный адрес). Формат данных - байт или два байта. Для адресации ВУ отводится 8К в конце АП. Мультиплексирование адресов и данных снижает пропускную способность интерфейса, но значительно уменьшает число линий связи, упрощая и удешевляя шину.

В ЭВМ IBM PC/AT применяются интерфейсы (шины) ISA, EISA (Extended ISA) или MCA (микроканал). На уровне локальных шин сейчас широко применяется шина PCI (фирмы Intel), известна шина VL-bus и др. Тактовая частота современных системных шин составляет 66... 133 МГц и выше.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.141 (0.007 с.)