Раздел 1. Методологические основы и эволюция менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Методологические основы и эволюция менеджмента



Тема 1.1. Сущность менеджмента и его методология. Эволюция менеджмента и среда организации

План:

1.1.1. Понятие и сущность менеджмента

1.1.2. Методологические основы и принципы менеджмента

 

1.1.1. Понятие и сущность менеджмента

Менеджмент - теория и ее практическое применение в управ­лении производством и людьми, распоряжение недвижимостью, финансами, кадрами и инновациями в целях удовлетворения по­требностей общества, а также получения прибыли.

Менеджер - управляющий делами организации.

Предпринимательство - вид деятельности людей, применяющих собственный или заемный капитал в производственной и непроизводственной сферах экономики в целях получения прибы­ли.

Предприниматель - частный собственник, владеющий, приме­няющий, распоряжающийся капиталом и присваивающий резуль­таты труда.

Объект управления - часть окружающей среды, персонал фир­мы, на которые направлены конкретные управленческие процессы (предприятие, технологии, качество продукции, коллектив, группа, личность).

Субъект управления - руководитель, группа лиц, организация, подразделение, кибернетическое устройство, осуществляющее уп­равление.

Управленческие подходы

Функции менеджмента

Принципы менеджмента

Методы менеджмента

Организационные Административные Экономические Социально-психологические
проектирование власть выгода моральный климат
ориентация принуждение вознаграждение саморегулирование
регламентация ответственность руководителя инициатива  
нормирование      

 

ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

Работа менеджера охватывает самые различные стороны произ­водственной деятельности людей, работы машин, компьютерных устройств, приборов и оборудования, средств связи и др. В целях более прочного усвоения обширного материала по менеджменту следует провести условное разграничение таких понятий, как уп­равление персоналом и управление непосредственно материально­-технической базой производства.

Управление персоналом - это деятельность, охватывающая соци­ально-экономические вопросы, экономические отношения людей, а также социально-психологические, моральные, этические, наци­ональные, религиозные и другие вопросы взаимоотношений работ­ников. Менеджер должен знать, что управление людьми невозможно без управления собой как личностью, поэтому важное значение имеет выработка качеств, необходимых руководителю, навыков управления, умения обучать подчиненных, использовать в работе передовые достижения управленческой науки и практики, силу личного примера и власть.

Управление материально-технической базой производства - это работа менеджеров по выработке технической и технологической политики, управлению поставками и сбытом, финансами, сниже­нию издержек, эффективному использованию управленческой информации и адекватное принятие решений.

Работа с техникой и технологиями ведется не только «напря­мую», но и через управление сотрудниками. Под руководством менеджера осуществляется научное прогнозирование, планирова­ние и создается система контроля за деятельностью работников, деловых партнеров и конкурентов. Поэтому деление управленче­ского труда на управление персоналом и техникой принято лишь в учебных целях. В действительности в повседневной работе менеджер занимается этими вопросами совместно. Он организует разработку бизнес-плана и его реализацию, планирует и осуществляет меры по сертификации продукции и контролю качества, управляет нововве­дениями и изменениями, связанными с внутренними и внешними условиями работы, жизненным циклом продукции и т. д.

1.1.2. Методологические основы менеджмента

Предмет менеджмента - это изучение законов и закономерно­стей жизнедеятельности организаций, отношений людей в процессе управления. Это законы онтогенеза, синергии, пропорциональности, реальных условий, административной емкости, закономерно­сти ритмичности работ, фронта работ и т. д. Отношения людей в процессе управления исследуются по двум основным направлениям - при демократических формах управления и при авторитарном стиле управления.

Методология менеджмента - это учение об основных функциях, принципах и методах управленческой работы, системе важнейших ее показателей и результатов. Основой учения являются общие для всех наук методы - исторического и логического, анализа и синте­зa, материалистической диалектики, конкретного и абстрактного, взаимосвязи условий и явлений и т. д.

Методы и принципы менеджмента - это правила и способы управления деятельностью организаций. К методам менеджмента относят организационные, административные, экономические и социально-психологические. Принципами менеджмента являются: единоначалие, внутрипроизводственное планирование и разделение труда, нормирование и учет, дисциплина и ответственность, уваже­ние и признание права всех форм собственности, честность, прав­дивость, верность слову, целеустремленность и т.д.

 

Контрольные вопросы

1. Определение понятия «менеджмент».

2. В чем сущность менеджмента?

3. Перечислите принципы менеджмента. В чем их сущность?

 

1. Семья фермеров, муж и жена, купили сад, находящийся в запущенном состоянии. Они хотят сами привести его в поря­док. Для этого нужно каждое дерево сначала окопать, а затем полить. Жена окапывает дерево за 12 минут, на полив тратит 2,5 минуты, муж затрачивает на окапывание одного дерева 8 минут, на полив - 4 минуты. Если они будут окапывать и поливать деревья каждый сам по себе, то за один час работы они смогут обработать 9 деревьев. Как организовать работу, чтобы достичь максимальной производительности, какое максимальное коли­чество деревьев они смогут обработать за один час?

2. Вы с двумя друзьями решили заняться поставками ово­щей в магазины города, создали общество с ограниченной от­ветственностью. Ваши друзья вложили в дело по 50 тыс. руб. каждый, а вы передали предприятию право пользования вашим личным автомобилем в течение одного года. Автомобиль стоит 400 тыс. руб., свой вклад в виде права пользования по согласо­ванию с другими участниками вы оценили в 70 тыс. руб.

Вы успешно завершили год работы. В вашем распоряжении 180 тыс. руб. прибыли. Как будете делить прибыль между со­бой? Другой вариант исхода - разорение. Ваши долги перед кредиторами составили 120 тыс. руб. На какую сумму вы обяза­ны покрыть свои долговые обязательства и как они распреде­лятся между участниками?

3. Опишите технологию производства каких-либо простых предметов (карандашей, линеек, болтов и т.п.). Опишите зави­симость между количеством задействованных вами ресурсов и объемом выпуска. Постройте графики постоянных, переменных и валовых издержек. Определите средние и предельные издерж­ки и постройте графики. Все расчеты произведите, по возмож­ности, в реальных рыночных ценах.

4. Косметический салон «New Style» работает на рынке го­рода Астрахани. Перечень оказываемых услуг включает: омола­живающие процедуры для людей среднего возраста, процедуры для молодых людей, парикмахерские услуги. Косметический салон зарегистрирован на частного предпринимателя без обра­зования юридического лица. Помещение, где осуществляется оказание услуг, арендовано, стоимость арендой платы в месяц составляет 50 тыс. руб. Коммунальные платежи не входят в счет аренды и оплачиваются предпринимателем отдельно. Освеще­ние помещения салона принимается постоянной величиной и составляет 10 тыс. руб. в месяц. Потребление электроэнергии, воды варьируется от количества оказываемых услуг и составляет в среднем 70 руб. на 1 процедуру. В процессе оказания космети­ческих услуг салоном ежемесячно заказываются профессиональ­ные серии средств фирмы N следующих наименований и по цене:

для серии омолаживающих процедур:

маска-крем для увядающей кожи - 100 руб. (200 г);

маска-пилинг - 150 руб. (150 г);

крем увлажняющий - 200 руб. (200 г);

масло ароматическое питательное - 600 руб. (50 г);

для серии процедур для молодой кожи:

лосьон очищающий - 170 руб. (140 мл);

скраб для лица - 200 руб. (400 г);

крем восстанавливающий - 200 руб. (200 г);

для оказания парикмахерских услуг: шампунь - 200 руб. (250 мл);

лак, пенка - 100 руб. (150 мл).

Косметические и парикмахерские услуги оказываются про­фессиональными косметологами (2 человека) и парикмахером (1 человек), оплата труда которых установлена на уровне 100 руб. в час. Процедура омолаживания и процедура для молодой кожи занимают в среднем 1,5 ч и включают чистку, массаж, наложение масок, электропроцедуры. Парикмахерские услуги в среднем за­нимают 1 ч. Режим работы салона - 6-дневная рабочая неделя с 8-часовым рабочим днем.

А. Какое максимальное количество клиентов может быть принято салоном за месяц при условии, что косметологи могут работать одновременно, а одного клиента полностью обслужи­вает один косметолог?

Б. Рассчитать приемлемый уровень цены, который необхо­димо установить на процедуры трех видов для салона при мак­симальном количестве клиентов, чтобы обеспечить уровень при­быльности, равный 30%, исходя из условия, что на одну процедуру расходуется:

до 1/3 количества перечисленных косметических средств;

до 1/4 количества перечисленных косметических средств.

В. Какую прибыль (убыток) получит предприниматель при спросе на косметологические и парикмахерские услуги на уров­не: 50%; 80% от вышеопределенного максимально возможного количества клиентов, обслуживаемых салоном?

Г. Рассчитать, какое количество клиентов должно быть об­служено салоном, чтобы обеспечить предпринимателю прибыль в размере 200 тыс. руб. в месяц?

 

 

Тестовые задания

1. Менеджмент - это:

а) совокупность действий группы людей по выпуску про­дукции;

б) совокупность принципов, методов и средств, с помощью которых субъект управления воздействует на объект для достижения определенной цели;

в) целенаправленное воздействие на человека;

г) процессы организации и планирования;

д) методы и средства для достижения плана.

 

2. Ограничение по численности имеет группа:

а) формальная;

б) неформальная.

 

3. Высший уровень управления в организации называется:

а) техническим;

б) управленческим;

в) институциональным.

 

 

Рекомендуемая литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. М.: Гардарика, 1998.

2. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

3. Менеджмент. Учебник / Под ред. В.В..Томилова. – М.: Юрайт – Издат, 2003. – 591с.

4. Менеджмент. Учебник / Под ред. Герчиковой И.Н. – М.: Юнити 2000. – 501с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.72 (0.022 с.)