Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы научного менеджмента Фредерика Тейлора

Поиск

“Отец научного менеджмента” американский инженер-механик Фредерик Уинслоу Тейлор (Taylor) (1856-1915) в своем основном произведении “Принципы и методы научного менеджмента” (1911) обосновал следующие принципы управления.

“Во-первых, администрация берет на себя выработку научного фундамента, заменяющего собой старые традиционные и грубо практические, методы, для каждого отдельного действия во всех различных разновидностях груда, применяемых в предприятии.

Во-вторых, администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем тренирует, обучает и развивает каждого отдельного рабочего, в то время как в прошедшем рабочий сам выбирал себе специальность и сам на ней тренировался так хорошо, как умел.

В-третьих, администрация осуществляет сердечное сотрудничество с рабочими в направлении достижения соответствия всех отдельных отраслей производства научным принципам, которые были ею ранее выработаны.

В-четвертых, устанавливается почти равномерное распределение труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочими... Выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменят собой личное суждение индивидуального рабочего и которые могут быть с пользой применены только после того, как был произведен систематический учет, изменение и так далее их действия...”

 

Принципы управления в теории эффективности Гарринпона Эмерсона

Гаррингтон Эмерсон (1853-1931) в книге “Двенадцать принципов производительности” (1912) показал, что в основе системы управления персоналом, формирующей эффективную организацию труда, лежат следующие 12 принципов.

Принципы, касающиеся выбора стратегии:

1) точно поставленные идеалы и цели;

2) здравый смысл.

Принципы, обеспечивающие реализацию стратегических установок в процессе оперативного управления:

3) компетентная консультация;

4) дисциплина;

5) справедливое отношение к персоналу.

Принципы учета, контроля и координации действий:

6) быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;

7) диспетчирование.

Принципы коррекции организационных установок на базе нормирования и улучшения условий труда:

8) нормы и расписания;

9) нормализация условий;

10) нормирование операций;

11) писаные стандартные инструкции.

12) Принцип стимулирования — вознаграждение за производительность.

 

Принципы управления в теории администрирования Анри Файоля

Французский горный инженер Анри Файоль (1841-1925) в книге “Общее и промышленное управление” (1916) рассмотрел следующие принципы, лежащие в основе эффективного функционирования управленческого механизма.

1.Разделение труда. Эта функция распространяется не только на исполнительские работы, но и управленческие.

2.Полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы и т.д., сила, которая требует повиновения. Ответственность - это взятие на себя обязательства за выполнение чего-либо.

3.Дисциплина. Уважение к установленным на организации порядков, послушание и повиновение.

4.Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного начальника.

5.Единство направления. Каждая группа должна преследовать единую цель и должна быть объедена единым планом.

6.Подчиненность личных интересов общим. Цели каждого отдельного работника не должны преобладать над целями всей организации.

7.Вознаграждение персонала. Чтобы получить отдачу от работников они должны получать справедливое вознаграждение за свой труд.

8.Централизация. В любой организации должен быть управленческий центр.

9.Скалярная цепь. Ряд лиц стоящих на руководящих должностях начиная от лица занимающего самое высокое положение и по цепочке вниз до низового звена (цепь подчинения)

10.Порядок. Означает, что должно быть рабочее место для каждого работника и каждый работник должен быть на своем месте.

11.Справедливость. Сочетание доброты и правосудия.

12.Стабильность рабочего места для персонала.

13.Инициатива. Означает разработку проекта или плана и обеспечение его реализации.

14.Корпоративный дух. Традиции, согласие, имидж организации.

Система методов менеджмента

Методы – система способов и приемов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата.

Традиционно выделяют следующие группы методов:

Социально – распорядительные (административные)

Экономические

Социально-экономические

Социально – психологические

1)Исходной основой любой системы управления являются административные методы, которые оказывают непосредственное административное воздействие на объект менеджмента. Под ними обычно понимают способы и приемы воздействия субъекта на объект на основе силы и авторитета. Благодаря этим методам отношения между управляемой и управляющей системами имеют упорядоченный, организованный характер. Все административные методы можно разделить на:

А) организационные (регламентские, нормирование, инструктирование, совет, разъяснение, предостережение, объяснение)

При организационном регламентировании определяется: состав предприятия, функции его органов и должностных лиц. Оно основывается на законе о предприятиях, т. е. носит характер правового регулирования всей системы управления промышленными предприятиями. Сюда также входит ряд положений, который определяют внутренний порядок, границы деятельности каждого подразделения и работника организации.

Нормирование относится к менее жесткой форме организационного воздействия. Посредством его устанавливаются нормативы, т. е. границы по верхним и нижним пределам, нормы, правила действия и взаимодействия подразделений и служб. Это более гибкая форма организационного воздействия.

Инструктирование - наиболее мягкий способ организационного воздействия, благодаря которому создаются условия для осуществления таких процессов, которые не зависят от индивидуальных качеств людей, а вытекают из требований системы управления. Задачами инструктирования являются знакомство с условиями производства, обстановкой, консультации по выполнению конкретных видов работ, обеспечение информацией.

Б) Распорядительные (приказ, указ, постановление, распоряжение).

Распорядительное воздействие предполагает постановку конкретных задач, обеспечения технического, организационного и экономического регулирования процесса производства, предупреждение отклонения.

Приказ – это письменное или устное требование линейного руководства к подчиненному выполнить определенную задачу.

Распоряжение – это требование, как правило, функционального руководства по решению отдельных вопросов.

Важное условие эффективности распорядительного воздействия – тесное взаимодействие с организационными и строгий контроль за распорядительным воздействием. В зависимости от результатов контроля могут реализовываться различные дисциплинарные методы воздействия.

В) дисциплинарные методы (основаны на трудовом кодексе)

 

2) Экономические методы – способы и приемы воздействия на людей, имеющих в своей основе экономические отношения людей и использование их экономических интересов. Экономические инструменты оказывают стимулирующие воздействиеина работников, создают благоприятные экономические условия для развития организации. Существуют 3 уровня экономической мотивации:

- со стороны государства (прямой экономический расчет)

- стимулирование персонала

- стимулирование структурных подразделений

Среди важнейших экономических инструментов является коммерческий расчет.

При коммерческом расчете используются такие рычаги, как ценообразование, издержки производства, финансирование и кредитование, что способствует достижению конечной цели коммерческого расчета – получение устойчивой прибыли.

В рыночных отношениях наиболее важным элементом является ценообразование. В ценах все стороны экономической деятельности организации.

3) Социально – экономические методы – добавка к зарплате, но подчеркивается принадлежность именно к этому предприятию и забота предприятия о своих рабочих:

- благоприятные условия труда;

- социальная инфраструктура;

- метод подчеркивания индивидуальности сотрудника (форма, значки);

- забота о здоровье сотрудников и их детях.

4) Социально – психологические.

Признавая важнейшую роль экономических методов, нужно отметить, что в управлении трудовым коллективом большое значение имеет фактор взаимоотношения между работниками, менеджером и подчиненными.

Это особенно актуально в условиях стремительного научно – технического развития, когда растет значимость умственного труда, требующего немалых интеллектуальных и психологических усилий персонала. Деловая, творческая обстановка и здоровый социально-психологический климат являются важнейшими факторами, которые оказывают благоприятное влияние на результаты производства. В этом отношении на первый план выходят социально-психологические методы управления.

Работник будет проявлять максимальную трудовую активность только тогда, когда он внутренне настроен на достижение определенных результатов. И задачей менеджера является создание такой социально-психологической обстановки, в которой каждый работник в коллективе будет стремиться к достижению общей цели.

Психологические методы представляют собой способы регулирования межличностных отношений путем создания в коллективе оптимального психологического климата. При этом важно, чтобы оправдывались ожидания работников, иначе в коллективе будет потеряно доверие к менеджеру, что лишает его социальных рычагов воздействия.

Инструменты социально-психологических методов:

1. Социальный опрос

2. Преодоление конфликтов

3. Моральное поощрение (внимание, благодарность)

4. Убеждение. Сложный метод, но достаточно эффективный. Работает на конкретных фактах и цифрах.

5. Психологическое влияние.

 

 

6.Понятие процесса управления

Процесс управления представляет собой последовательность действий работников аппарата управления, направленных на достижение целей организации.

Содержательная сторона процесса управления

С содержательной точки зрения в процессе управления можно выделить следующие этапы: планирование, организация, стимулирование (мотивация), учет и контроль.

Планирование - это процесс разработки планов деятельности и развития предприятия. План, в свою очередь, представляет собой систему, включающую:

1) цели деятельности или развития;

2) описание этапов и способов достижения целей;

3) расчет требуемых для достижения целей ресурсов;

4) показатели, по значению которых можно судить о степени достижения целей и расходе имеющихся ресурсов.

Организация - это процесс расстановки в пространстве и во времени ресурсов, необходимых для достижения целей, и определение способов их интеграции и взаимодействия.

Стимулирование представляет собой совокупность действий субъекта управления, побуждающих людей делать то, что считает нужным субъект.

Учет и контроль представляют собой фиксацию на каком-либо информационном носителе значений показателей, по которым можно судить о степени достижения цели, о состоянии субъекта и объекта управления и о состоянии внешней среды.

Функция менеджмента

Под функцией менеджмента (управления) понимается вид деятельности работников аппарата управления, основанный на разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления.

При рассмотрении процесса управления были выделены его основные этапы, которые, в той или иной степени, присутствуют в деятельности каждого руководителя вне зависимости от его места в управленческой иерархии и свойств объекта управления. Этими этапами являются: планирование, организация, стимулирование, учет и контроль.

И эти этапы называются общими функциями управления.

7.планирование

♦ Содержание, процесс и структура функции пла­нирования. Планирование предполагает рассмотрение предыдущего развития, анализ настоящей ситуации и постановку реальных задач на будущее.

Планирование — это выбор целей и составление плана действий по их достижению.

Выделяют стратегическое, тактическое и оператив­ное планирование. Стратегический уровень планирования обеспечивает достижение стратегических целей, будущую жизнеспособность и эффективность различ­ных направлений деятельности организации. Такти­ческое планирование ориентировано на реализацию важных этапов достижения стратегических целей. Опе­ративное планирование направлено на достижение ор­ганизацией оперативных целей, решение текущих за­дач, стоящих перед ней. Оно конкретно и детально по содержанию.

Перечисленные виды планирования взаимосвяза­ны: тактические и оперативные цели организации не могут противоречить стратегическим целям; оператив­ные планы должны включать конкретные действия, направленные на достижение стратегических и такти­ческих планов.

Совокупность взаимосвязанных стратегических, так­тических и оперативных планов по всем направлениям деятельности и уровням организации образует систе­му планов. Основой для ее разработки является целе­вая модель. Метод дерева целей позволяет структури­ровать главную цель организации на подцели по верти­кали (по уровням управления) и горизонтали (по функ­циональным подразделениям).

 

Процесс реализации функции планирования осу­ществляется в следующей последовательности:

• устанавливается система целей и задач организа­ции и ее структурных подразделений;

• определяются и распределяются по целям, зада­чам и подразделениям необходимые ресурсы;

• устанавливаются временные рамки выполнения целей и задач;

• отбираются критерии для контроля и оценки вы­полнения задач;

• разрабатываются стратегии, программы и планы для достижения целей;

• планы доводятся до исполнителей и лиц, ответст­венных за их реализацию;

• контролируется и анализируется выполнение пла­нов, оцениваются достигнутые результаты;

• процесс реализации планов регулируется, при не­обходимости планы уточняются (корректируются).

 

Принципы планирования. Любой план должен удовлетворять следующим основным принципам:

• быть экономически обоснованным к рациональ­ным (обеспечивать достижение цели с наименьшими затратами времени, финансов и других ресурсов);

• опираться на реальные возможности того, для ко­го он предназначен (организации, группы или отдель­ного лица);

• быть достаточно гибким, чтобы в процессе реали­зации можно было по мере необходимости вносить в не­го изменения без ущерба для достижения поставленной цели.

Классификация планов. По длительности пла­нового периода выделяют следующие виды планов:

• долгосрочные — плановый период более пяти лет;

• среднесрочные — плановый период от года до пя­ти лет;

• краткосрочные — охватывающие плановый пери­од до одного года.

По содержанию планы подразделяют на следующие группы:

• стратегические — определяющие курс развития организации на длительный период времени (более трех лет);

• тактические — содержащие планы действий и ме­тоды реализации стратегии (этапов стратегии) на сред­несрочный период времени;

• оперативные — связанные с повседневным вы­полнением задач и оптимизацией использования при­влекаемых организацией ресурсов (менее одного года).

По уровням организационного планирования разли­чают следующие виды планов:

• организации в целом;

• самостоятельных подразделений организации;

• функциональных подсистем (отделов, цехов, участ­ков и т.п.).

Стратегическое планирование. Управленческий процесс создания и поддержания соответствия между стратегическими целями организации, его потенциаль­ными возможностями и шансами развития с учетом из­меняющихся факторов внешней и внутренней среды представляет собой стратегическое планирование. Этот процесс предполагает следующие этапы: планирова­ние стратегии, разработку программ и планов реали­зации стратегии, контроль за результатами выполне­ния планов.

Этап планирования стратегии включает:

• формулирование миссии;

• определение стратегического намерения (видения);

• установление целей;

• выбор стратегии.

 

Тактическое планирование осуществляется ме­неджментом среднего уровня управления на средне­срочный период времени согласно промежуточным стра­тегическим целям. Тактические планы включают пла­ны действий и методы реализации стратегии, необхо­димые для формирования условий деятельности орга­низации и ее элементов.

 

Координирующей основой оперативного планиро­вания является годовой план — оперативный доку­мент, отражающий ключевые направления деятель­ности предприятия и планируемый по ним объем ра­бот.

На основе годового плана предприятия формируют­ся его квартальные и месячные планы, а также планы его структурных подразделений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.49 (0.011 с.)